Решение б/н Р Е Ш Е Н И Е № 025/07/3-1057/2021 от 2 сентября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Р Е Ш Е Н И Е № 025/07/3-1057/2021

30 августа 2021 года город Ставрополь

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Комиссия) в составе:

Заместитель председателя Комиссии – Гритчин И.Н. – начальник отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Ставропольского УФАС России

Члены Комиссии:

Радченко П.И. – ведущий специалист эксперт отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Ставропольского УФАС России.

Лазебный А.Ю. – главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Ставропольского УФАС России.

Рассмотрев жалобу ИП  на действия ФБУ «Северо-Кавказский ЦСМ» организатора закупки №32110536068, руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

У С Т А Н О В И Л А:

В Ставропольское УФАС России поступила жалоба ИП  на действия ФБУ «Северо-Кавказский ЦСМ» организатора закупки №32110536068.

Заявитель указывает на нарушения порядка организации и проведения торгов, а именно на нарушение порядка опубликования информации о закупке.

Комиссия Ставропольского УФАС России, изучив имеющиеся материалы дела, проведя расследование, в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», установила следующее.

ФБУ «Северо-Кавказский ЦСМ» 06.08.2021 года была размещена закупка в форме аукциона в электронной форме «на оказание услуг по профессиональной комплексной уборке офисных помещений ФБУ «Северо-Кавказский ЦСМ» (реестровый номер закупки №32110536068).

Изучив довод жалобы о необоснованном включении в закупочную документацию требования о том, что претендент обязан иметь сертификат соответствия, удостоверяющий, что услуги по чистке и уборке, услуги по дератизации и дезинфекции, услуги по мытью окон, услуги по общей уборке зданий соответствуют требованиям ГОСТ Р 51870-2014; ГОСТ Р51870-2002 выданный не позднее 23.12.2020г, Комиссия Ставропольского УФАС России установила следующее.

Пунктом 3.2.4 Закупочной документации определены требования к составу документов которые должны входить в состав заявки, в частности документы, подтверждающие соответствие участника процедуры закупки требованиям документации о закупке, установленные в извещении и в документации о закупке.

Подпунктом «з» пункта 5 Технического задания установлены дополнительные требования к участникам закупки, а именно исполнитель обязан иметь сертификат соответствия, удостоверяющий, что услуги по чистке и уборке, услуги по дератизации и дезинфекции, услуги по мытью окон, услуги по общей уборке зданий соответствуют требованиям ГОСТ Р 51870-2014; ГОСТ Р51870-2002 выданный не позднее 23.12.2020 г.

Таким образом, закупочной документацией установлено требование о представлении с составе заявки сертификата соответствия, удостоверяющего, что услуги по чистке и уборке, услуги по дератизации и дезинфекции, услуги по мытью окон, услуги по общей уборке зданий соответствуют требованиям ГОСТ Р 51870-2014; ГОСТ Р51870-2002, который был выдан не позднее 23.12.2020 г.

Пунктом 1 части 10 статьи 4 Федерального закона №223 от 18.07.2011 г. «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»Изучив положения закупочной документации, определено, что в документацию о закупке могут быть включены требования к техническим или функциональным характеристикам товара либо к иным характеристикам, связанным с определением соответствия поставляемого товара требованиям заказчика.

Комиссия Ставропольского УФАС России отмечает, что закупочная документация не содержит обоснования причин установления того, что сертификат соответствия должен быть выдан не позднее 23.12.2020 г. В то же время дата выдачи сертификата не свидетельствует о качестве выполняемых участником закупки работ и не позволяет определить добросовестность участника.

Указанное требование фактически направлено на ограничение конкуренции и нарушение прав лиц, потенциально имевших намерение участвовать в закупочной процедуре, имеющих сертификат соответствия с датой выдачи 22.12.2020 года и ранее, заявки которых могут быть отклонены как несоответствующие требованиям документации по данному основанию.

По вопросу правомерности установления в документации требования о наличии у участника закупки сертификата соответствия, удостоверяющего, что услуги по чистке и уборке, услуги по дератизации и дезинфекции, услуги по мытью окон, услуги по общей уборке зданий соответствуют требованиям ГОСТ Р 51870-2014; ГОСТ Р51870-2002 Комиссией Ставропольского УФАС России установлено следующее.

Статьей 18 Федерального закона от 27.12.2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании» установлены следующие цели подтверждения соответствия:

- удостоверения соответствия продукции, процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работ, услуг или иных объектов техническим регламентам, документам по стандартизации, условиям договоров;

- содействия приобретателям, в том числе потребителям, в компетентном выборе продукции, работ, услуг:

- повышения конкурентоспособности продукции, работ, услуг на российском и международном рынках;

- создания условий для обеспечения свободного перемещения товаров по
территории Российской Федерации, а также для осуществления международного экономического, научно-технического сотрудничества и международной торговли.

Документальное удостоверение соответствия выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров (подтверждение соответствия) может носить добровольный или обязательный характер. Добровольное подтверждение соответствия осуществляется в форме добровольной сертификации.

В соответствии со статьей 21 Федерального закона от 27.12.2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании», добровольное подтверждение соответствия осуществляется по инициативе заявителя на условиях договора между заявителем и органом по сертификации. Подтверждение соответствия в таком случае осуществляется для установления соответствия национальным стандартам, стандартам организаций, сводам правил, системам добровольной сертификации, условиям договоров.

В соответствии с перечнем продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии, утвержденного Постановление Правительства РФ от 01.12.2009 года № 982 "Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии", «услуги по профессиональной уборке помещений» не входят в указанный перечень, следовательно, данные услуги подлежат исключительно добровольной сертификации.

Согласно Статьи 19 Федерального закона от 27.12.2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании», подтверждение соответствия осуществляется на основе принципов:

- доступности информации о порядке осуществления подтверждения соответствия заинтересованным лицам;

- недопустимости применения обязательного подтверждения соответствия к объектам, в отношении которых не установлены требования технических регламентов;

- установления перечня форм и схем обязательного подтверждения соответствия в отношении определенных видов продукции в соответствующем техническом регламенте;

- уменьшения сроков осуществления обязательного подтверждения соответствия и затрат заявителя;

- недопустимости принуждения к осуществлению добровольного подтверждения соответствия, в том числе в определенной системе добровольной сертификации;

- защиты имущественных интересов заявителей, соблюдения коммерческой тайны в отношении сведений, полученных при осуществлении подтверждения соответствия;

- недопустимости подмены обязательного подтверждения соответствия добровольной сертификацией.

Следовательно, заказчик при проведении закупки не вправе требовать от участников закупки подтверждения прохождения сертификации, которая в силу Закона является добровольной.

В ходе рассмотрения жалобы установлено, что Подпунктом «з» пункта 5 Технического задания Заказчиком установлено требование о предоставлении в составе заявки российских сертификатов (деклараций) соответствия требованиям ГОСТ Р (ГОСТ или ТУ (с приложением данных ТУ)), что возлагает на участника (претендента) обязанность пройти добровольную сертификацию товара.

То есть заказчик, установив данное требование в документации, понуждает претендентов к прохождению добровольной сертификации, что прямо запрещено положениями статьи 19 Федерального закона от 27.12.2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании».

В соответствии с документацией, отсутствие у претендента свидетельства о прохождении добровольной сертификации товара влечет невозможность участия претендента в торгах.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о фактическом ограничении конкуренции при проведении рассматриваемой закупочной процедуры, поскольку право на участие в таких торгах получают только те лица, которые предварительно прошли подобную добровольную сертификацию.

Данные обстоятельства указывают на то, что требования закупочной документации ограничивают круг потенциальных участников закупки, что прямо противоречит принципам установленным статьей 3 Федерального закона №223 от 18.07.2011 г. «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», что влечет нарушение прав участников закупки.

На основании изложенного, Комиссия Ставропольского УФАС России пришла к выводу о том, что Заказчик своими недобросоветсными действиями по установлению незаконных требований к претендентами о представлении в составе заявки сертификатов соответствия нарушил порядок организации и проведения торгов, установленный нормами статьи 3 Федерального закона №223 от 18.07.2011 г. «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Ввиду того, что в действиях заказчика установлен факт нарушения, а закупка приостановлена на стадии рассмотрения заявок, Комиссией Ставропольского УФАС России принято решение о выдаче предписания направленного на защиту прав участников закупки.

Руководствуясь частью 1 статьи 17, частями 18, 20, 23 статьи 18.1 и статьей 23 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», комиссия Ставропольского УФАС России,

Р Е Ш И Л А:

1. Признать жалобу ИП  на действия ФБУ «Северо-Кавказский ЦСМ» организатора закупки №32110536068 – обоснованной.

2. Выдать организатору торгов ФБУ «Северо-Кавказский ЦСМ» организатора закупки №32110536068, обязательное для исполнение предписание об устранении нарушений, допущенных в ходе процедуры проведения торгов, а именно:

1) При рассмотрении заявок на участие в закупке требования Подпункта «з» пункта 5 Технического задания, о наличии в составе заявки сертификата соответствия, удостоверяющего, что услуги по чистке и уборке, услуги по дератизации и дезинфекции, услуги по мытью окон, услуги по общей уборке зданий соответствуют требованиям ГОСТ Р 51870-2014; ГОСТ Р51870-2002 выданный не позднее 23.12.2020 г – не применять.

2) Срок исполнения предписания - 10 рабочих дней с момента получения копии Решения и Предписания антимонопольного органа.

Заместитель председателя Комиссии: И.Н. Гритчин

Члены Комиссии: П.И. Радченко

А.Ю. Лазебный

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны