Решение б/н Решение по делу № 11 от 11 августа 2011 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

г. Ставрополь

В полном объеме решение изготовлено 08 апреля 2011 года

по делу № 11

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председателя комиссии: Никитин С.И.  – руководитель управления.

Члены комиссии: Кузьмин С.В. – специалист 1 разряда отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю;

Пашкова Н.Н. – и.о. главного специалиста-эксперта отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю,

рассмотрев дело №11 по признакам нарушения ОАО «Ставропольгоргаз» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о конкуренции, закона),

УСТАНОВИЛА:

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по многочисленным обращениям жителей города Ставрополя на высокую стоимость услуги ОАО «Ставропольгоргаз» по монтажу газового прибора учета на основании ст. 23,25 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» были запрошены письменные объяснения, и материалы.

Согласно представленных письменных пояснений и материалов ОАО «Ставропольгоргаз» было установлено следующее.

Согласно выписки из Прейскуранта №2 ОАО «Ставропольгоргаз» на строительно-монтажные работы, утвержденных приказом №135-П от 04.05.2010 года стоимость работ по монтажу бытового счетчика на существующем газопроводе с опрессовкой и пуском газа составляет 5491,85 рублей. Предварительный анализ цен на услугу по монтажу бытового счетчика на газопроводе с опрессовкой и пуском газа на территории Ставропольского края показал, что цена в размере 5491,85 рублей, является самой высокой на территории Ставропольского края.

В соответствии со  статьи 6 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» определено,  что монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (для его обозначения введено юридико-техническое сокращение "сопоставимый товарный рынок"), при наличии такого рынка на территории России или за ее пределами, в том числе установленная:

1) путем повышения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия: а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, остались неизменными или их изменение не соответствует изменению цены товара; б) состав продавцов или покупателей товара остался неизменным либо изменение состава продавцов или покупателей товара является незначительным; в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, остались неизменными или их изменение несоразмерно изменению цены товара;

2) путем поддержания или неснижения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия: а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, существенно снизились; б) состав продавцов или покупателей товара обусловливает возможность изменения цены товара в сторону уменьшения; в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, обеспечивают возможность изменения цены товара в сторону уменьшения.

Таким образом, в действиях ОАО «Ставропольгоргаз» усматриваются признаки нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции».

На основании изложенного было возбуждено дело №11 отношении ОАО «Ставропольгоргаз» по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции», в части установления монопольно высокой цены на монтаж бытового счетчика на существующем газопроводе с опрессовкой и пуском газа.

К рассмотрению дела была привлечена Региональная тарифная комиссия Ставропольского края.

При рассмотрении дела представители ОАО «Ставропольгоргаз» пояснили следующее – ОАО «Ставропольгоргаз» осуществляет деятельность по техническому обслуживанию газоиспользующего оборудования, по газификации объектов строительства и иные виды деятельности в соответствии с действующим законодательством, в том числе работы по демонтажу и установке приборов учета газа, их замене, поверке и последующему монтажу.

Стоимость услуг на монтаж бытового счетчика газа на существующем газопроводе с опрессовкой и пуском газа, определяется согласно, утвержденных исполнительным директором прейскуранта цен (приказами №305-П от 31.12.2008г., №135-П от 04.05.2010 г., № 18-П от 02.02.2011 г.), сформированного на основании «Примерного прейскуранта на услуги газового хозяйства по техническому обслуживанию и ремонту газораспределительных систем», разработанного ОАО «ГИПРОНИИГАЗ» (утвержден приказом ОАО «Росгазификация» от 20.06.2001г.) и рекомендованного к использованию газораспределительными организациями  при  оказании услуг по эксплуатации газораспределительных систем.

При расчете цены на услуги по монтажу бытового счетчика газа на существующем газопроводе с опрессовкой и пуском газа учитываются себестоимость единицы работ, принятый уровень рентабельности и налог на добавленную стоимость (НДС) в размере 18%.

Учитывая такой способ формирования стоимости услуги на монтаж бытового счетчика газа на действующем газопроводе с опрессовкой и пуском газа, калькулирование себестоимости (калькуляция затрат с расшифровкой всех составляющих) на услуги по установке прибора учета газа не производится. Так же не определяется состав и не производится расчет накладных расходов включенных в цену на данный вид услуг.

Себестоимость услуг определена путем умножения фонда оплаты труда (ФОТ) на расчетный коэффициент.

Фонд оплаты труда равен произведению часового фонда оплаты труда (в рублях) на трудоемкость этого вида работ. Трудоемкость выполнения работ установлена в человеко-часах на единицу измерения объема работ, в соответствии с имеющимися в отрасли типовыми нормами, с учетом соблюдения условий труда, предусмотренных «Правилами безопасности в газовом хозяйстве» и «Правилами технической эксплуатации и требованиями безопасности труда в газовом хозяйстве РФ», с учетом современного уровня техники, технологий и организации производства и труда.

Квалификационный состав исполнителей (электрогазосварщик-врезчик 4 разряда, слесарь 4 разряда) определен на основе общероссийских классификаторов занятий, видов экономической деятельности, профессий рабочих, служащих и тарифных разрядов.

Размер часовой тарифной ставки, на услуги по монтажу бытового счетчика газа сформирован из фактически сложившегося уровня фонда оплаты труда исполнителей за 2009 год.

ФОТ работников ОАО «Ставропольгоргаз» формируется на основании Отраслевого тарифного соглашения по газораспределительным организациям Ставропольского края и Коллективного договора ОАО «Ставропольгоргаз». В соответствии с вышеперечисленными нормативными актами ФОТ работников сформирован из следующих составных частей:

- тарифной составляющей (тарифная ставка), которая рассчитывается исходя из минимальной месячной тарифной ставки рабочего первого разряда, с учетом коэффициента особенностей работ 1,4 с учетом девятнадцатиразрядной тарифной сетки в зависимости от сложности труда и квалификации работников, премия за основные результаты производственно-хозяйственной деятельности в размере не менее 50% тарифной составляющей ФОТ. Премия начисляется с учетом доплат и надбавок, в соответствии с действующим законодательством;

вознаграждение за выслугу лет (за стаж работы) - в размере не менее 15% тарифной составляющей ФОТ; вознаграждение по итогам работы  за год - в размере не менее 33% тарифной составляющей ФОТ.

Расчетный коэффициент, определяющий величину себестоимости услуг учитывает: дополнительную заработную плату, включающую оплату очередных и дополнительных отпусков в доле от ФОТ; величину страховых взносов и тарифов, определенных действующим законодательством в доле от ФОТ; величину накладных расходов в доле от ФОТ.

Таким образом, расчетный коэффициент, определяющий величину себестоимости услуг, равен: (1,0+0,1) к (1,0+Х)+У=2 где за 1,0 принят размер ФОТ; 0,1 - величина дополнительной заработной платы в доле от ФОТ; Х~ величина страховых взносов в доле от ФОТ;  У - величина накладных расходов в доле от ФОТ; 2- расчетный коэффициент, определяющий величину себестоимости.

По данным обследования ОАО «ГИПРОНИИГАЗ» величина накладных расходов определена в размере 196,2% к ФОТ в среднем по отрасли.

В таблице 1 приведена динамика изменений расходов, включенных в стоимость услуги на монтаж бытового счетчика газа на существующем газопроводе с опрессовкой и пуском газа за 2008-2011 гг.

Таблица 1 

Наименование

2008г.

2009г.

2010г.

2011г.

Тарифная ставка рабочего 1-го разряда с учетом коэффициента особенностей работ (руб.)

3570

4900

5540

6090

Величина   страховых   взносов   и   тарифов   на обязательное     социальное страхование от несчастных случаев на производстве, %

26,2

26,2

26,2

34,8  

Величина накладных расходов в доле от ФОТ,%

84,9

85,8

196,2

196.2

Размер рентабельности к себестоимости, %

10

10

25

10 - (для льготной категории населения)

НДС, %

18

18

18

18

Меры государственного регулирования в области ценообразования на услуги по монтажу бытового счетчика газа на существующем газопроводе с опрессовкой и пуском газа не применяются. Соответственно в период с 2008 по 2011 годы изменений мер государственного регулирования не происходило. В настоящее время законодательство РФ вообще не предусматривает государственное регулирование цен на данный вид работ (услуг). Изменения коснулись размеров страховых взносов и страховых тарифов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, начисляемых на фонд оплаты труда. Так, в период 2008-2010гг величина страховых взносов была равна 26% (федеральные законы от 24.07.2009 №№ 212-ФЗ, 213-ФЗ), а размер страховых тарифов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - 0,2% (федеральный закон от 22.12.2005г. №79-ФЗ).

С 01.01.2011г. величина страховых взносов равна 34% (часть 2 статьи 12 Федерального закона от 24.07.2009г. №212-ФЗ, вступившая в силу 01.01.2011г.), размер страховых тарифов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний 0,8% (федеральный закон от 22.12.2005г. №179-ФЗ). В период с 2008-2011гг. размер налога на добавленную стоимость (18%) не изменялся.

Стоимость   включенных   затрат   на   выполнение   услуги   по   монтажу бытового счетчика газа на существующем газопроводе с опрессовкой и пуском газа динамике 2008-2011гг. отражена в таблице. 

№ п/п

Наименование

2008г.

2009г.

2010г

2011г.

с 02.02.2011

2011г.

Для ЛЬГОТНОЙ

категории граждан

1.

Себестоимость, руб.

1 126,73

1 424,09

3 723,29

2 734,92

2 734,92

 

- ФОТ исполнителей, руб.

509,60

641,48

1111,43

793.88

793,88

 

- накладные расходы, руб.

432,65

550,39

2180,63

1 557,59

1 557,59

 

- страховые взносы, руб.

133,52

168,07

291,19

276,27

276,27

 

- дополнительная заработная плата в доле от ФОТ (10%), руб.

50,96

64,15

140,04*

107.18**

107,18**

2.

Прибыль (рентабельность), Руб.

112,67

142,41

930,82

683,73

273,50

3.

Цена без НДС, руб.

1 239,4

1 566,5

4654,1

3418,65

3 008,42

4.

НДС, 18%, руб.

223,09

281,97

837,74

615,36

541,51

5.

Цена с НДС, руб.

1 462,50

1 848,47

5 491,85

4 034,01

3 549,93

 *с учетом страховых взносов и страховых тарифов (26,2%);

 **с учетом страховых взносов и страховых тарифов (34,8%).

ОАО «Ставропольгоргаз» так же указало, что с 02 февраля 2011 года, ОАО «Ставропольгоргаз», за счет использования современных материалов и внедрения новых технологий, удалось уменьшить размер трудозатрат на работы по монтажу газового счетчика до 2,5 чел/час, что позволило снизить и общую стоимость работ.

ОАО «Ставропольгоргаз» не может согласиться с выводами Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю относительно доминирующего положения предприятия на рынке услуг по монтажу приборов учета газа на действующем газопроводе. Указанную деятельность вправе осуществлять организация, допущенная в установленном порядке и имеющая свидетельство о членстве в СРО (на территории города Ставрополя более 30шт.). Ранее в Ваш адрес направлялись сведения о количестве приборов учета установленных этими хозяйствующими субъектами, которые по различным причинам (в основном, из-за больших трудозатратах и малой рентабельности), не осуществляют работы по монтажу газовых счетчиков населению по индивидуальным заказам. Не желание таких организаций производить работы по монтажу приборов учета, не может ложиться в основу выводов УФАС по СК о монополизации ОАО «Ставропольгоргаз» указанного выше рынка услуг.

При этом, Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю не произведен сравнительный анализ стоимости работ по установке населению газовых счетчиков по индивидуальным заказам, проводимых ОАО «Ставропольгоргаз» и иными организациями в городе Ставрополе, допущенными в установленном порядке к оказанию таких услуг.

Рассмотрев материалы дела, и выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, комиссия установила следующее.

Товарный рынок по монтажу (установке) и демонтажу приборов учета газа по индивидуальному заявлению граждан рассмотрен в пределах административных границ города Ставрополя.

ОАО «Ставропольгоргаз» в 2009 году на рынке услуг по монтажу и демонтажу приборов учета газа по индивидуальному заявлению граждан имеет долю 73,7%; в 2010 году –  90,9% соответственно.

Исследуемый рынок характеризуется преодолимыми барьерами, которые связаны, в основном, с уже установившимися связями между хозяйствующими субъектами, оказывающими услуги по монтажу и демонтажу приборов учета газа по индивидуальному заявлению граждан и потребителями этих услуг. ОАО «Ставропольгоргаз» имеет бесспорное преимущество на исследуемом рынке. Барьеры преодолимы, что косвенно подтверждается появлением новых хозяйствующих субъектов на данном рынке, хотя доли их невелики. 

Рассматриваемый рынок высококонцентрированный, CR-3>70%, HHI>2000.

Рынок услуг по монтажу и демонтажу приборов учета газа по индивидуальному заявлению граждан является высококонцентрированным и относится к рынку с неразвитой конкуренцией. Несмотря на это появление новых хозяйствующих субъектов на данном рынке показывает, что конкуренция развивается.

На сегодняшний день на рынке услуг по монтажу и демонтажу приборов учета газа конкуренция развита слабо, в основном это связанно с исторически сложившимися  связями между хозяйствующими субъектами и потребителями услуг по монтажу (установке) и демонтажу приборов учета газа. ОАО «Ставропольгоргаз» занимает доминирующее положение на данном рынке с долей на рынке в 2009 году 74,3%; в 2010 году –  91,6% соответственно. Кроме того, потребитель, прежде чем установить газовый счетчик, обязан обратиться с заявлением об установке прибора учета газа в газораспределительную организацию – ОАО «Ставропольгоргаз», поскольку только сотрудники ГРО имеют право на отключение и пуск газа. ОАО «Ставропольгоргаз» обладает рыночным потенциалом и способно оказывать влияние на общие условия обращения товара (услуги) на рассматриваемом рынке.

Согласно выписки из Прейскуранта №2 ОАО «Ставропольгоргаз» на строительно-монтажные работы, утвержденных приказом №135-П от 04.05.2010 года стоимость работ по монтажу бытового счетчика на существующем газопроводе с опрессовкой и пуском газа составляет 5491,85 рублей.

На момент рассмотрения дела 28 марта 2011 года ОАО «Ставропольгоргаз» согласно выписки из Прейскуранта №2 ОАО «Ставропольгоргаз» на строительно-монтажные работы, утвержденных приказом №18-П от 02.02.2011 года стоимость работ по монтажу бытового счетчика на существующем газопроводе с опрессовкой и пуском газа составляет 4034,01 рублей, а для льготной категории населения 3549,93 рублей.

Согласно письменного пояснения РТК СК за исходящим номером от 10.03.2011 года №р-03-05/560 РТК СК было отмечено, что в отношении вида работ «монтаж бытового газового счётчика на существующем газопроводе с опресовкой и пуском газа» комиссией РТК СК были рекомендованы следующие предельные максимальные цены (без учёта стоимости счётчика): на 2010 год – 1399,75 рублей, на 2011 год – 1707,28 рублей с учетом НДС. По результатам анализа расчёта стоимости работ, выполненного ОАО «Ставропольгоргаз» на 2010 год, РТК СК считает необходимым отметить следующее.

Организацией применён часовой фонд оплаты труда слесаря 4 разряда в размере 157,76руб.. Поскольку среднемесячный фонд рабочего времени со­ставлял в 2010 году 165,6 час (определён путём деления на 12 месяцев годового фонда рабочего времени 1 987 час), указанный часовой фонд оплаты труда со­ответствует среднемесячной заработной плате 26 125 руб. Это в 1,6 раза выше месячной заработной платы слесаря 4 разряда в размере 15 878 руб., опреде­лённой в соответствии с требованиями ОТС с учётом фактических квартальных индексов потребительских цен в Российской Федерации по данным Федераль­ной службы государственной статистики за 2010 год.

Кроме того, организацией применена величина накладных расходов в размере 1,962 от фонда оплаты труда со ссылкой на пункт 1.2.2 методических указаний по использованию Прейскуранта. Названным пунктом определено, что в накладные расходы включаются, в том числе расходы на приобретение вспомогательных материалов.

В целом цена услуги по монтажу бытового газового счётчика на сущест­вующем газопроводе с опрессовкой и пуском газа, утверждённая приказом ОАО «Ставропольгоргаз» от 04.05.2010 № 135-П в размере 5491,85руб., в 3,9 раза превышает предельную максимальную цену, предложенную РТК Ставропольского края на 2010 год.

В результате выборочного анализа Комиссией Ставропольского УФАС России калькуляций иных газораспределительных организаций, оказывающих услуги по монтажу приборов учета газа путем сопоставления цен на указанные услуги, было установлено:

Стоимость работ по рассматриваемой услуги на территории Волгоградской области составляет от 1822 руб. до 2733 рублей.

Стоимость услуги на территории Ростовской области монтаж бытового газового счётчика на существующем газопроводе с опресовкой и пуском газа, составляет от 1559,03 – 3304,47 рублей.

Стоимость услуги на монтаж бытового газового счётчика на существующем газопроводе с опресовкой и пуском газа на территории Ставропольского края в отношении которых ОАО «Ставрополькрайгаз» осуществляет функции единоличного исполнителя установлена следующим образом:  

№№

Наименование ГРО

Стоимость услуги (руб.) 

1.

ОАО «Ставропольгоргаз»

5491,85

2.

ОАО «Пятигорскгоргаз»

2025,9

3.

ОАО «Кисловодскгоргаз»

139,33-216,19 (пуск наладка)

Оформление ИТД 51,73-677,14

4.

ОАО «Ессентукигоргаз»

Проектирование  638,94

Тех. надзор 266,64

5.

ОАО «Железноводскгоргаз»

1972,58

6.

ОАО «Минераловодская газовая компания»

Стоимость услуги с выполнением работ и ИТД – 5832,60

7.

ОАО «Георгиевскмежрайгаз»

1394,34

8.

ОАО «Буденновскгазпромбытсервис»

1694,60

9.

ОАО «Александровскрайгаз»

1783,1

10.

ОАО «Андроповскрайгаз»

1816,6

11.

ОАО «Апанасенкирайгаз»

1138,6

12.

ОАО «Арзгиррайгаз»

1709,4

13.

ОА «Благодарненскрайгаз»

1833,8

14.

ОАО «Грачевскрайгаз»

Вся работа 3604,08

15.

ОАО «Изобильненскрайгаз»

1795,25

16.

ОАО «Ипатоворайгаз»

 

17.

ОАО «Новопавлосвкрайгаз»

1181,79

18.

ОАО «Кочубеевкрайгаз»

2376

19.

ОАО «Красногвардейскрайгаз»

1377,80

20.

ОАО «Курскаямежстройгаз»

1378,56

21.

ОАО «Левокумскрайгаз»

1304,2

22.

ОАО «Нефтекумскрайгаз»

688,3

23.

ОАО «Новопавловскрайгаз»

1461,8

24.

ОАО «Новоселицкрайгаз»

По локальной смете, с каждым потребителем индивидуально

25.

ОАО «Светлоградрайгаз»

По локальной смете, с каждым потребителем индивидуально

26.

ОАО «Предгорныйрайгаз»

3207,37

27.

ОАО «Зеленокумскрайгаз»

1399,8

28.

ОАО «Степновскрайгаз»

1846,4

29.

ОАО «Труновскрайгаз»

2043,62

30.

ОАО «Туркменскрайгаз»

1399,95

Таким образом, цена на услуги по монтажу приборов учета газа  ОАО «Ставропольгоргаз» превышает цену, которая установлена другими газораспределительными организациями. Среднестатистическая цена на услугу по монтажу газового счетчика составляет в среднем около 1700 рублей.

Согласно информации, представленной  ОАО «Ставропольгоргаз» стоимость услуг по монтажу газовых счетчиков рассчитывается в соответствии с «Примерным  прейскурантом цен на услуги газового хозяйства по техническому обслуживанию и ремонту газораспределительных систем», разработанного ОАО «Гипрониигаз» и утвержденного 20.06.2001 г. ОАО «Росгазификация» (далее – Прейскурант).

Однако при расчете стоимости работ по монтажу бытового счетчика на существующем газопроводе с опрессовкой и пуском газа на  ОАО «Ставропольгоргаз»  произведено с процентом рентабельности 25, а для льготной категории населения с процентом рентабельности 10.

Пунктом 1.3. Методики расчета цен  Методических указаний по использованию Примерного прейскурант на услуги газового хозяйства по техническому обслуживанию и ремонту газораспределительных систем,  Примерного прейскуранта на услуги газового хозяйства по техническому обслуживанию и ремонту газораспределительных систем, утв. Приказом ОАО "Росгазификация" от 20.06.2001 N 35. определено, что в стоимость платных услуг, оказываемых населению, заложен уровень рентабельности в размере 10% к себестоимости и 25% - при оказании услуг предприятиям.

В соответствии с ч. 1 ст. 6 Закона запрещается установление,  поддержание занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом монопольно высокой цены товара.

Монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (далее - сопоставимый товарный рынок), при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами, в том числе установленная:

1) путем повышения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:

а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, остались неизменными или их изменение не соответствует изменению цены товара;

б) состав продавцов или покупателей товара остался неизменным либо изменение состава продавцов или покупателей товара является незначительным;

в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, остались неизменными или их изменение несоразмерно изменению цены товара;

2) путем поддержания или неснижения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:

а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, существенно снизились;

б) состав продавцов или покупателей товара обусловливает возможность изменения цены товара в сторону уменьшения;

в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, обеспечивают возможность изменения цены товара в сторону уменьшения.

С учетом вышеизложенного, установленная ОАО «Ставропольгоргаз» стоимость услуги по монтажу приборов учета газа в размере 4034,01 руб. превышает сумму необходимых расходов и прибыли.

Включение ОАО «Ставропольгоргаз» в стоимость услуги для населения рентабельность 25 % выше установленного Прейскурантом, свидетельствует о том, что  стоимость услуг по монтажу газовых счетчиков превышает сумму необходимых для производства и реализации таких услуг  расходов и прибыли. Данный факт содержит в себе признаки нарушения п. 1 ч. 1 ст. 10 Закона.

Уровень накладных расходов, которые включают в себя общехозяйственные и общепроизводительные расходы, амортизационные отчисления, транспортные расходы, затраты, связанные с приобретением вспомогательных материалов, составляют 196,2%  от трудозатрат. При анализе расчета цен в предыдущие периоды работы ОАО «Ставропольгоргаз» при расчете цен на услугу по монтажу  прибора учета на существующем газопроводе с опрессовкой и пуском газа размер накладных расходов был определен в размере 84,9% в 2008 году, 85,8% в 2009 году, что позволяла предприятию оказывать услугу и получать за выполнение ее необходимую прибыль.  Доказательств убыточности для ОАО «Ставропольгоргаз» выполнения данной услуги в пределах накладных расходов в размере 84,9% в 2008 году, 85,8% в 2009 году комиссией Ставропольского УФАС России не установлено. Таким образом, можно сделать вывод о том, что установленный ОАО «Ставропольгоргаз» размер накладных расходов в размере 196,2 %, не отражает фактически необходимые затраты предприятия на выполнение работ по услуге по монтажу  прибора учета на существующем газопроводе с опрессовкой и пуском газа. ОАО «Ставропольгоргаз» данное обстоятельно ни чем не подтвердил.

В тоже время, ОАО «Ставрополькрайгаз» как на  2010 год, так и на 2011 год при обращении в Региональную тарифную комиссию Ставропольского края для согласования предельных розничных цен на услуги газораспределительных организаций Ставропольского края по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования, в том числе стоимости работ по монтажу бытового счетчика на существующем газопроводе с опрессовкой и пуском газа, оказываемые населению Ставропольского края, исходило из размера накладных расходов ниже, чем рассчитано ОАО «Ставропольгоргаз».  

Согласно пояснительной записки ОАО «Ставрополькрайгаз» к расчету предельных розничных цен на услуги газораспределительных организаций Ставропольского края по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования населения размер накладных расходов предусматривался ОАО «Ставрополькрайгаз» в 2010 году в размере 70 % исходя из сложившихся за три последних отчетных периодов, а на 2011 год накладные расходы в размере 42,8 % (расчет накладных расходов проведен на основании расчета услуги транспортировки газа ОАО «Ставрополькрайгаз» на 2011 год.

После рассмотрения предложений ОАО «Ставрополькрайгаз» Региональная тарифная комиссия Ставропольского края произвела расчеты, при включении в цены накладных расходов 38,2% на 2010 год, и 43,37% на 2011 год.

Следовательно, ОАО «Ставрополькрайгаз» как управляющая организация газораспределительных организаций края, в том числе и для ОАО «Ставропольгоргаз», при расчете предельных тарифов на услуги по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования, в том числе стоимости работ по монтажу бытового счетчика на существующем газопроводе с опрессовкой и пуском газа, оказываемые населению Ставропольского края определила как достаточный размер накладных расходов для выполнения данной услуги в размере 42,8% на 2011 год. 

Одним из признаков определения монопольно высокой цены в соответствии со ст. 6 Закона,  если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли.

Следовательно, определяя предельные цены на услуги по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования, в том числе стоимости работ по монтажу бытового счетчика на существующем газопроводе с опрессовкой и пуском газа, оказываемые населению Ставропольского края, ОАО «Ставрополькрайгаз» определила размер накладных расходов достаточных в размере 42,8%.

Нормы времени, количественный состав исполнителей ОАО «Ставропольгоргаз» соответствует Прейскуранту. Единый социальный налог (в размере 38,4%) установлен в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

Согласно письменного пояснения ОАО «Ставропольгоргаз» от10.03.2011 года за исходящим номером 10-544 расчет цены на услугу ОАО «Ставропольгоргаз» произвел от сценарных требований к производственной деятельности предприятия со стороны организаций, имеющих право давать обязательные для исполнения указания, управляющей компании в 2011 году. В тоже время управляющая компания ОАО «Ставрополькрайгаз» определило предельную цену на услуги по монтажу газового счетчика на существующем газопроводе с опрессовкой и пуском газа на 2011 год в размере 1736,48 руб.

Расчет так же ОАО «Ставрополькрайгаз» был произведен на основании «Примерного  прейскуранта цен на услуги газового хозяйства по техническому обслуживанию и ремонту газораспределительных систем», разработанного ОАО «Гипрониигаз» и утвержденного 20.06.2001 г. ОАО «Росгазификация». Таким образом, как ОАО «Ставрополькрайгаз» так ОАО «Ставропольгоргаз» использовали одну и туже  методику расчета цены. При этом, расчет ОАО «Ставрополькрайгаз» более экономически доказан, чем примененный расчет ОАО «Ставропольгоргаз».

Выслушав доводы сторон, изучив материалы дела, Комиссия пришла к следующим выводам.

Оказание услуг по монтажу приборов учета газа при установленной стоимости в размере 1736,48 руб. является экономически обоснованной, что подтверждается как  управляющей компанией ОАО «Ставрополькрайгаз», так и содержится в выводах РТК СК, а так же материалами дела №11. ОАО «Ставропольгоргаз» при выполнении услуги по монтажу газового прибора учета на существующем газопроводе с опрессовкой и пуском газа при экономическом расчете цена на услугу в размере 1736,48 рублей безубыточно осуществлять услугу.

В результате полного и всестороннего изучения обстоятельств данного дела, Комиссия пришла к выводам о том, что ОАО «Ставропольгоргаз» нарушен п.1 ч.1 ст.10 Закона в части установления монопольно высокой цены на услугу по монтажу приборов учета газа для населения на территории г. Ставрополя.

В ходе рассмотрения дела, изучив материалы и заслушав доводы сторон, Комиссия пришла к выводу, что в действиях ОАО «Ставропольгоргаз» дополнительно усматриваются признаки нарушения пункта 6 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года «О защите конкуренции», а именно:

Согласно выписки из Прейскуранта №2 ОАО «Ставропольгоргаз» на строительно-монтажные работы, утвержденных приказом №18-П от 02.02.2011 года стоимость работ по монтажу бытового счетчика на существующем газопроводе с опрессовкой и пуском газа составляет 4034,01 рублей, а для льготной категории населения 3549,93 рублей. Таким образом, ОАО «Ставропольгоргаз» на одну и туже услугу «монтаж бытового газового счётчика на существующем газопроводе с опрессовкой и пуском газа» установлена различная цена, разделив категорию потребителя «население» на население и льготную категорию населения.

ОАО «Ставропольгоргаз» при рассмотрении дела пояснило данное обстоятельство тем, что предприятием было учтена социальная направленность предприятия, ОАО «Ставропольгоргаз» сочло возможным, с февраля 2011 года предоставлять социально незащищенным категориям граждан скидку при оплате стоимости работ по установке прибора учета газа. По мнению ОАО «Ставропольгоргаз», а так же с учетом законодательства РФ, регулирующего представление мер социальной поддержки, такие скидки могут быть представлены категориям граждан, которые фактически признаны органами исполнительной власти, как социально незащищенные. К указанным категориям могут быть отнесены ветераны и участники ВОВ, жители блокадного Ленинграда, инвалиды, участники ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, многодетные семьи и другие.

Заключение договоров с контрагентами на разных условиях приводит к ущемлению законных прав и интересов потребителей ОАО «Ставропольгоргаз» категории «население», создавая для некоторых из них преимущества в виде льготных расценок, и вынуждая других нести повышенные расходы в связи с применяемыми к ним более высокими тарифами. В указанной ситуации  предприятия, заключая договор на работы по монтажу газового счетчика по цене льготной категории населения, ставит в неравные положения остальных потребителей категории населения, так как себестоимость выполняемых работ по указанию услуги, для обеих категорий является одинаковым, за исключением доходности предприятия. Так же ОАО «Ставропольгоргаз» в материалы дела не представлены доказательства того, что часть льготной составляющей будет компенсировано ОАО «Ставропольгоргаз» органами местного самоуправления, в целях возмещения недополученного дохода предприятия по оказанию услуг по монтажу газового прибора учета  на существующем газопроводе с опрессовкой и пуском газа.

Факт нарушения пункта 6 части 1 статьи 10  Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» в части установления экономически, технологически необоснованных различных цен на монтаж бытового газового счётчика на существующем газопроводе с опрессовкой и пуском газа, не отрицается ОАО «Ставропольгоргаз» и подтверждается материалами дела.

Пунктом 6 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года   № 135 –ФЗ «О защите конкуренции» «запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе следующие действия (бездействие):

- экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом.

Руководствуясь статьями 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49  Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

1. Признать ОАО «Ставропольгоргаз» нарушавшим пункт 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135 – ФЗ «О защите конкуренции»;

2. Признать ОАО «Ставропольгоргаз» нарушившим пункт 6 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135–ФЗ «О защите конкуренции» в части установления экономически, технологически необоснованных различных цен на монтаж бытового газового счётчика на существующем газопроводе с опресовкой и пуском газа для категории потребителей «население».

3. Выдать ОАО «Ставропольгоргаз» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, а именно: не допускать установления различных цен на монтаж бытового газового счётчика на существующем газопроводе с опресовкой и пуском газа для категории потребителей «население».

4. Выдать ОАО «Ставропольгоргаз» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, а именно: установить цену на услугу по монтажу газового счетчика на существующем газопроводе с опрессовкой и пуском газа на 2011 год в размере 1736,48 рублей.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 Примечание:

За невыполнения в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Связанные организации

Связанные организации не указаны