Заключение №026/01/10-2075/2020 ЗАКЛЮЧЕНИЕ ОБ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ ДЕЛА № 026/01/10-2075/2020 О ... от 18 января 2021 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

18 января 2021 года                                                                                город Ставрополь

 

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии – Сапунов Д.Н. – заместитель руководителя Ставропольского УФАС России;

Члены Комиссии:

Гритчин И.Н. – начальник отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Ставропольского УФАС России;

Алиев Г.Г. -  государственный инспектор  отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Ставропольского УФАС России,

рассмотрев дело № 026/01/10-2075/2020 в отношении ООО «Эко-Сити» по признакам нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135 –ФЗ «О защите конкуренции»,

в присутствии на заседании:

представителя по доверенности от ООО «Эко-Сити» «…» и представителя по доверенности от Северо-Кавказстата «…»,

 

Руководствуясь статьей 48.1 Федерального закона Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В Ставропольское УФАС России поступило заявление Управления Федеральной службы государственной статистики по Северо-Кавказскому Федеральному округу (далее Северо-Кавказстат) на действия ООО «Эко-Сити», связанные с отказом перейти на коммерческий учет ТКО исходя из количества и объема контейнера (фактическое потребление) и внести соответствующие изменения в договор № 02_01_01290 от 23.01.2020.

Рассмотрев данное заявление, в действиях ООО «Эко-Сити», выразившихся в навязывании конкретного способа коммерческого учета ТКО, а именно расчетным путем исходя из норматива накопления ТКО, установлены признаки нарушения антимонопольного  законодательства, предусмотренные пунктом 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,  в связи с чем, Ставропольское УФАС России 23.07.2020 г. выдало ООО «Эко-Сити» предупреждение об устранении допущенного нарушения.

26.08.2020 года ООО «Эко-Сити» направило письмо в адрес Ставропольского УФАС России. Из содержания этого письма следует, что ООО «Эко-Сити» отказывается его исполнять.

На основании этого, комиссия пришла к выводу о том, что в действиях ООО «Эко-Сити» выразившихся в невыполнения предупреждения № 26 Ставропольского УФАС России, установлен факт нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в связи с чем было возбуждено дело о нарушении антимонопольного  законодательства.

В ходе рассмотрения дела установлено следующее.

Ставропольским УФАС России был проведен анализ состояния конкурентной среды на рынке услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональным оператором ООО «Эко-Сити», в ходе которого установлено что региональный оператор – это организация, которая несет ответственность за весь цикл работы с твердыми коммунальными отходами (ТКО), включая их сбор, транспортировку, обработку и захоронение в специально отведенных для этого местах.

На территории города Ставрополя ООО «Эко-Сити» является единственными  региональным оператором по обращению с ТКО, доля ООО «Эко-Сити» на рынке услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории города Ставрополя равна 100%.

Данный рынок является высококонцентрированным.

ООО «Эко-Сити» в соответствии с законодательством наделено статусом регионального оператора на срок 15 лет.

Обязанность заключения договора с региональным оператором ТКО закреплена нормативно-правовыми актами. Она ложится на собственника территории, жилой и нежилой недвижимости. В противном случае, если соглашение подписано не будет, владельца могут привлечь к административной ответственности за нарушение санитарных и экологических требований. 

С момента выбора регионального оператора, как юридические, так и физические лица должны заключать договор только с ним.

В связи с вышеперечисленным, можно сделать вывод, что региональный оператор ООО «Эко-Сити» имеет возможность оказывать решающее влияние на рынке услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории г. Ставрополя.

Исходя из представленных документов установлено, что между Северо-Кавказстатом и ООО «Эко-Сити» заключен договор № 02_01_01290 от 23.01.2020 г на оказание услуг по обращению с ТКО.

На момент заключения договора у Северо-Кавказстата отсутствовало разрешение от Комитета городского хозяйства администрации города Ставрополя на размещение контейнера для сбора ТКО. В апреле 2020 года Северо-Кавказстат закрепил за собой контейнерную площадку с индивидуальным контейнером.

После чего, 21.04.2020 года за исх. № РК -29-15/2144-ДР направил в адрес регионального оператора ООО «Эко-Сити» обращение с предложением с 1 мая 2020 года перейти на коммерческий учет ТКО исходя из количества и объема контейнера (фактическое потребление) и внести соответствующие изменения в договор от 23.01.2020 №02_01_01290 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Письмом № 01-06/2665 от 30.04.2020 года ООО «Эко-Сити» отказало Северо-Кавказстату ссылаясь на п. 8 Постановления Правительства РФ от 03.06.2016 N 505 (ред. от 15.09.2018) "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов" в котором говорится о раздельном накоплении ТКО.

14.05.2020 года за исх. № АК -29-15/2441-ДР Северо-Кавказстат повторно направил письмо в адрес ООО «Эко-Сити», с просьбой повторно рассмотреть вопрос о внесении изменений в расчет цены договора, исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах их накопления (по фактическому объему).

На что ООО «Эко-Сити» письмом № 01-06-3323 от 28.05.2020 года снова отказало, ссылаясь на п.8 Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов" утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.06.2016 N 505 (ред. от 15.09.2018).

В данном случае п.8 Постановления Правительства РФ от 03.06.2016 N 505, устанавливающий, что «при раздельном накоплении твердых коммунальных отходов в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с абзацем третьим подпункта "а" пункта 5 настоящих Правил», лишь регулирует вопрос осуществления расчетов при способе раздельного накопления и не содержит ограничений для других видов сбора накопления ТКО, то есть каких-либо ограничений по применению того или иного способа расчета не содержится.

Согласно п. 5 Постановления Правительства РФ от 03.06.2016 N 505 (ред. от 15.09.2018) "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов" Коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется:

а) расчетным путем исходя из:

нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема;

количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 15.09.2018 N 1094)

б) исходя из массы твердых коммунальных отходов, определенной с использованием средств измерения.

Согласно п. 6 данного Постановления - в целях осуществления расчетов с собственниками твердых коммунальных отходов коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 настоящих Правил.

Согласно позиции изложенной в письме Министерства жилищно-коммунального хозяйства от 03.03.2020 № 2083/12 коммерческий учёт ТКО осуществляется расчетным путем исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема либо количества объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления, по соглашению сторон.

Таким образом Северо-Кавказстат сам вправе устанавливать способ коммерческого учета твердых коммунальных отходов и региональный оператор не вправе навязывать тот или иной способ коммерческого учета ТКО.

Стоит отметить, что исходя из ответа ООО «Эко-Сити» усматривается, что у регионального оператора имеются заключенные договоры на оказание услуг по обращению с ТКО в которых применяется способ учета ТКО исходя из количества и объема контейнеров, копии которых были представлены ООО «Эко-Сити» и приобщены к материалам настоящего дела.

Также в материалах дела имеются ответы других региональных операторов, которые применяют способ учета ТКО исходя из количества и объема контейнеров.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" - запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора.

На основании изложенного комиссия Ставропольского УФАС России пришла к выводу, что в действиях ООО «Эко-Сити», выразившихся в навязывании конкретного способа коммерческого учета ТКО, а именно расчетным путем исходя из норматива накопления ТКО, имеются признаки нарушения антимонопольного  законодательства, предусмотренные пунктом 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», и 23.07.2020 г. выдало ООО «Эко-Сити» предупреждение об устранении допущенного нарушения, а именно:

1. Отозвать письма № 01-06/2665 от 30.04.2020 г. и № 01-06/3323 от 28.05.2020г. отправленные в адрес Северо-Кавказстата;

2. Повторно рассмотреть заявление Северо-Кавказстата о переходе на коммерческий учет ТКО исходя из количества и объема контейнера (фактическое потребление) и произвести переход на указанный заявителем способ определения объемов ТКО, в установленном законом порядке.

Срок исполнения предупреждения был установлен – в течение 1 месяца с момента его получения.

Согласно отчету об отслеживании отправления, полученного с официального сайта Почта России, данное предупреждение было получено ООО «Эко-Сити» 28 июля 2020 года.

26.08.2020 года ООО «Эко-Сити» направило письмо в адрес Ставропольского УФАС России. Из содержания этого письма следует, что ООО «Эко-Сити» отказывается его исполнять.

Согласно ч. 8 ст. 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» - в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

  На основании изложенного, комиссия приходит к выводу о том, что в действиях ООО «Эко-Сити» выразившихся в невыполнения предупреждения № 26 Ставропольского УФАС России, установлен факт нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Комиссия Ставропольского УФАС России, руководствуясь статьями 23, 39, 40, 41, 48.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», приходит к выводу, что в действиях ООО «Эко-Сити», имеет место нарушение пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

 

Председатель Комиссии:                                                                              Д.Н. Сапунов

 

Члены комиссии:                                                                                       И.Н. Гритчин

                                                                                                                          Г.Г. Алиев

Связанные организации

Связанные организации не указаны