Решение №23 5 части 2 и части 2.1 статьи 21 Федерального закона от 13.03... от 7 июня 2019 г.
Текст документа
Сохранить как PDFР Е Ш Е Н И Е
по делу № 23 о нарушении законодательства
Российской Федерации о рекламе
07 июня 2019 года г. Ставрополь
Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Сапунов Д.Н. – председатель Комиссии, заместитель руководителя управления; Верёвкина Т.В. - член Комиссии, главный специалист-эксперт отдела надзора за соблюдением рекламного законодательства и пресечения недобросовестной конкуренции; Ивакина А.И. - член Комиссии, специалист-эксперт отдела надзора за соблюдением рекламного законодательства и пресечения недобросовестной конкуренции,
рассмотрев дело № 23 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, по факту, указывающему на наличие в действиях ИП Розума Александра Анатольевича /355003, г. Ставрополь, <…>, ИНН 263507101069, предприниматель зарегистрирован Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №11 по Ставропольскому краю 14.12.2017 за ОГРНИП 317265100138189, <…>/ признаков нарушения пункта 5 части 2 и части 2.1 статьи 21 Федерального закона от 13.03.2006 № 38 - ФЗ «О рекламе»,
в присутствии представителя ИП Розума Александра Анатольевича по доверенности от 17 мая 2019 года <…>,
У С Т А Н О В И Л А:
В ходе осуществления государственного надзора за рекламной деятельностью хозяйствующих субъектов были выявлены нарушения рекламного законодательства Российской Федерации.
В марте 2019г. на фасаде магазина-паба пивоварни «Brewsell» по адресу г. Ставрополь, ул. Ленина, 328/13 сотрудником Ставропольского УФАС России был зафиксирован факт распространения рекламы алкоголя. На рекламном баннере изображены 2 бокала пива «Brewsell».
Вышеуказанное изображение на фасаде магазина обращено на улицу и привлекает внимание неопределенного круга лиц.
Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.06 №38-ФЗ "О рекламе", реклама-информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Согласно части 4 статьи 2 Федерального закона №38-ФЗ от 13.03.2006 г. "О рекламе", специальные требования и ограничения, установленные в отношении рекламы отдельных видов товаров, распространяются также на рекламу средств индивидуализации таких товаров, и их продавцов.
Согласно подпункта 7 статьи 2 Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» под алкогольной продукцией понимается пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива.
В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 21 Федерального закона №38-ФЗ от 13.03.2006 г. "О рекламе", реклама алкогольной продукции не должна размещаться с использованием технических средств стабильного территориального размещения, монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их.
В соответствии с частью 2.1 статьи 21 Федерального закона №38-ФЗ от 13.03.2006 г. "О рекламе", реклама алкогольной продукции с содержанием этилового спирта пять и более процентов объема готовой продукции разрешается только в стационарных торговых объектах, в которых осуществляется розничная продажа алкогольной продукции, в том числе в дегустационных залах таких торговых объектов. Реклама вина и игристого вина (шампанского), произведенных в Российской Федерации из выращенного на территории Российской Федерации винограда разрешается на выставках пищевой продукции (за исключением продуктов детского питания) и выставках организаций общественного питания.
В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона от 13.03.06 №38-ФЗ "О рекламе", ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 5 части 2 и части 2.1 статьи 21 Федерального закона от 13.03.06 №38-ФЗ "О рекламе" несет рекламодатель.
В соответствии с частью 7 статьи 38 Федерального закона от 13.03.06 №38-ФЗ "О рекламе", ответственность за нарушение требований, установленных 5 части 2 и части 2.1 статьи 21 Федерального закона от 13.03.06 №38-ФЗ "О рекламе" несет рекламораспространитель.
Рекламораспространителем и рекламодателем вышеуказанной рекламы является ИП Розум Александр Анатольевич /355003, г. Ставрополь, <…>, ИНН 263507101069, предприниматель зарегистрирован Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №11 по Ставропольскому краю 14.12.2017 за ОГРНИП 317265100138189/.
На рассмотрении дела доверенный представитель ИП Розума А.А. вину признала, сообщила об устранении допущенных нарушений.
Надлежащих доказательств устранения нарушения в адрес управления не поступало.
Правонарушения в сфере рекламы алкогольной продукции обладают повышенной опасностью, поскольку представляют существенную угрозу охраняемым общественным отношениям, затрагивающим охрану жизни и здоровья населения Российской Федерации.
Общественные отношения, связанные с рекламой алкогольной продукции, являются одними из наиболее важных объектов правового регулирования. Посягательство на них всегда несет в себе существенную угрозу установленному публично-правовому порядку, поскольку непосредственно влияет на состояние здоровья человека.
Несоответствие рекламы ИП Розума А.А. требованиям законодательства о рекламе побуждает к отказу от здорового образа жизни.
Основными задачами Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 09.12.2007 N 1351 «Об утверждении концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года», являются сохранение и укрепление здоровья населения, увеличение продолжительности активной жизни, создание условий и формирование мотивации для ведения здорового образа жизни.
Последние годы в стране характеризуются стабильно высоким уровнем алкоголизма среди населения.
Следует учитывать, что реклама имеет побудительный характер, то есть стимулирует интерес потребителей к товарам, поддерживает заинтересованность в них. Основной ее целью является продвижение товара на рынке.
Борьба с алкоголизмом в России – огромная социальная и медицинская проблема. Вред алкоголя: алкогольная зависимость, деградация личности, огромная смертность от злоупотребления алкоголя, преступления и тяжкие ДТП в алкогольном опьянении.
Распространение подобной рекламы может вызвать рост числа потребителей алкогольных напитков, что приводит к ухудшению состояния здоровья населения, определяет высокий уровень смертности, оказывает негативное влияние на социальный климат в семьях и влияет на социально-экономическое развитие страны.
Таким образом, ИП Розумом А.А. допущены нарушения пункта 5 части 2 и части 2.1 статьи 21 Федерального закона №38-ФЗ от 13.03.06 "О рекламе", выразившегося в распространении рекламы алкогольной продукции с использованием технических средств стабильного территориального размещения, монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
- Признать ненадлежащей рекламу, распространенную ИП Розумом Александром Анатольевичем /355003, г. Ставрополь, <…>, ИНН 263507101069, предприниматель зарегистрирован Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №11 по Ставропольскому краю 14.12.2017 за ОГРНИП 317265100138189, <…>/, поскольку в ней нарушены требования пункта 5 части 2 и части 2.1 статьи 21 Федерального закона от 13.03.2006 № 38 – ФЗ «О рекламе».
- Выдать ИП Розуму Александру Анатольевичу /355003, г. Ставрополь, <…>, ИНН 263507101069, предприниматель зарегистрирован Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №11 по Ставропольскому краю 14.12.2017 за ОГРНИП 317265100138189, <…>/ предписание о прекращении нарушения пункта 5 части 2 и части 2.1 статьи 21 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38 – ФЗ «О рекламе».
- Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Ставропольского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 13.06.2019. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии Д.Н. Сапунов
Члены Комиссии Т.В. Веревкина
А.И. Ивакина