Решение №27 части 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006 № 38 - Ф... от 13 мая 2019 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р  Е  Ш  Е  Н  И  Е

по делу № 27 о нарушении законодательства

Российской Федерации о рекламе

 

13 мая 2019 года                                                                                      г. Ставрополь

 

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

Золина Г.В. – председатель Комиссии, заместитель руководителя                                                      управления; Ивакина А.И. – член Комиссии, специалист-эксперт отдела надзора за соблюдением рекламного законодательства и пресечения недобросовестной конкуренции; Табулова Д.А. - член Комиссии, ведущий специалист-эксперт отдела надзора за соблюдением рекламного законодательства и пресечения недобросовестной конкуренции,

рассмотрев дело № 27 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, по факту, указывающему на наличие в действиях ЧУ ОДПО «ЦМФО» /355040, г. Ставрополь, ул. Тухачевского, д. 20/2, ИНН 2635226692, КПП 263501001, ОГРН 1172651006330, зарегистрировано в качестве юридического лица 24.03.2017/ признаков нарушения части 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006 № 38 - ФЗ «О рекламе»,

в присутствии представителей ЧУ ОДПО «ЦМФО» <…>,         

                                                

У  С  Т  А  Н  О  В  И  Л  А:

 

В результате осуществления государственного надзора за рекламной деятельностью хозяйствующих субъектов были выявлены нарушения Федерального закона «О рекламе».

28.02.2019 в г. Ставрополь на фасаде здания по адресу ул. Тухачевского 20/2 был зафиксирован факт распространения рекламы в трех местах следующего содержания:

1. «Клиника реконструктивной стоматологии. Хирургическая стоматология. Ортодонтия. Имплантация зубов. Эстетическая реставрация. Профессиональная гигиена полости рта. Эндодонтия. Пародонтология. Терапевтическая стоматология. функциональная диагностика. Протезирование…».

2. «Хирургическая стоматология. Имплантация зубов. Эстетическая реставрация. Эндодонтия…».

В данной рекламе медицинских услуг отсутствует предупреждение о наличии противопоказаний к их применению.

 3. «Клиника реконструктивной стоматологии. Хирургическая стоматология. Ортодонтия. Имплантация зубов. Эстетическая реставрация. Профессиональная гигиена полости рта. Эндодонтия. Пародонтология. Терапевтическая стоматология. функциональная диагностика. Протезирование. *имеются противопоказания, необходима консультация специалиста…».

В данной рекламе медицинских услуг присутствует предупреждение о наличии противопоказаний к их применению, необходимости получения консультации специалистов, но оно занимает менее 5% рекламной площади.

В соответствии с частью 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.06 №38-ФЗ «О рекламе» реклама лекарственных препаратов, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства).

Рекламодателем вышеуказанной рекламы является Частное учреждение организация дополнительного профессионального образования «Северо-Кавказский клинико-образовательный центр непрерывного медицинского и фармацевтического образования» (ЧУ ОДПО «ЦМФО») /355040, г. Ставрополь, ул. Тухачевского, д. 20/2, ИНН 2635226692, КПП 263501001, ОГРН 1172651006330, зарегистрировано в качестве юридического лица 24.03.2017/.

В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», ответственность за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 24 Федерального закона «О рекламе», несет рекламодатель.

Таким образом, в действиях ЧУ ОДПО «ЦМФО»  усматриваются нарушения части 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», выразившиеся в распространении рекламы медицинских услуг без надлежащего указания предупреждения о возможных противопоказаниях, необходимости получения консультации со специалистом.

06.05.2019 в адрес Ставропольского УФАС России поступили письменные пояснения представителя ЧУ ОДПО «ЦМФО», в которых указано, что часть 7 статьи 24 ФЗ «О рекламе» не распространяется на рекламу, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники. Также представитель Учреждения считает, что нарушение, допущенное ЧУ ОДПО «ЦМФО», является малозначительным. ЧУ ОДПО «ЦМФО» устранило указанные нарушения и представило доказательство в материалы дела (вх. №3438 от 06.05.2019).

Комиссия, изучив доводы Общества и материалы дела, приходит к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона №38-ФЗ от 13.03.2006 г. «О рекламе», реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Требования части 7 статьи 24 ФЗ «О рекламе» не распространяются на рекламу, распространяемую в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, а также в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях, и на иную рекламу, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники.

Поскольку реклама размещена на фасаде здания, распространенная ЧУ ОДПО «ЦМФО» информация адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к медицинским услугам, оказываемым Обществом.

Целевым назначением спорной рекламы, является именно продвижение оказываемых медицинских услуг ЧУ ОДПО «ЦМФО».

В пункте 22 Постановления Пленума высшего арбитражного суда РФ от 08.10.2012 №58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами федерального закона «О рекламе» указано, согласно части 7 статьи 24 Закона о рекламе, реклама лекарственных средств и медицинских услуг должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказания к их применению.

Понятие и перечень медицинских услуг определены Номенклатурой медицинских услуг, утвержденной  Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 13.10.2017 №804н:

- А14.07.003 – гигиена полости рта и зубов;

- А14.07.008 – Обучение гигиене полости рта и зубов индивидуальное, подбор средств и предметов гигиены полости рта;

 - А16.07.003 – восстановление зуба вкладками, виниром, полукоронкой;

- А16.07.004 – протезирование зуба с использованием имплантата;

- А16.07.023 – протезирование зубов полными съемными пластиночными протезами;

- А16.07.051 – профессиональная гигиена полости рта и зубов;

- А16.07.050 – профессиональное отбеливание зубов;

- А16.07.048 – ортодонтическая коррекция с применением брекет-систем и др.

 ЧУ ОДПО «ЦМФО» осуществляет медицинскую деятельность на основании лицензии №ЛО-26-01-004594 от 20.08.2018 по адресу ул. Тухачевского, д. 20/2.

При таких обстоятельствах, распространенная ЧУ ОДПО «ЦМФО» информация является рекламной медицинских услуг и привлекает внимание неопределенного круга лиц.

У ЧУ ОДПО «ЦМФО» имелась возможность обеспечить соблюдение законодательства о рекламе при распространении рекламы, но общество  не приняло к тому разумных и адекватных мер, не проявило должную степень заботливости и осмотрительности, не организовало соответствующий контроль за соблюдением требований действующего законодательства.

Право потребителя на получение информации о наличии противопоказаний и необходимости получения консультации специалистов, закрепленное  в части 7 статьи 24 ФЗ «О рекламе», обеспечивает защиту законных интересов потребителя в момент восприятия рекламы медицинских услуг, т.е. задолго до того момента, как потребитель обратится в медицинское учреждение за оказанием медицинских услуг.

Требование законодательства о необходимости сопровождать соответствующую рекламу предупреждением о наличии противопоказаний обусловлено необходимостью защиты здоровья граждан, которые в силу отсутствия специальных знаний объективно лишены возможности адекватно оценивать последствия для своей жизни и здоровья использования рекламируемых лекарственных средств, медицинских изделий и медицинских услуг.

Таким образом, в рекламе распространенной ЧУ ОДПО «ЦМФО» допущены нарушения части 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», выразившиеся в распространении рекламы медицинских услуг без надлежащего предупреждения о наличии противопоказаний к их применению.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

Р  Е  Ш  И  Л  А:

 

  1. Признать ненадлежащей рекламу, распространенную ЧУ ОДПО «ЦМФО» /355040, г. Ставрополь, ул. Тухачевского, д. 20/2, ИНН 2635226692, КПП 263501001, ОГРН 1172651006330, зарегистрировано в качестве юридического лица 24.03.2017/ поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 24Федерального закона от 13.03.2006 № 38 – ФЗ «О рекламе».
  2. В связи с тем, что ЧУ ОДПО «ЦМФО» /355040, г. Ставрополь, ул. Тухачевского, д. 20/2, ИНН 2635226692, КПП 263501001, ОГРН 1172651006330, зарегистрировано в качестве юридического лица 24.03.2017/ на момент рассмотрения дела демонтировало спорную рекламу, основания для выдачи предписания о прекращении нарушения части 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38 – ФЗ «О рекламе» отсутствуют.
  3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Ставропольского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение изготовлено в полном объеме 21.05.2019. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Председатель Комиссии                                                               Г.В. Золина

 

Члены Комиссии                                                                            А.И. Ивакина

 

Д.А. Табулова

Связанные организации

Связанные организации не указаны