Определение №026/01/10-713/2019 ч. 2 ст. 8 Закона N 69-ФЗ Правительство Российской Федерации... от 20 июня 2019 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 О НАЗНАЧЕНИИ ДЕЛА № 026/01/10-713/2019 О НАРУШЕНИИ

АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

К РАССМОТРЕНИЮ

20 июня 2019 года                                                                                 г. Ставрополь

 

 

Председатель Комиссии управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства (далее Комиссия)

УСТАНОВИЛ:

         В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю поступило обращение <...> с жалобой на действия МУП «Лермонтовгоргаз» по повышению стоимости услуг технического обслуживания ВДГО на 14.6% и обоснованности применения при расчете стоимости ТО ВДГО не только методических рекомендаций, утвержденных приказом ФСТ России от 27.12.2013 № 269-э/8 (далее — методические рекомендации), но и Примерного прейскуранта на услуги газового хозяйства по техническому обслуживанию и ремонту газораспределительных систем, утвержденного Приказом ОАО «Росгазификация» от 20.06.2001г. №35.

         Ставропольским УФАС России, в целях всестороннего и полного рассмотрения обращения, было проведено антимонопольное расследование, в рамках которого были направлены запросы информации в адрес МУП «Лермонтовгоргаз». В результате анализа представленной информации было установлено следующее.

         Расчет цен на ТО ВДГО и ВКГО МУП г. Лермонтова «Лермонтовгоргаз» произведен в соответствии с «Методическими рекомендациями о правилах расчета стоимости технического обслуживания и ремонта внутридомового и внутриквартирного газового оборудования», утвержденными приказом ФСТ России от 27.12.2013 г. № 269-э/8, а так же Методическими указаниями по использованию «Примерного прейскуранта на услуги газового хозяйства по техническому обслуживанию и ремонту газораспределительных систем», утвержденными приказом ОАО «Росгазификация» от 20.06.2001 г. № 35.

         Расчет цен производился согласно п. 1 «Приложения А» Примерного прейскуранта, утвержденного приказом ОАО «Росгазификация». При расчете цен учитывался прогнозный уровень инфляции на расчетный период.

         Перечень работ (услуг), расчет которых произведен в соответствии с Методическими рекомендациями:

- котлы с атмосферной (вентиляторной) горелкой (двухконтурные) (позиции в прейскуранте 10.1.38, 10.1.309, 10.1.40, 10.1.41, 10.1.42, 10.1.43, они же 1.7-1.12 в 2017-2018 г.г.),

- ТО варочной панели (10.1.44),

- ТО духового шкафа (10.1.45),

-        ремонтные работы (п.п.2.1-2.209 п.2 «Ремонт бытового газоиспользующего оборудования»).

         Все остальные работы рассчитываются по позициям Примерного прейскуранта. В нем присутствуют позиции с оборудованием старого образца (например, котлы типа АОГВ, КЧМ, Дон и т.д.). Оборудование старого образца в настоящее время широко распространено у населения. Перечень работ (услуг) прейскуранта предприятия составлен в зависимости от обслуживаемого оборудования. Утвержденные тарифы на ТО ВДГО и ВКГО являются едиными и применяются для неограниченного круга лиц.

         По мнению предприятия вышеуказанные методики носят рекомендательный характер и не являются обязательными для применения. В то же время для расчета услуг на ТО ВДГО предприятие применяет две методики.

         Из положений ч. ч. 2, 4 ст. 23 Федерального конституционного закона от 17.12.1997 № 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" следует, что акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Российской Федерации, которые обязательны к исполнению в Российской Федерации.

         Согласно ст. 1 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (далее - Закон № 69-ФЗ) данный Федеральный закон определяет правовые, экономические и организационные основы отношений в области газоснабжения в Российской Федерации и направлен на обеспечение удовлетворения потребностей государства в стратегическом виде энергетических ресурсов.

         Положения указанного Федерального закона основываются на положениях Конституции Российской Федерации, в соответствии с которыми вопросы, касающиеся федеральных энергетических систем, правовых основ единого рынка, основ ценовой политики, безопасности Российской Федерации, относятся к предметам ведения Российской Федерации.

         В силу ст. 4 Закона N 69-ФЗ в целях обеспечения единого подхода к решению вопросов, касающихся газоснабжения в Российской Федерации, со стороны органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также организаций, осуществляющих газоснабжение в Российской Федерации, устанавливаются принципы государственной политики в указанной области, в том числе и определение основ ценовой политики в отношении газа.

         Часть 1 (абз. 5) ст. 8 Закона N 69-ФЗ предусматривает, что к полномочиям федеральных органов государственной власти в области газоснабжения отнесено осуществление государственного регулирования использования стратегических запасов газа, федерального государственного надзора в области промышленной безопасности систем газоснабжения, государственного экологического надзора в области газоснабжения, а также федерального государственного контроля (надзора) за установлением и (или) применением регулируемых государством цен (тарифов) в области газоснабжения.

         Согласно ч. 2 ст. 8 Закона N 69-ФЗ Правительство Российской Федерации в области газоснабжения осуществляет свои полномочия в соответствии с Федеральным законом "О Правительстве Российской Федерации", в том числе: устанавливает порядок формирования и утверждения перспективного баланса добычи и реализации газа в Российской Федерации, исходя из ресурсов газа, технических возможностей систем газоснабжения и прогноза потребности в энергетических ресурсах; утверждает правила поставок газа, правила пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению, федеральную программу газификации в Российской Федерации, правила охраны магистральных трубопроводов, газораспределительных сетей и других объектов систем газоснабжения, порядок доступа независимых организаций к газотранспортным и газораспределительным сетям, порядок использования газа в качестве топлива, перечень потребителей, в том числе организаций, которые имеют преимущественное право пользования газом в качестве топлива и поставки газа которым не подлежат ограничению или прекращению (далее - неотключаемые потребители); устанавливает принципы формирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке по газотранспортным и газораспределительным сетям, порядок компенсации убытков, понесенных газораспределительными организациями при поставках газа населению в соответствии с льготами, предусмотренными законодательством Российской Федерации; утверждает порядок определения показателей надежности и качества услуг по транспортировке газа по газораспределительным сетям.

         Одним из принципов государственной ценовой политики в области газоснабжения является федеральный государственный контроль (надзор) за установлением и (или) применением регулируемых государством цен (тарифов) в области газоснабжения (абз. 5 ст. 20 Закона N 69-ФЗ).

         Во исполнение данных норм закона Правительством Российской Федерации 14.05.2013 принято постановление N 410 "О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования", которым предписано Федеральной службе по тарифам утвердить Методические рекомендации о правилах расчета стоимости технического обслуживания и ремонта внутридомового и внутриквартирного газового оборудования (подп. "а" п. 3).

         Указанным постановлением Правительства Российской Федерации (п. 1) также утверждены Правила пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению (далее - Правила).

         Техническое обслуживание и ремонт внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования осуществляется на основании договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, заключаемого между заказчиком и исполнителем (п. 16 Правил).

         Пунктом 40 Правил установлено, что цена договора определяется на основании тарифов на выполнение работ, рассчитываемых в соответствии с методическими рекомендациями о правилах расчета стоимости технического обслуживания и ремонта внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой. В предыдущей редакции (до 04.09.2015 г.) методические рекомендации утверждались Федеральной службой по тарифам.

         Указанное положение подзаконного акта по своей юридической конструкции имеет отсылочный характер и указывает на необходимость применения методических рекомендаций при расчете стоимости технического обслуживания и ремонта внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, утвержденных Федеральной службой по тарифам.

         В целях реализации данного пункта Правил приказом Федеральной службы по тарифам от 27.12.2013 N 269-э/8 утверждены Методические рекомендации о правилах расчета стоимости технического обслуживания и ремонта внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, в которых приводятся формулы расчета стоимости технического обслуживания и ремонта внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, указан порядок определения уровня рентабельности при формировании тарифов на работы (услуги) исполнителя по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и внутриквартирного газового оборудования.

         В этой связи не применение МУП «Лермонтовгоргаз» Методических рекомендаций, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 27.12.2013 N 269-э/8, при расчете стоимости ТО ВДГО И ВКГО носит в себе признаки нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

         В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 29.07.2018) "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе следующие действия (бездействие):

         нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

         На основании изложенного издан приказ Ставропольского УФАС России от 20 июня 2019 года № 945 о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении МУП «Лермонтовгоргаз» (Ставропольский край, г. Лермонтов, ул. Нагорная, 10, ИНН 2629005046) по признакам нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-Ф3 «О защите конкуренции», выраженных в не применении МУП «Лермонтовгоргаз» Методических рекомендаций, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 27.12.2013 N 269-э/8, при расчете стоимости ТО ВДГО И ВКГО, частью 6 статьи 44 частью 6 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

ОПРЕДЕЛИЛ:

         1. Назначить дело № 026/01/10-713/2019 к рассмотрению на 04 июля 2019 года на 14 часов 00 минут по адресу: 355003, г. Ставрополь, ул. Ленина, 384, каб. 315 (здание ЦНТИ).

         2. Привлечь к участию в рассмотрении дела № 026/01/10-713/2019 в качестве:

ответчика (ответчиков):

         МУП «Лермонтовгоргаз» (Ставропольский край, г. Лермонтов, ул. Нагорная, 10, ИНН 2629005046)

         3. МУП «Лермонтовгоргаз» (Ставропольский край, г. Лермонтов, ул. Нагорная, 10, ИНН 2629005046)  представить в срок до 01 июля 2019 года следующие документы и материалы:

  • письменные объяснения по факту возбужденного дела № 026/01/10-713/2019,
    • копии свидетельства ИНН, ЕГРИП, коды предпринимательской деятельности согласно ОКВЭД;
    • сумму выручки за оказание услуг технического обслуживания внутридомового газового оборудования и внутриквартирного газового оборудования за 2017, 2018 годы.
    • информацию об общем количестве абонентов, заключивших с  МУП «Лермонтовгоргаз» договоры на ТО  ВДГО и ВКГО;
    • иную информацию, касающуюся рассматриваемого вопроса.

 

         Явка лиц, в отношении которых возбуждено дело, или его представителя (доверенностью на участие в рассмотрении дела) обязательна.

 

 

Председатель комиссии                                                                         Д.Н. Сапунов

Связанные организации

Связанные организации не указаны