Решение б/н Решение по делу №92 о нарушении антимонопольного законодател... от 29 сентября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

Дело №92

город Ставрополь

Резолютивная часть решения оглашена - 02.10.2014 года

Решение изготовлено в полном объеме - 13.10.2014 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии – Сапунов Дмитрий Николаевич, заместитель руководителя Ставропольского УФАС России.

Члены Комиссии:

Лазебный Александр Юрьевич – ведущий специалист эксперт отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Ставропольского УФАС России;

Хаджебиеков Руслан Шабанович – государственный       инспектор отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Ставропольского УФАС России.

Рассмотрев дело №92, возбужденное по признакам нарушения администрацией города Ставрополя и комитетом городского хозяйства администрации г. Ставрополя части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции», согласно которой устанавливается запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действие (бездействие) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации,

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю поступило обращение от НП «Союз автоперевозчиков» Ставропольского края» по вопросу организации проведения конкурса на право заключения договора транспортного обслуживания населения г. Ставрополя на маршруте №9М.

По фактам изложенным в жалобе, Ставропольским УФАС России было проведено антимонопольное расследование, по результатам которого было установлено, что действия администрации города Ставрополя и комитета городского хозяйства администрации г. Ставрополя содержат признаки нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в не проведении конкурсных процедур на право заключения договора на транспортное обслуживание населения города Ставрополя на маршруте №9М.

Указанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения настоящего дела.

В ходе рассмотрения дела представитель заявителя доводы, изложенные в заявлении, поддержал. По мнению заявителя, у органов местного самоуправления города Ставрополя отсутствовали правовые основания для заключения договора на осуществление пассажирских перевозок по маршруту №9М без проведения торгов. Заключение таких договоров возможно, в случаях, перечисленных в пункте 8 Постановления администрации города Ставрополя от 23.10.2012 года №3336. Рассматриваемая ситуация свидетельствует об отсутствии оснований для заключения договоров без проведения торгов. Кроме того, в период с момента открытия маршрута и до настоящего времени комитетом городского хозяйства администрации г. Ставрополя были организованы и проведены несколько конкурсов на право заключения транспортного обслуживания населения города Ставрополя, но при этом конкурс на заключение договора по маршруту №9М не проводился.

Представитель администрации г. Ставрополя в устных пояснениях указал, что конкурс на право заключения договора на транспортное обслуживание населения города Ставрополя на городском автобусном маршруте №9м не проводился по причине внесения изменений в связи с постановлением администрации города Ставрополя от 23.04.2014 №1403 «О реорганизации Ставропольского муниципального унитарного троллейбусного предприятия путем присоединения к нему муниципального унитарного автотранспортного предприятия города Ставрополя», в результате которого создано единое транспортное предприятие в городе Ставрополе, располагающее троллейбусами и автобусами большой вместимости (категории МЗ).

Представитель комитета городского хозяйства г. Ставрополя представил письменные объяснения, в которых указал следующее.

Согласно решению Арбитражного суда Ставропольского края по делу №А63-3006/2010 результаты конкурса по отбору хозяйствующих субъектов для заключения договоров транспортного обслуживания населения города Ставрополя на городских автобусных маршрутах были признаны недействительными по лотам №00-27м, №00-05м, 3 00-09м, №00-15м, №00-29м, №00-32м, №00-43м.

В соответствии с п. 7. раздела VIII Положения о порядке проведения конкурса по отбору хозяйствующих субъектов для заключения договоров транспортного обслуживания населения города Ставрополя на городских автобусных маршрутах, утвержденного постановлением главы города Ставрополя от 26.10. 2006 №3606 «О некоторых вопросах транспортного обслуживания населения города Ставрополя на городских автобусных маршрутах» (в редакции от 07.03.2007 №591) (далее - Постановление) в целях беспрепятственного обеспечения населения транспортными услугами был заключен от 30 июня 2011 года №77/369/11-рз срочный договор транспортного обслуживания населения города Ставрополя на городском автобусном маршруте №9м с ОАО «СПАТП - №1» на срок до подведения итогов нового конкурса.

Конкурс не проводился до вступления в силу постановления администрации города Ставрополя от 12.11.2012 №3336 утвердившего новое Положение о проведении конкурса на право заключения договоров транспортного обслуживания населения города Ставрополя на городских автобусных маршрутах.

На основании данного Положения проведено два конкурса в соответствии с постановлениями администрации города Ставрополя от 24.07.2013 №2440 и от 04.12.2013 №4449 «О проведении конкурса на право заключения договоров транспортного обслуживания населения города Ставрополя на городских автобусных маршрутах», в которые лот по маршруту №9м не вошел.

Дальнейшее проведение конкурсов приостановлено в связи с необходимостью изменения действующего Положения.

Внесение изменений необходимо в связи с постановлением администрации города Ставрополя от 23.04.2014 №1403 «О реорганизации Ставропольского муниципального унитарного троллейбусного предприятия путем присоединения к нему муниципального унитарного автотранспортного предприятия города Ставрополя», в результате которого создано единое транспортное предприятие в городе Ставрополе, располагающее троллейбусами и автобусами большой вместимости (категории МЗ).

Рассмотрев материалы дела, выслушав пояснения сторон, комиссия Ставропольского УФАС России установила следующее.

31.12.2013 года в газете «Вечерний Ставрополь» (№241) было опубликовано объявление «О необходимости привлечения хозяйствующих субъектов», в котором Комитет городского хозяйства сообщил о приеме заявлений от хозяйствующих субъектов для заключения срочных договоров на городском автобусном маршруте №9М в целях беспрепятственного обеспечения населения города Ставрополя транспортными услугами в соответствии с Постановлением администрации г. Ставрополя от 23.10.2012 года №3336.

Постановлением администрации города Ставрополя от 04.09.2013 №3009 «Об изменении городского автобусного маршрута №9м «рынок «Нижний» - автовокзал «Северный» были внесены существенные изменения технико-эксплуатационных параметров городского автобусного маршрута. Для обслуживания городского автобусного маршрута после внесения изменений (увеличения протяженности) потребовалось увеличить количество автобусов на 24 единицы. ОАО СПАТП №1 не располагало таким количеством резервных автобусов в период принятия данного постановления.

В соответствии с постановлением администрации города Ставрополя от 23.10.2012 г. №3336 «Об утверждении Положения о проведении конкурса на право заключения договоров транспортного обслуживания населения города Ставрополя на городских автобусных маршрутах», изменениями эксплуатационных параметров маршрута и в целях беспрепятственного обеспечения населения города Ставрополя транспортными услугами комитет городского хозяйства администрации города Ставрополя 31.12.2013 года в газете «Вечерний Ставрополь» разместил объявление о приеме от хозяйствующих субъектов заявлений на право заключения срочного договора транспортного обслуживания населения города Ставрополя на городском автобусном маршруте №9м «рынок «Нижний» - ж/к «Перспективный» (далее - заявления). В течение 10 календарных дней со дня размещения объявления не было подано ни одного заявления от хозяйствующих субъектов.

Комитет городского хозяйства администрации города Ставрополя в этих условиях принял решение о заключении дополнительного соглашения к договору транспортного обслуживания населения города Ставрополя на городском автобусном маршруте №9м от 30.06.2011 №77/369/11-рз на период до подведения итогов планируемого конкурса по соглашению сторон. Дополнительное соглашение от 28.03.2014 №143/14-рз к договору транспортного обслуживания населения города Ставрополя на городском автобусном маршруте №9м от 30.06.2011 №77/369/11-рз было заключено с ОАО «СПАТП №1».

Таким образом, конкурс на право заключения указанного договора не проводился.

В соответствии с п. 2.1 Постановления администрации г. Ставрополя от 29.08.2011 №2423 «Об утверждении Положения об организации транспортного обслуживания населения на территории города Ставрополя» - городские пассажирские перевозки осуществляются по городской маршрутной сети на основании договоров транспортного обслуживания населения города Ставрополя на городских автобусных маршрутах, заключаемых между организатором городских пассажирских перевозок на территории города Ставрополя и победителем по каждому лоту конкурса на право заключения договоров транспортного обслуживания населения города Ставрополя на городских автобусных маршрутах.

Согласно нормативно правовых актов, регулирующих проведение конкурса на право заключения договоров транспортного обслуживания населения города Ставрополя на городских автобусных маршрутах, а именно п.8.1, 8.2 Постановления администрации г. Ставрополя от 23.10.2012 №3336 (ред. от 26.08.2013) "Об утверждении Положения о проведении конкурса на право заключения договоров транспортного обслуживания населения города Ставрополя на городских автобусных маршрутах" - 8.1. в случаях, предусмотренных подпунктами 6.1.1, 6.1.2 и пунктом 7.4 настоящего Положения, администрация города Ставрополя в целях беспрепятственного обеспечения населения города Ставрополя транспортными услугами заключает срочные договоры на соответствующих городских автобусных маршрутах с хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность в сфере пассажирского транспортного обслуживания населения в соответствии с требованиями действующего законодательства (далее - хозяйствующие субъекты). Срочные договоры заключаются в следующих случаях:

если потребность в городских пассажирских перевозках по городскому автобусному маршруту обусловлена обстоятельствами, носящими чрезвычайный характер (вследствие обстоятельств непреодолимой силы);

досрочное расторжение договора;

аннулирование действия лицензии, выданной перевозчику, и (или) иного установленного законодательством Российской Федерации документа, дающего право на осуществление городских пассажирских перевозок перевозчику, обязанному осуществлять транспортное обслуживание населения города Ставрополя по конкретному городскому автобусному маршруту в соответствии с Договором;

приостановление действия лицензии, выданной перевозчику, и (или) иного установленного законодательством Российской Федерации документа, дающего право на осуществление городских пассажирских перевозок перевозчику, обязанному осуществлять транспортное обслуживание населения города Ставрополя по конкретному городскому автобусному маршруту в соответствии с Договором.

Комиссия отмечает, что указанный перечень оснований для заключения договора транспортного обслуживания без проведения торгов является закрытым и расширительному толкованию не подлежит.

Внесение существенных изменений технико-эксплуатационных параметров городского автобусного маршрута не является основанием для заключения дополнительного соглашения с ОАО СПАТП №1 без проведения конкурса на право заключения договора транспортного обслуживания по указанному маршруту №9М. Администрация города Ставрополя и комитет городского хозяйства администрации города Ставрополя до внесения изменений технико-эксплуатационных параметров путем увеличения единиц техники и увеличения графика во время подготовки изменений уже располагали сведениями о необходимости привлечения дополнительных транспортных средств, соответственно имели возможность принять необходимые и достаточные меры для проведения конкурса на право заключения договора транспортного обслуживания по маршруту №9М.

 Таким образом, у администрации города Ставрополя и у комитета городского хозяйства администрации г. Ставрополя было достаточно времени для проведения конкурса на право заключения договора транспортного обслуживания по указанному маршруту №9М.

В результате заключения дополнительного соглашения с ОАО СПАТП №1, общество получило право осуществления перевозок по вновь открытому маршруту в приоритетном порядке, минуя конкурсные процедуры, предусмотренные законом.

Комиссия отмечает, что на момент рассмотрения дела указанная деятельность осуществляется ОАО СПАТП №1 в течение более трех лет, при этом со стороны комитета городского хозяйства администрации города Ставрополя в течение всего этого периода времени не предпринимались меры для проведения конкурса на право заключения договоров транспортного обслуживания населения по указанному маршруту.

Кроме того, на основании постановлений главы города Ставрополя №3006 от 26.10.2006 года и №1186 от 11.05.2007 года был проведен конкурс по отбору хозяйствующих субъектов для заключения договоров транспортного обслуживания населения города Ставрополя, в который вошел маршрут 9М и победителем конкурса было признано ОАО «СПАТП №1». Решением Арбитражного суда Ставропольского края по делу №А63-3006/2010 от 10 сентября 2010 года результаты конкурса по отбору хозяйствующих субъектов для заключения договоров транспортного обслуживания населения города Ставрополя были признаны недействительны. Не смотря на это, комитет городского хозяйства администрации города Ставрополя заключил договор ОАО «СПАТП №1» до повторного проведения конкурсных процедур. Не смотря на решение Арбитражного суда Ставропольского края о признании результатов конкурса недействительными, комитетом городского хозяйства администрации города Ставрополя по настоящее время конкурс не проведен.

Комиссией установлено, что с 2010 года по настоящее время конкурсы на право заключения договоров транспортного обслуживания населения города Ставрополя проводились, но на транспортное обслуживание населения города Ставрополя по маршруту №9М конкурс не проводился.

Доводы ответчика о том, что конкурс не проводился по причине необходимости внесения изменений в нормативные акты, регламентирующие порядок проведения конкурсов на право заключения договоров транспортного обслуживания, комиссией отклоняются, поскольку в настоящее время (равно как и на момент заключения договора от 30.06.2011 №77/369/11-рз) имеются действующие нормативные акты, определяющие порядок проведения конкурсов и заключения таких договоров.

Соответственно, в результате умышленного бездействия комитета городского хозяйства администрации г. Ставрополя, выразившегося в непроведении конкурса на право заключения договора транспортного обслуживания населения по маршруту №9М в городе Ставрополе, договор транспортного обслуживания по указанному маршруту был заключен без проведения торгов, то есть в условиях отсутствия конкуренции.

В результате указанного нарушения один из хозяйствующих субъектов (ОАО СПАТП №1) был поставлен в преимущественное положение по сравнению с другими перевозчиками, и ему были созданы преимущественные условия осуществления хозяйственной деятельности.

Отсутствие надлежащего контроля за исполнением данного постановления со стороны администрации города Ставрополя, а также совмещение должностным лицом, ответственным за осуществление контроля исполнения данного постановления должностей в администрации города Ставрополя и комитете городского хозяйства свидетельствует о том, что указанное нарушение совершено также по вине администрации города Ставрополя, не принявшей необходимых и достаточных мер для осуществления контроля исполнения постановления от 25.12.2013 года №4836. Об этом свидетельствует не только непроведение комитетом городского хозяйства конкурса по маршруту №9М, но и отсутствие сведений о привлечении к ответственности должностных лиц, не исполнивших пункт 3.2 указанного постановления.

Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции», федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Изучив материалы дела и представленные доказательства, комиссия приходит к выводу о том, что факт нарушения действиями администрации города Ставрополя и комитета городского хозяйства администрации г. Ставрополя требований статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», подтвержден имеющимися в материалах дела доказательствами.

 Учитывая вышеизложенное, руководствуясь статьями 10, 49 Федерального закона РФ от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции», комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать администрацию города Ставрополя нарушившей часть 1 статьи 15 ФЗ-135 «О защите конкуренции». Нарушение выразилось в не проведении конкурсных процедур на право заключения договора на транспортное обслуживание населения города Ставрополя на маршруте 9М.

2. Признать комитет городского хозяйства администрации города Ставрополя нарушившим часть 1 статьи 15 ФЗ-135 «О защите конкуренции». Нарушение выразилось в непроведении конкурса на право заключения договора транспортного обслуживания населения по маршруту №9М в городе Ставрополе.

3. Выдать администрации города Ставрополя и комитету городского хозяйства администрации города Ставрополя предписание об устранении нарушений, а именно:

- провести конкурс на право заключения договоров транспортного обслуживания населения города Ставрополя на городском автобусном маршруте №9М.

- срок исполнения предписания – до 30.12.2014 года.

 

Примечание:

За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны