Решение №026/01/17-86/2021 часть 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 года № ... от 19 марта 2021 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ № 026/01/17-86/2021
Резолютивная часть объявлена 18.03.2021 года Решение изготовлено в полном объеме 19.03.2021 года |
г. Ставрополь |
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы России по Ставропольскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии – Сапунов Д.Н., заместитель руководителя Ставропольского УФАС России.
Члены Комиссии:
Пашкова Н.Н. – заместитель начальника отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Ставропольского УФАС России;
Дзыба А.З. – ведущий специалист - эксперт отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Ставропольского УФАС России,
рассмотрев материалы дела №026/01/17-86/2021, возбужденного в отношении управления городского хозяйства администрации города-курорта Кисловоска по признакам нарушения части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившиеся в неразмещении информации о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации на официальном сайте www.torgi.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и в непроведении конкурсных процедур предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации.
У С Т А Н О В И Л А:
Ставропольским УФАС России в целях контроля за соблюдением требований антимонопольного законодательства, при проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации, был направлен запрос в управление городского хозяйства администрации города-курорта Кисловодска о представлении сведений по проведению данных конкурсных процедур.
В соответствии с ч. 13 ст. 161 ЖК РФ орган местного самоуправления в течение 20 дней со дня выдачи в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации.
Согласно Решения Думы города-курорта Кисловодска Ставропольского края от 30.01.2008 № 12-38 «О наделении администрации городского округа города-курорта Кисловодска полномочиями организатора открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, жилыми помещениями в многоквартирном доме» организация и проведение открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом относится к функциям управления городского хозяйства администрации города-курорта Кисловодска.
Согласно информации представленной управлением архитектуры и градостроительства администрации города-курорта Кисловодска с 2018 года было выдано 9 разрешений на ввод в эксплуатацию объектов многоквартирного жилого строительства.
Согласно части 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции, при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган проводит анализ состояния конкуренции в объеме, необходимом для принятия решения о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства.
Анализ проведен в соответствии с Порядком проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 и зарегистрированным в Минюсте РФ 2 августа 2010 г. №18026 (далее – Порядок проведения анализа).
В соответствии с п. 10.10 Порядка проведения анализа, по делам, возбужденным по признакам нарушения статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», анализ состояния конкуренции включает:
- определение временного интервала исследования;
- определение предмета торгов.
В целях проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке в качестве исходной информации использованы:
- Жилищный кодекс Российской Федерации;
- Правила проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденные постановлением Правительства РФ от 6.02.2006 № 75 (с изменениями от 21.12.2018);
- материалы антимонопольного расследования;
- классификаторы и иные нормативно-правовые акты.
Определение временного интервала исследования:
Согласно п. 2.1 Порядка проведения анализа, временной интервал исследования товарного рынка определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка.
В соответствии с материалами антимонопольного расследования выявлены признаки нарушения ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» по факту непроведения открытых конкурсов по отбору организации для управления многоквартирными домами города Кисловодска в период с 2018 по 2020 год.
Согласно информации, представленной управлением архитектуры и градостроительства администрации города-курорта Кисловодска, с 2018 года было выдано 9 разрешений на ввод в эксплуатацию объектов многоквартирного жилого строительства, также согласно представленной информации управление не проводило в 2018 - 2020 году конкурсы по отбору управляющих организаций, для вышеназванных многоквартирных домов.
В соответствии с ч. 13 ст. 161 ЖК РФ орган местного самоуправления в течение 20 дней со дня выдачи в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации.
Учитывая цели исследования, временной интервал исследования товарного рынка будет 2018-2020гг.
Определение предмета торгов:
В соответствии с частью 4 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.
В соответствии с частью 13 статьи 161 ЖК РФ в течение двадцати дней со дня выдачи в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома орган местного самоуправления размещает извещение о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации на официальном сайте в сети «Интернет» и не позднее чем в течение сорока дней со дня размещения такого извещения проводит в соответствии с частью 4 настоящей статьи открытый конкурс.
Таким образом, орган местного самоуправления обязан проводить открытый конкурс по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом после ввода в эксплуатацию многоквартирного дома.
Управление городского хозяйства администрации города-курорта Кисловодска не проводило в 2018 - 2020 году конкурсы по отбору управляющих организаций.
На основании вышеизложенного определение предмета торгов в данном исследовании не возможно.
Предмет торгов в случае их проведения (согласно Правил проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом) - отбор управляющей организации для управления многоквартирным домом после ввода в эксплуатацию многоквартирного дома.
В ходе рассмотрения дела представитель управления городского хозяйства администрации города-курорта Кисловодска пояснил следующее.
В адрес управления городского хозяйства администрации города курорта Кисловодска не поступали из управления архитектуры и градостроительства администрации города-курорта Кисловодска сведения о выдаче разрешений на ввод в эксплуатацию многоквартирных домов по адресу: г. Кисловодск, ул. Челюскинцев, 28; ул. Жмакина, 20; поз. 11 в м-не С-1; ул. Марцинкевича, 96 Б; ул. Парковая, 1 А; пр. Дзержинского, 30; ул. Жмакина, 6; ул. Декабристов 36, корп. 1; ул. 40 лет Октября, 27, в связи с чем у управления, отсутствовали основания для проведения конкурса по отбору управляющих организаций.
В тоже время в настоящее время собственниками многоквартирных домов по адресу: г. Кисловодск, ул. Челюскинцев, 28; ул. Жмакина, 20; поз. 11 в м-не С-1; ул. Марцинкевича, 96 Б; пр. Дзержинского, 30; ул. Жмакина, 6; ул. Декабристов 36, корп. 1; ул. 40 лет Октября, 27 выбраны и реализованы способы управления.
Собственниками помещений в многоквартирном доме по адресу г. Кисловодск, ул. Парковая, д. 1 А, в настоящее время проводится внеочередное общее собрание собственников по выбору способа управления и выбору управляющей организации.
Изучив материалы дела и объяснения управления городского хозяйства администрации города-курорта Кисловодска, комиссия установила следующее.
Согласно информации представленной управлением архитектуры и градостроительства администрации города-курорта Кисловодска с 2018 года было выдано 9 разрешений на ввод в эксплуатацию объектов многоквартирного жилого строительства.
В силу части 13 статья 161 Жилищного кодекса Российской Федерации в течение двадцати дней со дня выдачи в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома орган местного самоуправления размещает извещение о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации на официальном сайте в сети Интернет и не позднее чем в течение сорока дней со дня размещения такого извещения проводит в соответствии с частью 4 названной статьи открытый конкурс.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 № 75 утверждены Правила проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом.
Согласно пункту 3 Правил № 75 конкурс проводится, если собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом, принятое собственниками помещений в многоквартирном доме решение о выборе способа управления домом не реализовано, до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.
В силу пункта 39 Правил № 75 в случае, если до дня проведения конкурса собственники помещений в многоквартирном доме выбрали способ управления многоквартирным домом или реализовали решение о выборе способа управления этим домом, конкурс не проводится. Отказ от проведения конкурса по иным основаниям не допускается.
Таким образом, единственным основанием для непроведения открытого конкурса после выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома является реализация права собственников по выбору способа управления многоквартирным домом и выбору организации в качестве управляющей организации, на момент проведения конкурса.
Отсутствие сведений о выдаче разрешений на ввод в эксплуатацию многоквартирных домов в управлении городского хозяйства администрации города-курорта Кисловодска не означает, что не проведение конкурса по отбору управляющей организации правомерно.
Разрешения на ввод в эксплуатацию объектов многоквартирного жилого строительства, на территории города Кисловодска выдаются управлением архитектуры и градостроительства администрации города-курорта Кисловодска.
Управление архитектуры и градостроительства администрации города-курорта Кисловодска и управление городского хозяйства администрации города-курорта Кисловодска, являются структурными подразделениями администрации города-курорта Кисловодска. Внутренние организационные проблемы не могут в данном случае рассматриваться в качестве уважительных причин, для неисполнения органом местного самоуправления обязанностей прямо указанных в Жилищном кодексе Российской Федерации.
В тоже время исходя из материалов дела видно, что на момент когда управление обязано было проводить открытый конкурс собственниками помещений в МКД не были реализованы права по выбору способа управления и выбору организаций в качестве управляющей организации.
№ |
Местоположение объекта строительства |
Дата ввода МКД в эксплуатацию |
Окончательная дата размещения извещения (21-й день после ввода в эксплуатацию) |
Дата заключения договора управления |
1 |
ул. Челюскинцев, дом 28 |
16.03.2018г. |
07.05.2018г. |
11.05.2018г. |
2 |
ул. Жмакина, дом 20 |
16.08.2018г. |
06.09.2018г. |
01.10.2018г. |
3 |
поз. 11 в м-не С-1 |
10.10.2018г. |
31.10.2018г. |
01.03.2019г. |
4 |
ул. Марцинкевича, дом 96 Б |
29.04.2019г. |
20.05.2019г. |
15.07.2019г. |
5 |
ул. Дзержинского, дом 30 |
19.03.2020г. |
09.04.2020г. |
11.01.2021г. |
6 |
ул. Декабристов, дом 36 корпус 1 |
18.06.2020г. |
09.07.2020г. |
14.10.2021г. |
7 |
ул. 40 лет Октября, дом 27 |
04.08.2020г. |
25.09.2020г. |
01.10.2021г. |
8 |
ул. Парковая, дом 1 А |
27.11.2019г. |
18.12.2019г. |
- |
Так видно из представленной таблицы, что договоры управления многоквартирными домами были заключены в течение от 2 месяцев до 9 месяцев, с даты выдачи разрешений на ввод в эксплуатацию.
Доказательств заключения договора управления многоквартирным домом по адресу: г. Кисловодск, ул. Парковая, 1 А предоставлено не было, согласно справки предоставленной управлением срок окончания принятия решения собственниками о выборе управляющей организации 15 февраля.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 10.08.2009 № ГКПИ09-830 абзац первый пункта 39 Правил признан недействующим в части, позволяющей не проводить конкурс по отбору управляющей организации в случае, если до дня его проведения собственники помещений в многоквартирном доме выбрали способ управления этим домом, но не реализовали принятое решение о выборе способа управления многоквартирным домом.
Таким образом, в вышеуказанных случаях управление обязано было провести конкурс, так как собственниками многоквартирных домов в течение двадцати дней со дня выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома, не были выбраны способы управления многоквартирными домами и не было реализации способа управления в установленном порядке (заключение договоров).
В тех случаях, когда требуется проведение торгов, подразумевающих состязательность хозяйствующих субъектов, их непроведение, за исключением законодательно установленных случаев, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем.
Таким образом, действия управления городского хозяйства администрации города-курорта Кисловодска по непроведению открытых конкурсов привели к ограничению конкуренции, поскольку управлением не были созданы условия для развития конкуренции и состязательности между управляющими компаниями, на рынке оказания услуг по управлению многоквартирными домами.
Вышеуказанные действия (бездействия) управления приводят к тому, что собственники МКД самостоятельно должны искать управляющие компании. В свою очередь в ходе торгов могут быть выявлены компании, которое будут готовы предложить более выгодные предложения для собственников, снизив размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, предоставив больший перечень услуг и работ.
На основании части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Тем самым, управление городского хозяйства администрации города-курорта Кисловодска, не разместив информацию о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации на официальном сайте www.torgi.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и не организовав проведение конкурсных процедур предусмотренных ЖК РФ, допустило нарушение требований части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
25.02.2021 г. было установлено, что в действиях управления городского хозяйства администрации города-курорта Кисловодска имеется нарушения части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в связи с чем, Комиссией вынесено Заключение об обстоятельствах дела.
В адрес управления городского хозяйства администрации города-курорта Кисловодска было направлено Заключение об обстоятельствах дела № 026/01/17-86/2021. Управлением городского хозяйства администрации города-курорта Кисловодска данное заключение было получено 11.03.2021 года.
До рассмотрения дела 18.03.2021 года возражений по результатам изучения заключения об обстоятельствах дела №026/01/17-86/2021 от управления городского хозяйства администрации города-курорта Кисловодска не поступало.
Управлением городского хозяйства администрации города-курорта Кисловодска был предоставлен договор управления многоквартирным домом по адресу: г. Кисловодск, ул. Парковая, № 1 А № 24 от 01.03.2021г.
При рассмотрении дела представитель управления городского хозяйства администрации города-курорта Кисловодска поддержал доводы, изложенные ранее. Никаких новых доводов (помимо тех, которые были представлены ранее и которым комиссией уже была дана правовая оценка) представлено не было.
В тоже время, поскольку в настоящее время по всем многоквартирным домам, разрешения на ввод в эксплуатацию которых выданы с 2018 г. по 2020 г. между собственниками и управляющими организациями заключены договоры управления, оснований для выдачи предписания не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Ставропольского УФАС России,
Решила:
1. Признать управление городского хозяйства администрации города-курорта Кисловодска нарушившим требования части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Нарушение выразилось в неразмещении информации о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации на официальном сайте www.torgi.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и в непроведении конкурсных процедур по отбору управляющих организаций, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации.
2. Ввиду того, что в настоящее время по всем многоквартирным домам, разрешения на ввод в эксплуатацию которых выданы с 2018 г. по 2020 г., заключены договоры управления, оснований для выдачи предписания не имеется.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) в арбитражном суде Ставропольского края.
Председатель комиссии: Д.Н. Сапунов
Члены комиссии: Н.Н. Пашкова
А.З. Дзыба