Постановление №026/04/14.3-641/2020 по части 5 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об админ... от 23 марта 2020 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

о  наложении  штрафа  по  делу об 

административном правонарушении № 026/04/14.3-641/2020

 

23 марта 2020 г.                                                                                              г. Ставрополь

 

Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Г.В.Золина, рассмотрев протокол № 77 от 11.03.2020г. и материалы административного дела № 026/04/14.3-641/2020, возбужденного 11.03.2020 Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю в отношении Частного учреждения «Центр образовательной и клинической гастроэнтерологии, гепатологии и панкреатологии» (ЧУ «ЦОКГГП») /355012, г. Ставрополь, ул. Комсомольская, д. 65А, ИНН 2634750102, КПП 263401001, ОГРН 1112600001425, зарегистрировано в качестве юридического лица 22.07.2011/ по части 5 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нарушение части 7 статьи 24  Федерального закона от 13.03.2006г. № 38 – ФЗ «О рекламе»),

в отсутствии представителей ЧУ «ЦОКГГП» (Учреждение надлежащим образом уведомлено о времени и месте рассмотрения дела, директор ЧУ «ЦОКГГП» - Пасечников В.Д. нарочно получил Определение о назначении времени и места рассмотрения дела),

 

УСТАНОВИЛ:

 

В результате осуществления государственного надзора за рекламной деятельностью хозяйствующих субъектов были выявлены нарушения Федерального закона «О рекламе».

9 февраля 2020 года в г. Ставрополе по ул. Комсомольская, на доме №65А, был зафиксирован факт распространения рекламы следующего содержания:

- «Эндоскопия. Колоноскопия. Ультразвуковая диагностика. Консультация гасроэнтеролога (дети и взрослые). Эластометрия печени. Консультация гепатолога. Консультация инфекциониста. Консультация иммунолога. Вакцино-профилактика. Функциональное исследования органов пищеварения. Запись по телефону 500-800»;

- «ЭхоКГ. Ультразвуковая диагностика. Суточное мониторирование артериального давления и ЭКГ. Комплексное лечение пациентов с избыточной массой тела и ожирением. Подбор диеты. Физические упражнения. Медикаментозная терапия…».

В данной рекламе медицинских услуг отсутствует предупреждение о наличии противопоказаний к их применению, необходимости получения консультации специалистов.

Реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Указанная информация, распространенная в г. Ставрополе по ул. Комсомольская, на доме №65А, отвечает признакам рекламы – она направлена неопределенному кругу лиц и распространяется в интересах ЧУ «ЦОКГГП».

В пункте 22 Постановлении Пленума высшего арбитражного суда РФ от 08.10.2012 №58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами федерального закона «О рекламе» указано, согласно части 7 статьи 24 Закона о рекламе, реклама лекарственных средств и медицинских услуг должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказания к их применению.

Понятие и перечень медицинских услуг определены Номенклатурой медицинских услуг, утвержденной  Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 13.10.2017 №804н. В данном перечне указаны такие медицинские услуги, как:

- А03.18.001 – колоноскопия;

- А03.17.002.002 – тонкокишечная эндоскопия видеокапсульная;

- А04.16.001 – УЗИ органов брюшной полости (комплексное);

- В01.004.001 – прием (осмотр, консультация) врача-гастроэнтеролога первичный;

- А04.14.001.005 – эластометрия печени;

- В01-014.001 – прием (осмотр, консультация) врача-инфекциониста первичный;

- В04.002.002 – профилактический прием (осмотр, консультация) врача-аллерголога-иммунолога;

- А02.12.002.001 – суточное мониторирование артериального давления;

 - А23.30.009 – составление плана проведения курса лечебной физкультуры;

- А23.30.052 – расчет калорийности диеты и др.

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38 - ФЗ «О рекламе»‚ ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

В соответствии с частью 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.06 №38-ФЗ «О рекламе» реклама лекарственных препаратов, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов.

Рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Договор№2012/2 на оказание услуг по разработке и изготовлению рекламной продукции от 16.01.2012 заключен между ИП Кудряшовой С.В. и ЧУ «ЦОКГГП».

Таким образом, рекламодателем вышеуказанной рекламы является Частное учреждение «Центр образовательной и клинической гастроэнтерологии, гепатологии и панкреатологии» (ЧУ «ЦОКГГП») /355012, г. Ставрополь, ул. Комсомольская, д. 65А, ИНН 2634750102, КПП 263401001, ОГРН 1112600001425, зарегистрировано в качестве юридического лица 22.07.2011/.

В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», ответственность за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 24 Федерального закона «О рекламе», несет рекламодатель.

Таким образом, ЧУ «ЦОКГГП» допущены нарушения части 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», выразившиеся в распространении рекламы медицинских услуг без указания предупреждения о возможных противопоказаниях, необходимости получения консультации со специалистом.

05.03.2020 в адрес Ставропольского УФАС России поступили письменные пояснения директора ЧУ «ЦОКГГП», в которых указано, что Учреждение признает нарушение. Также Учреждение при принятии решения по административному делу просит учесть, что ранее оно не допускало нарушений рекламного законодательства, а также что Учреждение находится в тяжелом финансовом положении.

 

В соответствии с частью 5 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение установленных законодательством о рекламе требований к рекламе лекарственных средств, медицинских изделий и медицинских услуг, в том числе методов лечения, а также биологически активных добавок - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Место совершения административного правонарушения: г. Ставрополь, ул. Комсомольская, на доме №65А.

Время совершения административного правонарушения: 09 февраля 2020.

У ЧУ «ЦОКГГП» при определении содержания рекламы имелась возможность для соблюдения правил и норм действующего законодательства о рекламе, но обществом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению, что является основанием в соответствии со статьёй 2.1 КоАП РФ для признания ЧУ «ЦОКГГП» виновным в совершении административного правонарушения.

Должностное лицо не находит в действиях ЧУ «ЦОКГГП» обстоятельств, отягчающих и смягчающих административную ответственность.

Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Правонарушения в сфере рекламы медицинских услуг обладают повышенной опасностью.

Общественные отношения, связанные с рекламой медицинских услуг, являются одними из наиболее важных объектов правового регулирования в сфере здравоохранения. Посягательство на них несет в себе существенную угрозу установленному публично-правовому порядку, поскольку непосредственно влияет на состояние здоровья человека. Административное правонарушение, совершенное ООО «Офтальма», несет в себе угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей.

Конституция Российской Федерации признает человека высшей ценностью общества, право на жизнь – самым важным правом человека, принадлежащим ему от рождения (статьи 2, 17, 20).

Конституция Российской Федерации признает право человека на охрану здоровья и медицинскую помощь (часть 1 статьи 41).

В части 1 статьи 45 Конституции Российской Федерации гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.

Об общественной опасности правонарушений, связанных с рекламой медицинских услуг, свидетельствует выделение законодателем ответственности за такие нарушения в отдельный состав - часть 5 статьи 14.3 КоАП РФ.

Совершенное Обществом административное правонарушение в виде нарушения законодательства о рекламе посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в сфере производства, размещения и распространения рекламы.

На основании вышеуказанного, должностное лицо приходит к выводу о невозможности применения к ЧУ «ЦОКГГП» статьи 2.9 КоАП РФ. Правонарушение, допущенное Обществом, обладает повышенной опасностью и понятие «малозначительность» к нему неприменимо.

В соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ, при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

Учреждением 16.03.2020 были представленные бухгалтерские документы ЧУ «ЦОКГГП». В соответствии с отчетом о финансовых результатах Учреждения за 2018, выручка ЧУ «ЦОКГГП» составила 5 234 000.

Доказательства, подтверждающие тяжелое финансовое и имущественное положение в ходе рассмотрения дела ЧУ «ЦОКГГП» представлены не были.

Исключительных  обстоятельств,  связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности, в рассматриваемом случае административным органом не установлено.

Статья 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - замена административного наказания в виде административного штрафа предупреждением, содержит условия замены административного штрафа предупреждением.

В соответствии с частью 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

Согласно части 2 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа не подлежит замене на предупреждение в случае совершения административного правонарушения, предусмотренного статьями 14.31 - 14.33, 19.3, 19.5, 19.5.1, 19.6, 19.8 - 19.8.2, 19.23, частями 2 и 3 статьи 19.27, статьями 19.28, 19.29, 19.30, 19.33 настоящего Кодекса.

В соответствии с частью 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Право потребителя на получение информации о наличии противопоказаний и необходимости получения консультации специалистов, закрепленное  в части 7 статьи 24 ФЗ «О рекламе», обеспечивает защиту законных интересов потребителя в момент восприятия рекламы медицинских услуг, т.е. задолго до того момента, как потребитель обратится в медицинское учреждение за оказанием медицинских услуг.

Требование законодательства о необходимости сопровождать соответствующую рекламу предупреждением о наличии противопоказаний обусловлено необходимостью защиты здоровья граждан, которые в силу отсутствия специальных знаний объективно лишены возможности адекватно оценивать последствия для своей жизни и здоровья использования рекламируемых лекарственных средств, медицинских изделий и медицинских услуг.

ЧУ «ЦОКГГП» не является субъектом малого предпринимательства поэтому  на ЧУ «ЦОКГГП» не распространяется действие части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Более того, совершенное ЧУ «ЦОКГГП», несет угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей.

С учетом субъективной и объективной стороны совершенного правонарушения должностным лицом Ставропольского УФАС России было принято решение о назначении административного штрафа, предусмотренного частью 5 статьи 14.3 Кодекса Российской Федераций об административных правонарушениях.          

Руководствуясь частью 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006г. № 38 – ФЗ «О рекламе», статьями 2.1, 2.9, 3.4, 4.1, 4.1.1, 4.2, 4.3‚ 14.3, 23.48, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях‚

 

ПОСТАНОВИЛ:

  1. Признать ЧУ «ЦОКГГП» /355012, г. Ставрополь, ул. Комсомольская, д. 65А, ИНН 2634750102, КПП 263401001, ОГРН 1112600001425, зарегистрировано в качестве юридического лица 22.07.2011/ виновным в совершении нарушения части 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006г. № 38 – ФЗ «О рекламе».
  2. Назначить ЧУ «ЦОКГГП» /355012, г. Ставрополь, ул. Комсомольская, д. 65А, ИНН 2634750102, КПП 263401001, ОГРН 1112600001425, зарегистрировано в качестве юридического лица 22.07.2011/ наказание в соответствии с частью 5 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде административного штрафа в размере двухсот тысяч рублей (200 000 рублей).     

     

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или рассрочки, предусмотренных ст. 31.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Суммы штрафов, уплаченных за нарушения законодательства о рекламе, зачисляются по следующим реквизитам:

«Получатель» - УФК МФ РФ по СК (Ставропольское УФАС России), ИНН 2634003887, КПП 263501001, Отделение Ставрополь г. Ставрополь, р/с 40101810300000010005, БИК 040702001, ОКТМО 07701000. Код доходов бюджета 161 1 16 01141 01 0003 140, УИН 16100500000000479578. Назначение платежа: штраф за нарушение законодательства о рекламе по постановлению № 026/04/14.3-641/2020 от 23.03.2020.

В случае отсутствия документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, должностное лицо, вынесшее постановление, примет решение о привлечении лица, не уплатившего административный штраф, к административной ответственности по статье 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В соответствии с частью 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неуплата административного штрафа в срок, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа либо административный арест на срок до пятнадцати суток.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в судебном порядке по месту рассмотрения дела, в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

 

 

Заместитель руководителя управления                                                           Г.В. Золина

Связанные организации

Связанные организации не указаны