Постановление б/н Постановление о  наложении штрафа по делу об административно... от 18 августа 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о  наложении  штрафа  по  делу об

административном правонарушении № 026/04/14.3-1331/2020

 

18 августа 2020 года                                                                         г. Ставрополь

 

Заместитель руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Золина Г.В., рассмотрев протокол №223 от 04.08.2020 года и материалы административного дела №026/04/14.3-1331/2020, возбужденного 15.06.2020 управлением Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю в отношении БАНК ВТБ (ПАО) /190000, г. Санкт-Петербург, ул. Большая Морская, д. 29, ИНН 7702070139, КПП 783501001, ОГРН 1027739609391, зарегистрировано в качестве юридического лица 22.11.2002/ по части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нарушение части 7 статьи 5 и пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006г. № 38 – ФЗ «О рекламе»),

в присутствии представителя БАНКА ВТБ (ПАО) по доверенности №709115/008-СД от 24.07.2020 – <…>,

 

УСТАНОВИЛ:

 

В результате осуществления государственного надзора за рекламной деятельностью хозяйствующих субъектов были выявлены нарушения Федерального закона «О рекламе».

25.05.2020 года, в г. Ставрополе на пересечении ул. Доваторцев и ул. Мира на щите наружной рекламы (призматрон), был выявлен факт распространения рекламы, следующего содержания: «Пакет услуг «На старте» для бизнеса. ВТБ. 0р. открытие расчетного счёта. 1 год обслуживания. 8 800 510 00 00 VTB.RU».

Далее мелким шрифтом указан текст «Предложение действует для клиентов малого и среднего бизнеса (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей) при открытии первого расчетного счета в валюте РФ в банке ВТБ (ПАО) и одновременном подключении пакета услуг «На старте». Обслуживание осуществляется на условиях пакета услуг «На старте», период использования которого не может превышать 12 (двенадцати) календарных месяцев с даты открытия счета. Ежемесячная плата не взимается при условии подключения к системе дистанционного банковского обслуживания (ДБО) не позднее 2-го месяца обслуживания. Указанные условия не являются офертой или приглашением делать оферты. Сроки действия предложения и перечень отделений банка, предлагающих пакетное предложение на специальных условиях, уточняйте по телефону 8 800 510 00 00, а также в офисах банка ВТБ, обслуживающих юридических лиц (кроме кредитных организаций). Подробные тарифы с полным перечнем услуг указаны на www.vtb.ru, delo.vtb.ru. Банк ВТБ (ПАО). Генеральная лицензия банка России №1000. Реклама».

Внимание потребителей рекламы привлекает фраза «Пакет услуг «На старте» для бизнеса. ВТБ. 0р. открытие расчетного счёта. 1 год обслуживания», а текст, указанный мелким шрифтом трудно восприимчив для пешеходов, а также для проезжающих людей на транспорте.

Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.06 №38-ФЗ «О рекламе», реклама-информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В соответствии с частью 7 статьи 5 Федерального закона №38-ФЗ от 13.03.06 "О рекламе", не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации, и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Согласно с пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона от 13.03.06 №38-ФЗ «О рекламе», реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

Рекламодателем указанной рекламы является БАНК ВТБ (ПАО) /190000, г. Санкт-Петербург, ул. Большая Морская, д. 29, ИНН 7702070139, КПП 783501001, ОГРН 1027739609391, зарегистрировано в качестве юридического лица 22.11.2002/.

В соответствии с  частью 6 статьи 38 Федерального закона от 13.03.06 №38-ФЗ «О рекламе», ответственность за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 5 и пунктом 2 части 2 статьи 28 Федерального закона от 13.03.06 №38-ФЗ «О рекламе», несет рекламодатель.

10.07.2020 года в адрес Управления поступили письменные пояснения представителя БАНКА ВТБ (ПАО), в которых указано, что Банк не согласен с тем, что шрифт, использованный в рекламе, трудно восприимчив. Рекламный текст выполнен несжатым, контрастным шрифтом, что облегчает восприятие рекламы. Реклама не ориентирована на проезжающие автомобили, а ориентирована только лишь на пешеходов.

Указанные доводы несостоятельны в соответствии со следующим.

Используемый в рекламе шрифт своим размером должен обеспечивать нормальное восприятие потребителем всего содержания преподносимой информации, без дополнительно предпринимаемых усилий по распознаванию и уяснению какой-либо ее части.

Несоразмерность шрифта не должна вести к потере читаемости существенных условий предоставления финансовой услуги, что в свою очередь создает условия для введения потребителей в заблуждение.

Размещение привлекательной для потребителя информации крупным шрифтом, а прочих существенных условий оказания финансовой услуги способом, затрудняющим ее восприятие (с учетом размера рекламы и шрифта текста рекламы, а также местоположения рекламоносителя), свидетельствует о ее недобросовестности.

В рекламе финансовых услуг существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламы. Отсутствие каких-либо сведений об условиях оказания соответствующих услуг может привести к искажению смысла рекламы и ввести в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемыми финансовыми услугами.

При этом отсутствие в законодательстве о рекламе четкого указания на размер шрифта рекламных надписей не свидетельствует о том, что размер шрифта может быть любым, поскольку это противоречит положениям статьи 5 Закона о рекламе.

Реклама оценивается со стороны обычного потребителя, который не обладает специальными знаниями в рекламируемой сфере. Если по причине мелкого нечитаемого текста потребителем не воспринимается необходимая информация, то такое предоставление информации равнозначно ее фактическому отсутствию.

В данном случае принципиальное значение имеет избранный способ распространения рекламы путем ее размещения на значительной высоте от уровня земли на рекламной конструкции (щите призматроне).

Рекламный щит расположен на пересечении улиц Мира и Доваторцев, каждая из которых имеет по две полосы движения в обе стороны. Рекламу воспринимают водители и пассажиры транспортных средств движущихся в трех направлениях.

Общая площадь рекламного макета, представленного Обществом, составила 102см2. Площадь, отведенная для указания условий представления финансовой услуги, занимает менее 16% от общей площади рекламы. Высота букв, которыми указаны условия, в 10 раз меньше высоты букв, которыми указана фраза «открытие лицевого счета 1 год облуживания» и в 28 раз меньше высоты нуля, указанного в качестве стоимости открытия счета и его обслуживания.

Более того, реклама представлена на обозрение 24 часа в сутки. Рекламная конструкция не оборудована специальным освещением, следовательно, в ночное время суток, восприятие рекламы еще больше затрудняется.

Таким образом, совокупность таких особенностей вышеуказанной рекламы, как местоположение, ограниченное время считывания информации, размер шрифта, лишает возможности потребителей получить полный текст, делая доступным только основной текст, указанный крупным шрифтом.

 Следовательно, способ доведения необходимой, в соответствии с рекламным законодательством, информации  в виде сноски мелким шрифтом, является ненадлежащим.

Более того, в рекламе прописаны не все условия предоставления услуги «на старте». Так, согласно решения об установлении регионального тарифа №2350/443180 от 25.07.2019 года, на счета, ведущиеся в других банках, без взимания вознаграждения Банк осуществляет до 5 переводов, с 6го платежного поручения – 100 рублей за каждый документ; +1% к ставке за перечисление денежных средств на счета физических лиц, открытые в Банке и перечисление денежных средств на счета физических лиц, открытые в других банках на территории РФ; операции с банковскими картами VISA и MasterCard – 0,5% от суммы. Все данные условия влияют на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугой лица.

У БАНКА ВТБ (ПАО) имелась возможность для соблюдения правил и норм действующего законодательства о рекламе, но обществом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Таким образом, в рекламе БАНКА ВТБ (ПАО) допущены нарушения части 7 статьи 5 и пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе.

Место совершения административного правонарушения: г. Ставрополь, пересечение ул. Доваторцев и ул. Мира.

Время совершения административного правонарушения: 25.05.2020.

В соответствии с частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 6 настоящей статьи, частью 4 статьи 14.3.1, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

В соответствии с Постановлением Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 02.06.2004г. №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания. 

Таким образом, категория малозначительности относится к числу оценочных, в связи с чем, определяется в каждом конкретном случае исходя из обстоятельств совершенного административного правонарушения.

Допущенное БАНКОМ ВТБ (ПАО) правонарушение несет в себе существенную угрозу, поскольку следствием этого правонарушения являются посягательства на права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, закрепленные статьей 1 Закона №38-ФЗ.

Общественные отношения, связанные с рекламой финансовых услуг, являются одними из наиболее важных объектов правового регулирования в финансовой сфере. Посягательство на них несет в себе существенную угрозу установленному публично-правовому порядку, поскольку непосредственно влияет на финансовое состояние человека.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации  человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (статья 2).

КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе.

Состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.3 КоАП РФ, является формальным, то есть не предусматривает, что ответственность за совершение данного административного правонарушения наступает только при причинении имущественного и морального вреда, а также наступлении тяжких последствий. Законодатель не связывает возможность применения административной ответственности с наступлением вредных последствий для охраняемых общественных интересов. Административная ответственность за нарушение указанной статьи КоАП РФ наступает за сам факт нарушения Федерального закона от 13.03.2006 № 38 - ФЗ «О рекламе».

Правонарушение допущенное Обществом в сфере рекламы финансовых услуг обладают повышенной опасностью и понятие «малозначительность» к нему неприменимо.

Должностное лицо не находит в действиях БАНКА ВТБ (ПАО) обстоятельств, смягчающих административную ответственность, обстоятельств, отягчающих административную ответственность также нет.

Статья 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - замена административного наказания в виде административного штрафа предупреждением, содержит условия замены административного штрафа предупреждением.

В соответствии с частью 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

Согласно части 2 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа не подлежит замене на предупреждение в случае совершения административного правонарушения, предусмотренного статьями 14.31 - 14.33, 19.3, 19.5, 19.5.1, 19.6, 19.8 - 19.8.2, 19.23, частями 2 и 3 статьи 19.27, статьями 19.28, 19.29, 19.30, 19.33 настоящего Кодекса.

В соответствии с частью 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

БАНК ВТБ (ПАО) не является субъектом малого и среднего предпринимательства, поэтому на Общество не распространяется действие части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

В ходе рассмотрения административного дела должностным лицом Ставропольского УФАС России не были установлены исключительные обстоятельства, связанные с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, а Обществом не были представлены доказательства наличия тяжелого имущественного и финансового положения.

Руководствуясь частью 7 статьи 5 и пунктом 2 части 2 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006г. № 38 – ФЗ «О рекламе», статьями 2.1, 4.1, 4.1.1, 4.2, 4.3, 14.3, 23.48, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

Признать БАНК ВТБ (ПАО) /190000, г. Санкт-Петербург, ул. Большая Морская, д. 29, ИНН 7702070139, КПП 783501001, ОГРН 1027739609391, зарегистрировано в качестве юридического лица 22.11.2002/ виновным в совершении нарушения части 7 статьи 5 и пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006г. № 38 – ФЗ «О рекламе».

Назначить БАНКУ ВТБ (ПАО) /190000, г. Санкт-Петербург, ул. Большая Морская, д. 29, ИНН 7702070139, КПП 783501001, ОГРН 1027739609391, зарегистрировано в качестве юридического лица 22.11.2002/ наказание в соответствии с частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде административного штрафа в размере сто одной тысячи рублей (101.000).

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса.

Суммы штрафов, уплаченных за нарушения законодательства о рекламе, зачисляются по следующим реквизитам:

«Получатель» - УФК МФ РФ по СК (Ставропольское УФАС России), ИНН 2634003887, КПП 263501001, Отделение Ставрополь г. Ставрополь, р/с 40101810300000010005, БИК 040702001, ОКТМО 07701000. Код доходов бюджета 161 1 16 01141 01 0003 140. УИН 16100500000000635873. Назначение платежа: штраф за нарушение законодательства о рекламе по Постановлению № 026/04/14.3-1331/2020 от 18.08.2020.

В случае отсутствия документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, должностное лицо, вынесшее постановление, примет решение о привлечении лица, не уплатившего административный штраф, к административной ответственности по статье 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В соответствии с частью 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неуплата административного штрафа в срок, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа либо административный арест на срок до пятнадцати суток.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в судебном порядке по месту рассмотрения дела, в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Связанные организации

Связанные организации не указаны