Постановление б/н Постановление о  наложении  штрафа  по  делу об администрати... от 19 августа 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о  наложении  штрафа  по  делу об

административном правонарушении № 026/04/14.3-1332/2020

 

19 августа 2020 года                                                                                   г. Ставрополь

 

Заместитель руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Золина Г.В., рассмотрев протокол №225 от 05.08.2020 года и материалы административного дела №026/04/14.3-1332/2020, возбужденного 15.06.2020 управлением Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю в отношении АКБ «ФОРА БАНК» (АО) /119021, г. Москва, бульвар Зубовский, д. 25, ИНН 7704113772, КПП 770401001, ОГРН 1027739553764, зарегистрировано в качестве юридического лица 15.11.2002/ по части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нарушение части 7 статьи 5 и пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006г. № 38 – ФЗ «О рекламе»),

в присутствии представителя по доверенности АКБ «ФОРА БАНК» – <…>,

 

УСТАНОВИЛ:

 

В результате осуществления государственного надзора за рекламной деятельностью хозяйствующих субъектов были выявлены нарушения Федерального закона «О рекламе».

20.05.2020 года, в г. Ставрополе по ул. Доваторцев на пересечении с ул. Серова на щите наружной рекламы (призматрон), был выявлен факт распространения рекламы, следующего содержания: «Получи все необходимое для начала бизнеса. 0 р открытие счета и банк-клиент, ежемесячное обслуживание, 5 платежек поставщикам* «Фора старт».

Далее мелким шрифтом указан текст «При отсутствии операций по счету в течении 2-х месяцев Банк имеет право перевести клиента на обслуживание по стандартным тарифам с 1-го рабочего дня месяца, следующего за  окончанием указанного периода. Подключаются Клиенты, впервые открывающие счет в АКБ «Фора Банк» АО (далее Банк). Тарификация услуг не входящих в Пакет «Фора-старт» осуществляется по действующим на момент совершения операций тарифам, установленным в Сборнике тарифов комиссионного вознаграждения АКБ «Фора Банк» АО (далее Банк) у филиала Банка, в котором обслуживается Клиент. При отключении Пакета, повторное подключение не производится. Исполнение межбанковского п/п Клиента предоставленного по системе «Банк-Клиент» 5 п/п включено в стоимость пакета. За исполнение 6-го и последующих п/п, комиссия за исполнение которых установлена Тарифами и отлична от 0р. составляет 25р/ед., взимается ежемесячно, в последний рабочий день месяца. Реклама АКБ «ФОРА БАНК» (АО)».

Внимание потребителей рекламы привлекает фраза «Получи все необходимое для начала бизнеса. 0 р открытие счета и банк-клиент, ежемесячное обслуживание, 5 платежек поставщикам», а текст, указанный мелким шрифтом трудно восприимчив для пешеходов, а также для проезжающих людей на транспорте.

Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.06 №38-ФЗ «О рекламе», реклама-информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В соответствии с частью 7 статьи 5 Федерального закона №38-ФЗ от 13.03.06 "О рекламе", не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации, и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Согласно с пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона от 13.03.06 №38-ФЗ «О рекламе», реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

Рекламодателем указанной рекламы является АКБ «ФОРА БАНК» (АО) /119021, г. Москва, бульвар Зубовский, д. 25, ИНН 7704113772, КПП 770401001, ОГРН 1027739553764, зарегистрировано в качестве юридического лица 15.11.2002/.

В соответствии с  частью 6 статьи 38 Федерального закона от 13.03.06 №38-ФЗ «О рекламе», ответственность за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 5 и пунктом 2 части 2 статьи 28 Федерального закона от 13.03.06 №38-ФЗ «О рекламе», несет рекламодатель.

Таким образом, реклама, распространенная АКБ «ФОРА БАНК» (АО), нарушает часть 7 статьи 5 и пункт 2 части 2 статьи 28 Федерального закона от 13.03.06 №38-ФЗ «О рекламе», нарушение выразилось в распространении рекламы финансовых услуг без указания условий их приобретения.

06.07.2020 года в адрес Управления поступили письменные пояснения представителя АКБ «ФОРА БАНК» (АО), в которых указано, что реклама создана головным офисом Банка в г. Москве на основе наработанной и проверенной практики ведущих рекламных компаний г. Москвы. Размеры текста на оспариваемой рекламе Банком сделаны больше, чем в рекомендуемых и принятых практикой в г. Москве. Все иные условия оказания финансовой услуги в рекламе отражены. Реклама, размещенная Банком, полностью соответствует требованиям п. 1 ст. 3 и ч. 7 ст. 5 ФЗ «О рекламе». Мнение Управления о трудной восприимчивости части рекламы, выполненной менее крупными буквами, даже для пешеходов – является формальным и субъективным.

Указанные доводы несостоятельны в соответствии со следующим.

Используемый в рекламе шрифт своим размером должен обеспечивать нормальное восприятие потребителем всего содержания преподносимой информации, без дополнительно предпринимаемых усилий по распознаванию и уяснению какой-либо ее части.

Несоразмерность шрифта не должна вести к потере читаемости существенных условий предоставления финансовой услуги, что в свою очередь создает условия для введения потребителей в заблуждение.

Размещение привлекательной для потребителя информации крупным шрифтом, а прочих существенных условий оказания финансовой услуги способом, затрудняющим ее восприятие (с учетом размера рекламы и шрифта текста рекламы, а также местоположения рекламоносителя), свидетельствует о ее недобросовестности.

В рекламе финансовых услуг существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламы. Отсутствие каких-либо сведений об условиях оказания соответствующих услуг может привести к искажению смысла рекламы и ввести в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемыми финансовыми услугами.

При этом отсутствие в законодательстве о рекламе четкого указания на размер шрифта рекламных надписей не свидетельствует о том, что размер шрифта может быть любым, поскольку это противоречит положениям статьи 5 Закона о рекламе.

Реклама оценивается со стороны обычного потребителя, который не обладает специальными знаниями в рекламируемой сфере. Если по причине мелкого нечитаемого текста потребителем не воспринимается необходимая информация, то такое предоставление информации равнозначно ее фактическому отсутствию.

В данном случае принципиальное значение имеет избранный способ распространения рекламы путем ее размещения на значительной высоте от уровня земли на рекламной конструкции (щите призматроне).

Улица Довторцев в г. Ставрополе имеет шесть полос дорожного движения, по три полосы в каждую сторону, которые делит разделительная полоса с ограждением. Рекламная конструкция расположена на обочине крайней левой полосы (если стоять к щиту лицом).

Водители, которые двигаются по трем полосам движения, расположенным ближе к рекламной конструкции, обращают внимание только на текст, указанный крупным шрифтом. Мелким шрифтом указан значительный объем существенной информации, поэтому даже если предположить, что условия предоставления финансовой услуги указаны читаемым шрифтом, потребитель, двигающийся на ТС, не успеет прочитать весь текст.

Общая площадь рекламного макета, представленного Обществом на листе А3, составила 828,12см2. Площадь, отведенная для указания условий представления финансовой услуги, занимает менее 15% от общей площади рекламы. Высота букв, которыми указаны условия предоставления услуги, в 3 раза меньше высоты букв, которыми указана фраза «открытие счета и банк-клиент ежемесячное обслуживание 5 платежек поставщикам» и в 25 раз меньше высоты нуля, указанного в качестве стоимости открытия счета и его обслуживания.

Более того, реклама представлена на обозрение 24 часа в сутки. Рекламная конструкция не оборудована специальным освещением, следовательно, в ночное время суток, восприятие рекламы еще больше затрудняется.

Таким образом, совокупность таких особенностей вышеуказанной рекламы, как местоположение, ограниченное время считывания информации, размер шрифта, лишает возможности потребителей получить полный текст, делая доступным только основной текст, указанный крупным шрифтом.

 Следовательно, способ доведения необходимой, в соответствии с рекламным законодательством, информации  в виде сноски мелким шрифтом, является ненадлежащим.

У АКБ «ФОРА БАНК» (АО) имелась возможность для соблюдения правил и норм действующего законодательства о рекламе, но обществом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Таким образом, в рекламе АКБ «ФОРА БАНК» (АО) допущены нарушения части 7 статьи 5 и пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе.

Место совершения административного правонарушения: г. Ставрополь, по ул. Доваторцев на пересечении с ул. Серова.

Время совершения административного правонарушения: 20.05.2020.

В соответствии с частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 6 настоящей статьи, частью 4 статьи 14.3.1, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

В соответствии с Постановлением Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 02.06.2004г. №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания. 

Таким образом, категория малозначительности относится к числу оценочных, в связи с чем, определяется в каждом конкретном случае исходя из обстоятельств совершенного административного правонарушения.

Допущенное АКБ «ФОРА БАНК» (АО) правонарушение несет в себе существенную угрозу, поскольку следствием этого правонарушения являются посягательства на права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, закрепленные статьей 1 Закона №38-ФЗ.

Общественные отношения, связанные с рекламой финансовых услуг, являются одними из наиболее важных объектов правового регулирования в финансовой сфере. Посягательство на них несет в себе существенную угрозу установленному публично-правовому порядку, поскольку непосредственно влияет на финансовое состояние человека.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации  человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (статья 2).

КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе.

Состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.3 КоАП РФ, является формальным, то есть не предусматривает, что ответственность за совершение данного административного правонарушения наступает только при причинении имущественного и морального вреда, а также наступлении тяжких последствий. Законодатель не связывает возможность применения административной ответственности с наступлением вредных последствий для охраняемых общественных интересов. Административная ответственность за нарушение указанной статьи КоАП РФ наступает за сам факт нарушения Федерального закона от 13.03.2006 № 38 - ФЗ «О рекламе».

Правонарушение допущенное Обществом в сфере рекламы финансовых услуг обладают повышенной опасностью и понятие «малозначительность» к нему неприменимо.

Должностное лицо не находит в действиях АКБ «ФОРА БАНК» (АО) обстоятельств, смягчающих административную ответственность, обстоятельств, отягчающих административную ответственность также нет.

Статья 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - замена административного наказания в виде административного штрафа предупреждением, содержит условия замены административного штрафа предупреждением.

В соответствии с частью 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

Согласно части 2 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа не подлежит замене на предупреждение в случае совершения административного правонарушения, предусмотренного статьями 14.31 - 14.33, 19.3, 19.5, 19.5.1, 19.6, 19.8 - 19.8.2, 19.23, частями 2 и 3 статьи 19.27, статьями 19.28, 19.29, 19.30, 19.33 настоящего Кодекса.

В соответствии с частью 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

БАНК ВТБ (ПАО) не является субъектом малого и среднего предпринимательства, поэтому на Общество не распространяется действие части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

В ходе рассмотрения административного дела должностным лицом Ставропольского УФАС России не были установлены исключительные обстоятельства, связанные с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, а Обществом не были представлены доказательства наличия тяжелого имущественного и финансового положения.

Руководствуясь частью 7 статьи 5 и пунктом 2 части 2 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006г. № 38 – ФЗ «О рекламе», статьями 2.1, 4.1, 4.1.1, 4.2, 4.3, 14.3, 23.48, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

Признать АКБ «ФОРА БАНК» (АО) /119021, г. Москва, бульвар Зубовский, д. 25, ИНН 7704113772, КПП 770401001, ОГРН 1027739553764, зарегистрировано в качестве юридического лица 15.11.2002/ виновным в совершении нарушения части 7 статьи 5 и пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006г. № 38 – ФЗ «О рекламе».

Назначить АКБ «ФОРА БАНК» (АО) /119021, г. Москва, бульвар Зубовский, д. 25, ИНН 7704113772, КПП 770401001, ОГРН 1027739553764, зарегистрировано в качестве юридического лица 15.11.2002/ наказание в соответствии с частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде административного штрафа в размере сто одной тысячи рублей (101.000).

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса.

Суммы штрафов, уплаченных за нарушения законодательства о рекламе, зачисляются по следующим реквизитам:

«Получатель» - УФК МФ РФ по СК (Ставропольское УФАС России), ИНН 2634003887, КПП 263501001, Отделение Ставрополь г. Ставрополь, р/с 40101810300000010005, БИК 040702001, ОКТМО 07701000. Код доходов бюджета 161 1 16 01141 01 0003 140. УИН 16100500000000635911. Назначение платежа: штраф за нарушение законодательства о рекламе по Постановлению № 026/04/14.3-1332/2020 от 19.08.2020.

В случае отсутствия документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, должностное лицо, вынесшее постановление, примет решение о привлечении лица, не уплатившего административный штраф, к административной ответственности по статье 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В соответствии с частью 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неуплата административного штрафа в срок, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа либо административный арест на срок до пятнадцати суток.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в судебном порядке по месту рассмотрения дела, в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Связанные организации

Связанные организации не указаны