Решение б/н РЕШЕНИЕ № 026/10/18.1-2387/2023 по результатам рассмотрения ... от 16 ноября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 026/10/18.1-2387/2023

по результатам рассмотрения жалобы в порядке, предусмотренном статьей 18.1

Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

 

10 ноября 2023 года                                                                                       г. Ставрополь

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Комиссия) в составе:

Председатель комиссии – Сапунов Д.Н. – заместитель руководителя Ставропольского УФАС России.

Члены комиссии:

Гритчин И.Н. – начальник отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Ставропольского УФАС России.

Дзыба А.З.ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Ставропольского УФАС России.

Рассмотрев жалобы <...>, <...>, <...> и <...> на действия оператора ЭТП ООО «Арестторг» и ИП <...> организатора торгов извещениям № 21000019280000000184, 21000019280000000185, а также жалобы <...> и <...>  на действия оператора ЭТП ООО «Арестторг» и ИП <...> организатора торгов извещениям №21000019280000000188, 21000019280000000189, руководствуясь нормами статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

В Ставропольское УФАС России поступили жалобы <...>, <...>, <...>, и <...> на действия оператора ЭТП ООО «Арестторг» и ИП <...> организатора торгов извещениям № 21000019280000000184, 21000019280000000185, а также жалобы <...>  и <...> на действия оператора ЭТП ООО «Арестторг» и <...> организатора торгов извещениям №21000019280000000188, 21000019280000000189.

Заявители указывают на нарушения при рассмотрении заявок, поданных на аккредитацию на ЭТП.

Комиссия Ставропольского УФАС России, изучив представленные материалы, выслушав доводы сторон, проведя расследование, в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», установила следующее.

 

I. Анализ действий ЭТП по рассмотрению заявок на аккредитацию.

17.10.2023 года, ИП <...> были опубликованы Информационные сообщения о проведении аукционов по реализации залогового имущества должников № 21000019280000000184 и № 21000019280000000185.

25.10.2023 года, ИП <...> были опубликованы Информационные сообщения о проведении аукционов по реализации залогового имущества должников № 21000019280000000188 и № 21000019280000000189.

Данные Аукционы проводятся на универсальной торговой платформе ООО «Арестторг» размещенной в сети «Интернет» по адресу: https://федторги.net.

Ранее ИП <...> проводил аукционы на других торговых площадках, также принадлежащих ООО «Арестторг». Адреса ранее использовавшихся площадок (https://федторги.рф, https://федторги.рус) до степени смешения схожи с адресом площадки, используемой в настоящее время: https://федторги.net.

Внешний вид электронных торговых площадок (за исключением логотипа на стартовой странице) и их функционал, доступный пользователю, также ничем не отличается.

Несмотря на то, что оператором всех указанных площадок является одно и то же юридическое лицо (ООО «Арестторг»), потенциальные участники торгов обязаны проходить аккредитацию на каждой из них отдельно.

Следовательно, после опубликования извещений о проведении торгов на ЭТП, расположенной по адресу https://федторги.net, у всех потенциальных участников торгов возникла необходимость пройти аккредитацию на данной торговой площадке. Данный этап является необходимым и обязательным для подачи заявок и участия в торгах.

Первые извещения (№ 21000019280000000184 и № 21000019280000000185) о проведении торгов на ЭТП https://федторги.net были опубликованы 17.10.2023 года. Дата и время окончания срока подачи заявок по данным извещениям были установлены до 30.10.2023 14:00.

Таким образом, у потенциальных участников торгов было не более 12 дней для прохождения аккредитации и подачи заявок на участие в данных торгах.

Заявители по настоящему делу (<...>, <...>, <...> и <...>) подали заявки на аккредитацию на ЭТП https://федторги.net. По итогам рассмотрения заявок все они получили отказы в аккредитации, из содержания которых было невозможно установить причину отказа.

В ходе рассмотрения жалоб ООО «Арестторг» представило письменные пояснения, в которых указаны конкретные основания для отказа в аккредитации (заявителям данные сведения не сообщались).

Детально информация о сроках рассмотрения заявок и принятых решениях представлена в таблице.

 

Заявка на аккредитацию <...>

Дата подачи

23.10.2023 в 19:14

Дата рассмотрения

26.10.2023 в 16:02

Решение

Отказ в аккредитации

Причина отказа (сообщено заявителю)

Изображения указанных документов в части их оформления и содержания не соответствуют требованиям Регламента ЭТП

Пояснения

ООО «Арестторг» (представлены в ходе рассмотрения жалобы)

Заявка отклонена по причине неверного заполнения согласия на обработку персональных данных

 

Заявка на аккредитацию <...>

Дата подачи

20.10.2023 в 17:37

Дата рассмотрения

25.10.2023 в 16:34

Решение

Отказ в аккредитации

Причина отказа (сообщено заявителю)Пояснения

ООО «Арестторг» (представлены в ходе рассмотрения жалобы)

Изображения указанных документов в части их оформления и содержания не соответствуют требованиям Регламента ЭТП

Пояснения

ООО «Арестторг» (представлены в ходе рассмотрения жалобы)

Заявка отклонена по причине неверного заполнения согласия на обработку персональных данных

 

Заявка на аккредитацию <...>

Дата подачи

23.10.2023 в 20:52

Дата рассмотрения

26.10.2023 в 16:13

Решение

Отказ в аккредитации

Причина отказа (сообщено заявителю)

Изображения указанных документов в части их оформления и содержания не соответствуют требованиям Регламента ЭТП

Пояснения

ООО «Арестторг» (представлены в ходе рассмотрения жалобы)

Заявка отклонена по причине неверного заполнения согласия на обработку персональных данных и неуказания количества листов в названиях файлов, приложенных к заявке

 

Заявка на аккредитацию <...>

Дата подачи

23.10.2023 в 20:37

Дата рассмотрения

26.10.2023 в 16:13

Решение

Отказ в аккредитации

Причина отказа (сообщено заявителю)

Изображения указанных документов в части их оформления и содержания не соответствуют требованиям Регламента ЭТП

Пояснения

ООО «Арестторг» (представлены в ходе рассмотрения жалобы)

Заявка отклонена по причине неверного заполнения согласия на обработку персональных данных и неуказания количества листов в названиях файлов, приложенных к заявке

 

Порядок регистрации (аккредитации пользователя) на ЭТП определен разделом 5 Регламента работы» ЭТП «федторги.net».

Согласно указанного раздела, в случае отказа в регистрации на ЭТП в уведомлении содержится основание принятия решения с указанием на отсутствующие документы и/или сведения или обоснование того, что представленные заявителем на регистрацию на ЭТП документы и/или сведения не соответствуют установленным к ним требованиям или содержат недостоверную информацию.

Таким образом, отказ в регистрации на ЭТП должен содержать конкретную причину такого отказа, поскольку только в этом случае заявитель может принять меры по устранению причин отказа и повторно обратиться с заявкой на аккредитацию.

Из представленных данных следует, что все четыре заявителя по итогам рассмотрения поданных заявок на аккредитацию получили решения об отказе в аккредитации с совершенной одинаковой формулировкой - «Изображения указанных документов в части их оформления и содержания не соответствуют требованиям Регламента ЭТП».

Комиссия приходит к выводу, что из содержания данного сообщения невозможно установить, в чем конкретно выразилось несоответствие представленных заявителями документов требованиям ЭТП.

Данный вывод подтверждается также доводами заявителей, которые указывают, что они различными способами (путем телефонных звонков и обращений по электронной почте) пытались выяснить, что именно явилось причиной для отказа в аккредитации. Однако данную информацию они так и не получили (ООО «Арестторг» не предоставило данные сведения), после чего, ввиду невозможности прохождения регистрации на электронной торговой площадке, обратились с жалобами в антимонопольный орган.

Учитывая вышеизложенное, комиссия приходит к выводу, что оператором ЭТП «федторги.net» допущены нарушения порядка рассмотрения заявок на аккредитацию заявителей <...>, <...>, <...> и <...>.

Нарушение выразилось в направлении заявителем сообщений об отказе в аккредитации на ЭТП без указания конкретных причин принятия такого решения, что не позволило принять меры по устранению причин отказа в аккредитации и обратиться повторно с исправленным комплектом документов.

Сокрытие информации о причинах отказа в аккредитации фактически создало для заявителей непреодолимые препятствия для участия в торгах, проводимых на данной торговой площадке, поскольку прохождение аккредитации является обязательным предварительным условием для получения возможности подавать заявки и ценовые предложения в ходе проведения торгов.

Следовательно, ООО «Арестторг» своими действиями ограничило доступ к участию в торгах, проводимых на ЭТП «федторги.net», что привело к ограничению конкуренции при проведении торгов и ущемлению прав и законных интересов заявителей.

Также комиссией проанализированы итоговые протоколы по извещениям №№ 21000019280000000184 и 21000019280000000185 (Торги по процедурам №№ 21000019280000000188 и 21000019280000000189 на момент принятия настоящего решения не завершены). Результаты торгов представлены в таблице.

 

Как следует из представленных данных, из 22-х лотов на 9 лотов не было подано ни одной заявки. На остальные лоты подано от двух до четырех заявок. Всего заявки поступали от десяти участников.

Шесть участников стали победителями торгов.

Всего торги состоялись по одиннадцати лотам. При этом по девяти лотам, несмотря на участие в торгах двух и более лиц, торги закончились с минимальным повышением цены (1%). По оставшимся двум лотам повышение цены составило четыре и семь процентов от начальной цены.

Таким образом, при проведении указанных торгов конкуренция за право приобретения выставленного на торги имущества отсутствовала или была сведена к минимуму. В большинстве торгов принимали участие одни и те же лица, которые не торговались между собой.

Итоги проведенных торгов свидетельствуют о том, что действия ООО «Арестторг», выразившиеся в ограничении доступа к торгам на ЭТП «федторги.net», привели к негативным последствиям в виде отсутствия конкуренции между участниками, прошедшими аккредитацию и допущенными к участию в торгах.

 

II. Анализ обоснованности установления требований к составу документов, прилагаемых к заявке на аккредитацию.

Как следует из объяснений, представленных ООО «Арестторг», причиной отказа в аккредитации для всех заявителей явились недостатки при оформлении согласия на обработку персональных данных. Комиссией проанализированы установленные оператором ЭТП требования к порядку составления данного документа.

Разделом 5 Регламента работы ЭТП «федторги.net» определен перечень документов, которые пользователь должен представить вместе с заявкой на аккредитацию.

Пунктом 4 указанного перечня предусмотрено следующее: «В соответствии с п. 4 ст. 9 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» необходимо предоставить в свободной форме согласие на обработку персональных данных для ООО «Арестторг» ИНН: 2635245279».

Никаких дополнительных указаний о том, в каком порядке составляется данный документ и какие сведения должны быть в нем указаны, регламент ЭТП не содержит.

Частью 4 статьи 9 Федерального закона от 27.07.2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных», определено, что согласие в письменной форме субъекта персональных данных на обработку его персональных данных должно включать в себя, в частности:

1) фамилию, имя, отчество, адрес субъекта персональных данных, номер основного документа, удостоверяющего его личность, сведения о дате выдачи указанного документа и выдавшем его органе;

2) фамилию, имя, отчество, адрес представителя субъекта персональных данных, номер основного документа, удостоверяющего его личность, сведения о дате выдачи указанного документа и выдавшем его органе, реквизиты доверенности или иного документа, подтверждающего полномочия этого представителя (при получении согласия от представителя субъекта персональных данных);

3) наименование или фамилию, имя, отчество и адрес оператора, получающего согласие субъекта персональных данных;

4) цель обработки персональных данных;

5) перечень персональных данных, на обработку которых дается согласие субъекта персональных данных;

6) наименование или фамилию, имя, отчество и адрес лица, осуществляющего обработку персональных данных по поручению оператора, если обработка будет поручена такому лицу;

7) перечень действий с персональными данными, на совершение которых дается согласие, общее описание используемых оператором способов обработки персональных данных;

8) срок, в течение которого действует согласие субъекта персональных данных, а также способ его отзыва, если иное не установлено федеральным законом;

9) подпись субъекта персональных данных.

Комиссией установлено, что фактически установленное регламентом электронной торговой площадки требование о представлении согласия на обработку персональных данных в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона от 27.07.2006 года №152-ФЗ «О персональных данных» является неисполнимым ввиду отсутствия у заявителя сведений, необходимых для его заполнения в соответствии с требованиями закона.

Так, любой заявитель исходя из данных, размещенных на ЭТП, может указать сведения, предусмотренные пунктами 1,2,3,9 части 4 указанной статьи.

Остальные сведения, предусмотренные законом для указания в согласии на обработку персональных данных, потенциальным заявителям неизвестны. Это справедливо для следующих сведений:

4) цель обработки персональных данных

эта цель может быть сформулирована оператором ЭТП в произвольной форме, и любое формальное несоответствие цели обработки персональных данных, указанное в согласии претендента, может служить основанием для отклонения его заявки. Более того, заявители не располагают сведениями о том, для каких конкретно целей (операций) им необходимо предоставить согласие на обработку персональных данных исходя из того, как организованы производственные процессы на площадке;

5) перечень персональных данных, на обработку которых дается согласие субъекта персональных данных

заинтересованные в аккредитации лица не могут знать, какие конкретно персональные данные необходимы оператору электронной торговой площадки, вследствие чего не могут выполнить данное требование без риска быть отклоненным по причине указания неполного перечня персональных данных;

6) наименование или фамилию, имя, отчество и адрес лица, осуществляющего обработку персональных данных по поручению оператора, если обработка будет поручена такому лицу

указанные данные вообще не могут быть известны лицу, подающему заявку на аккредитацию;

7) перечень действий с персональными данными, на совершение которых дается согласие, общее описание используемых оператором способов обработки персональных данных

заинтересованные в аккредитации лица не располагают сведениями о том, какие действия с персональными данными планирует совершать организатор торгов, в связи с чем отсутствует возможность указания перечня таких действий;

8) срок, в течение которого действует согласие субъекта персональных данных, а также способ его отзыва, если иное не установлено федеральным законом

в регламенте ЭТП отсутствует информация о том, на какой срок должно быть предоставлено согласие на обработку персональных данных.

ООО «Арестторг», установив требование о предоставлении в составе заявки согласия на обработку персональных данных в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона от 27.07.2006 года №152-ФЗ «О персональных данных», не указало сведения, необходимые для корректного составления такого согласия.

При этом данные сведения не могут быть получены заинтересованными в аккредитации лицами иными способами, кроме непосредственного обращения к оператору ЭТП.

В свою очередь, оператор ЭТП может избирательно предоставлять такие сведения отдельным участникам, к которым он настроен лояльно, и не предоставлять их другим лицам, аккредитацию которых он считает нежелательной.

Таким образом, установленное ООО «Арестторг» требование о предоставлении согласия на обработку персональных данных в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона от 27.07.2006 года №152-ФЗ «О персональных данных» (в отсутствие сведений подлежащих указанию в данном документе) создает препятствия для аккредитации неопределенному кругу лиц, исключает возможность корректного составления данного документа и приводит к отклонению заявок, поданных на аккредитацию.

Учитывая вышеизложенное, комиссия приходит к выводу о том, что оператором ЭТП «федторги.net» (ООО «Арестторг») допущено нарушение порядка аккредитации на электронной торговой площадке путем установления неисполнимых требований к документам, которые необходимо представлять в составе заявки на аккредитацию.

Согласно пункта 3.1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия антимонопольного органа выдает организатору торгов, оператору электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, продавцу государственного или муниципального имущества, организатору продажи обязательные для исполнения предписания о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов, продажи государственного или муниципального имущества (далее в настоящем пункте - торги), порядка заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, в том числе предписания об отмене протоколов, составленных в ходе проведения торгов, о внесении изменений в документацию о торгах, извещение о проведении торгов, об аннулировании торгов.

Ввиду того, что в действиях оператора электронной площадки установлен факт нарушения порядка аккредитации на электронной торговой площадке, что не позволило заявителям <...>, <...>, <...> и <...> подать заявки и принять участие в торгах по извещениям № 21000019280000000184, 21000019280000000185, 21000019280000000188, 21000019280000000189, Комиссия Ставропольского УФАС России считает необходимым выдать оператору ЭТП ООО «Арестторг» и организатору торгов ИП <...> обязательные для исполнения предписания, направленные на устранение допущенных нарушений и восстановление прав заявителей.

Руководствуясь частью 1 статьи 17, частями 18, 20, 23 статьи 18.1 и статьей 23 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», комиссия Ставропольского УФАС России,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобы <...>, <...>, <...> и <...> на действия оператора ЭТП ООО «Арестторг» и ИП Косякова С.Е. организатора торгов извещениям № 21000019280000000184, 21000019280000000185, 21000019280000000188, 21000019280000000189 обоснованными.

2. Выдать оператору ЭТП ООО «Арестторг» обязательное для исполнение предписание, а именно:

2.1 Повторно рассмотреть заявки на аккредитацию, поданные <...>, <...>, <...> и <...> с учетом замечаний, указанных в настоящем решении.

2.2 Срок исполнения предписания - 5 рабочих дней с момента получения копии Решения и Предписания.

3. Выдать ИП <...> обязательное для исполнение предписание, а именно:

3.1 Протоколы № 339 от 31.10.2023г., № 368 от 03.11.2023г., № 365 от 03.11.2023г., № 364 от 03.11.2023г., составленные в ходе торговой процедуры № 21000019280000000185 - отменить.

3.2 Протоколы № 337 от 31.10.2023г., № 352 от 02.11.2023г., № 351 от 02.11.2023г., № 350 от 02.11.2023г., № 349 от 02.11.2023г., № 348 от 02.11.2023г., № 347 от 02.11.2023г., № 346 от 02.11.2023г., № 345 от 02.11.2023г., № 344 от 02.11.2023г., составленные в ходе торговой процедуры № 21000019280000000184 - отменить.

3.3 Вернуть торги по извещениям № 21000019280000000184, 21000019280000000185 на стадию подачи заявок и продлить срок подачи заявок на участие в торгах в соответствии с законом.

3.4 Продлить по извещениям №№ 21000019280000000188, 21000019280000000189 срок подачи заявок, установив его в размере не менее минимального срока, определенного для данного вида торгов, с даты исполнения предписания.

3.5 Срок исполнения предписания - 10 рабочих дней с момента получения копии Решения и Предписания.

 

 

Председатель комиссии

 

 

 

 

Д.Н. Сапунов

Члены комиссии:

 

 

 

 

И.Н. Гритчин

 

 

 

А.З. Дзыба

 

 

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в трехмесячный срок с даты его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны