Решение б/н Р Е Ш Е Н И Е № 025/07/3-710/2022 от 26 апреля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Р Е Ш Е Н И Е № 025/07/3-710/2022

21 апреля 2022 года город Ставрополь

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии – Сапунов Д.Н. – заместитель руководителя Ставропольского УФАС России.

Члены Комиссии:

Гритчин И.Н. – начальник отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Ставропольского УФАС России.

Лазебный А.Ю. – главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Ставропольского УФАС России.

Рассмотрев жалобу ООО «Полистрой» на действия ГУП СК «Ставэлектросеть» организатора закупки №32211230135, руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

У С Т А Н О В И Л А:

В Ставропольское УФАС России поступила жалоба ООО «Полистрой» на действия ГУП СК «Ставэлектросеть» организатора закупки №32211230135.

Заявитель указывает на нарушения порядка организации и проведения торгов, а именно на отказ от заключения договора со стороны заказчика.

Комиссия Ставропольского УФАС России, изучив имеющиеся материалы дела, проведя расследование, в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», установила следующее.

17.03.2022 года заказчиком было размещено извещение о проведении электронного аукциона №32211230135 на право заключения договора с ГУП СК «Ставэлектросеть» на выполнение подрядных работ по установке измерительного комплекса (однофазных приборов учета на опоре) в г. Михайловске Ставропольского края.

Согласно Протокола рассмотрения заявок на участие в процедуре № 32211230135 от 05.03.2022 года, на момент окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе поступило 5 (пять) заявок. 05 апреля 2022г. единая закупочная комиссия ГУП СК «Ставэлектросеть», рассмотрев заявки участников, приняла решение отказать в допуске заявок участников №1,2,3,5. Участник № 4 был допущен к участию в электронном аукционе, так как его заявка соответствовала требованиям закупочной документации.

В соответствии с п.п. 3 п. 11.1 Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд ГУП СК «Ставэлектросеть» электронный аукцион № 32211230135 был признан несостоявшимся, поскольку на участие в закупке подана только одна заявка, соответствующая требованиям документации.

Согласно п. 11.4. Положения, в случае, если аукцион был признан несостоявшимся по причине наличия только одной заявки, соответствующей требованиям документации, Заказчик вправе заключить договор с единственным участником аукциона, либо провести закупочную процедуру повторно.

Согласно Протокола рассмотрения заявок на участие в процедуре № 32211230135 от 05.03.2022 года, ввиду признания закупки несостоявшейся, Заказчиком принято решение о повторном проведении закупочной процедуры.

Участник - ООО «Полистрой», заявка которого соответствовала требованиям закупочной документации и единственная была допущенная к участию в закупке не согласился с решением закупочной комиссии, и по его мнению договор должен быть заключен в единственным допущенным участником.

Комиссия Ставропольского УФАС России проанализировав материалы жалобы, установила следующее.

Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 №223-Ф3 «О закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» наравне с созданием условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, в числе целей, на достижение которых направлен данный закон, закреплено расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Цели законодательного регулирования достигаются в том числе путем соблюдения заказчиками при закупке товаров, работ, услуг принципов равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, предусмотренных пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона № 223-ФЗ. Согласно части 1 статьи 2 Закона No 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее – Положение о закупке).

В силу части 1 статьи 3.2 Закона No 223-ФЗ конкурентная закупка осуществляется в порядке, предусмотренном настоящей статьей, и на основании требований, предусмотренных статьями 3.3 и 3.4 настоящего Федерального закона.

Согласно части 5 названной статьи заказчик вправе отменить конкурентную закупку по одному и более предмету закупки (лоту) до наступления даты и времени окончания срока подачи заявок на участие в конкурентной закупке. В соответствии с частью 7 статьи 3.2 Закона № 223-ФЗ по истечении срока отмены конкурентной закупки в соответствии с частью 5 настоящей статьи и до заключения договора заказчик вправе отменить определение поставщика (исполнителя, подрядчика) только в случае возникновения обстоятельств непреодолимой силы в соответствии с гражданским законодательством.

В данном случае организатор торгов отказался от заключения договора с
единственным участником, чья заявка была допущена к конкурентной процедуре после составления итогового протокола по подведению итогов конкурса при наличии в конкурсной документации положения о том, что договор заключается на основании итогового протокола по подведению итогов конкурса на условиях, указанных в документации о конкурсе, и в заявке, поданной участником конкурса, с которым заключается договор.

Положение о закупках не является единственным правовым актом,
регламентирующим деятельность заказчика и должно соответствовать нормативным
правовым актам, перечисленным в части 1 статьи 2 Закона № 223-ФЗ. Заказчику
предоставлено право самостоятельно определять порядок и условия проведения закупки, однако это право должно реализовываться с учетом целей правового регулирования в сфере закупочной деятельности отдельными видами юридических лиц и принципов, закрепленных в законе.

Предусмотренный заказчиком механизм, оставляющий за ним право отказываться от заключения договора, нарушает баланс частных и публичных интересов, законодательно закрепленный принцип равенства участников гражданских правоотношений, поскольку создает незаконные, необоснованные преимущества для заказчика, обладающего правом немотивированно отказаться от заключения договора по итогам конкурентной закупки.

В данном случае отказ после завершения процедуры конкурса от заключения договора с участником, заявка которого признана соответствующей документации, в
отсутствие на то каких-либо объективных оснований, не соответствует положениям
законодательства и нарушает права общества, заинтересованного в заключении договора с заказчиком по результатам конкурентной процедуры.

Согласно пункту 17 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.05.2018), антимонопольный орган вправе выносить решения и предписания, необходимые для восстановления прав участников закупки, в частности, если права участников нарушены несоблюдением заказчиком принципа равенства по отношению к участникам закупки (пункты 1, 2 и 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

Указанная позиция подтверждается вступившей в силу судебной практикой по делам А40-222844/20, А63-2126/2021.

На основании изложенного Комиссия Ставропольского УФАС России приходит к выводу о том, что организатором торгов было допущено нарушение статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 №223-Ф3 «О закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», что выразилось в не заключении договора с единственным допущенным участником закупки, заявка которого соответствовала требованиям документации.

Согласно пункта 3.1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия антимонопольного органа выдает организатору торгов, оператору электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, продавцу государственного или муниципального имущества, организатору продажи обязательные для исполнения предписания о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов, продажи государственного или муниципального имущества (далее в настоящем пункте - торги), порядка заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, в том числе предписания об отмене протоколов, составленных в ходе проведения торгов, о внесении изменений в документацию о торгах, извещение о проведении торгов, об аннулировании торгов.

Ввиду того, что в действиях организатора торгов установлен факт нарушения порядка организации и проведения торгов, а договор по итогам закупки не заключен, Комиссия Ставропольского УФАС России считает необходимым выдать ГУП СК «Ставэлектросеть» обязательное для исполнение предписание, направленное на устранение допущенных нарушений при проведении процедуры торгов.

Руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Ставропольского УФАС России,

Р Е Ш И Л А:

1. Признать жалобу ООО «Полистрой» на действия ГУП СК «Ставэлектросеть» организатора закупки №32211230135 – обоснованной.

2. Выдать организатору торгов ГУП СК «Ставэлектросеть» обязательное для исполнения предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений допущенных в ходе процедуры проведения торгов, а именно:

1) Протокол рассмотрения заявок на участие в процедуре № 32211230135 от 05.03.2022 года – отменить.

3) Процедуру рассмотрения заявок, а так же подведения итогов закупочной процедуры провести повторно.

4) Срок исполнения предписания - 10 дней с момента получения копии Решения и Предписания антимонопольного органа.

Председатель комиссии Д.Н. Сапунов

Члены комиссии И.Н. Гритчин

А.Ю. Лазебный

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны