Постановление №981 П О С Т А Н О В Л Е Н И Е о наложении штрафа по делу о... от 11 февраля 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

04 февраля 2019 г.                                                                                        г. Ставрополь

 

Заместитель руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Золина Галина Владимировна, рассмотрев протокол №912 об административном правонарушении от 21.12.2018 и материалы административного дела №981, возбужденного 20.09.2018 Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю в отношении ООО «Макдоналдс» /115054 г. Москва, ул. Валовая, д.26; ИНН 7710044140, КПП 770501001, зарегистрировано в качестве юридического лица Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №46 по г. Москве 01.01.2008 за ОГРН 1027700251754/ по части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нарушение пункта 4 части 3 статьи 5 и части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006г. № 38 – ФЗ «О рекламе»),

в отсутствии представителя ООО «Макдоналдс», общество надлежащим образом уведомлено о времени и месте рассмотрения административного дела, что подтверждается почтовым уведомлением о вручении №80085132300828.

 

УСТАНОВИЛ:

 

30.07.18 года в адрес Ставропольского УФАС России поступило обращение гр. <…> по вопросу нечитаемости текста, наличия всех условий приобретения товара и информации о сроках проведения акции в рекламе «МакДоналдс», распространявшейся на щите наружной рекламы по адресу г. Ставрополь, ул. Лермонтова, 234.

Данная реклама содержит следующую информацию: «Всё, что вы любите по 50 р. просто МАКЭКСПРЕСС пр. К. Маркса, 53 (МЦ «Европейский»)…».

В нижней части данного рекламного баннера приводится дополнительная информация в качестве сноски мелким‚ сложно читаемым шрифтом следующего содержания: «Каждый из перечисленных продуктов стоит 50 рублей: чизбургер, чикенбургер, стандартная порция картофеля фри, маленький молочный коктейль (шоколад, ваниль, клубника), пирожок (вишневый, сезонный), чай 0,2 л (черный, зеленый, черный эрл грей). Предложение действительно с 01 апреля 2018 года по 31 декабря 2018 года во всех Макдоналдс на территории Российской Федерации, кроме г. Сочи, г. Геленджика и ресторанов в аэропортах Шереметьево и Пулково, если продукты имеются в наличии. Информация об акции – на сайте www.mcdonalds.ru».

Кроме того, в марте 2018 года по адресу г. Ставрополь, пересечение улиц Доваторцев и Шпаковская сотрудником Ставропольского УФАС России был зафиксирован факт распространения аналогичной рекламы следующего содержания: «Всё по 50 р. просто МакАвто ул. Доваторцев, 75а (МЦ «Космос»)…».

В нижней части данного рекламного баннера также приводилась аналогичная информация об условиях акции мелким, сложно читаемым шрифтом.

Данная реклама адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к приобретению в «МакДоналдс» продуктов по 50 рублей.

Фраза «Всё по 50 р. просто» или «Всё, что вы любите по 50 р. просто» создаёт впечатление у потребителей рекламы, что все продукты в «МакДоналдс» можно приобрести за 50 рублей.

Информация об условиях приобретения продуктов по 50 рублей находится в нижней части рекламы, указана гораздо меньшим шрифтом и нераспознаваема без специальных приспособлений, поэтому не воспринимается частью потребителей рекламы. Потребители, проезжающие на личном или общественном транспорте и проходящие по тротуару, способны импульсно воспринять только часть информации, указанную более крупным шрифтом. Поэтому потребители рекламы не проинформированы обо всех условиях приобретения продуктов по 50 рублей.

Согласно разъяснений ВАС РФ выраженных в пункте 28 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе», если информация изображена таким образом, что она не воспринимается или плохо воспринимается потребителем (шрифт (кегль), цветовая гамма и тому подобное), и это обстоятельство приводит к искажению ее смысла и вводит в заблуждение потребителей рекламы, то данная информация считается отсутствующей, а соответствующая реклама ненадлежащей в силу того, что она не содержит части существенной информации о рекламируемом товаре, условиях его приобретения или использования.

При этом оценка такой рекламы осуществляется с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями.

Читаемость спорной информации должна оцениваться сугубо с позиции обычного потребителя обладающего средним зрением, воспринимающим рекламный баннер в различное время, с различных и самое главное доступных с позиции безопасности и правил дорожного движения мест обзора.

Следовательно, способ доведения необходимой в соответствии с рекламным законодательством информации в виде сноски мелким шрифтом‚ является ненадлежащим.

Таким образом, в данной рекламе отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре и условиях его приобретения, а именно условиях приобретения продуктов по 50 рублей.

Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.06 №38-ФЗ «О рекламе», реклама-информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38 - ФЗ «О рекламе»‚ объект рекламирования - товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

В соответствии с пунктом 4 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.

В соответствии с частью 7 статьи 5 Федерального закона №38-ФЗ от 13.03.06 "О рекламе", не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации, и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38 - ФЗ «О рекламе»‚ ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Согласно информации, представленной ООО «ОМД Новус», рекламодателем  вышеуказанной рекламы является ООО «Макдоналдс» /115054 г. Москва, ул. Валовая, д.26; ИНН 7710044140, КПП 770501001, зарегистрировано в качестве юридического лица Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №46 по г. Москве 01.01.2008 за ОГРН 1027700251754/.

В соответствии с пунктом 1.6 MCD-01-18VML-141-85121 приложения №MCD-84068-8 от 28 февраля 2018 г. к Договору № 01/01/17-NOV от 01 января 2017 года период проведения рекламной кампании «Всё по 50 р. просто МакАвто ул. Доваторцев, 75а (МЦ «Космос»)…» с 01.03.2018 по 31.03.2018.

В соответствии с пунктом 1.6 MCD-01-18VML-141-89777 приложения №MCD-84073-8 от 29 июня 2018 г. к Договору № 01/01/17-NOV от 01 января 2017 года период проведения рекламной кампании «Всё, что вы любите по 50 р. просто МАКЭКСПРЕСС пр. К. Маркса, 53 (МЦ «Европейский»)…» с 01.07.2018 по 31.07.2018.

В силу пункта 5 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38 - ФЗ «О рекламе»‚ рекламодатель - это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

В соответствии с  частью 6 статьи 38 Федерального закона от 13.03.06 №38-ФЗ "О рекламе", ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 4 части 3 статьи 5 и части 7 статьи 5  Федерального закона от 13.03.06 №38-ФЗ "О рекламе" несет рекламодатель.

Таким образом, ООО «Макдоналдс» допущены нарушения пункта 4 части 3 статьи 5 и части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.06 №38-ФЗ "О рекламе", выразившиеся в распространении рекламы, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре и об условиях его приобретения, а также рекламы, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара.

ООО «Макдоналдс» имело возможность для соблюдения рекламного законодательства, однако не предприняло всех необходимых для этого мер.

В соответствии с частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 6 настоящей статьи, частью 4 статьи 14.3.1, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Должностным лицом обстоятельств, отягчающих и смягчающих административную ответственность ООО «Макдоналдс»,  не установлено.

Статья 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - замена административного наказания в виде административного штрафа предупреждением, содержит условия замены административного штрафа предупреждением.

В соответствии с частью 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

Согласно части 2 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа не подлежит замене на предупреждение в случае совершения административного правонарушения, предусмотренного статьями 14.31 - 14.33, 19.3, 19.5, 19.5.1, 19.6, 19.8 - 19.8.2, 19.23, частями 2 и 3 статьи 19.27, статьями 19.28, 19.29, 19.30, 19.33 настоящего Кодекса.

В соответствии с частью 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

ООО «Макдоналдс» не является субъектом малого и среднего предпринимательства, поэтому на ООО «Макдоналдс» не распространяется действие части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

С учетом субъективной и объективной стороны совершенного правонарушения должностным лицом Ставропольского УФАС России было принято решение о назначении административного штрафа, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федераций об административных правонарушениях.          

При этом было учтено, что квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях.

Допущенное ООО «Макдоналдс» правонарушение несет в себе существенную угрозу, поскольку следствием этого правонарушения являются посягательства на права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, закрепленные статьей 1 Закона №38-ФЗ.

Так как информация об условиях приобретения продуктов по 50 рублей указана мелким нечитаемым шрифтом в рекламе, распространенной ООО «Макдоналдс», адресованной неопределенному кругу лиц, то неопределенный круг лиц не был проинформирован в полном объёме об условиях приобретения товара по указанной цене.

Таким образом, допущенное ООО «Макдоналдс» правонарушение не является малозначительным.

Руководствуясь пунктом 4 части 3 статьи 5 и частью 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006г. № 38 – ФЗ «О рекламе», статьями 2.1, 2.9, 4.1, 4.2, 4.3, 14.3, 23.48, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

  1. Признать ООО «Макдоналдс» /115054 г. Москва, ул. Валовая, д.26; ИНН 7710044140, КПП 770501001, зарегистрировано в качестве юридического лица Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №46 по г. Москве 01.01.2008 за ОГРН 1027700251754/ виновным в совершении нарушений пункта 4 части 3 статьи 5 и части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006г. № 38 – ФЗ «О рекламе».
  2. Назначить ООО «Макдоналдс» /115054 г. Москва, ул. Валовая, д.26; ИНН 7710044140, КПП 770501001, зарегистрировано в качестве юридического лица Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №46 по г. Москве 01.01.2008 за ОГРН 1027700251754/ наказание в соответствии с частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде административного штрафа в размере ста одной тысячи рублей (101.000).

     

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса.

Суммы штрафов, уплаченных за нарушения законодательства о рекламе, зачисляются по следующим реквизитам:

«Получатель» - УФК МФ РФ по СК (Ставропольское УФАС России), ИНН 2634003887, КПП 263501001, Отделение Ставрополь г. Ставрополь, р/с 40101810300000010005, БИК 040702001, ОКТМО 07701000. Код доходов бюджета 161 1 16 26000 01 6000 140. Назначение платежа: штраф за нарушение законодательства о рекламе по Постановлению № 981 от 04.02.2019. УИН: 16112020400001524375.

В случае отсутствия документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, должностное лицо, вынесшее постановление, примет решение о привлечении лица, не уплатившего административный штраф, к административной ответственности по статье 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В соответствии с частью 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неуплата административного штрафа в срок, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа либо административный арест на срок до пятнадцати суток.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в судебном порядке по месту рассмотрения дела, в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

 

 

Заместитель руководителя управления                                                        Г.В. Золина

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны