Определение №026/01/10-1358/2020 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции от 15 июня 2020 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 О НАЗНАЧЕНИИ ДЕЛА № 026/01/10-1358/2020 О НАРУШЕНИИ

АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

К РАССМОТРЕНИЮ

15 июня 2020 года                                                                                г. Ставрополь

 

 

Председатель Комиссии управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства (далее Комиссия)

УСТАНОВИЛ:

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю во исполнение поручения ФАС России от 21.05.2020 № ПЗ/42746/20 о проведении проверки действий элеваторов, расположенных на территории Ставропольского края, на предмет соблюдения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, в части установления монопольно высокой цены предоставляемых услуг по хранению и отгрузке зерна, а также навязывания условий договора, невыгодных для контрагента либо не относящихся к предмету договора; необоснованного установления различных тарифов; создания дискриминационных условий и т.д., при заключении договоров хранения зерна с хозяйствующими субъектами  - покупателями зерна из интервенционного фонда.

В ходе изучения документов, полученных в отношении ООО «Старомарьевский хлебоприемный пункт» (далее – общество), установлено следующее.

В соответствии с представленными письменными пояснениями тарифы на услуги общества формируются исходя из экономических расчетов, спроса и для устойчивой конкурентоспособности, формирования клиентской базы допускается дифференциация ставок на услуги, гибкое ценообразование.

Обществом был представлен договор с АО «Объединенная зерновая компания», в соответствии с которым предметом является оказание услуг отгрузки зерна федерального интервенционного фонда. Стоимость услуг установлена в размере 460 руб./тонна.

Также обществом представлены договоры хранения зерна интервенционного фонда, заключенные с ООО «КФХ «Агат» и ООО Торговый дом «Царица». Согласно условий указанных договоров, стоимость услуг по отгрузке зерна составляет 650 рублей за 1 тонну. В выходные, праздничные, нерабочие дни взимается надбавка к стоимости услуги по отгрузке зерна в размере 300 рублей за 1 тонну.

Следовательно, в действиях ООО «Старомарьевский хлебоприемный пункт» усматриваются признаки установления различных цен на один и тот же товар (что запрещено пунктом 6 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции).

При этом согласно данных мониторинга цен на отгрузку 1 тонны зерна, применяемых на территории края наиболее крупными элеваторами, стоимость данной услуги находится в пределах от 214 до 386 рублей за 1 тонну (средняя цена по краю составляет 320 рублей за 1 тонну).

Таким образом, как максимальная (650 рублей), так и минимальная (460 рублей) цена за услугу по отгрузке зерна, применяемая СПК «Владимировский», имеют признаки монопольно высокой цены, поскольку значительно превышают расценки на аналогичные услуги, сформировавшиеся в условиях конкуренции на сопоставимых товарных рынках, что свидетельствует о признаках нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции (установление и поддержание монопольно высокой цены на товар).

В связи с этим квалификация действий ООО «Старомарьевский хлебоприемный пункт» в качестве установления различных цен на один и тот же товар (пункт 6 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции) не приведет к устранению нарушения, поскольку даже в случае устранения нарушения и установления единых расценок на минимальном уровне (460 рублей) такая цена будет иметь все признаки монопольно высокой цены, что также является нарушением антимонопольного законодательства.

         Частью 1 статьи 6 Закона о защите конкуренции установлено, что монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (далее - сопоставимый товарный рынок), при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами, в том числе установленная:

         1)   путем повышения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:

         а)      расходы, необходимые для производства и реализации товара, остались неизменными или их изменение не соответствует изменению цены товара;

         б)      состав продавцов или покупателей товара остался неизменным либо изменение состава продавцов или покупателей товара является незначительным;

         в)      условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, остались неизменными или их изменение несоразмерно изменению цены товара.

         В соответствии с пунктом 3.1 Административного регламента, утвержденного приказом ФАС России от 25.05.2012 № 345, был проведен анализ состояния конкуренции на соответствующем товарном рынке с целью выявления хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение. В данном случае был проведен анализ состояния конкуренции на рынке услуг по хранения и отгрузке зерна, приобретенного из федерального интервенционного фонда сельскохозяйственной продукции в рамках товарных инвестиций.

         В ходе анализа было установлено, что ООО «Старомарьевский хлебоприемный пункт»  занимает доминирующее положение на рынке услуг по хранения и отгрузке зерна, приобретенного из федерального интервенционного фонда сельскохозяйственной продукции в рамках товарных инвестиций в рассматриваемом периоде, установленных продуктовых и географических границах.

         В связи с вышеуказанным действия ООО «Старомарьевский хлебоприемный пункт» указывают на признаки нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

         В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 29.07.2018) "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе следующие действия (бездействие):

          установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара.

         На основании изложенного издан приказ Ставропольского УФАС России от 11 июня 2020 года № 1062 о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ООО «Старомарьевский хлебоприемный пункт» (356261, Ставропольский край, Грачевский р-н, с. Старомарьевка, ул. Вокзальная, 2А, ИНН 2606008386) по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-Ф3 «О защите конкуренции», выраженного в установлении монопольно высокой цены на услуги по хранению и отгрузке зерна, приобретенного из федерального интервенционного фонда сельскохозяйственной продукции в рамках товарных инвестиций, частью 6 статьи 44 частью 6 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

ОПРЕДЕЛИЛ:

         1. Назначить дело № 026/01/10-1358/2020 к рассмотрению на 25 июня 2020 года на 12 часов 10 минут по адресу: 355003, г. Ставрополь, ул. Ленина, 384, каб. 315 (здание ЦНТИ).

         2. Привлечь к участию в рассмотрении дела № 026/01/10-1358/2020 в качестве:

ответчика (ответчиков):

         ООО «Старомарьевский хлебоприемный пункт» (356261, Ставропольский край, Грачевский р-н, с. Старомарьевка, ул. Вокзальная, 2А, ИНН 2606008386)

         3. ООО «Старомарьевский хлебоприемный пункт» (356261, Ставропольский край, Грачевский р-н, с. Старомарьевка, ул. Вокзальная, 2А, ИНН 2606008386) представить в срок до 23 июня 2020 года следующие документы и материалы:

  • письменные объяснения по факту возбужденного дела № 026/01/10-1357/2020;
  • расчет (калькуляция), экономическое обоснование затрат на оказание комплексной услуги;
  • письменные пояснения о том, что представляет собой комплексная услуга и какие услуги в нее включены;
  • письменные пояснения о том, являются ли обязательными для исполнения все услуги, включенные в комплексную услугу, или возможно оказание только их части;
  • пояснения о том если оказание всех поименованных в комплексной услуге услуг является обязательным, то указать в силу каких актов (нормативно-правовых, бухгалтерских, отраслевых и т.д) это обязательно;
  • пояснения о том оказывались ли элеватором в течение последних 3 лет услуга по отгрузке как самостоятельный вид услуги или предоставлялась только комплексная услуга;
  • указать период, с которого была введена в действие комплексная услуга;
  • письменные пояснения о том, возможно ли получить услугу по отгрузке зерна, приобретенного из федерального интервенционного фонда сельскохозяйственной продукции в рамках товарных инвестиций, без оказания комплексной услуги;
  • письменные пояснения, со ссылкой на нормативные акты, о том, что представляет собой услуга по переоформлению зерна из интервенционного фонда в обычную продукцию и почему оплата производится не на партию продукции, а за 1 тонну;
  • письменные пояснения, со ссылкой на нормативные, отраслевые акты, о причинах включения в комплексную услугу и необходимости проведения работ по активному вентилированию (сушке) расконсервированного зерна, в то время как условиями договора хранения с ОАО «ОЗК» на элеватор возложена обязанность по обеспечению и поддержанию количественно-качественной сохранности зерна на весь период хранения;
  • копии всех договоров хранения с приложениями, дополнительными соглашениями, протоколами разногласий, заключенных с коммерческими организациями, в период 2019-2020 годов;
    • копии свидетельства ИНН, ЕГРИП, коды предпринимательской деятельности согласно ОКВЭД;
    • иную информацию, касающуюся рассматриваемого вопроса.

 

Явка лиц, в отношении которых возбуждено дело, или его представителя (доверенностью на участие в рассмотрении дела) обязательна с соблюдением требований «масочного режима» установленного пунктом 2 прим. 4 Постановления Губернатора Ставропольского края от 26.03.2020 N 119 (ред. от 10.05.2020) "О комплексе ограничительных и иных мероприятий по снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-2019 на территории Ставропольского края" (вместе с "Перечнем непродовольственных товаров первой необходимости", "Перечнем заболеваний, требующих соблюдения режима самоизоляции на дому").

 

Председатель комиссии                                                                     Д.Н. Сапунов

Связанные организации

Связанные организации не указаны