Решение №026/01/17-86/2021 часть 1 статьи 17  Федерального закона от 26.07.2006 года № ... от 19 марта 2021 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 026/01/17-86/2021

 

Резолютивная часть объявлена 18.03.2021 года

Решение изготовлено в полном объеме 19.03.2021 года

г. Ставрополь

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы России по Ставропольскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии – Сапунов Д.Н., заместитель руководителя Ставропольского УФАС России.

Члены Комиссии:

Пашкова Н.Н. – заместитель начальника отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Ставропольского УФАС России;

Дзыба А.З. – ведущий специалист - эксперт отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Ставропольского УФАС России,

рассмотрев материалы дела №026/01/17-86/2021, возбужденного в отношении управления городского хозяйства администрации города-курорта Кисловоска по признакам нарушения части 1 статьи 17  Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившиеся в неразмещении информации о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации на официальном сайте www.torgi.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и в непроведении конкурсных процедур предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации.

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

            Ставропольским УФАС России в целях контроля за соблюдением требований  антимонопольного законодательства, при проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации, был направлен запрос в управление городского хозяйства администрации города-курорта Кисловодска о представлении сведений по проведению данных конкурсных процедур.

           В соответствии с ч. 13 ст. 161 ЖК РФ орган местного самоуправления в течение 20 дней со дня выдачи в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации.

         Согласно Решения Думы города-курорта Кисловодска Ставропольского края от 30.01.2008 № 12-38 «О наделении администрации городского округа города-курорта Кисловодска полномочиями организатора открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, жилыми помещениями в многоквартирном доме» организация и проведение открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом относится к функциям управления городского хозяйства администрации города-курорта Кисловодска.

           Согласно информации представленной управлением архитектуры и градостроительства администрации города-курорта Кисловодска с 2018 года было выдано 9 разрешений на ввод в эксплуатацию объектов многоквартирного жилого строительства.

         Согласно части 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции, при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган проводит анализ состояния конкуренции в объеме, необходимом для принятия решения о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства.

Анализ проведен в соответствии с Порядком проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 и зарегистрированным в Минюсте РФ 2 августа 2010 г. №18026 (далее – Порядок проведения анализа).

В соответствии с п. 10.10 Порядка проведения анализа, по делам, возбужденным по признакам нарушения статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», анализ состояния конкуренции включает:

  •  определение временного интервала исследования;
  •  определение предмета торгов.

В целях проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке в качестве исходной информации использованы:

- Жилищный кодекс Российской Федерации;

- Правила проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденные постановлением Правительства РФ от 6.02.2006 № 75 (с изменениями от 21.12.2018);

- материалы антимонопольного расследования;

- классификаторы и иные нормативно-правовые акты.

Определение временного интервала исследования:

Согласно п. 2.1 Порядка проведения анализа, временной интервал исследования товарного рынка определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка.

В соответствии с материалами антимонопольного расследования выявлены признаки нарушения ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» по факту непроведения открытых конкурсов по отбору организации для управления многоквартирными домами города Кисловодска в период с 2018 по 2020 год.

           Согласно информации, представленной управлением архитектуры и градостроительства администрации города-курорта Кисловодска, с 2018 года было выдано 9 разрешений на ввод в эксплуатацию объектов многоквартирного жилого строительства, также согласно представленной информации управление не проводило в 2018 - 2020 году конкурсы по отбору управляющих организаций, для вышеназванных многоквартирных домов.

В соответствии с ч. 13 ст. 161 ЖК РФ орган местного самоуправления в течение 20 дней со дня выдачи в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации.

          Учитывая цели исследования, временной интервал исследования товарного рынка будет 2018-2020гг.

Определение предмета торгов:

           В соответствии с частью 4 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.

         В соответствии с частью 13 статьи 161 ЖК РФ в течение двадцати дней со дня выдачи в порядке, установленном законодательством о градостроительной дея­тельности, разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома орган местного самоуправления размещает извещение о проведении открытого кон­курса по отбору управляющей организации на официальном сайте в сети «Ин­тернет» и не позднее чем в течение сорока дней со дня размещения такого изве­щения проводит в соответствии с частью 4 настоящей статьи открытый кон­курс.
         Таким образом, орган местного самоуправления обязан проводить открытый конкурс по отбору управляющей организации для управления многоквартир­ным домом после ввода в эксплуатацию многоквартирного дома.

Управление городского хозяйства администрации города-курорта Кисловодска не проводило в 2018 - 2020 году конкурсы по отбору управляющих организаций.

На основании вышеизложенного определение предмета торгов в данном исследовании не возможно.

Предмет торгов в случае их проведения (согласно Правил проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом) - отбор управляющей организации для управления многоквартир­ным домом после ввода в эксплуатацию многоквартирного дома.

В ходе рассмотрения дела представитель управления городского хозяйства администрации города-курорта Кисловодска пояснил следующее.

В адрес управления городского хозяйства администрации города курорта Кисловодска не поступали из управления архитектуры и градостроительства администрации города-курорта Кисловодска сведения о выдаче разрешений на ввод в эксплуатацию многоквартирных домов по адресу: г. Кисловодск, ул. Челюскинцев, 28; ул. Жмакина, 20; поз. 11 в м-не С-1; ул. Марцинкевича, 96 Б; ул. Парковая, 1 А; пр. Дзержинского, 30; ул. Жмакина, 6; ул. Декабристов 36, корп. 1; ул. 40 лет Октября, 27, в связи с чем у управления, отсутствовали основания для проведения конкурса по отбору управляющих организаций.

В тоже время в настоящее время собственниками многоквартирных домов по адресу: г. Кисловодск, ул. Челюскинцев, 28; ул. Жмакина, 20; поз. 11 в м-не С-1; ул. Марцинкевича, 96 Б; пр. Дзержинского, 30; ул. Жмакина, 6; ул. Декабристов 36, корп. 1; ул. 40 лет Октября, 27 выбраны и реализованы способы управления.

Собственниками помещений в многоквартирном доме по адресу г. Кисловодск, ул. Парковая, д. 1 А, в настоящее время проводится внеочередное общее собрание собственников по выбору способа управления и выбору управляющей организации.

Изучив материалы дела и объяснения управления городского хозяйства администрации города-курорта Кисловодска, комиссия установила следующее.

Согласно информации представленной управлением архитектуры и градостроительства администрации города-курорта Кисловодска с 2018 года было выдано 9 разрешений на ввод в эксплуатацию объектов многоквартирного жилого строительства.

В силу части 13 статья 161 Жилищного кодекса Российской Федерации в течение двадцати дней со дня выдачи в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома орган местного самоуправления размещает извещение о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации на официальном сайте в сети Интернет и не позднее чем в течение сорока дней со дня размещения такого извещения проводит в соответствии с частью 4 названной статьи открытый конкурс.

            Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 № 75 утверждены Правила проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом.

    Согласно пункту 3 Правил № 75 конкурс проводится, если собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом, принятое собственниками помещений в многоквартирном доме решение о выборе способа управления домом не реализовано, до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.

    В силу пункта 39 Правил № 75 в случае, если до дня проведения конкурса собственники помещений в многоквартирном доме выбрали способ управления многоквартирным домом или реализовали решение о выборе способа управления этим домом, конкурс не проводится. Отказ от проведения конкурса по иным основаниям не допускается.

 Таким образом, единственным основанием для непроведения открытого конкурса после выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома является реализация права собственников по выбору способа управления многоквартирным домом и выбору организации в качестве управляющей организации, на момент проведения конкурса.

Отсутствие сведений о выдаче разрешений на ввод в эксплуатацию многоквартирных домов в управлении городского хозяйства администрации города-курорта Кисловодска не означает, что не проведение конкурса по отбору управляющей организации правомерно.

 Разрешения на ввод в эксплуатацию объектов многоквартирного жилого строительства, на территории города Кисловодска выдаются управлением архитектуры и градостроительства администрации города-курорта Кисловодска.

Управление архитектуры и градостроительства администрации города-курорта Кисловодска и управление городского хозяйства администрации города-курорта Кисловодска, являются структурными подразделениями администрации города-курорта Кисловодска. Внутренние организационные проблемы не могут в данном случае рассматриваться в качестве уважительных причин, для неисполнения органом местного самоуправления обязанностей прямо указанных в Жилищном кодексе Российской Федерации.

В тоже время исходя из материалов дела видно, что на момент когда управление обязано было проводить открытый конкурс собственниками помещений в МКД не были реализованы права по выбору способа управления и выбору организаций в качестве управляющей организации.

 

Местоположение объекта строительства

Дата ввода МКД в эксплуатацию

Окончательная дата размещения извещения

(21-й день после ввода в эксплуатацию)

Дата заключения договора управления

1

ул. Челюскинцев, дом 28

16.03.2018г.

07.05.2018г.

11.05.2018г.

2

ул. Жмакина, дом 20

16.08.2018г.

06.09.2018г.

01.10.2018г.

3

поз. 11 в м-не С-1

10.10.2018г.

31.10.2018г.

01.03.2019г.

4

ул. Марцинкевича, дом 96 Б

29.04.2019г.

20.05.2019г.

15.07.2019г.

5

ул. Дзержинского, дом 30

19.03.2020г.

09.04.2020г.

11.01.2021г.

6

ул. Декабристов, дом 36 корпус 1

18.06.2020г.

09.07.2020г.

14.10.2021г.

7

ул. 40 лет Октября, дом 27

04.08.2020г.

25.09.2020г.

01.10.2021г.

8

ул. Парковая, дом 1 А

27.11.2019г.

18.12.2019г.

-

 

         Так видно из представленной таблицы, что договоры управления многоквартирными домами были заключены в течение от 2 месяцев до 9 месяцев, с даты выдачи разрешений на ввод в эксплуатацию.

          Доказательств заключения договора управления многоквартирным домом по адресу: г. Кисловодск, ул. Парковая, 1 А предоставлено не было, согласно справки предоставленной управлением срок окончания принятия решения собственниками о выборе управляющей организации 15 февраля.

          Решением Верховного Суда Российской Федерации от 10.08.2009 № ГКПИ09-830 абзац первый пункта 39 Правил признан недействующим в части, позволяющей не проводить конкурс по отбору управляющей организации в случае, если до дня его проведения собственники помещений в многоквартирном доме выбрали способ управления этим домом, но не реализовали принятое решение о выборе способа управления многоквартирным домом.

    Таким образом, в вышеуказанных случаях управление обязано было провести конкурс, так как собственниками многоквартирных домов в течение двадцати дней со дня выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома, не были выбраны способы управления многоквартирными домами и не было реализации способа управления в установленном порядке (заключение договоров).

В тех случаях, когда требуется проведение торгов, подразумевающих состязательность хозяйствующих субъектов, их непроведение, за исключением законодательно установленных случаев, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем.

        Таким образом, действия управления городского хозяйства администрации города-курорта Кисловодска по непроведению открытых конкурсов привели к ограничению конкуренции, поскольку управлением не были созданы условия для развития конкуренции и состязательности между управляющими компаниями, на рынке оказания услуг по управлению многоквартирными домами.

         Вышеуказанные действия (бездействия) управления приводят к тому, что собственники МКД самостоятельно должны искать управляющие компании. В свою очередь в ходе торгов могут быть выявлены компании, которое будут готовы предложить более выгодные предложения для собственников, снизив размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, предоставив больший перечень услуг и работ.

         На основании части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

          Тем самым, управление городского хозяйства администрации города-курорта Кисловодска,  не разместив информацию о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации на официальном сайте www.torgi.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и не организовав проведение конкурсных процедур предусмотренных ЖК РФ, допустило нарушение требований части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

        25.02.2021 г. было установлено, что в действиях управления городского хозяйства администрации города-курорта Кисловодска имеется  нарушения   части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в связи с чем, Комиссией вынесено Заключение об обстоятельствах дела.

        В  адрес управления городского хозяйства администрации города-курорта Кисловодска было направлено Заключение об обстоятельствах дела № 026/01/17-86/2021. Управлением городского хозяйства администрации города-курорта Кисловодска данное заключение было получено 11.03.2021 года.

 До рассмотрения дела 18.03.2021 года возражений по результатам изучения заключения об обстоятельствах дела №026/01/17-86/2021 от управления городского хозяйства администрации города-курорта Кисловодска не поступало.

Управлением городского хозяйства администрации города-курорта Кисловодска был предоставлен договор управления многоквартирным домом по адресу: г. Кисловодск, ул. Парковая, № 1 А  № 24 от 01.03.2021г.

При рассмотрении дела представитель управления городского хозяйства администрации города-курорта Кисловодска поддержал доводы, изложенные ранее. Никаких новых доводов (помимо тех, которые были представлены ранее и которым комиссией уже была дана правовая оценка) представлено не было.

В тоже время, поскольку в настоящее время по всем многоквартирным домам, разрешения на ввод в эксплуатацию которых выданы с 2018 г. по 2020 г. между собственниками и управляющими организациями заключены договоры управления, оснований для выдачи предписания не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частями 1-4 статьи 41,  частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Ставропольского УФАС России,

 

 

Решила:

 

1. Признать управление городского хозяйства администрации города-курорта Кисловодска нарушившим требования  части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Нарушение выразилось  в неразмещении информации о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации на официальном сайте www.torgi.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и в непроведении конкурсных процедур по отбору управляющих организаций, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации.

2. Ввиду того, что в настоящее время по всем многоквартирным домам, разрешения на ввод в эксплуатацию которых выданы с 2018 г. по 2020 г., заключены договоры управления, оснований для выдачи предписания не имеется.

               

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) в арбитражном суде Ставропольского края.

 

 

 

Председатель комиссии:                                                                               Д.Н. Сапунов

 

Члены комиссии:                                                                                                      Н.Н. Пашкова                                

                                                                                                                        

                                                                                                                                  А.З. Дзыба

Связанные организации

Связанные организации не указаны