Решение №9 Решение по делу №9 о нарушении антимонопольного законодатель... от 30 мая 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

Дело №9

Резолютивная часть решения оглашена 20.05.2016 года

Решение изготовлено в полном объеме 23.05.2016 года

г. Ставрополь

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Сапунов Д.Н. – председатель Комиссии, заместитель руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю;

Члены Комиссии:

Пашкова Н.Н. – заместитель начальника отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю;

Хаджебиеков Р.Ш.- государственный инспектор отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства;

Манаенко С.Г. - ведущий специалист-эксперт информационно-аналитического отдела,

рассмотрев дело №9 возбужденное в отношении АО «Монокристалл» по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135 –ФЗ «О защите конкуренции»,

в присутствии <……> представитель АО «Монокристалл» по доверенности №79 от 07.07.2015 года, <……> – без доверенности,

<……> представитель ПАО «Ставропольэнергосбыт» по доверенности 01-10/391 от 30.12.2015 года,

<……> представитель войсковой части 5559 без доверенности

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю поступило обращение в/ч 5559 на действия АО «Монокристалл» по факту отказа в согласовании акта разграничения балансовой и эксплуатационной ответственности сторон.

Ставропольским УФАС России были направлены запросы в адрес АО «Монокристалл» и ПАО «Ставропольэнергосбыт». По результатам анализа было установлено, что АО «Монокристалл» получило в свой адрес договор купли-продажи с приложениями, в том числе акт разграничения балансовой принадлежности сторон.

Акт разграничения балансовой принадлежности сторон АО «Монокристалл» не подписывает, что препятствует заключению договора энергоснабжения электрической энергией в/ч 5559.

На основании изложенного и было возбуждено дело в отношении АО «Монокристалл» по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции».

При рассмотрении дела представитель в/ч 5559 поддержал доводы, изложенные в заявлении. Просит принять меры антимонопольного реагирования.

При рассмотрении дела представитель АО «Монокристалл» пояснил следующее - в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 №861 "Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям" (далее - Постановление №861):

Под актом разграничения балансовой принадлежности электросетей понимается документ, составленный в процессе технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) физических и юридических лиц к электрическим сетям (далее - энергопринимающие устройства), определяющий границы балансовой принадлежности.

Под актом разграничения эксплуатационной ответственности сторон понимается документ, составленный сетевой организацией и потребителем услуг по передаче электрической энергии в процессе технологического присоединения энергопринимающих устройств, определяющий границы ответственности сторон за эксплуатацию соответствующих энергопринимающих устройств и объектов электросетевого хозяйства.

Согласно приведенному понятию, акты разграничения балансовой и эксплуатационной принадлежности оформляются в процессе технологического присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям.

Порядок технологического присоединения регламентирован «Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям», которые согласно п. 2 распространяются на случаи присоединения впервые вводимых в эксплуатацию и ранее присоединенных энергопринимающих устройств.

В соответствии с п. 3 Правил, сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.

Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.

В соответствии с Постановлением №861 - документами о технологическом присоединении являются документы, составляемые в процессе технологического присоединения энергопринимающих устройств, в том числе технические условия, акт об осуществлении технологического присоединения, акт разграничения балансовой принадлежности электросетей, акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон.

Пунктом 6 Правил определено, что заключение договора на технологическое присоединение является обязательным для сетевой организации. При необоснованном отказе или уклонении сетевой организации от заключения договора заинтересованное лицо вправе обратиться в суд с иском о понуждении к заключению договора и взыскании убытков, причиненных таким необоснованным отказом или уклонением. согласование/подписание им акта разграничения балансовой принадлежности электросетей, акта разграничения эксплуатационной ответственности сторон и иных документов, связанных с технологическим присоединением Войсковой части 5559 не представляется возможным.

 В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 27.12.2010 №1172 "Об утверждении Правил оптового рынка электрической энергии и мощности и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам организации функционирования оптового рынка электрической энергии и мощности", участниками оптового рынка признаются: поставщики электрической энергии и мощности и покупатели электрической энергии и мощности, получившие статус субъектов оптового рынка, заключившие обязательные для участников оптового рынка договоры и совершившие иные необходимые для осуществления торговли электрической энергией и мощностью на оптовом рынке действия в соответствии с договором о присоединении к торговой системе оптового рынка;

Согласно п. 5 Правил оптового рынка, - поставщики электрической энергии и (или) мощности и покупатели электрической энергии и мощности участвуют в отношениях купли-продажи электрической энергии и (или) мощности на оптовом рынке после получения в установленном порядке статуса субъекта оптового рынка, участника обращения электрической энергии и (или) мощности на оптовом рынке. При этом поставщики и покупатели заключают обязательные для участников оптового рынка договоры и совершают иные действия для осуществления поставки (покупки) электрической энергии и (или) мощности на оптовом рынке в соответствии с настоящими Правилами и договором о присоединении к торговой системе оптового рынка.

АО «Монокристалл» является субъектом оптового рынка.

В соответствии с п. 8-10 Постановления Правительства №861 - в целях обеспечения исполнения своих обязательств перед потребителями услуг (покупателями и продавцами электрической энергии) сетевая организация заключает договоры с иными сетевыми организациями, имеющими технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства, с использованием которых данная сетевая организация оказывает услуги по передаче электрической энергии (далее - смежные сетевые организации), в соответствии с разделом III Правил. Договор является публичным и обязательным к заключению для сетевой организации. В рамках договора сетевая организация обязуется осуществить комплекс организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей, а потребитель услуг - оплатить их.

В связи с тем, что АО «Монокристалл» не является поставщиком электрической энергии, не обладает статусом энергоснабжающей организации, гарантирующим поставщиком и сетевой организацией, в отношении него отсутствует законодательная обязанность заключать договоры в отношении каждого, кто к нему обратиться (публичный договор ст. 426 ГК РФ).

На основании изложенного АО «Монокристалл» считает, что требование заключить договор энергоснабжения с ПАО «Ставропольэнергосбыт», согласовать акты балансовой и эксплуатационной ответственности с Войсковой частью 5559 является нарушением права АО «Монокристалл» на беспрепятственное осуществление экономической деятельности, навязывание условий экономически и технологически не обоснованных и прямо не предусмотренных действующим законодательством РФ.

При рассмотрении дела представитель ПАО «Ставропольэнергосбыт» пояснил следующее - 22.09.2015 в адрес ПАО «Ставропольэнергосбыт» от войсковая часть 5559 (далее - в/ч 5559) поступило заявление о заключении договора на поставку электрической энергии. Также в данном заявление сообщалось о том, что в/ч 5559 потребляло электроэнергию через электросетевое хозяйство АО «Монокристалл».

Письмом от 01.10.2015 №01/-3/2989 ПАО «Ставропольэнергосбыт» сообщило о готовности заключить договор энергоснабжения с в/ч 5559 и направило в адрес последней договор энергоснабжения с приложениями к нему.

Согласно Протоколу совещания 3-х сторонней встречи по вопросу заключения договора купли-продажи электрической энергии для энергоснабжения в/ч 5559 от 19.10.2015 (далее - Протокол) представителю в/ч 5559 сообщено о ранее проведенной 3-х сторонней встрече в Западных сетях и о принятом решении, о подаче в/ч 5559 заявки на выделение мощности на ПС «Лесная» и отсутствии возможности АО «Монокристалл» в перераспределении собственной мощности и ее увеличении.

В ходе проведения совещания было принято решение о необходимости начальнику КЭС тыла в/ч 5559 проработать вопрос и подать надлежаще оформленным образом заявку в Западные сети на выделение необходимой для обеспечения деятельности в/ч 5559 мощности с ПС «Лесная», без ущемления присоединенной мощности АО «Монокристалл».

Также сообщает, что АО «Монокристалл» является субъектом оптового рынка электрической энергии (мощности) и участвует в торговле электрической энергией (мощностью) на оптовом рынке, в том числе, с использованием группы точек поставки потребления (подстанция «Лесная» фидер 708, фидер 712, фидер 705, фидер 707). Так как данные группы точек поставки зарегистрированы за АО «Монокристалл», соответственно правом покупки электроэнергии по данным точкам, как и правом, распоряжаться ей, обладает лишь АО «Монокристалл».

С учетом изложенного, в целях покупки электроэнергии для нужд в/ч 5559 Общество сопроводительным письмом от 01.10.2015 г. №01-3/2988 направило в адрес АО «Монокристалл» договор купли-продажи электрической энергии с приложениями к нему.

Договорные отношения между ПАО «Ставропольэнергосбыт» и АО «Монокристалл» до настоящего времени не урегулированы.

Рассмотрев и проанализировав представленные материалы дела, заслушав доводы, разъяснения и возражения сторон, Комиссия Ставропольского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства отмечает следующие обстоятельства:

Материалами дела о нарушении антимонопольного законодательства установлено следующее.

Частью 29 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) предусмотрена закупка у единственного поставщика, а именно заключение договора энергоснабжения или договора купли-продажи электрической энергии с гарантирующим поставщиком электрической энергии.

Статьей 38 Федерального закона от 26.03.2003 г. №35-ФЗ «Об электроэнергетике» определено, что субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями.

Основой системы надежного обеспечения потребителей электрической энергией являются надежная схема энергоснабжения и выполнение всех требований правил технической эксплуатации электростанций и сетей, а также наличие на розничных рынках специализированных организаций - гарантирующих поставщиков.

Границы зон деятельности гарантирующих поставщиков в пределах территорий соответствующих субъектов Российской Федерации определяются Правительством Российской Федерации по согласованию с органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации в основных положениях функционирования розничных рынков. В границах зоны деятельности одного гарантирующего поставщика не допускается деятельность других гарантирующих поставщиков. На территории одного субъекта Российской Федерации могут функционировать несколько гарантирующих поставщиков.

Гарантирующим поставщикам при осуществлении хозяйственной деятельности не могут быть предоставлены преимущества по отношению к иным энергосбытовым организациям, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

В отношении любого обратившегося потребителя гарантирующий поставщик обязан самостоятельно урегулировать отношения, связанные с оперативно-диспетчерским управлением, приобретением и передачей электрической энергии обслуживаемым им потребителям, с иными осуществляющими указанные виды деятельности организациями.

Договор, заключаемый гарантирующим поставщиком с потребителем электрической энергии, является публичным.

Пунктом 9 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утв. постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 года №442 так же закреплена норма, что организация, имеющая статус гарантирующего поставщика, осуществляет деятельность в качестве гарантирующего поставщика до присвоения статуса гарантирующего поставщика в соответствующей зоне деятельности другой организации в порядке, определенном в разделе XI настоящего документа.

Гарантирующий поставщик обязан:

заключать договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) с любым обратившимся к нему физическим или юридическим лицом в отношении энергопринимающих устройств, расположенных в границах зоны деятельности гарантирующего поставщика, а также по основаниям и в порядке, которые установлены в настоящем разделе, принимать на обслуживание любого потребителя, энергопринимающие устройства которого расположены в границах зоны деятельности гарантирующего поставщика, в отсутствие обращения потребителя.

ПАО «Ставропольэнергосбыт» является энергосбытовой организацией, осуществляющей продажу электрической энергии потребителям Ставропольского края, в том числе населению.

ПАО «Ставропольэнергосбыт» в настоящее время является гарантирующим поставщиком. В соответствии с постановлением РЭК СК №23 от 16.10.2006 года для него определена зона деятельности на территории Ставропольского края. ОАО «Ставропольэнергосбыт» является гарантирующим поставщиком в административных границах Ставропольского края, за исключением территорий, соответствующих зонам деятельности остальных гарантирующих поставщиков. Географические границы рассматриваемого рынка - г. Ставрополь.

Следовательно, войсковая часть 5559 в силу действующего законодательства договор энергоснабжения электрической энергии может заключить у единственного поставщика, которым является ПАО «Ставропольэнергосбыт».

ПАО «Ставропольэнергосбыт» в свою очередь как гарантирующий поставщик не имеет право отказа в заключении договора энергоснабжения электрической энергии потребителю находящегося в своей зоне действия, которым является войсковая часть 5559.

Войсковой частью 5559 в адрес ПАО «Ставропольэнергосбыт» была направлена заявка о заключении договора энергоснабжения электрической энергии, за исходящим номером 16/892 от 21.09.2016 года.

ПАО «Ставропольэнергосбыт» направило в адрес АО «Монокристалл» письмо от 01.10.2015 года №01-3/2988 (полученное АО «Монокристалл» 09.10.2016 года, согласно уведомления о вручении 35760191012515) следующего содержания.

«В адрес ПАО «Ставропольэнергосбыт» поступило заявление войсковой части 5559 о заключении договора энергоснабжения. Объекты войсковой части присоединены к сетям оборудования АО «Монокристалл» и расположены в зоне действия нашей организации как гарантирующего поставщика электрической энергии. В связи с тем, что ПАО «Ставропольэнергосбыт» не является собственником электрической энергии, поступающей в войсковую часть через сети АО «Монокристалл», для заключения договора с указанным потребителем прошу заключить договор купли-продажи электрической энергии, который направляю для рассмотрения и оформления со стороны АО «Монокристалл». Для заключения договора с в/ч 5559 и оформления приложений к договору прошу в ближайшее время в соответствии с постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 г. №861 оформить акт разграничения балансовой принадлежности сторон с указанием максимальной мощности и акт допуска прибора учета в эксплуатацию, а так же для определения уровня напряжения по договору энергоснабжения с в/ч 5559 предоставить акт разграничения балансовой принадлежности сторон между АО «Монокристалл» и филиал ПАО «МРСК Северного Кавказа» - «Ставропольэнерго».

К письму был приложен договор энергоснабжения на 7-ми листах в 2-х экз., приложения №№7,8,9 – на 5 листах в 2 экз., приложения 1,2,2а,3,4,5,6 к договору (формы) на 11 листах.

АО «Монокристалл» в адрес ПАО «Ставропольэнергосбыт» и войсковой части 5559 15.10.2015 года за исходящим номером 468 было направлено письмо «о договоре» следующего содержания:

«в рамках рассмотрения направленного Вами исх. 01-3/2988 от 01.10.2015 года о заключении договора энергоснабжения объекта в/ч 5559, АО «Монокристалл» выражает обеспокоенность в части законности заключения договора купли-продажи электрической энергии №600146.

Просим Вас, направить представителя ПАО «Ставропольэнергосбыт» на совместное рассмотрение данного договора, во избежание последствий нарушения законодательства РФ и иных нормативно-правовых актов, 19.10.2015 года к 10:00».

ПАО «Ставропольэнергосбыт» письмом от 01.10.2015 года №01-3/2989 в адрес войсковой части 5559 был направлен договор энергоснабжения для подписания со стороны потребителя.

Войсковой частью 5559 02.10.2015 года за исходящим номером 16/941 был направлен для согласования акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон, документы о допуске в эксплуатацию приборов учета. Письмо представителем АО «Монокристалл» было получено 05.10.2015 года.

АО «Монокристалл» на все указанные обращения о согласовании акта разграничения балансовой и эксплуатационной ответственности сторон, ни каким образом не отреагировало, действий направленных на согласование документов не совершило.

Для квалификации действий хозяйствующего субъекта в качестве нарушения указанной статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» необходимо было провести анализ состояния конкуренции на товарном рынке услуг по передаче электрической энергии в границах балансовой принадлежности электрических сетей предприятия с целью выявления хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение в соответствии с административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении заявлений, материалов, дел о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденный приказом Федеральной антимонопольной службы от 25.05.2012 №345.

Информационно – аналитическим отделом Ставропольского УФАС России проведен анализ в соответствии с Порядком проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 №220 и зарегистрированным в Минюсте РФ 2 августа 2010 г. №18026 (далее – Порядок проведения анализа).

Согласно ст. 5 Федерального закона №135 «О защите конкуренции», для определения доминирующего положения хозяйствующего субъекта, необходимо определить рынок определенного товара, дающий возможность хозяйствующему субъекту осуществлять свою деятельность.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 №147 – ФЗ «О естественных монополиях», услуги по передаче электрической энергии относятся к сфере деятельности естественной монополии.

Поскольку АО «Монокристалл» осуществляло свою деятельность по передаче электрической энергии в условиях естественной монополии, Ставропольское УФАС России при установлении доминирования хозяйствующего субъекта руководствовалось п. 1.3 Порядка проведения анализа.

В соответствии с п. 1.3 Порядка проведения анализа по признакам нарушения ст.10 Закона о защите конкуренции субъектом естественной монополии на рынке, функционирующим в условиях естественной монополии, обзор состояния конкурентной среды на товарном рынке должен включать следующие этапы по определению: временного интервала; продуктовых границ товарного рынка; географических границ товарного рынка.

Для проведения обзора состояния конкурентной среды на товарном рынке в качестве исходной информации антимонопольным управлением были использованы данные:

- информации предоставленной хозяйствующими субъектами;

- данные ранее проведенных управлением Федеральной антимонопольной службы исследований состояния конкуренции на рынке реализации электрической энергии (мощности);

- классификаторов и иных нормативных актов.

Согласно п. 2.1 Порядка проведения анализа, временной интервал исследования товарного рынка определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка и доступности информации.

Для целей данного исследования с учетом требований п. 2.2 Порядка проведения анализа необходимо изучение сложившихся характеристик рассматриваемого товарного рынка, т.е. проведение ретроспективного анализа состояния конкурентной среды на товарном рынке и за временной интервал исследования принимается 2014-2015 гг.

Таким образом, ОА «Монокристалл» в соответствии со ст.3 Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях» является хозяйствующим субъектом, в данном случае, осуществляющим деятельность по передаче электрической энергии в условиях естественной монополии. Услуга, по передаче электрической энергии, предоставляемая АО «Монокристалл» в соответствии со ст.3 Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях» не может быть заменена в потреблении другими товарами (услугами).

Ставропольское УФАС России при определении продуктовых границ товарного рынка руководствовалось ст.4 Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях», где указанно, что услуги по передаче электрической энергии являются сферой деятельности субъекта естественной монополии, то есть сферой, в которой отсутствует конкуренция.

Отнесение организаций, осуществляющих передачу электрической энергии, к субъектам естественной монополии обусловлено тем, что ни физическое, ни юридическое лицо не свободно в выборе коммуникаций, к которым оно присоединено, поскольку электрические сети в населённых пунктах прокладываются согласно плану генеральной застройки. Договор на оказание услуг по передаче электроэнергии будет заключаться только с той ресурсоснабжающей организацией, к которой у потребителя имеется технологическое присоединение. Таким образом, у организации, осуществляющей передачу электроэнергии потребителю, возникает монополия на данном рынке.

Таким образом, продуктовыми границами товарного рынка в данном анализе являлись услуги по передаче электрической энергии.

При определении географических границ товарного рынка Ставропольское УФАС России руководствовалось ст. 4 Закона «О защите конкуренции».

Географические границы товарного рынка в соответствии со статьей 4 Закона о защите конкуренции определяют сферу обращения товара (территорию), в границах которой исходя из экономической, технической или иной возможности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

Согласно п. 4.5 Порядка проведения анализа, определение географических границ товарного рынка осуществляется методом установления фактических районов продаж (местоположения приобретателей).

Географические границы рынка связаны с целью исследования. В данном случае целью проведения анализа (исследования) рынка услуг по передаче электрической энергии являлось выявление хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на данном товарном рынке, определение положения на указанном рынке выявленных хозяйствующих субъектов (в том числе доминирования хозяйствующих субъектов).

АО «Монокристалл» осуществляет свою деятельность по передаче электрической энергии в пределах балансовой принадлежности своих электрических сетей.

Таким образом, географическими границами товарного рынка являются географические границы балансовой принадлежности электрических сетей АО «Монокристалл».

АО «Монокристалл» осуществляет свою деятельность по передаче электрической энергии в сфере деятельности естественной монополии. Таким образом, общество занимает доминирующее положение на рынке по передаче электрической энергии в границах балансовой принадлежности своих электрических сетей, АО «Монокристалл» обладает рыночным потенциалом и может оказывать влияние на общие условия обращения товара (услуги) на рынке по передаче электрической энергии.

Факт технологического присоединения энергопринимающих устройств войсковой части к электрическим сетям сетевой организации через объекты электросетевого хозяйства АО «Монокристалл» (точка подключения – в ячейке №17 ЦРП АО «Монокристалл») подтверждается актом балансовой принадлежности сторон, являющейся неотъемлемой частью договора по оказанию услуг на поставку и транзит электрической энергии №002-э за 2012-2014 гг., границами балансовой принадлежности и ответственности между АО «Монокристалл» и войсковой частью 5559 являются: наконечники отходящего высоковольтного кабеля (6 кВ) в ячейке №17 ЦРП. На балансе и в эксплуатации сетевой организации (АО «Монокристалл») находится ячейка №17 ЦРП. На балансе и в эксплуатации войсковой части находятся прибор учета и все электрооборудование помещений.

Согласно части 9 статьи 25 Федерального закона "Об электроэнергетике" обеспечение недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике контролируется в соответствии с данным Федеральным законом, антимонопольным законодательством Российской Федерации и утверждаемыми Правительством Российской Федерации правилами оптового рынка, правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказываемым организациями коммерческой инфраструктур услугам.

Согласно положениям статьи 26 Федерального закона "Об электроэнергетике" технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

Как установлено управлением и не отрицается представителями АО «Монокристалл», что объекты электросетевого хозяйства войсковой части 5559 технологически присоединены к сетям АО «Монокристалл» более 10 лет. Продажа и передача электрической энергии на объекты войсковой части 5559 АО «Монокристалл» осуществлялась все это время. По настоящее время объекты войсковой части технологически присоединены к электрооборудованию АО «Монокристалл».

При этом, в ходе рассмотрения дела ни войсковая часть 5559, ни ПАО «Ставропольэнергосбыт», ни АО «Монокристалл» не представило в управление доказательств изменения схемы электроснабжения войсковой части 5559.

Между ЗАО «Монокристалл» и в/ч 5559 в 2012 году был заключен договор 002-э на оказание услуг на поставку и транзит электрической энергии от 01.01.2012 года. Предметом данного договора является обеспечение согласованных объемов услуг по поставке электрической энергии в соответствии с Приложением №1 «Количество подачи электрической энергии (мощности) по уровням напряжения центров питания». В объем услуг входит эксплуатация всего комплекса сооружений, передаточных устройств и оборудования электроснабжения до границ эксплуатационной ответственности сторон, которая оформляется двухсторонним актом и является неотъемлемой частью настоящего договора. Потребитель заявляет и оплачивает услуги поставки электрической энергии, а так же транзит электрической энергии согласно Приложению №4, а поставщик принимает на себя обязательства по предоставлению услуг по поставке через свои электрические сети электрической энергии с показателями качества согласно ГОСТ Р 53333-2008.

Приложением №3 сторонами согласован протокол согласования цены на потребление и транспортировку электроэнергии для потребителей ЗАО «Монокристалл» с 01.01.2012 года равную 3,63 рублей.

Приложением №4 сторонами согласован тариф на транзит электроэнергии для потребителей ЗАО «Монокристалл» с 01.01.2012 года равный 18 коп. кВт/ч.

Аналогичные были заключены между сторонами в 2013-2014 гг., договорные отношения исполнялись в полном объеме.

Данное обстоятельства указывает на то, что условия по электроснабжению войсковой части 5559 сложились длительное время назад, сторонами были согласованны условия о разграничении балансовой принадлежности сторон.

В соответствии с пунктом 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказании этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года №861 (далее - Правила доступа), собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату.

Указанные собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, вправе оказывать услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства после установления для них тарифа на услуги по передаче электрической энергии. В этом случае к их отношениям по передаче электрической энергии применяются положения названных Правил, предусмотренные для сетевых организаций.

Потребители услуг, опосредованно присоединенные к электрическим сетям, оплачивают услуги по передаче электрической энергии в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.

Статьей 3 Федерального закона от 26 марта 2003 года №35-ФЗ "Об электроэнергетике" определено, что территориальная сетевая организация - это коммерческая организация, оказывающая услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети, а в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, - с использованием объектов электросетевого хозяйства или части указанных объектов, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть.

Из приведенных норм в их системной связи следует, что на собственников или законных владельцев энергопринимающих устройств, к которым опосредованно присоединены энергопринимающие устройства иных потребителей электрической энергии, распространяются правила, действующие в отношении сетевых организаций, то есть субъектов, оказывающих услуги по передаче электрической энергии.

Следовательно, лица, владеющие электрооборудованием, к которому фактически присоединено энергопринимающее устройство потребителя электроэнергии, являются субъектами, на которых распространяются правила, действующие в отношении сетевых организаций, функционирующих на розничном рынке электрической энергии. Лица, через электрооборудование которых осуществляется подача электрической энергии иным потребителям, не праве взимать плату за оказание услуг по передаче электроэнергии до установления в отношении них компетентным органом соответствующего тарифа.

В соответствии с частью 4 статьи 26 Федерального закона от 26 марта 2003 года №35-ФЗ "Об электроэнергетике" сетевая организация или иной владелец объектов электросетевого хозяйства, к которым в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства или объекты электроэнергетики, не вправе препятствовать передаче электрической энергии на указанные устройства или объекты и (или) от указанных устройств или объектов, в том числе заключению в отношении указанных устройств или объектов договоров купли-продажи электрической энергии, договоров энергоснабжения, договоров оказания услуг по передаче электрической энергии, и по требованию собственника или иного законного владельца энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики в установленные законодательством Российской Федерации сроки обязаны предоставить или составить документы, подтверждающие технологическое присоединение и (или) разграничение балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства и энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики и ответственности сторон за нарушение правил эксплуатации объектов электросетевого хозяйства. Указанное лицо в установленном порядке также обязано осуществлять по требованию гарантирующего поставщика (энергосбытовой, сетевой организации) действия по введению полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии такими энергопринимающими устройствами или объектами электроэнергетики и оплачивать стоимость потерь, возникающих на находящихся в его собственности объектах электросетевого хозяйства.

Таким образом, как на гарантирующим поставщике лежит обязанность по урегулированию услуг по передаче электрической энергии для потребителя, так и на владельце электросетевого хозяйства, в данном случае АО «Монокристалл» лежит обязанность по предоставлению или составить документы, подтверждающие технологическое присоединение и (или) разграничение балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства и энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики и ответственности сторон за нарушение правил эксплуатации объектов электросетевого хозяйства

В нарушение указанных выше требований, общество, проигнорировав обращение войсковой части 5559 от 02.10.2015 г., так и ПАО «Ставропольэнергосбыт» уклонилось от обязанности предоставить или составить акты разграничения балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства сторон.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего, субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц. Нарушение выразилось в неправомерном отказе от выдачи и оформления акта разграничения балансовой принадлежности сетей и эксплуатационной ответственности сторон.

Так же при уклонении АО «Монокристалл» от оформления акта разграничения балансовой принадлежности сетей и эксплуатационной ответственности сторон не было учтено, что объекты находятся в ведении Минобороны РФ.

Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 23.11.1995 №1173 «О мерах по осуществлению устойчивого функционирования объектов, обеспечивающих безопасность государства» предусмотрено, что ограничение или прекращение отпуска топливно-энергетических ресурсов (электрической и тепловой энергии, газа и воды), оказания услуг связи и коммунальных услуг воинским частям, учреждениям, предприятиям и организациям федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, считается действиями, нарушающими безопасность государства.

Действия связанные с препятствием поставки энергии, поименованных в пункте 1 Указа Президента Российской Федерации от 23.11.1995 №1173 органов, в том числе и военных комиссариатов, квалифицируются данным актом как действия, нарушающие безопасность государства. Причем комиссия отмечает, что запрет на ограничение или прекращение поставки энергии не поставлен в зависимость от исполнения или неисполнения сторонами своих договорных обязательств.

Таким образом, действия АО «Монокристалл» направленные на злоупотребление доминирующим положением на рынке путем уклонения от оформления акта разграничения балансовой принадлежности сетей и эксплуатационной ответственности сторон в рассматриваемом деле влечет для войсковой части угрозу прекращения (ограничения) стабильной подачи ему электрической энергии полностью или частично, могут привести к возникновению угрозы жизни здоровью людей, санитарно-эпидемиологической безопасности, наступления негативных экологических и социальных последствий, и нарушают часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

Признать АО «Монокристалл» нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135 – ФЗ «О защите конкуренции». Нарушение выразилось в неправомерном отказе от выдачи и оформления акта разграничения балансовой принадлежности сетей и эксплуатационной ответственности сторон.

Выдать АО «Монокристалл» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, в связи, с чем в месячный срок с момента получения решения и предписания прекратить нарушение антимонопольного законодательства, а именно: согласовать войсковой части 5559 акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Примечание:

За невыполнения в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны