Решение №27 РЕШЕНИЕ от 19 мая 2014 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

Резолютивная часть объявлена 19.05.2014 года

Решение изготовлено в полном объеме 30.05.2014 года

г. Ставрополь

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель комиссии:

Сапунов Д.Н. – заместитель руководителя Ставропольского УФАС России;

Члены комиссии:

Колесникова Ж.В. – старший государственный инспектор отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Ставропольского УФАС России;

Волошина О.В. – специалист-эксперт отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Ставропольского УФАС России;

рассмотрев дело № 27 в отношении администрации города Ставрополя, Ставропольской городской Думы и Комитета градостроительства администрации г.Ставрополя по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

Установила:

 

Торгово-промышленная палата Ставропольского края обратилась в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю с заявлением о нарушении органами местного самоуправления Ставропольского края антимонопольного законодательства.

Заявитель указал, что большинством органов местного самоуправления до настоящего времени не разработаны схемы размещения рекламных конструкций, что препятствует развитию конкуренции на рынке рекламного бизнеса.

В ходе проверки, проведенной по указанному обращению, было установлено, что администрацией города Ставрополя, Ставропольской городской Думой и Комитетом градостроительства администрации г. Ставрополя в установленный срок не разработана и не утверждена схема размещения рекламных конструкций, что препятствует развитию рынка рекламных услуг и ведет к ограничению конкуренции на данном рынке.

Указанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения настоящего дела.

 

В ходе рассмотрения дела комитет градостроительства администрации г.   Ставрополя (далее – Комитет) представил письменные объяснения, в которых указал следующее.

В целях реализации Федерального закона от 13.03.2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» и Положения о наружной рекламе в городе Ставрополе, утвержденного решением Ставропольской городской Думы от 13.11.2013 года № 414, комитетом градостроительства администрации города Ставрополя подготовлена Схема размещения рекламных конструкций на территории города Ставрополя (далее – Схема).

21.03.2014 года указанная Схема направлена на согласование в министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края (далее – Министерство ЖКХ).

Министерство ЖКХ, рассмотрев Схему, направило заключение № 12 об отказе в предварительном согласовании проекта Схемы (исх. № 3442/08 от 03.04.2014).

Комитет выразил несогласие с мотивами, по которым Министерство ЖКХ отказало в согласовании подготовленной Схемы и указал, что им готовится обращение в прокуратуру Ставропольского края с целью проверки обоснованности полученного отказа.

Представитель администрации города Ставрополя в своих пояснениях поддержал доводы Комитета и указал, что бездействие по неутверждению Схемы в установленный срок вызваны процедурой согласования проекта Схемы с Министерством ЖКХ.

Ставропольская городская Дума в письменных пояснениях указала, что решением Думы от 13.11.2013 года № 414 утверждено Положение о наружной рекламе в городе Ставрополе.

Согласно пункта 2.2 указанного Положения, утверждение Схемы отнесено к компетенции администрации г. Ставрополя.

После принятия решения от 13.11.2013 года № 414 глава г. Ставрополя направлял запрос в администрацию г. Ставрополя (исх. № 01-13-01/2228 от 12.12.2013) о ходе реализации утвержденного Положения о наружной рекламе в городе Ставрополе.

Таким образом, Ставропольская городская Дума предпринимала возможные меры к своевременному и скорейшему направлению в Думу схемы размещения рекламных конструкций.

 

Рассмотрев материалы дела, выслушав объяснения представителей ответчиков, комиссия установила следующее.

Согласно части 5.8 статьи 19 федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе», органы местного самоуправления муниципальных районов или городских округов утверждают схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности. Схема размещения рекламных конструкций является документом, определяющим места размещения рекламных конструкций, типы и виды рекламных конструкций, установка которых допускается на данных местах. Схема размещения рекламных конструкций должна соответствовать документам территориального планирования и обеспечивать соблюдение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки, градостроительных норм и правил, требований безопасности и содержать карты размещения рекламных конструкций с указанием типов и видов рекламных конструкций, площади информационных полей и технических характеристик рекламных конструкций. Схема размещения рекламных конструкций и вносимые в нее изменения подлежат предварительному согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти данного субъекта Российской Федерации. Схема размещения рекламных конструкций и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию (обнародованию) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, и размещению на официальном сайте органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Как указано в части 5 статьи 4 федерального закона от 07.05.2013 N 98-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О рекламе» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», с 1 января 2014 года выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на земельных участках независимо от формы собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, допускается только при наличии утвержденных в установленном порядке соответствующих схем размещения рекламных конструкций.

Таким образом, у органов местного самоуправления города Ставрополя в период с момента внесения изменений в закон «О рекламе» (07.05.2013 года) до 01.01.2014 года имелась возможность разработать и согласовать схемы размещения рекламных конструкций, наличие которых начиная с 01.01.2014 года является обязательным условием для проведения торгов на право получения разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций.

Как установлено в ходе рассмотрения дела, решением Думы города Ставрополя от 13.11.2013 года № 414 утверждено Положение о наружной рекламе в городе Ставрополе.

Согласно пункта 2.2 указанного Положения, администрация города Ставрополя:

- определяет орган администрации города Ставрополя, уполномоченный на разработку и согласование в установленном порядке схемы размещения рекламных конструкций на территории города Ставрополя;

- вносит в установленном порядке на утверждение Ставропольской городской Думы схему размещения рекламных конструкций на территории города Ставрополя.

Пунктом 3.5 Положения о комитете градостроительства администрации города Ставрополя, утвержденного постановлением администрации города Ставрополя от 20.06.2013 года № 2008, к функциям Комитета отнесена разработка и согласование в установленном порядке схемы размещения рекламных конструкций на территории города Ставрополя.

Таким образом, органами местного самоуправления, ответственными за разработку и внесение на утверждение Схемы, являются администрация города Ставрополя и комитет градостроительства администрации города Ставрополя.

Как подтверждается материалами дела, после принятия решения от 13.11.2013 года № 414 об утверждении Положения о наружной рекламе в городе Ставрополе глава г. Ставрополя направлял запрос в администрацию г. Ставрополя (исх. № 01-13-01/2228 от 12.12.2013) о ходе реализации данного решения, что расценивается комиссией как доказательство принятия мер, направленных на обеспечение соблюдения требований закона в установленный срок.

Таким образом, комиссия приходит к выводу о том, что Ставропольская городская Дума принимала меры для исполнения требований законодательства в этой части, в связи с чем в ее действиях отсутствуют признаки нарушения антимонопольного законодательства. Учитывая вышеизложенное, дело в отношении Ставропольской городской Думы подлежит прекращению, о чем вынесено отдельное определение.

В направленном на вышеуказанный запрос ответе (исх. № 01/1-14-2148 от 25.12.2013) администрация города Ставрополя сообщила, что в связи с утверждением новых правил «потребуется подготовка новой схемы размещения рекламных конструкций на территории города Ставрополя, а также ее согласование и утверждение.

На совещании рабочей группы по вопросам упорядочения наружной рекламы на территории города Ставрополя, которое состоялось 18.12.2013 года, было принято решение привести рекламные конструкции в соответствие с ГОСТом».

Содержание данного документа свидетельствует о том, что на момент его подготовки (25.12.2013) работа по подготовке новой схемы размещения рекламных конструкций еще не начиналась.

Указанный вывод подтверждается также тем, что подготовленная Схема была направлена администрацией города Ставрополя на согласование в Министерство ЖКХ лишь 21.03.2014 года (исх. № 01-1-15-488).

Кроме того, требование о приведении схемы размещения рекламных конструкций в соответствие с требованиями ГОСТ Р52044-2003, предусмотренное решением Думы города Ставрополя от 13.11.2013 года № 414, было признано нарушающим требования законодательства о рекламе (решение Ставропольского УФАС России от 30.01.2014 года № 130). Следовательно, ссылки на необходимость соблюдения данных требований как обстоятельство, послужившее препятствием для разработки и утверждения Схемы в установленных срок, являются необоснованными.

Таким образом, несмотря на то, что соответствующие изменения в закон «О рекламе» были внесены 07.05.2013 года, а полномочия по разработке схемы рекламных конструкций были закреплены за комитетом градостроительства администрации города Ставрополя 20.06.2013 года, фактически работа, связанная с разработкой Схемы в течение 2013 года не проводилась, что привело к невозможности выдачи в течение 2014 года разрешений на установку и размещение рекламных конструкций на территории города Ставрополя.

Из информации, представленной Комитетом в ходе рассмотрения дела, следует:

2011 году было выдано 90 разрешений на фасадную рекламу и 1 разрешение на рекламную конструкцию формата 3х6;

в 2012 было выдано 79 разрешений на фасадную рекламу и 6 разрешений на рекламные конструкции формата 3х6;

в 2013 было выдано 70 разрешений на фасадную рекламу и 3 разрешения на рекламные конструкции формата 3х6;

в 2014 было выдано 12 разрешений на фасадную рекламу. Разрешений на рекламные конструкции формата 3х6 не выдавалось.

Данные сведения подтверждают фактическое «закрытие» рынка размещения рекламных конструкций в связи с отсутствием нормативного документа, необходимого для выполнения государственной функции по выдаче разрешений на размещение рекламных конструкций.

Не выполнив предусмотренную частью 5.8 статьи 19 федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе» обязанность по разработке и утверждению схемы размещения рекламных конструкций, администрация города Ставрополя и комитет градостроительства администрации города Ставрополя создали условия, при которых проведение торгов на право заключения договоров на размещение рекламных конструкций является невозможным, что ведет к ограничению конкуренции и сокращению числа хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке предоставления рекламных конструкций для размещения рекламы. Фактически в настоящее время доступ на указанный рынок для новых хозяйствующих субъектов закрыт.

В силу части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Соответственно, администрация города Ставрополя и комитет градостроительства администрации города Ставрополя своим бездействием нарушили требования части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Учитывая вышеизложенное, руководствуясь статьями 10, 49 Федерального закона РФ от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

Решила:

 

  1. Признать администрацию города Ставрополя и комитет градостроительства администрации города Ставрополя нарушившими часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Нарушение выразилось неисполнении в установленный срок обязанности по разработке и утверждению схемы размещения рекламных конструкций на территории города Ставрополя.
  2. Выдать предписание об устранении выявленных нарушений, а именно:

администрации города Ставрополя и комитету градостроительства администрации города Ставрополя принять меры по разработке и согласованию схемы размещения рекламных конструкций на территории города Ставрополя.

 

 

 

 

Председатель комиссии

 

Члены комиссии

Д.Н. Сапунов

 

Ж.В. Колесникова

 

О.В. Волошина

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны