Решение №9 Заключение об обстоятельствах дела №9 от 16 мая 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

об обстоятельствах дела №9

28 апреля 2016 г.

г. Ставрополь    

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председателя комиссии: - Никитин С.И., руководитель управления;

Членов Комиссии:

Пашкова Н.Н. – заместитель начальника отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства,

Хаджебиеков Р.Ш. – государственный инспектор отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства,

Манаенко С.Г. – ведущий специалист-эксперт информационно-аналитического отдела,

рассмотрев дело №9 по признакам нарушения АО «Монокристалл» (пр-т Кулакова, 4/1, г.Ставрополь, 355035) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135 –ФЗ «О защите конкуренции»,

в присутствии на заседании <……> представителя войсковой части 5559 по доверенности от 21.01.2016 года №26-16/д, <……> представитель ПАО «Ставропольэнергосбыт» по доверенности от 30.12.2015 года №01-10/391, представитель АО «Монокристалл» на рассмотрение дела не прибыл, в материалах дела имеется почтовое уведомление 35500397008376, согласно которого общество 04.04.2016 было получено определение об отложении рассмотрения дела, что указывает на то, что общество было надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения дела.

Руководствуясь статьей 48.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю поступило обращение в/ч 5559 на действия АО «Монокристалл» по факту отказа в согласовании акта разграничения балансовой и эксплуатационной ответственности сторон.

Материалами дела о нарушении антимонопольного законодательства установлено следующее.

Войсковой частью 5559 в адрес ПАО «Ставропольэнергосбыт» была направлена заявка о заключении договора энергоснабжения электрической энергии, за исходящим номером 16/892 от 21.09.2016 года.

ПАО «Ставропольэнергосбыт» направило в адрес АО «Монокристалл» письмо от 01.10.2015 года №01-3/2988 (полученное АО «Монокристалл» 09.10.2016 года, согласно уведомления о вручении 35760191012515) следующего содержания.

«В адрес ПАО «Ставропольэнергосбыт» поступило заявление войсковой части 5559 о заключении договора энергоснабжения. Объекты войсковой части присоединены к сетям оборудования АО «Монокристалл» и расположены в зоне действия нашей организации как гарантирующего поставщика электрической энергии. В связи с тем, что ПАО «Ставропольэнергосбыт» не является собственником электрической энергии, поступающей в войсковую часть через сети АО «Монокристалл», для заключения договора с указанным потребителем прошу заключить договор купли-продажи электрической энергии, который направляю для рассмотрения и оформления со стороны АО «Монокристалл». Для заключения договора с в/ч 5559 и оформления приложений к договору прошу в ближайшее время в соответствии с постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 г. №861 оформить акт разграничения балансовой принадлежности сторон с указанием максимальной мощности и акт допуска прибора учета в эксплуатацию, а так же для определения уровня напряжения по договору энергоснабжения с в/ч 5559 предоставить акт разграничения балансовой принадлежности сторон между АО «Монокристалл» и филиал ПАО «МРСК Северного Кавказа» - «Ставропольэнерго».

К письму был приложен договор энергоснабжения на 7-ми листах в 2-х экз., приложения №№7,8,9 – на 5 листах в 2 экз., приложения 1,2,2а,3,4,5,6 к договору (формы) на 11 листах.

АО «Монокристалл» в адрес ПАО «Ставропольэнергосбыт» и войсковой части 5559 15.10.2015 года за исходящим номером 468 было направлено письмо «о договоре» следующего содержания:

«в рамках рассмотрения направленного Вами исх. 01-3/2988 от 01.10.2015 года о заключении договора энергоснабжения объекта в/ч 5559, АО «Монокристалл» выражает обеспокоенность в части законности заключения договора купли-продажи электрической энергии №600146.

Просим Вас, направить представителя ПАО «Ставропольэнергосбыт» на совместное рассмотрение данного договора, во избежание последствий нарушения законодательства РФ и иных нормативно-правовых актов, 19.10.2015 года к 10:00».

ПАО «Ставропольэнергосбыт» письмом от 01.10.2015 года №01-3/2989 в адрес войсковой части 5559 был направлен договор энергоснабжения для подписания со стороны потребителя.

Войсковой частью 5559 02.10.2015 года за исходящим номером 16/941 был направлен для согласования акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон, документы о допуске в эксплуатацию приборов учета. Письмо представителем АО «Монокристалл» было получено 05.10.2015 года.

АО «Монокристалл» на все указанные обращения о согласовании акта разграничения балансовой и эксплуатационной ответственности сторон, ни каким образом не отреагировало, действий направленных на согласование документов не совершило.

Для квалификации действий хозяйствующего субъекта в качестве нарушения указанной статьи 10 Федерального закона «о защите конкуренции» необходимо было провести анализ состояния конкуренции на товарном рынке услуг по передаче электрической энергии в границах балансовой принадлежности электрических сетей предприятия с целью выявления хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение в соответствии с административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении заявлений, материалов, дел о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденный приказом Федеральной антимонопольной службы от 25.05.2012 №345.

Информационно – аналитическим отделом Ставропольского УФАС России проведен анализ в соответствии с Порядком проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 №220 и зарегистрированным в Минюсте РФ 2 августа 2010 г. №18026 (далее – Порядок проведения анализа).

Согласно ст. 5 Федерального закона №135 «О защите конкуренции», для определения доминирующего положения хозяйствующего субъекта, необходимо определить рынок определенного товара, дающий возможность хозяйствующему субъекту осуществлять свою деятельность.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 №147 – ФЗ «О естественных монополиях», услуги по передаче электрической энергии относятся к сфере деятельности естественной монополии.

Поскольку АО «Монокристалл» осуществляло свою деятельность по передаче электрической энергии в условиях естественной монополии, Ставропольское УФАС России при установлении доминирования хозяйствующего субъекта руководствовалось п. 1.3 Порядка проведения анализа.

В соответствии с п. 1.3 Порядка проведения анализа по признакам нарушения ст.10 Закона о защите конкуренции субъектом естественной монополии на рынке, функционирующим в условиях естественной монополии, обзор состояния конкурентной среды на товарном рынке должен включать следующие этапы по определению: временного интервала; продуктовых границ товарного рынка; географических границ товарного рынка.

Для проведения обзора состояния конкурентной среды на товарном рынке в качестве исходной информации антимонопольным управлением были использованы данные:

- информации предоставленной хозяйствующими субъектами;

- данные ранее проведенных управлением Федеральной антимонопольной службы исследований состояния конкуренции на рынке реализации электрической энергии (мощности);

- классификаторов и иных нормативных актов.

Согласно п. 2.1 Порядка проведения анализа, временной интервал исследования товарного рынка определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка и доступности информации.

Для целей данного исследования с учетом требований п. 2.2 Порядка проведения анализа необходимо изучение сложившихся характеристик рассматриваемого товарного рынка, т.е. проведение ретроспективного анализа состояния конкурентной среды на товарном рынке и за временной интервал исследования принимается 2014-2015 гг.

Таким образом, ОА «Монокристалл» в соответствии со ст.3 Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях» является хозяйствующим субъектом, в данном случае, осуществляющим деятельность по передаче электрической энергии в условиях естественной монополии. Услуга, по передаче электрической энергии, предоставляемая АО «Монокристалл» в соответствии со ст.3 Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях» не может быть заменена в потреблении другими товарами (услугами).

Ставропольское УФАС России при определении продуктовых границ товарного рынка руководствовалось ст.4 Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях», где указанно, что услуги по передаче электрической энергии являются сферой деятельности субъекта естественной монополии, то есть сферой, в которой отсутствует конкуренция.

Отнесение организаций, осуществляющих передачу электрической энергии, к субъектам естественной монополии обусловлено тем, что ни физическое, ни юридическое лицо не свободно в выборе коммуникаций, к которым оно присоединено, поскольку электрические сети в населённых пунктах прокладываются согласно плану генеральной застройки. Договор на оказание услуг по передаче электроэнергии будет заключаться только с той ресурсоснабжающей организацией, к которой у потребителя имеется технологическое присоединение. Таким образом, у организации, осуществляющей передачу электроэнергии потребителю, возникает монополия на данном рынке.

Таким образом, продуктовыми границами товарного рынка в данном анализе являлись услуги по передаче электрической энергии.

При определении географических границ товарного рынка Ставропольское УФАС России руководствовалось ст. 4 Закона «О защите конкуренции».

Географические границы товарного рынка в соответствии со статьей 4 Закона о защите конкуренции определяют сферу обращения товара (территорию), в границах которой исходя из экономической, технической или иной возможности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

Согласно п. 4.5 Порядка проведения анализа, определение географических границ товарного рынка осуществляется методом установления фактических районов продаж (местоположения приобретателей).

Географические границы рынка связаны с целью исследования. В данном случае целью проведения анализа (исследования) рынка услуг по передаче электрической энергии являлось выявление хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на данном товарном рынке, определение положения на указанном рынке выявленных хозяйствующих субъектов (в том числе доминирования хозяйствующих субъектов).

АО «Монокристалл» осуществляет свою деятельность по передаче электрической энергии в пределах балансовой принадлежности своих электрических сетей.

Таким образом, географическими границами товарного рынка являются географические границы балансовой принадлежности электрических сетей АО «Монокристалл».

АО «Монокристалл» осуществляет свою деятельность по передаче электрической энергии в сфере деятельности естественной монополии. Таким образом, общество занимает доминирующее положение на рынке по передаче электрической энергии в границах балансовой принадлежности своих электрических сетей, АО «Монокристалл» обладает рыночным потенциалом и может оказывать влияние на общие условия обращения товара (услуги) на рынке по передаче электрической энергии.

Факт технологического присоединения энергопринимающих устройств войсковой части к электрическим сетям сетевой организации через объекты электросетевого хозяйства АО «Монокристалл» (точка подключения – в ячейке №17 ЦРП АО «Монокристалл») подтверждается актом балансовой принадлежности сторон, являющейся неотъемлемой частью договора по оказанию услуг на поставку и транзит электрической энергии №002-э за 2012-2014 гг., границами балансовой принадлежности и ответственности между АО «Монокристалл» и войсковой частью 5559 являются: наконечники отходящего высоковольтного кабеля (6 кВ) в ячейке №17 ЦРП. На балансе и в эксплуатации сетевой организации (АО «Монокристалл») находится ячейка №17 ЦРП. На балансе и в эксплуатации войсковой части находятся прибор учета и все электрооборудование помещений.

Согласно части 9 статьи 25 Федерального закона "Об электроэнергетике" обеспечение недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике контролируется в соответствии с данным Федеральным законом, антимонопольным законодательством Российской Федерации и утверждаемыми Правительством Российской Федерации правилами оптового рынка, правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказываемым организациями коммерческой инфраструктур услугам.

Согласно положениям статьи 26 Федерального закона "Об электроэнергетике" технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

Между ЗАО «Монокристалл» и в/ч 5559 в 2012 году был заключен договор 002-э на оказание услуг на поставку и транзит электрической энергии от 01.01.2012 года. Предметом данного договора является обеспечение согласованных объемов услуг по поставке электрической энергии в соответствии с Приложением №1 «Количество подачи электрической энергии (мощности) по уровням напряжения центров питания». В объем услуг входит эксплуатация всего комплекса сооружений, передаточных устройств и оборудования электроснабжения до границ эксплуатационной ответственности сторон, которая оформляется двухсторонним актом и является неотъемлемой частью настоящего договора. Потребитель заявляет и оплачивает услуги поставки электрической энергии, а так же транзит электрической энергии согласно Приложению №4, а поставщик принимает на себя обязательства по предоставлению услуг по поставке через свои электрические сети электрической энергии с показателями качества согласно ГОСТ Р 53333-2008.

Приложением №3 сторонами согласован протокол согласования цены на потребление и транспортировку электроэнергии для потребителей ЗАО «Монокристалл» с 01.01.2012 года равную 3,63 рублей.

Приложением №4 сторонами согласован тариф на транзит электроэнергии для потребителей ЗАО «Монокристалл» с 01.01.2012 года равный 18 коп. кВт/ч.

Аналогичные договора между сторонами были заключены между сторонами в 2013-2014 гг., договорные отношения исполнялись в полном объеме.

Данное обстоятельства указывает на то, что условия по электроснабжению войсковой части 5559 сложились длительное время назад, сторонами были согласованны условия о разграничении балансовой принадлежности сторон.

В соответствии с пунктом 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказании этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года N 861 (далее - Правила доступа), собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату.

Указанные собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, вправе оказывать услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства после установления для них тарифа на услуги по передаче электрической энергии. В этом случае к их отношениям по передаче электрической энергии применяются положения названных Правил, предусмотренные для сетевых организаций.

Потребители услуг, опосредованно присоединенные к электрическим сетям, оплачивают услуги по передаче электрической энергии в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.

Статьей 3 Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" определено, что территориальная сетевая организация - это коммерческая организация, оказывающая услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети, а в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, - с использованием объектов электросетевого хозяйства или части указанных объектов, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть.

Из приведенных норм в их системной связи следует, что на собственников или законных владельцев энергопринимающих устройств, к которым опосредованно присоединены энергопринимающие устройства иных потребителей электрической энергии, распространяются правила, действующие в отношении сетевых организаций, то есть субъектов, оказывающих услуги по передаче электрической энергии.

Следовательно, лица, владеющие электрооборудованием, к которому фактически присоединено энергопринимающее устройство потребителя электроэнергии, являются субъектами, на которых распространяются правила, действующие в отношении сетевых организаций, функционирующих на розничном рынке электрической энергии. Лица, через электрооборудование которых осуществляется подача электрической энергии иным потребителям, не праве взимать плату за оказание услуг по передаче электроэнергии до установления в отношении них компетентным органом соответствующего тарифа.

В соответствии с частью 4 статьи 26 Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" сетевая организация или иной владелец объектов электросетевого хозяйства, к которым в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства или объекты электроэнергетики, не вправе препятствовать передаче электрической энергии на указанные устройства или объекты и (или) от указанных устройств или объектов, в том числе заключению в отношении указанных устройств или объектов договоров купли-продажи электрической энергии, договоров энергоснабжения, договоров оказания услуг по передаче электрической энергии, и по требованию собственника или иного законного владельца энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики в установленные законодательством Российской Федерации сроки обязаны предоставить или составить документы, подтверждающие технологическое присоединение и (или) разграничение балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства и энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики и ответственности сторон за нарушение правил эксплуатации объектов электросетевого хозяйства. Указанное лицо в установленном порядке также обязано осуществлять по требованию гарантирующего поставщика (энергосбытовой, сетевой организации) действия по введению полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии такими энергопринимающими устройствами или объектами электроэнергетики и оплачивать стоимость потерь, возникающих на находящихся в его собственности объектах электросетевого хозяйства.

В нарушение указанных выше требований, общество, проигнорировав обращение войсковой части 5559 от 02.10.2015 г., уклонилось от обязанности предоставить или составить акты разграничения балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства сторон.

В соответствии частью 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего, субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Иных обстоятельств, а так же доказательств отсутствия вины в действиях АО «Монокристалл» не установлено.

На основании вышеизложенного, комиссия Ставропольского УФАС России, руководствуясь статьями 23, 39, 40, 41, 48.1 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции», приходит к выводу, что в действиях АО «Монокристалл» имеет место нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции». Нарушение выразилось в неправомерном отказе от выдачи и оформления акта разграничения балансовой принадлежности сетей и эксплуатационной ответственности сторон. 

Связанные организации

Связанные организации не указаны