Решение №026/05/24-1710/2019 части 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006 № 38 - Ф... от 17 января 2020 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р  Е  Ш  Е  Н  И  Е

по делу № 026/05/24-1710/2019 о нарушении законодательства

Российской Федерации о рекламе

 

17 января 2020 г.                                                                                    г. Ставрополь

 

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

Золина Г.В. – председатель Комиссии, заместитель руководителя                                                      управления; Табулова Д.А. - член Комиссии, ведущий специалист-эксперт отдела надзора за соблюдением рекламного законодательства и пресечения недобросовестной конкуренции; Ивакина А.И. - член Комиссии, специалист-эксперт отдела надзора за соблюдением рекламного законодательства и пресечения недобросовестной конкуренции,

рассмотрев дело № 026/05/24-1710/2019 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, по факту, указывающему на наличие в действиях ИП Богданова Игоря Юрьевича /355042, г. Ставрополь, <…>, ИНН 263503013750, зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №11 по Ставропольскому краю 18.01.2013 г. за ОГРНИП 313265101800452, <…>/ нарушения части 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006 № 38 - ФЗ «О рекламе»,

в присутствии ИП Богданова И.Ю.,

                                                         

 

У  С  Т  А  Н  О  В  И  Л  А:

 

В результате осуществления государственного надзора за рекламной деятельностью хозяйствующих субъектов были выявлены нарушения Федерального закона «О рекламе».

18.07.2019 г. на стекле здания, расположенного по адресу: г. Ставрополь, ул. Пирогова, д. 38Б, была зафиксирована реклама следующего содержания: «ОКУЛИСТ

-консультация

-диагностика и коррекция зрения

- лечение миопии, катаракты, глаукомы».

Также, при входе на цокольный этаж этого же здания, была зафиксирована рекламная конструкция со следующей информацией: «ОФТАЛЬМОЛОГИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ Богданов Игорь Юрьевич врач – офтальмолог

МЫ открылись!

- консультация

- диагностика и коррекция зрения

- лечение миопии, катаракты, глаукомы».

Объектом рекламирования в данной рекламе выступают медицинские услуги -  диагностика зрения (код услуги B03.029.001), коррекция зрения (A23.26.001, A23.26.002), лечение миопии, катаракты, глаукомы.

Медицинская услуга - медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение.

В пункте 22 Постановления Пленума высшего арбитражного суда РФ от 08.10.2012 №58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами федерального закона «О рекламе» указано, согласно части 7 статьи 24 Закона о рекламе, реклама лекарственных средств и медицинских услуг должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению.

Понятие и перечень медицинских  услуг  определены Номенклатурой  медицинских  услуг, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 13.10.2017 N 804н.

В вышеуказанной рекламе медицинских услуг отсутствует предупреждение о наличии противопоказаний к их применению, необходимости получения консультации специалистов.

Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38 – ФЗ «О рекламе»‚ реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В силу пункта 5 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38 - ФЗ «О рекламе»‚ рекламодатель - это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

В соответствии с частью 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006 г. №38-ФЗ «О рекламе» реклама лекарственных препаратов, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов.

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38 - ФЗ «О рекламе»‚ ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона № 38 - ФЗ от 13.03.2006 г. «О рекламе», ответственность за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 24 Федерального закона № 38 - ФЗ от 13.03.2006 г. «О рекламе» несет рекламодатель.

В соответствии с лицензией №ЛО-26-01-002580 от 27.06.2014г., медицинскую деятельность по адресу г. Ставрополь, ул. Пирогова, д.38б осуществляет ИП Богданов Игорь Юрьевич, предприниматель является лицом, определившим содержание рекламы, следовательно, рекламодателем вышеуказанной рекламы является ИП Богданов Игорь Юрьевич /355042, г. Ставрополь, <…>, ИНН 263503013750, зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №11 по Ставропольскому краю 18.01.2013 г. за ОГРНИП 313265101800452/.

В адрес Ставропольского УФАС России поступили письменные объяснения ИП Богданова Игоря Юрьевича, в которых он указывает, что на рекламу медицинской деятельности, в том числе офтальмологии, требования части 8 статьи 24 ФЗ «О рекламе» не распространяются. Реклама соответствовала всем требованиям законодательства, имелась информация о противопоказаниях и необходимости консультации специалиста, но в силу обстоятельств непреодолимой силы данная часть рекламы, возможно, отклеилась (вх. №05/42э от 09.01.2020).

На рассмотрении дела ИП Богданов И.Ю. придерживался вышеуказанных доводов, также сообщил, что не может нести ответственность за целостность наружной рекламы.

Комиссия, рассмотрев представленные материалы и письменные и устные объяснения, пришла к следующим выводам.

В первую очередь, именно ИП Богданов И.Ю. как рекламодатель, как лицо, в интересах которого распространялась вышеуказанная реклама, должен был контролировать в каком виде она распространялась.

Отсюда следует вывод о том, что предприниматель не принял разумных и адекватных мер, не проявил должную степень заботливости и осмотрительности и не организовал соответствующий контроль за соблюдением требований действующего законодательства.

Право потребителя на получение информации о наличии противопоказаний и необходимости получения консультации специалистов, закрепленное  в части 7 статьи 24 ФЗ «О рекламе», обеспечивает защиту законных интересов потребителя в момент восприятия рекламы медицинских услуг, т.е. задолго до того момента, как потребитель обратится в медицинское учреждение за оказанием медицинских услуг.

Требование законодательства о необходимости сопровождать соответствующую рекламу предупреждением о наличии противопоказаний обусловлено необходимостью защиты здоровья граждан, которые в силу отсутствия специальных знаний объективно лишены возможности адекватно оценивать последствия для своей жизни и здоровья использования рекламируемых лекарственных средств, медицинских изделий и медицинских услуг.

Таким образом, ИП Богдановым Игорем Юрьевичем допущено нарушение части 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе», выразившееся в распространении рекламы медицинских услуг без указания предупреждения о возможных противопоказаниях, необходимости получения консультации со специалистом.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

Р  Е  Ш  И  Л  А:

 

  1. Признать ненадлежащей рекламу, распространенную ИП Богдановым Игорем Юрьевичем /355042, г. Ставрополь, <…>, ИНН 263503013750, зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №11 по Ставропольскому краю 18.01.2013 г. за ОГРНИП 313265101800452/, поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006 № 38 – ФЗ «О рекламе».
  2. Выдать ИП Богданову Игорю Юрьевичу /355042, г. Ставрополь, <…>, ИНН 263503013750, зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №11 по Ставропольскому краю 18.01.2013 г. за ОГРНИП 313265101800452/ предписание о прекращении нарушения части 7 статьи 24  Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38 – ФЗ «О рекламе».
  3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Ставропольского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение изготовлено в полном объеме 23.01.2020. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

   

 

Председатель Комиссии                                                                Г.В. Золина

 

Члены Комиссии                                                                            Д.А. Табулова

 

А.И. Ивакина

Связанные организации

Связанные организации не указаны