Решение б/н Решение по делу №18 от 11 августа 2011 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

Дело №18

г. Ставрополь

27 апреля 2011 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии: - Никитин С.И., руководитель управления;

Члены Комиссии: - Сапунов Д.Н., начальник отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства;

- Мягкова В.Д., старший государственный инспектор отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства;

- Колесникова Ж.В., ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства,

рассмотрев дело №18 по признакам нарушения ОАО «Водоканал» города Невинномысска пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135–ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

УСТАНОВИЛА:

В управление Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от жителей ул. Комарова г. Невинномысска поступило общее заявление и из прокуратура Ставропольского края обращение <***> о нарушении ОАО «Водоканал» города Невинномысска (далее по тексту - ОАО «Водоканал») антимонопольного законодательства, которое, по мнению заявителей, выразилось в требовании от собственников жилых домов переноса прибора учета расхода воды в колодец, обустроить который нужно на месте врезки в уличную сеть, как при установке на прежнее место приборов учета после проведения поверки, так и установки новых приборов учета на место вышедших из строя приборов, а также тех приборов, которые находятся в эксплуатации и располагаются либо в домах, либо в колодцах, расположенных на территории домовладения.

Как следует из обращения жителей, ОАО «Водоканал» требует от жителей частного сектора, переноса прибора учета расхода воды в колодец на границу врезки в водопроводные сети предприятия. По мнению жителей, порядок предоставления коммунальных услуг (питьевой воды) потребителям отражен в Правилах предоставления коммунальных услуг гражданам (далее по тексту – Правила №307), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006г №307. В данных Правилах не предусматривается перенос уже установленных приборов учета питьевой воды в колодцы на границу сетей. Кроме того, жители ссылаются на то обстоятельство, что ввод в эксплуатацию существующих узлов учета воды был произведен в период – от начала эксплуатации городского водопровода по ул. Комарова с 1980 года по 1990 годы, и были зарегистрированы без замечаний (в части расположения счетчика воды на территории домовладения или непосредственно в домовладении).

Жители также поясняют, что в принятых Правительством РФ законодательных документах, на которые ссылается ОАО «Водоканал» не оговорено, что постановление Правительства РФ от 23.05.2006г №307 и Федеральный закон от 23.11.2009г №261-ФЗ имеют обратную силу для тех потребителей воды, у которых счетчики воды установлены за пределами колодцев центрального городского водовода.

На рассмотрении дела представители ОАО «Водоканал» пояснили следующее. Предложения ОАО «Водоканал» о переносе водомерных счетчиков в колодец на границу сетей основаны на положениях постановления Правительства РФ от 23.05.2006г №307 «Правил предоставления коммунальных услуг гражданам» (далее – Правила №307) и Федерального закона от 23.11.2009 №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон об энергосбережении).

В силу ст. 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Правила №307 регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии.

Действия Правил №307 распространяются на отношения, касающиеся предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим на законных основаниях в жилых помещениях частного, государственного и муниципального жилищных фондов.

Жилищный кодекс РФ в части 1 статьи 157 устанавливает, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.

Абзацем 2 пункта 7 Правил №307 установлено, что собственники помещений в многоквартирном доме и собственники жилых домов вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также за оказание услуг водоотведения исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры.

Согласно техническим условиям на проведение частного водопровода, построенный водопровод, включая вентиль на врезке обслуживает заказчик строительства водопровода. В месте врезки ввод к уличной линии водопровода устройство смотрового колодца и установка водомера обязательно.

Поскольку договор на отпуск питьевой воды и прием сточных вод является публичным договором, на него распространяется требование п.4 ст. 426 ГК РФ о том, что условия договора должны соответствовать изданным Правительством РФ правилам, обязательным для сторон при заключении и исполнении публичных договоров.

В соответствии со ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязан оплачивать принятую энергию. Согласно п.2 ст. 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединительную сеть водой применяются правила о договоре энергоснабжения.

Правила №307 устанавливают на территории Российской Федерации обязательные для сторон единые правила по внесению платы за приобретенные у ресурсоснабжающей организации ресурсы: по приборам учета, установленным на границе сетей или по нормам потребления.

Кроме того водопровод, построенный для нужд очистных сооружений предприятия НШПО им. «Лапина» после банкротства предприятия остался бесхозным. В связи с длительным сроком эксплуатации сетей пришел в негодность. Подключения домовладений были выполнены без устройства колодцев и запорной арматуры. При отключении подачи воды для устранения порывов из-за гидроударов происходило дальнейшее разрушение центрального водопровода, а также нарушения в работе вводов водопроводов к домам.

Таким образом, действия ОАО «Водоканал» по выдаче предписаний на перенос водомерных счетчиков основаны на действующих нормативных актах Российской Федерации.

Изучив материалы настоящего дела, выслушав пояснения представителя ОАО «Водоканал» города Невинномысска, Комиссия пришла к следующим выводам:

В управление поступили обращения абонентов ОАО «Водоканал» города Невинномысска с жалобами на действия предприятия по вопросу о переносе приборов учета воды на границу сетей. Требования ОАО «Водоканал» касались всех жителей, у которых приборы установлены не на границе с магистральными сетями.

С доводами ОАО «Водоканал» города Невинномысска Ставропольское УФАС России не согласно по следующим основаниям:

Согласно пунктам 39, 41 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999г №167 средства измерений при их приемке должны быть поверены и опломбированы организацией, имеющей соответствующую лицензию. Приемка в эксплуатацию приборов осуществляется при участии представителя организации водопроводно-канализационного хозяйства. В данном случае опломбировку приборов учета в г. Невинномыссе проводит ОАО «Водоканал». При этом необходимость наличия приборов учета используемых для определения объема потребления холодной воды определена пунктами 24, 31, 52 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006г №307 (далее Правила №307), которые в том числе устанавливают право ресурсоснабжающей организации, в случае отсутствия пломб на индивидуальных приборах учета холодной воды определять объем потребленной абонентом холодной воды исходя из нормативов потребления.

ОАО «Водоканал» является единственной организацией предоставляющей услуги по водоснабжению в границах балансовой принадлежности сетей инженерно-технического обеспечения предприятия на территории города Невинномысска, является субъектом антимонопольного реагирования.

ОАО «Водоканал» включено в Реестр хозяйствующих субъектов (услуги водоснабжения и водоотведения). В этой связи и на основании ч.1 ст. 5 Федерального закона «О защите конкуренции» (далее ФЗ «О защите конкуренции») ОАО «Водоканал» занимает доминирующее положение на рынке услуг по водоснабжению и водоотведению.

В связи с этим на деятельность ОАО «Водоканал» на указанном рынке распространяются ограничения, установленные статьей 10 ФЗ «О защите конкуренции», устанавливающие запрет на злоупотребления доминирующим положением, в том числе, путем осуществления действий, способных ущемить интересы других лиц.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействия) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в частности навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него. Нарушение выразилось в требовании от собственников жилых домов переноса прибора учета расхода воды в колодец, обустроить который нужно на месте врезки в уличную сеть, как при установке на прежнее место приборов учета после проведения поверки, так и установки новых приборов учета на место вышедших из строя приборов, а также тех приборов, которые находятся в эксплуатации и располагаются либо в домах, либо в колодцах, расположенных на территории домовладения, а также отказ опломбировать прибор учета не установленный в колодце, обустроить который нужно на месте врезки в уличную сеть.

В соответствии с п.7 Правил №307 собственники жилых домов заключают договор о приобретении холодной воды непосредственно с соответствующей ресурсоснабжающей организацией. В этом случае ресурсоснабжающая организация несет ответственность за режим и качество подачи холодной воды на границе сетей, принадлежащих собственникам жилых домов. Собственники жилых домов вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной воды исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры.

Индивидуальный прибор учета согласно п.3 Правил №307 – средство измерения, используемое для определения объемов (количества) потребления коммунальных ресурсов потребителями, проживающими в одном помещении многоквартирного дома или в жилом доме.

В соответствии с п.52 Правил №307 потребитель обязан: «обеспечить сохранность пломб на коллективных (общедомовых), общих (квартирных) или индивидуальных приборах учета и распределителях, установленных в жилом помещении». В тоже время колодец, сооруженный на магистральном уличном водопроводе, не может быть отнесен к жилому помещению. Тем самым требование ОАО «Водоканал» не соответствует п.52 Правил №307. Кроме того, согласно статье 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Установленный прибор учета расхода воды является собственностью абонента и согласно ст. 209 ГК РФ и п. 52 Правил №307 собственник должен нести бремя сохранности прибора учета. Установление прибора учета расхода воды в колодце за границей домовладения и земельного участка абонента не гарантирует сохранность пломб и прибора учета. Кроме того, также выданные технические условия на установку приборов учета в колодце, не гарантируют их сохранность.

Следовательно, с учетом указанных нормативно-правовых актов, требования ОАО «Водоканал» об устройстве уличных колодцев и переноса прибора учета за пределы внешних границ домовладения (жилого помещения) незаконны.

На установление приборов учета расхода воды в обязательном порядке распространяются требования пункта 11,5 Строительных норм и правил 02.04.01-85 «Внутренний водопровод и канализация»: счетчики холодной и горячей воды следует устанавливать в удобном для снятия показаний и обслуживания эксплуатационным персоналом месте, в помещении с искусственным или естественным освещением и температурой внутреннего воздуха не ниже 50С. Требования ОАО «Водоканал» не соответствуют требованиям данного СНиП.

ОАО «Водоканал» в своих объяснениях ссылается на п.5 ст.13 Федерального закона от 23.11.2009г №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон об энергосбережении), поясняя, что данный пункт обязывает до 1 января 2012 года собственников жилых домов, подключенных к системам централизованного водоснабжения обеспечить установку и ввод в эксплуатацию приборов учета воды на границе балансовой принадлежности.

В тоже время, согласно п.5 ст.13 Закона об энергосбережении – до 1 января 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, природного газа, электрической энергии.

Таким образом, п.5 ст.13 Закона об энергосбережении не устанавливает императивной обязанности требования о переносе уже установленных и должным образом принятых приборов учета и установление их на границе балансовой принадлежности. Закон об энергосбережении обязывает обеспечить оснащение приборами учета. В нашем случае дома уже оснащены приборами учета и были приняты в эксплуатацию ОАО «Водоканал».

Буквальный и системный анализ Закона об энергосбережении и Правил №307 указывают на отсутствие норм по обязательному переносу уже эксплуатируемых приборов учета воды.

Приборы учета у абонентов были приняты в эксплуатацию и, по ним ОАО «Водоканал» осуществлялся расчет оплаты воды, тем самым данные приборы эксплуатируются на законном основании. При этом ни федеральный закон, ни Правила не устанавливают требования о признании ранее установленных и введенных в эксплуатацию приборов учета незаконными и не устанавливают требования об их переустановке. Однако, ОАО «Водоканал» в 2010г выдал 360 предписаний на установку приборов учета на границе балансовой принадлежности, а в 2011г выдал 520 таких предписаний.

Кроме того, Правила №307 были приняты 23.05.2006г, Закон об энергосбережении принят 23.11.2009г и распространяют свое действие на отношения, возникшие с момента их принятия. У собственников жилых домов, как обратившихся в Ставропольское УФАС России, так и у многих других абонентов приборы учета установлены давно и были приняты предприятием водопроводно-канализационного хозяйства в эксплуатацию. Таким образом, у абонентов договорные отношения ОАО «Водоканал» по водопотреблению с использованием установленных приборов учета и по которым ОАО «Водоканал» производил расчеты за воду, сложились до принятия Правил №307 и Закона об энергосбережении.

Соответственно, согласно Конституции Российской Федерации законы, ухудшающие положение граждан обратной силы не имеют. Ухудшение положения граждан состоит в том, что установка приборов учета воды на новом месте является экономически затратной.

Согласно статей 4, 422 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим только после введения их в действие, если иное, а именно установление обратной силы нормативно правового акта прямо не предусмотрено в законе. Закон об энергосбережении не содержит норм обратной силы его применения.

Правилами №307 предусматривается, что разъяснения по применению данных Правил дает Минрегион России.

Следует отметить, что письмом Минрегиона России от 08.09.2010г №8235-14/ИБ-05 указано на необходимость учитывать при установке прибора учета требование п. 11.5 Строительных норм и правил 2.04.01-85: «Счетчики холодной и горячей воды следует устанавливать в удобном для снятия показаний и обслуживания эксплуатационным персоналом месте, в помещении с искусственным или естественным освещением и температурой внутреннего воздуха не ниже +5оС». А также доводят до сведения, что в настоящее время в Минрегионе России Правила предоставления коммунальных услуг гражданам корректируются с учетом сложившейся правоприменительной практики.

Кроме того, Минрегион России в своем письме от 6.12.2010г №14908-14/ИБ-ОГ, адресованном руководителю Региональной общественной приемной Председателя Партии «Единая Россия» В.В. Путина в Ставропольском крае высказал свое мнение о том, что требования о переносе индивидуального прибора учета воды и установки его в колодце за пределами принадлежащего гражданину на праве собственности жилого дома неправомерны». А также, Минрегион России в данном письме разъясняет, что проблемы, возникающие при расчете платы за коммунальные ресурсы во многом связаны не столько с размещением прибора учета воды в индивидуальных домах, а в большей мере с наличием причин, приводящих к сверхнормативному расходованию коммунальных ресурсов. Необходимо в первую очередь, установить и устранить причины сверхнормативного расходования коммунальных ресурсов. По мнению Минрегиона России, основными факторами, влияющими на величину потребления коммунального ресурса, являются в первую очередь состояние инженерных систем, а также несанкционированное присоединение к коммунальным системам сторонних лиц и объектов и другие причины, выявление и устранение которых должны осуществлять совместно исполнители коммунальных услуг, органы местного самоуправления и гражданами.

ОАО «Водоканал» обосновывает необходимость переноса приборов учета в колодец на место врезки в уличный магистральный водопровод доводами о ветхости уличного водопровода и проведением капитального ремонта сетей, выполнением подключения к уличным сетям без устройства колодцев и запорной арматуры, а также наличием утечек на отводных сетях в домовладения граждан.

В тоже время, согласно ст.10 ГК РФ «Пределы осуществления гражданских прав»:

1. Не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах.

Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

2. В случае несоблюдения требований, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, суд, арбитражный суд или третейский суд может отказать лицу в защите принадлежащего ему права.

3. В случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.

Таким образом, статья 10 ГК РФ прямо, как запрещает злоупотребление доминирующим положением на рынке, так и устанавливает презумпцию добросовестности и разумности действий участников гражданских отношений. По данному рассматриваемому делу одним из участников гражданских правоотношений являются абоненты ОАО «Водоканал».

ОАО «Водоканал» не представило доказательств того, что все абоненты, у которых приборы учета установлены не на месте врезки, являются не добросовестной стороной по договору и осуществляют несанкционированное подключение или иные действия, направленные на безучетное потребление воды.

При этом ОАО «Водоканал» предъявляются требования не к абоненту, допустившему факты безучетного потребления или утечки воды, а ко всем абонентам.

Федеральный закон №261-ФЗ «Об энергосбережении» не устанавливает требования по переносу уже установленных и принятых в эксплуатацию приборов учета холодной воды. Закон об энергосбережении (ст.13) требует от собственников жилых домов введенных в эксплуатацию на момент вступления в силу данного закона, обеспечение оснащения таких домов приборами учета и введение их в эксплуатацию.

В тоже время ОАО «Водоканал» предъявляет требования к жильцам домов, у которых дома уже оснащены приборами учета воды и они введены в эксплуатацию.

ОАО «Водоканал» допустил необоснованную трактовку Правил №307 и Закона об энергосбережении, которые предусматривают установку приборов учета, а не перенос уже установленных и принятых в эксплуатацию приборов учета, так как это различные правоотношения.

Вместе с тем, согласно пункту 7 Правилам подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006г №83 – условия подключения должны предусматривать подключение в пределах границ земельного участка за исключением случаев, установленных пунктом 7 Правилам определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006г №83. Подключение и договорные отношения между ресурсоснабжающей организацией и собственниками жилых домов произошли до принятия Правил №307, поэтому абонент имеет правовую возможность рассчитываться по прибору учета, установленному до вступления в силу правил, изменяющих требование к его размещению до тех пор, пока действуют договорные отношения.

В ходе рассмотрения дела установлено, что ОАО «Водоканал» г. Невинномысска злоупотребило своим доминирующим положением, выразившимся в требовании от собственников жилых домов переноса прибора учета расхода воды в колодец, обустроить который нужно на месте врезки в уличную сеть, как при установке на прежнее место приборов учета после проведения поверки, так и установки новых приборов учета на место вышедших из строя приборов, а также тех приборов, которые находятся в эксплуатации и располагаются либо в домах, либо в колодцах, расположенных на территории, чем нарушил пункт 3 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» запрещающий навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать, что ОАО «Водоканал» города Невинномысска своими действиями нарушил пункт 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» в части навязывания контрагенту условий договора, невыгодных для контрагента в части требования ОАО «Водоканал» города Невинномысска от собственников жилых домов переноса прибора учета расхода воды в колодец, обустроить который нужно на месте врезки в уличную сеть, как при установке на прежнее место приборов учета после проведения поверки, так и установки новых приборов учета на место вышедших из строя приборов, а также тех приборов, которые находятся в эксплуатации и располагаются либо в домах, либо в колодцах, расположенных на территории домовладения.

2. Выдать ОАО «Водоканал» города Невинномысска предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства в связи, с чем в месячный срок с момента получения предписания, отозвать уведомления о понуждении жителей города Невинномысска обустраивать колодцы и устанавливать в них приборы учета холодного водоснабжения на границе сетей организации водопроводно-канализационного хозяйства (в колодцах на врезке), направленных собственникам жилых домов, у которых уже были установлены приборы учета и принятые в эксплуатацию, и не допускать отказов в приеме приборов учета расхода воды, установленных на прежнее место после поверки или замены на новые.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Примечание:

За невыполнения в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.


Связанные организации

Связанные организации не указаны