Заключение №026/01/10-1814/2019 пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.200... от 4 декабря 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана

Текст документа

 Сохранить как PDF

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ОБ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ ДЕЛА № 026/01/10-1814/2019

 

04 декабря 2019 года                                                                            город Ставрополь

 

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председателя комиссии: - Сапунов Д.Н., заместитель руководителя управления;

Членов Комиссии:

Пашкова Н.Н. – заместитель начальника отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства;

Колесникова Ж.В. – старший государственный инспектор отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства,

рассмотрев дело № 026/01/10-1814/2019 по признакам нарушения ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» (ул. Доваторцев, 42 а, г. Ставрополь, ИНН 2635048440, ОГРН 1022601943814) пункта 4 части 1 статьи  10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

На заседании присутствовали:

ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» по доверенности от (……) года №(……) (……)

Законный представитель ООО «ПАКС» генеральный директор (……) лично.

Руководствуясь статьей 48.1 Федерального закона Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

У С Т А Н О В И Л А:

01.10.2019 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю поступило обращение ООО «ПАКС» по факту необоснованного прекращения поставки газа.  

.

На основании приказа Ставропольского УФАС России от 01.11.2019 года № 1755 о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» по признакам нарушения пункта 4 части 1 статьи 10  Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», было возбуждено настоящее дело о нарушении антимонопольного законодательства № 026/01/10-1814/2019.

В действиях ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» усматриваются признаки нарушения ст. 10 ФЗ «О защите конкуренции».

Для принятия мер антимонопольного реагирования необходимо определение доминирующего положения хозяйствующего субъекта.

Установление доли ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» на рынке услуг по поставке газа проведено Ставропольским УФАС России в соответствии с регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государ­ственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении заявлений, материалов, дел о нарушении антимоно­польного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утверждённым приказом ФАС России от  25.05.2012 № 345 (далее – Регламент).

Согласно п. 3.3. Регламента руководством для проведения анализа рынка услуг по поставке газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан яв­ляется Порядок проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 №220 и за­регистрированным в Минюсте РФ 2 августа 2010 г. N 18026 (далее – Порядок проведения анализа).

Для анализа и оценки состояния конкурентной среды на рынке услуг  по поставке газа, в качестве исходной информации антимонопольным управлением ис­пользованы сведения, представленные:

- ООО «ПАКС»;

- ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь»;

- Постановление Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 №549 «О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан» (далее Постановление №549);

- Постановление Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 №162 «Об утверждении Правил поставки газа в Российской Федерации» (далее Постановление №162);

- информация с официального сайта РТК  Ставропольского края о регулируемых предприятиях в сфере газоснабжения;

-информация, полученная управлением в рамках ра­нее проведенных исследований рынка услуг по поставке газа (анализы конкуренции на рынке поставки и реализации природного газа, проведенные управлением в 2015, 2016 и 2017 годах);

- иные материалы и нормативно-правовые акты.

Временной интервал исследования  рынка период с 01.01.2018 года по настоящее время.

Продуктовые границы рассматриваемого рынка определены как, услуги по поставке и реализации  природного газа.

Географические границы рынка определены как, границы балансовой принадлежности сетей инженерно-технического обеспечения предприятия  в городах и районах Ставропольского края, в том числе в г. Пятигорске.

ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» по сведениям, размещенным на сайте РТК Ставропольского края (http://www.tarif26.ru/), является единственной организацией на территории Ставропольского края, осуществляющей поставку и реализацию природного сетевого газа.

 Покупателями  на рассматриваемом рынке является неограниченный круг потребителей газа: физические лица, промышленные, транспортные,  сельскохозяйственные, коммунально-бытовые и иные организации.

Поскольку услуги  по поставке и реализации природного сетевого газа на территории Ставропольского края (в том числе г. Пятигорска) в рассматриваемый временной интервал оказывало одно предприятие – ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь», то доля ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» на нем составляет 100%.

В силу отсутствия конкуренции на рынке услуг поставки и реализации природного газа на территории Ставропольского края, индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гирш­мана HHI равен 10000. Рынок относится к высококонцентрированному типу.

Барьеры труднопреодолимы.

На территории Ставропольского края (в том числе г. Пятигорска)  доминирующее положение в границах балансовой принадлежности сетей инженерно-технического обеспечения на рынке поставки и реализации природного газа с долей 100% занимает ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь».  

ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» является единственным предприятием, осуществляющим деятельность на рынке услуг поставки и реализации природного сетевого газа на территории Ставропольского края (в том числе г. Пятигорска), общество занимает доминирующее положение, обладает рыночным потенциалом и способно оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара (услуги) на рынке поставки газа.

Исходя из вышеизложенного Комиссия Ставропольского УФАС России изучив материалы дела и доводы заявителя ООО «ПАКС» и ответчика – ООО «Газпром межрегионгаз ставрополь»  пришла к следующим выводам.

Между ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» и ООО «ПАКС» заключен договор поставки газа №32-1-1134/18 от 31.08.2017 года.

Согласно предмета договора поставщик обязуется поставлять  с 01 января 2018 года по 31 декабря 2022 года, горючий природный и/или горючий природный сухой отбензиненный (далее газ), цена которого является государственно регулируемой, а покупатель обязуется принимать и оплачивать газ.

Точка подключения в рамках договора определена:

  1. Офис, г. Пятигорск, пер. Танкистов, 11.

Между ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» и ООО «ПАКС» заключен договор поставки газа №32-1-1539/18 от 31.08.2017 года.

Согласно предмета договора поставщик обязуется поставлять  с 01 января 2018 года по 31 декабря 2022 года, горючий природный и/или горючий природный сухой отбензиненный (далее газ), цена которого является государственно регулируемой, а покупатель обязуется принимать и оплачивать газ, сверх объемов, зафиксированных в договоре поставки газа №32-1-1134/18 от 31.08.2017 года.

Точками подключения в рамках договора определены:

  1. Офис, г. Пятигорск, пер. Танкистов, 11;
  2. АТС-38 г. Пятигорск, ул. Пестова, 40.

13.05.2019 года сотрудниками ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» был составлен акт проверки состояния и применения средств измерений/или технических систем и устройств с измерительными функциями №___ . Согласно данного акта было зафиксировано, что срок проверки УУГ истек. Объект осмотра АТС-38 Ставропольский край, г. Пятигорск, ул. Пестова, 40. 

Актом от 31.05.2019 года сдачи-приемки газа приемки газа по договору №32-1-1539/18 от 31.08.2017 года указан расчет потребления по точке подключения АТС-38 Ставропольский край, г. Пятигорск, ул. Пестова, 40, приложением №5 к акту также указана точка отбора   АТС-38 Ставропольский край, г. Пятигорск, ул. Пестова, 40.

Актом от 30.06.2019 года сдачи-приемки газа приемки газа по договору №32-1-1539/18 от 31.08.2017 года указан расчет потребления по точке подключения АТС-38 Ставропольский край, г. Пятигорск, ул. Пестова, 40, приложением №5 к акту также указана точка отбора   АТС-38 Ставропольский край, г. Пятигорск, ул. Пестова, 40.

Иных актов определения объемов по договору№32-1-1539/18 от 31.08.2017 года за период май, июнь 2019 года не определено.

24.06.2019 года Актом №174 об ограничении (прекращении) поставки газа произведено отключение газового оборудования на объект ул. Пестова, 40, то есть введено 100%  ограничение поставки газа.

15.07.2019 года ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» направило уведомление №919 п в адрес ООО «ПАКС» о наличии задолженности в размере 22 291,06 рублей по договору поставки газа №32-1-1539/18. Планируемая дата введения ограничения на объекты потребителя с 30.07.2019 года.

Уведомление было направлено согласно списка №1 внутренних почтовых отправлений, который был сдан в почтовое отделение 17.07.2019 года.

Согласно заявки Филиала в г. Пятигорске №1630п от 16.08.2019 года направленной в АО «Пятигорскгоргаз» указано, что необходимо произвести отключение поставки газа с 10-00 часов 19.08.2019 года в отношении: ООО «ПАКС» по договору 32-1-1134/18 адрес г. Пятигорска, пер. Танкистов, 11.

20.08.2019 года Актом №253 об ограничении (прекращении) поставки газа произведено отключение газового оборудования на объект пер. Танкистов, 11, то есть введено 100%  ограничение поставки газа.

Актом сверки взаиморасчетов от 11.09.2019 года по договору №32-1-1134/18 в пользу покупателя имеется переплата в размере 6738,31 рубль.  

Пунктом 34 Правил поставки газа в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 N 162 (далее - Правила N 162), предусмотрено полное прекращение поставки газа покупателям в случае неоднократного нарушения сроков оплаты за поставленный газ. Решение о прекращении поставки газа действует до устранения обстоятельств, явившихся основанием для принятия такого решения.

Исходя, из толкования пункта 34 Правил N 162 прекратить подачу газа можно только за неоплату фактически поставленного газа. Несвоевременное перечисление или неперечисление предварительной оплаты не является основанием к прекращению подачи газа (постановление Президиума ВАС РФ от 28 июля 2011 г. N 7734/08).

В соответствии с пунктом «е» пункта 2 Правил ограничения подачи (поставки) и отбора газа, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2016 N 1245 (далее - Правила N 1245) основаниями для полного ограничения подачи (поставки) и отбора газа являются полное или частичное неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по оплате поставляемого газа и (или) услуг по его транспортировке в установленный срок, допущенное потребителем более 3 раз в течение 12 месяцев.

Как следует из пункта 3 Правил поставки газа "расчетный период" - согласованный сторонами договора период, за который должен быть определен объем поставленного газа, произведены взаиморасчеты между поставщиком, газотранспортной, газораспределительной организациями и покупателем за поставленный газ. Расчетный период, согласованный сторонами, указывается в договоре.

Согласно договоров поставки газа от 32-1-1539/18 от 31.08.2017 и 32-1-1134/18 от 31.08.2017 года, в пункте 2.5 определено, что что в качестве расчетного периода сторонами согласован "календарный  месяц".

Таким образом, согласно пункта 3 Правил поставки газа и проведенного анализа договоров поставки газа от 32-1-1539/18 от 31.08.2017 и 32-1-1134/18 от 31.08.2017 года, позволяет прийти к выводу, что в качестве расчетного периода сторонами согласован "истекший месяц". При этом, предусмотренный в договорах поставки газа от 32-1-1539/18 от 31.08.2017 и 32-1-1134/18 от 31.08.2017 года порядок расчетов в несколько этапов, не отменяет согласованный расчетный период (месяц).

В соответствии с уведомлением от 15.07.2019 года ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» № 919 п поставщик указывает на задолженность ООО «ПАКС» в размере 22 291,06 рублей по договору поставки газа №32-1-1539/18.

По договору №32-1-1539/18 отсутствуют основания для направления уведомления, так как задолженность сложилось за два периода: май, июнь.

ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» основанием для прекращения поставки газа на 15.07.2019 года представлено две счет фактуры: за май №64228/2019 года от 31.05.2019 года, за июнь №70268/2019 от 30.06.2019 года. Сводный расчет суммы задолженности по ООО «ПАКС» представленный ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь», так же указывает на два периода поставки май, июнь.

Таким образом, у ООО «Газпром межрегонгаз Ставрополь» отсутствовали основания для направления уведомления о прекращении поставки газа 15.07.2019 года.

ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» так же не соблюдена процедура введения ограничения поставки газа исходя из следующего.

Согласно пункту 7 Правил N 1245 полное или частичное ограничение подачи (поставки) газа (но не ниже брони газопотребления в отношении лиц, которым она установлена) в соответствии с подпунктом "е" пункта 2 и подпунктом "г" пункта 3 Правил (за исключением потребителей, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, а также потребителей, соответствующих критериям, установленным Правительством Российской Федерации, и обязанных предоставлять обеспечение исполнения обязательств по оплате газа) производится поставщиком.

Поставщик не позднее чем за 10 рабочих дней до планируемой даты введения ограничения по основаниям, предусмотренным подпунктом "е" пункта 2 и подпунктом "г" пункта 3 названных Правил, обязан направить потребителю уведомление с указанием основания и даты введения в отношении него ограничения подачи (поставки) газа (пункт 8 Правил N 1245).

Правила N 1245 содержат детально регламентированный порядок прекращения подачи газа, так как даже злостный неплательщик должен знать соответствующий период ограничения. Иное может повлечь неблагоприятные последствия, в том числе для населения, вплоть до возникновения аварийных ситуаций.

ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» было направлено уведомление 919п от 15.07.2019 года адресованное ООО «ПАКС», которое не содержало в себе указание на адрес отправителя.

ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» в материалы дела представлен список №1 внутренних почтовых отправлений, согласно которого данное уведомление было направлено ООО «ПАКС» по адресу ул. Пестова, 40 г. Пятигорск.

Согласно договора поставки газа №32-1-1134/18 от 31.08.2017 года и договора поставки газа №32-1-1539/18 от 31.08.2017 года, место нахождение ООО «ПАКС» «357538, Ставропольский край, г. Пятигорск, пер. Танкистов, 11, почтовый адрес357538, Ставропольский край, г. Пятигорск, пер. Танкистов, 11».

В соответствии с выпиской из единого государственного реестра юридических лиц ООО «ПАКС» расположено по адресу  г. Пятигорск, пер. Танкистов, 11.

Доказательств направления уведомления ООО «ПАКС» по адресу нахождения юридического лица, как по месту нахождения, так и по юридическому адресу ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» не представило.

Таким образом, доказательства надлежащего уведомления ООО «ПАКС» о предстоящем ограничении режима потребления природного газа в материалах дела отсутствуют.

При прекращении подачи газа общество нарушило порядок ограничения подачи (поставки) и отбора газа, установленный Правилами N 1245.

15.07.2019 года ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» направило уведомление №919 п в адрес ООО «ПАКС» о наличии задолженности в размере 22 291,06 рублей по договору поставки газа №32-1-1539/18. Планируемая дата введения ограничения на объекты потребителя с 30.07.2019 года.

Анализ самого уведомления не содержит в себе конкретной даты прекращения поставки газа, при этом исходя из анализа пункта 8 Правил 1245 уведомление должно содержать в себе дату планируемого ограничения, в представленном уведомлении только отражается намерение с 30.07.2019 года начать процедуру прекращения поставки газа, без указания конкретного число когда будет введено ограничение поставки природного газа.

Таким образом, нарушение выразилось в необоснованном прекращении поставки газа ООО «ПАКС», ввиду того, что у ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» не имелись основания для направления уведомления о прекращении поставки газа, нарушен порядок направления уведомления о прекращении поставки газа, и прекращение поставки газа на дату (20.08.2019) несоответствующую дате (30.07.2019), указанной в уведомлении, а также в отсутствии надлежащего уведомления потребителя о предстоящем прекращении подачи газа 20.08.2019.

Согласно пункта 4 части 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе следующие действия (бездействие): экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

Таким образом, действия ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь», является нарушением пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».

На основании вышеизложенного, комиссия Ставропольского УФАС России, руководствуясь статьями 23, 39, 40, 41, 48.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», приходит к выводу, что в действиях  ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» имеет место  нарушение пункта 4 статьи 10  Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

 

Председатель Комиссии:                                                                              Д. Н. Сапунов

 Члены комиссии:                                                                                               Н.Н. Пашкова

Ж.В. Колесникова

Связанные организации

Связанные организации не указаны