Решение №026/01/17-990/2021 часть 1 статьи 17  Федерального закона от 26.07.2006 года № ... от 29 июня 2021 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 026/01/17-990/2021

 

Резолютивная часть объявлена 29.06.2021 года

Решение изготовлено в полном объеме 01.07.2021 года

г. Ставрополь

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы России по Ставропольскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии – Никитин С.И., руководитель Ставропольского УФАС России.

Члены Комиссии:

Гритчин И.Н. – начальник отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Ставропольского УФАС России;

Дзыба А.З. – ведущий специалист - эксперт отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Ставропольского УФАС России,

рассмотрев материалы дела №026/01/17-990/2021, возбужденного в отношении администрации Туркменского муниципального округа по признакам нарушения части 1 статьи 17  Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившиеся в принятии решения об отказе в проведении торгов и предоставлении земельных участков с КН 26:09:120302:8 и КН 26:09:000000:4728 СПК «Красный Маныч» без проведения торгов.

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

           В Ставропольское УФАС России поступило заявление «…» о нарушении антимонопольного законодательства администрацией Туркменского муниципального района при предоставлении земельных участков с КН 26:09:000000:2115 и КН 26:09:120302:8.

13.04.2021 года в Ставропольское УФАС России поступило обращение «…» о нарушении антимонопольного законодательства администрацией Туркменского муниципального района при предоставлении земельного участка с КН 26:09:000000:4728.

Доводы указанные в обращении «…» аналогичны доводам о нарушении антимонопольного законодательства администрацией Туркменского муниципального района при предоставлении земельного участка КН 26:09:120302:8.

         В связи с чем определением от 17.05.2021 года материалы обращения были приобщены к материалам дела № 026/01/17-990/2021 и «…» привлечен  к участию в рассмотрении дела в качестве заявителя.

         Согласно части 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции, при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган проводит анализ состояния конкуренции в объеме, необходимом для принятия решения о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства.

Анализ проведен в соответствии с Порядком проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 и зарегистрированным в Минюсте РФ 2 августа 2010 г. №18026 (далее – Порядок проведения анализа).

В соответствии с п. 10.10 Порядка проведения анализа, по делам, возбужденным по признакам нарушения статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», анализ состояния конкуренции включает:

  •  определение временного интервала исследования товарного рынка;
  •  определение предмета торгов.
  • В целях анализа состояния конкуренции на товарном рынке в качестве исходной информации использованы:
  • материалы, представленные заявителем;
  • – материалы, представленные администрацией Туркменского муниципального округа Ставропольского края;
  • – нормативно-правовые акты, регламентирующие рассматриваемую деятельность;
  • – иные документы и материалы.

Определение временного интервала исследования товарного рынка:

Согласно п. 2.1 Порядка проведения анализа, временной интервал исследования товарного рынка определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка.

В связи с тем, что имеются признаки нарушения ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» по факту предоставления в аренду земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, государственная собственность на которых не разграничена без проведения аукциона, временной интервал исследовании принимаем с даты начала процедур предоставления в аренду земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, государственная собственность на который не разграничена, т.е. с момента размещения администрацией Туркменского муниципального округа в СМИ и на сайте https:// torgi.gov.ru извещения о возможности предоставления в аренду крестьянским (фермерским) хозяйствам и сельскохозяйственным организациям земельных участков по настоящее время проведения исследования.

Таким образом, временной интервал исследования: 07.12.2020 – май 2021 года.

Определение предмета торгов:

           Предметом договора является аренда земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, государственная собственность на который не разграничена, в том числе земельные участки с КН 26:09:120302:8 и КН 26:09:000000:4728.

          Изучив материалы дела, комиссия установила следующее.

   Аукцион по продаже права аренды земельного участка с кадастровым номером 26:09:000000:2115 администрацией Туркменского муниципального округа не проводился.

          Администрацией Туркменского муниципального района на основании поступившего заявления сельскохозяйственного производственного кооператива племенной репродуктор «Красный Маныч» (далее СПК «Красный Маныч) 07.12.2020 года на сайте www.torgi.gov.ru было опубликовано извещение № 071220/3486955/02 о возможности предоставления в аренду крестьянским (фермерским) хозяйствам и сельскохозяйственным организациям, участвующим в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства, для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности, земельных участков, государственная собственность на который не разграничена, из земель сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – животноводство (для сенокошения и выпаса сельскохозяйственных животных) с кадастровым номером 26:09:120302:8, площадью 7411715 кв.м, расположенного по адресу: Российская Федерация, Ставропольский край, Туркменский район, муниципальное образование Красноманычский сельсовет, в 8 км на северо-восток от п. Прудовый.

          Согласно пункта 8 статьи 10  Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду на срок до пяти лет крестьянским (фермерским) хозяйствам, сельскохозяйственным организациям, участвующим в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства, для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности без проведения торгов.

Согласно абзаца 2 пункта 8 статьи 10  Федерального закон от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» в случае, если в орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, поступило несколько заявлений о предоставлении такого земельного участка в аренду, соответствующий земельный участок предоставляется в порядке, установленном статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации.

В тоже время ни Земельный кодекс Российской Федерации (далее - ЗК РФ), ни Федеральный закон от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» не содержат иного порядка выявления иных лиц, заинтересованных в получении земельного участка кроме порядка, указанного в статье 39.18 ЗК РФ.

В соответствии со статьей 39.18 ЗК РФ земельные участки предоставляются гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, крестьянским (фермерским хозяйствам) для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.

        В силу пункта 4 статьи 39.18 ЗК РФ граждане, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе.

В результате опубликования извещения поступило еще 3 заявления о намерении участвовать в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка с КН 26:09:120302:8 «…»,«…»,«…».

Согласно протокола № 12 комиссия по управлению и распоряжению земельными участками, расположенными на территории Туркменского муниципального округа Ставропольского края от 14.01.2021 года отказала в участии в аукционе «…», ИП «…»,«…» в связи с тем, что не были представлены документы, подтверждающие участие в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства. Приняла решение не проводить торги и предоставить земельный участок 26:09:120302:8 СПК «Красный Маныч».

В результате опубликования извещения о возможности предоставления земельного участка с КН 26:09:000000:4728 поступило еще 3 заявления о намерении участвовать в аукционе «…»,«…» и «…».

Согласно протокола № 24 комиссия по управлению и распоряжению земельными участками, расположенными на территории Туркменского муниципального округа Ставропольского края от 18.03.2021 года отказала в участии в аукционе «…»,«…» в связи с тем, что не были представлены документы, подтверждающие участие в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства, а «…» в связи с тем, что он не является участником программ государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства. Приняла решение не проводить торги и предоставить земельный участок 26:09:000000:4728 СПК «Красный Маныч».

        Согласно пункта 7 статьи 39.18 ЗК РФ в случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение:

1) об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка, и о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении земельного участка;

2) об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка лицу, обратившемуся с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка. В этом случае уполномоченный орган обеспечивает образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ и принимает решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка.

Таким образом, ЗК РФ установлено только два возможных решения, которые могут быть приняты органом местного самоуправления при наличии заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе.

Однако администрацией Туркменского муниципального округа в нарушение пункта 7 статьи 39.18 ЗК РФ были приняты решения об отказе в проведении торгов и предоставлении земельных участков с КН 26:09:120302:8 и КН 26:09:000000:4728 СПК «Красный Маныч» без проведения торгов.

По смыслу вышеприведенных норм земельного законодательства, при наличии заявок нескольких субъектов, заинтересованных в предоставлении сформированных земельных участков сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, требуется реализация публичных процедур при предоставлении участков в аренду, направленных на обеспечение законных прав и интересов неограниченного круга лиц. Льготный порядок предоставления в аренду земельного участка сельскохозяйственного назначения не может быть использован в целях ограничения прав иных категорий субъектов, заинтересованных в предоставлении таких земель, а также обхода публичных процедур предоставления участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Аналогичной правовой позиции придерживается Верховный Суд Российской Федерации (определение от 20.11.2014 N 308-ЭС14-1222).

         Правом на предоставление земельного участка без проведения торгов могут обладать сразу несколько лиц по одним и тем же либо по различным основаниям, перечисленным в ЗК РФ и Законе № 101-ФЗ. А при поступлении нескольких заявлений о предоставлении земельного участка без проведения торгов право аренды земельного участка может быть впоследствии приобретено одним из обратившихся лиц посредством участия в аукционе.

Таким образом, предоставление земельного участка без проведения торгов допускается только в отсутствие заявлений от других заинтересованных лиц. Если в орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, поступило несколько заявлений о предоставлении такого земельного участка в аренду, соответствующий земельный участок предоставляется в порядке, установленном статьей 39.18 ЗК РФ (пункт 8 статьи 10 Закона N 101-ФЗ).

Таким образом, действия администрации Туркменского муниципального района по отказу в проведении торгов и предоставлении земельных участков с КН 26:09:120302:8 и КН 26:09:000000:4728 СПК «Красный Маныч» без проведения торгов свидетельствует о нарушении части 1 статьи 17 Федерального закона «О защите конкуренции».

 На основании части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

          Тем самым, администрация Туркменского муниципального округа приняв решение об отказе в проведении торгов и представив земельные участки с КН 26:09:120302:8 и КН 26:09:000000:4728 СПК «Красный Маныч» без проведения торгов, допустила нарушение требований части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

        10.06.2021 г. было установлено, что в действиях администрации Туркменского муниципального округа имеется  нарушения части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в связи с чем, Комиссией вынесено Заключение об обстоятельствах дела.

        Заключение об обстоятельствах дела № 026/01/17-990/2021 было направлено в адрес администрации Туркменского муниципального округа и в адрес заявителей «…» и «…». Администрацией Туркменского муниципального округа данное заключение было получено 23.06.2021г.

 До рассмотрения дела 29.06.2021 года возражений или иных документов по результатам изучения заключения об обстоятельствах дела №026/01/17-990/2021 от администрации Туркменского муниципального округа не поступало.

На рассмотрение дела представитель администрации Туркменского муниципального округа не прибыл. А так же не было подключения по видеоконференц-связи со стороны администрации Турменкского муниципального округа к системе (программе) «TrueConf».

Заявители «…» и «…» на рассмотрение дела не прибыли, так же не подключились по видеоконференц-связи к системе (программе) «TrueConf».

В тоже время, администрацией Туркменского муниципального округа в материалы дела предоставлен договор № 19 от 13.04.2021 г. аренды земельных участков с КН 26:09:120302:8 и КН 26:09:000000:4728 заключен с СПК «Красный Маныч», данный договор зарегистрирован управлением Росреестра по Ставропольскому края 22.04.2021г.

 Таким образом основания для выдачи предписания отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частями 1-4 статьи 41,  частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Ставропольского УФАС России,

 

 

Решила:

 

1. Признать администрацию Туркменского муниципального округа нарушившей требования  части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Нарушение выразилось в принятии решения об отказе в проведении торгов и предоставлении земельных участков с КН 26:09:120302:8 и КН 26:09:000000:4728 СПК «Красный Маныч» без проведения торгов.

2. Ввиду того, что в настоящее время договор аренды земельных участков с КН 26:09:120302:8 и КН 26:09:000000:4728 заключен, оснований для выдачи предписания не имеется.

          3. Передать материалы дела должностному лицу Ставропольского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

 

Председатель комиссии:                                                                     С.И. Никитин

 

Члены комиссии:                                                                                     И.Н. Гритчин                                

                                                                                                                         

                                                                                                                         А.З. Дзыба

Связанные организации

Связанные организации не указаны