Решение №026/01/10-206/2020 пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006... от 26 мая 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

 

Резолютивная часть решения оглашена 25 мая 2020 года.

Решение изготовлено в полном объеме 26 мая 2020 года                         г. Ставрополь

 

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председателя комиссии: - Сапунова Д.Н., заместителя руководителя управления;

Членов Комиссии:

Гритичина И.Н. – начальника отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства,

Колесниковой Ж.В. - старшего государственного инспектора отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства,

рассмотрев материалы дела № 026/01/10-206/2020, возбужденного в отношении ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» (355037, г. Ставрополь, ул. Доваторцев, 42а, ИНН 2635048440) по признакам нарушения пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-Ф3 «О защите конкуренции»,

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

         В управление Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю поступило обращение ЗАО «Водная компания «Старый Источник» (Ставропольский край, г. Минеральные Воды, ул. Калинина, 113) на действия ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» по факту необоснованного расчета и начисления объема поставленного газа по мощности газопотребляющего оборудования при наличии исправного узла учета газа и, как следствие, необоснованного направления уведомления об ограничении поставки газа.

 

         По фактам, изложенным в заявлении, управлением Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю было проведено антимонопольное расследование, в результате которого в действиях ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» были установлены признаки нарушения пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

         В связи с изложенным был проведен анализ рынка услуг поставки газа.

         Установление доли ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» на рынке услуг по поставке газа проведено Ставропольским УФАС России в соответствии с регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении заявлений, материалов, дел о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утверждённым приказом ФАС России от  25.05.2012 № 345 (далее – Регламент).

         Согласно п. 3.3. Регламента руководством для проведения анализа рынка услуг по поставке газа является Порядок проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 №220 и зарегистрированным в Минюсте РФ 2 августа 2010 г. N 18026 (далее – Порядок проведения анализа).

         Для анализа и оценки состояния конкурентной среды на рынке услуг  по поставке газа, в качестве исходной информации антимонопольным управлением ис­пользованы сведения, представленные:

         - ЗАО «Водная компания «Старый Источник»;

         - ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь»;

         - Постановление Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 №549 «О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан» (далее Постановление №549);

         - Постановление Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 №162 «Об утверждении Правил поставки газа в Российской Федерации» (далее Постановление №162);

         - информация с официального сайта РТК  Ставропольского края о регулируемых предприятиях в сфере газоснабжения;

         - информация, полученная управлением в рамках ранее проведенных исследований рынка услуг по поставке газа (анализы конкуренции на рынке поставки и реализации природного газа, проведенные управлением в 2015, 2016 и 2017 годах);

         - иные материалы и нормативно-правовые акты.

         2. Временной интервал исследования товарного рынка

         Временной интервал исследования  рынка период с 01.01.2018 года по настоящее время.

         3. Продуктовые границы товарного рынка

 

         Продуктовые границы рассматриваемого рынка определены как, услуги по поставке и реализации  природного газа.

         4. Географические границы товарного рынка

         Географические границы рынка определены как, границы балансовой принадлежности сетей инженерно-технического обеспечения предприятия  в городах и районах Ставропольского края, в том числе в г. Минеральные Воды.

         5.  Состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке

         ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» по сведениям, размещенным на сайте РТК Ставропольского края (http://www.tarif26.ru/), является единственной организацией на территории Ставропольского края, осуществляющей поставку и реализацию природного сетевого газа.

         Покупателями  на рассматриваемом рынке является неограниченный круг потребителей газа: физические лица, промышленные, транспортные,  сельскохозяйственные, коммунально-бытовые и иные организации.

         6. Объем товарного рынка и доли хозяйствующих субъектов

         Поскольку услуги  по поставке и реализации природного сетевого газа на территории Ставропольского края (в том числе г. Минеральные Воды) в рассматриваемый временной интервал оказывало одно предприятие – ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь», то доля ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» на нем составляет 100%.

         7. Уровень концентрации товарного рынка

         В силу отсутствия конкуренции на рынке услуг поставки и реализации природного газа на территории Ставропольского края, индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана HHI равен 10000. Рынок относится к высококонцентрированному типу.

         8. Барьеры входа на товарный рынок

         Барьеры труднопреодолимы.

         9. Определение хозяйствующих субъектов (за исключением финансовых организаций), занимающих доминирующее положение на товарном рынке

         На территории Ставропольского края (в том числе г. Минеральные Воды)  доминирующее положение в границах балансовой принадлежности сетей инженерно-технического обеспечения на рынке поставки и реализации природного газа с долей 100% занимает ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь».  

         10. Оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке

         ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» является единственным предприятием, осуществляющим деятельность на рынке услуг поставки и реализации природного сетевого газа на территории Ставропольского края (в том числе г. Минеральные Воды), общество занимает доминирующее положение, обладает рыночным потенциалом и способно оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара (услуги) на рынке поставки газа.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе следующие действия (бездействие):

  экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

  На основании изложенного был издан приказ Ставропольского УФАС России от 29 января 2020 года № 141 о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» (355037, г. Ставрополь, ул. Доваторцев, 42а, ИНН 2635048440) по признакам нарушения пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-Ф3 «О защите конкуренции».

Сторонами по делу были представлены письменные пояснения по факту возбужденного дела, которые были приобщены к материалам дела №  026/01/10-206/2020.

В письменных пояснениях, представленных ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь», общество нарушение не признало, указав на правомерность своих действий в связи с тем, что 25 сентября 2019 года ЗАО «Водная компания «Старый Источник» обратилось в филиал ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» в г. Минеральные Воды о необходимости проведения проверки технического состояния корректора объема газа. 03 октября 2019 г. на предприятие были направлены представители ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» для проведения проверки. По результатам проверки был составлен Акт проверки состояния и применения средств измерений и/или технических систем и устройств с измерительными функциями № 1160 от 03.10.2019 г. с указанием выявленных в ходе проверки недостатков, а именно, что корректор, входящий в состав измерительного комплекса узла учета расхода газа, неисправен.

Согласно п. 4.1 договора поставки газа от 31.08.2017 № 30-1-0037/18 стороны предусмотрели, что количество поставляемого газа (объем) определяется с помощью средств измерений и технических систем и устройств с измерительными функциями (именуемые в дальнейшем - узел учета газа) Поставщика, установленных на объектах сетей газораспределения ГРО и (или) газопотребления Покупателя в соответствии с требованиями нормативных актов, в том числе: ГОСТ 2939-63, ГОСТ Р 8.915-2016, ГОСТ 8.586.1-5-2005, ГОСТ Р 8.740-2011, ГОСТ 8.611-2013 и иных методик выполнения измерений, разработанных для индивидуальных условий измерений, зарегистрированных и утвержденных в установленном порядке, во взаимосвязи с ГОСТ 30319.1-3-2015, ГОСТ Р 8.899-2015, ГОСТ Р 8.741-2011.

В соответствии с п. 3.1.8 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 8.740-2011 «Государственная система обеспечения единства измерений» корректор объема газа относится к основным средствам измерения и является обязательным.

 

Корректор - средство измерительной техники, которое преобразовывает выходные сигналы счетчика газа, измерительных преобразователей температуры и/или давления и вычисляет объем газа, приведенный к стандартным условиям (п. 3.3.1. ГОСТ 8.740-2011). Соответственно, корректор является составной частью узла учета газа, который непосредственно выполняет функции по расчету фактического объема газа подлежащего оплате потребителем.

Таким образом, при неисправности корректора учета газа объем потребленного в спорный период газа необходимо рассчитывать по мощности газоиспользующего оборудования. Данный метод расчета соответствует Правилам поставки газа и Правилам учета газа. Иной порядок расчета потребленного газа в период неисправности узла учета (входящих в него средств измерений) действующим законодательством не предусмотрен.

Ненадлежащее исполнение обязанностей ЗАО «Водная компания «Старый Источник» по оплате за потребленный газ подтверждается сводным расчетом задолженности, копиями счетов-фактур. На 13.12.2019 задолженность потребителя составляет <   > руб.

В 2019 году ЗАО «Водная компания «Старый Источник» более двух раз было допущено неисполнение/ненадлежащее исполнение обязательств по оплате поставляемого газа.

Постановлением Правительства РФ от 25.11.2016 г. № 1245 утверждены Правила ограничения подачи (поставки) и отбора газа (далее - Правила № 1245).

Согласно пп. «г» п. 3 Правил № 1245 основанием для частичного ограничения подачи (поставки) и отбора газа является полное или частичное неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по оплате поставляемого газа и (или) услуг по его транспортировке в установленный срок, допущенное потребителем более 2 раз в течение 12 месяцев.

В связи с ненадлежащим исполнением ЗАО «Водная компания «Старый Источник» обязательств по оплате поставляемого газа, допущенным потребителем более 2 раз в течение 12 месяцев, и наличием задолженности, поставщик газа вручил потребителю 18 ноября 2019 года уведомление исх. № 332/19 от 18.11.2019 о необходимости самостоятельного частичного ограничения потребления газа до уровня 50% от договорного планового лимита в срок с 10-00 час. 27.11.2019.

Заявитель, ЗАО «Водная компания «Старый Источник», поддержало доводы, изложенные в заявлении, указав на неправомерность действий ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь», выразившихся в необоснованном направлении уведомлений об ограничении поставки газа от 18.11.2019 исх. № 302/19 и от 14.01.2020 исх. № 328/20 по причине сложившейся задолженности, по причине отсутствия задолженности по платежам. Задолженность, сформировавшаяся по причине расчета поставленного газа по проектной мощности газопотребляющих объектов исходя из времени, в течение которого подавался газ в период отсутствия либо неисправности средств измерения и (или) технических систем и устройств с измерительными функциями, является необоснованной и ее не оплата не может являться безусловным подтверждением наличия обстоятельств, предусмотренных Правилами № 1245 для прекращения (не возобновления) поставки газа.

Комиссия Ставропольского УФАС России, рассмотрев материалы дела и доводы сторон, отмечает следующие обстоятельства по рассматриваемому делу.

         В управление Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю поступило обращение ЗАО «Водная компания «Старый Источник» (Ставропольский край, г. Минеральные Воды, ул. Калинина, 113) на действия ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» по факту необоснованного расчета и начисления объема поставленного газа по мощности газопотребляющего оборудования при наличии исправного узла учета газа и, как следствие, необоснованного направления уведомления об ограничении поставки газа.

По фактам, изложенным в заявлении, управлением Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю было проведено антимонопольное расследование, в результате которого установлено следующее.

                Между ЗАО «Водная компания «Старый источник» (далее по тексту, в том числе - Покупатель) и ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» (далее по тексту, в том числе - Поставщик), 31 августа 2017 года был заключен Договор поставки газа № 30-1-0037/18 (далее по тексту, в том числе - Договор поставки).

         В целях исполнения условий приведенного Договора поставки, 31 января 2018 года, между ЗАО «Водная компания «Старый источник» (далее по тексту, в том числе - Покупатель) и АО «Газпром газораспределение Ставрополь» (далее по тексту, в том числе - ГРО), был заключен Договор транспортировки природного газа по распределительным сетям № 30-7-0037/18 (далее по тексту, в том числе - Договор транспортировки).

         Согласно условиям указанного Договора поставки, Поставщик обязался поставлять газ горючий природный и/или газ горючий природный сухой отбензиненный (далее по тексту, в том числе - газ), цена которого является государственно регулируемой, а Покупатель обязался принимать и оплачивать газ.

         По условиям Договора поставки (пункт 4.1.), количество поставляемого газа (объем) определяется   с   помощью   средств   измерений   и   технических   систем и  устройств с измерительными функциями (именуемые в дальнейшем по тексту, в том числе - узел учета газа) Поставщика, установленных на объектах сетей газораспределения и (или) газопотребления Покупателя в соответствии с требованиями нормативных актов, в том числе: ГОСТ 2939-63, ГОСТ Р 8.915-2016, ГСОТ 8.586.1-5-2005, ГОСТ Р 8.740-2011, ГОСТ 8.611-2013 и иных методик выполнения измерений, разработанных для индивидуальных условий измерений, зарегистрированных и утвержденных в установленном порядке, во взаимосвязи с ГОСТ 30319.1-3-2015, ГОСТ Р 8.899-2015, ГОСТ Р 8.741-2011.

         В соответствии с условиями приведенного выше Договора поставки, для определения объема поставляемого газа, на территории ЗАО «Водная компания «Старый источник» было установлено следующее устройство с измерительными функциями:

         - счетчик газа ротационный RVG G 160 - 2008 года выпуска, зав. № 28100920, в отношение которого, 11 июля 2016 года, ФБУ «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Кабардино-Балкарской республике» (аттестат аккредитации № RA.RU.311487), было выдано свидетельство о его поверке № 2-3331 (действительно до 10.07.2021 года).

         Дополнительно, на территории Покупателя был установлен «Блок коррекции объема газа «ФЛОУГАЗ», заводской номер <...> (свидетельство о поверке № П/901 от 25.03.2015 года (действительно до 25.03.2021 года), основной функцией которого, является автоматическое преобразование выходных сигналов счетчика газа, измерительных преобразователей температуры и/или давления и вычисление объема газа, приведение к стандартным условиям. При этом, архивные телеметрические данные «Блока коррекции объема газа «ФЛОУГАЗ», автоматически, электронным способом передаются непосредственно в ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь».

         Все указанные приборы в составе узла учета газа, на основании актов от 22 мая 2015 г. (ФБУ «Ставропольский ЦСМ») и от 24 апреля 2019 г. (ООО «Газпром  межрегионгаз Ставрополь»), были признаны исправными и соответствующими ГОСТ Р 8.740-2011.

         03 сентября 2019 года, ЗАО «Водная компания «Старый источник» заподозрило неисправную работу средства обработки результатов измерений - «Блока коррекции объема газа «ФЛУОГАЗ» (далее по тексту, в том числе - корректор), в связи с чем, руководствуясь положениями п. 4.1. Договора поставки, незамедлительно, посредством телефонной связи уведомило Поставщика, о неисправностях в работе корректора и просило направить метролога для проверки его технического состояния.

         25 сентября 2019 года, представителем ЗАО «Водная компания «Старый источник» непосредственно в Минераловодский филиал ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» было подано письменное заявление с просьбой о дополнительном направлении своего представителя, для проверки технического состояния корректора.

         После этого, 03 октября 2019 года, то есть спустя восемь дней после письменного обращения, в ЗАО «Водная компания «Старый источник» прибыли представители Минераловодского филиала ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь».

         В этот же день, 03 октября 2019 года была проведена проверка корректора и составлен Акт проверки состояния и применения средств измерений и/или технических систем и устройств с измерительными функциями (акт б/н), согласно которого был сделан следующий вывод: «корректор объема газа не отображает данные расхода газа и давления, снятие архивных данных корректора объема газа не возможно».

         09 октября 2019 года, на основании заявления ЗАО «Водная компания «Старый источник» узел учета газа (в составе счетчик газа ротационный RVG G 160 зав. № 28100920 и блок коррекции объема «ФЛУОГАЗ» зав. № 00246) был распломбирован, о чем представителем Минераловодского филиала ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» был составлен соответствующий Акт № 1219; при этом, в этот же день, на основании Акта № 449 от 09.10.2019 г. произведено полное прекращение поставки газа путем установления заглушки.

         После чего, узел учета газа (в составе счетчик газа ротационный RVG G 160 зав. № 28100920 и блок коррекции объема «ФЛУОГАЗ» зав. № 00246) был сдан ЗАО «Водная компания «Старый источник» для проведения поверки в ООО «Региональный СТАНДАРТ» (аккредитованное в Федеральной службе по аккредитации, рег. № в реестре аккредитованных лиц RA.RU.312407), по результатам которой:

-        счетчик газа ротационный RVG G О160 зав. № 28100920 - признан пригодным к применению (свидетельство о поверке № Р/64029 от 31.10.2019 г., действительно до 30.10.2024 г.);

-        блок коррекции объема «ФЛУОГАЗ» зав. № 00246 - признан пригодным к применению (свидетельство о поверке № Р/64030 от 30.10.2019 г., действительно до 30.10.2025 г.);

         01 ноября 2019 г. узел учета газа (в составе счетчик газа ротационный RVG G 160 зав. № 28100920 и блок коррекции объема «ФЛУОГАЗ» зав. № 00246) был вновь установлен в ЗАО «Водная компания «Старый источник» и опломбирован согласно соответствующего Акта. Одномоментно, согласно Акту № 235 от 01.11.2019 г., было произведено возобновление поставки газа.

         Таким образом, в период с 09.10.2019 г. по 01.11.2019 г. газ не потреблялся ЗАО «Водная компания «Старый источник».

         Между тем, 07 октября 2019 года, ЗАО «Водная компания «Старый источник» было уведомлено, что за период 01.09.2019 г. по 30.09.2019 г. количество поставленного газа определено по проектной мощности газопотребляющего устройства (котла), что составило 120,240 тыс. м³; в результате чего, ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» выставило соответствующие расчетные документы для оплаты поставленного газа на сумму 962 715,58 рублей, в т.ч. НДС (товарная накладная № Н86335 от 30.09.2019 г., Акт сдачи-приемки газа от 30.09.2019 г. и Приложение к нему).

         ЗАО «Водная компания «Старый источник» с таким порядком исчисления объема потребленного газа и выставленным счетом не согласилось, и выступило с предложением аннулировать указанный счет и произвести расчет поставленного газа по данным прибора учета (счетчика газа) с учетом поправочных коэффициентов: приведения к стандартным условиям, направив 11.10.2019 г. в   адрес ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» почтовым отправлением соответствующее письменное обращение (исх. № 1514 от 11.10.2019 г.), а также нарочно - в Минераловодский филиал ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» (вх. № 1436 от 11.10.2019 г.).

         Также, за период с 01.10.2019 г. по 31.10.2019 г. ЗАО «Водная компания «Старый источник» получило расчет поставленного газа в объеме 32,064 тыс. м³ и соответствующие расчетные документы для оплаты поставленного газа на сумму 270 244,76 рублей, в т.ч. НДС (товарная накладная № Н94752 от 31.10.2019 г., Акт сдачи-приемки газа от 31.10.2019 г. и Приложение к нему).

         Между тем, по показаниям счетчика газа, ЗАО «Водная компания «Старый источник» за период с 01.09.2019 г. по 31.09.2019 г. потребило газа 3,888 тыс. м³, а в период с 01.10.2019 г. по 31.10.2019 г. - 717 м³.

         Вместе с тем, 18 ноября 2019 года от Минераловодского филиала ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» в адрес ЗАО «Водная компания «Старый источник» поступило уведомление (от 18.11.2019 г. исх. № 302/19) об ограничении подачи (поставки) и отбора газа до уровня 50% от договорного планового лимита, в связи с образовавшейся просроченной задолженностью по указанным выше основаниям.

         В последствии Минераловодским филиалом ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» в адрес ЗАО «Водная компания «Старый источник» было направлено еще одно уведомление об ограничении поставки газа на 100 %  с 31 января 2020 года.

         Постановлением Правительства РФ от 25.11.2016 г. № 1245 утверждены Правила ограничения подачи (поставки) и отбора газа (далее - Правила № 1245).

         Согласно пп. «г» п. 3 Правил № 1245 основанием для частичного ограничения подачи (поставки) и отбора газа является полное или частичное неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по оплате поставляемого газа и (или) услуг по его транспортировке в установленный срок, допущенное потребителем более 2 раз в течение 12 месяцев.

         В соответствии с пп. «е» п. 2 Правила №1245, одним из оснований для полного ограничения подачи (поставки) и отбора газа является полное или частичное неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по оплате поставляемого газа и (или) услуг по его транспортировке в установленный срок, допущенное потребителем более 3 раз в течение 12 месяцев.

         В соответствии с материалами дела, актом проверки состояния и применения средств измерений и/или технических систем и устройств с измерительными функциями (акт б/н) от 03.10.2019 узел учета газа был признан ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» не пригодным для расчетов. В последствии, 09.10.2019 узел учета газа был демонтирован, поставка газа ЗАО «Водная компания «Старый источник» была прекращена. 01 ноября 2019 г. узел учета газа (в составе счетчик газа ротационный RVG G 160 зав. № 28100920 и блок коррекции объема «ФЛУОГАЗ» зав. № 00246) был вновь установлен в ЗАО «Водная компания «Старый источник» и опломбирован согласно соответствующего Акта. Одномоментно, согласно Акту № 235 от 01.11.2019 г., было произведено возобновление поставки газа.

         Также узел учета газа (в составе счетчик газа ротационный RVG G 160 зав. № 28100920 и блок коррекции объема «ФЛУОГАЗ» зав. № 00246) был признан ООО «Региональный СТАНДАРТ» (аккредитованное в Федеральной службе по аккредитации, регистрационный номер в реестре аккредитованных лиц RA.RU.312407), после поверки, пригодным к эксплуатации и расчетам.

         Указанное обстоятельство нашло свое подтверждение в ответе ООО «Региональный СТАНДАРТ» от 28.02.2020 исх. 250 на запрос Ставропольского УФАС России, приобщенном к материалам настоящего дела, в соответствии с которым ООО «Региональный СТАНДАРТ» сообщает, что поверка вышеуказанных средств измерений проведена в соответствии с Порядком, утвержденным Приказом Министерства промышленности и торговли РФ № 1815 от 02.07.2015 «О порядке проведения поверки средств измерений, требований к знаку поверки и содержания свидетельства». В ходе поверки каких-либо нарушений в работе средств измерений не выявлено. 

         Таким образом, показания узла учета весь период с 03.10.2019 до момента его установки после поверки являются достоверными и подлежат применению как расчетные.

         Однако, во-первых, ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» произвело расчет поставленного газа по мощности газоиспользующего оборудования, во-вторых, в дальнейшем, отказалось от корректировки данного расчета и приведения его в соответствие с показаниями узла учета, в-третьих, на основании неверно произведенных расчетов объемов газа, которые заявителем не были приняты как достоверные и оспорены им, направило в адрес ЗАО «Водная компания «Старый источник» уведомления об ограничении поставки газа, в связи с неоплатой объемов, рассчитанных по мощности газоиспользующего оборудования.

         Таким образом, у ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» (в лице Минераловодского филиала ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь») отсутствовали правовые основания производить расчет поставленного газа по мощности газопотребляющего оборудования при исправном средстве измерения объема и расхода газа - счетчике газа, а, в последующем, и для направления уведомлений об ограничении подачи (поставки) и отбора газа.

Кроме того, Комиссия считает необходимым отметить то обстоятельство, что согласно акту № 449 от 09.10.2019 об ограничении (прекращении) поставки газа, поставка газа на объект ЗАО «Водная компания «Старый источник» была прекращена 09.10.2019. До момента самоограничения текущие платежи за поставленный газ поступали в соответствии с условиями договора. Материалами дела подтверждено, и ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» не опровергнуто, что ЗАО «Водная компания «Старый источник» осуществляло оплату текущих платежей с января 2019 года по 09.10.2019 года.

Пунктом 2 статьи 546 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 25 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" предусмотрена возможность прекращения или ограничения подачи энергии (поставки газа) в случае ненадлежащего исполнения потребителем своих обязательств по договору, в том числе и в случаях неоплаты потребленной абонентами энергии.

Пунктом 34 Правил поставки газа в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 N 162 (далее - Правила N 162), предусмотрено полное прекращение поставки газа покупателям в случае неоднократного нарушения сроков оплаты за поставленный газ. Решение о прекращении поставки газа действует до устранения обстоятельств, явившихся основанием для принятия такого решения.

Исходя, из толкования пункта 34 Правил N 162 прекратить подачу газа можно только за неоплату фактически поставленного газа. Несвоевременное перечисление или неперечисление предварительной оплаты не является основанием к прекращению подачи газа (постановление Президиума ВАС РФ от 28 июля 2011 г. N 7734/08).

В соответствии с пунктом «е» пункта 2 Правил ограничения подачи (поставки) и отбора газа, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2016 N 1245 (далее - Правила N 1245) основаниями для полного ограничения подачи (поставки) и отбора газа являются полное или частичное неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по оплате поставляемого газа и (или) услуг по его транспортировке в установленный срок, допущенное потребителем более 3 раз в течение 12 месяцев.

Пунктом 3.3 договоров поставки газа № 30-1-0037/18 от 31.08.2017 года заключенного между ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» и ЗАО «Водная компания «Старый источник» определено, что «поставщик имеет право ограничить и/или прекратить поставку газа покупателю и не несет за это ответственность в следующих случаях:

- нарушения сроков оплаты поставленного газа, под которым Стороны понимают полное или частичное отсутствие оплаты за газ в сроки указанные в пункте 5.5 настоящего договора (но не ниже брони газопотребления, если она установлена в отношении Покупателя)».    Следовательно, стороны в условиях договора поставки предусмотрели основания для прекращения поставки газа.

В том числе  неоднократных нарушений сроков оплаты за поставляемый газ (под которым Стороны понимают полное или частичное отсутствие оплаты за газ в сроки указанные в пункте 5.5 настоящего договора). Из буквального толкования условий договора определено, что для прекращения поставки газа необходимо нарушение сроков оплаты за газ в сроки указанные в пункте 5.5 настоящего договора.

Пунктом 5.5 указанных договоров поставки газа предусмотрено, что покупатель оплачивает поставщику стоимость планируемых месячных поставок газа в следующем порядке (в % от стоимости планируемой месячной поставки газа, рассчитанной как произведение планируемого объема месячной поставки газа, указанного в подпункте 2.1.2 договора, и цены газа складывающейся из оптовой цены газа (без учета фактической калорийности газа) и ПСС, с учетом НДС):

- 35% стоимости планируемого платежа месячной поставки газа в срок до 18 числа поставки газа;

- 50 % от стоимости планируемой месячной поставки газа в срок до последнего числа месяца поставки газа.

Окончательный расчет за поставленный газ производится в срок до 25 числа месяца, следующего за месяцем поставки газа, и рассчитываются как разница между фактической стоимостью газа определенного в соответствии с  п. 5.4 Договора на основании товарной накладной на отпуск газа по форме ТОРГ-12 (газ), и ранее произведенными платежами.

Кроме того, как следует из пункта 3 Правил поставки газа "расчетный период" - согласованный сторонами договора период, за который должен быть определен объем поставленного газа, произведены взаиморасчеты между поставщиком, газотранспортной, газораспределительной организациями и покупателем за поставленный газ. Расчетный период, согласованный сторонами, указывается в договоре.

Учитывая пункт 3 Правил поставки газа, проведенный анализ договоров поставки газа, позволяет прийти к выводу, что в качестве расчетного периода сторонами согласован "истекший месяц", а именно 25 число месяца, следующего за месяцем поставки газа. При этом предусмотренный в договорах поставки газа порядок расчетов в несколько этапов, не отменяет согласованный расчетный период (месяц).

Несвоевременное перечисление или неперечисление предварительной оплаты не является основанием к прекращению подачи газа. Данный вывод согласуется с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 28.07.2011 г. N 7734/08.

В то же время, материалами дела установлено, что расчет газа по мощности газопотребляющего оборудования был произведен с 01.09.2019 года по 09.10.2019 года, однако при расчете поставщик газа не учел, что фактическое прекращение отбора было осуществлено ЗАО «Водная компания «Старый источник» 09.10.2019 года, непригодность узла учета газа, а именного корректора, к расчетам был установлен актом от 03.10.2019. В то время как расчет задолженности, а именно по мощности газопотребляющего оборудования, был произведен за сентябрь 2019 года, в то время когда узел учета газа был установлен и принимался сторонами как расчетный.

На основании п. 3.9 Правил учета газа, при отсутствии либо неисправности средств измерений и (или) технических систем и устройств с измерительными функциями у потребителя количество поданного газа поставщиком или газораспределительной организацией определяется по проектной мощности газопотребляющих объектов исходя из времени, в течение которого подавался газ в период отсутствия либо неисправности средств измерения и (или) технических систем и устройств с измерительными функциями.

Исходя из положения указанного пункта, расчет количества поданного газа поставщиком по проектной мощности газопотребляющих объектов должен был быть произведен с 03.10.2019 по 09.10.2019, в то время как ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» произвело расчет за полный период сентября 2019 года. Кроме того, как в последствие подтвердили результаты проведенной государственной поверки узла учета газа, как счетчика, так и корректора, нарушений в работе средства измерения не установлено, в связи с чем все показания, передаваемые им как в сентябре 2019 года, так и в последствии, являлись корректными.

Материалами дела подтверждено, и ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» не опровергнуто, что ЗАО «Водная компания «Старый источник»  осуществляло оплату текущих платежей с января 2019 года по 09 октября 2019 года по договору поставки газа. Таким образом, не оплата спорной задолженности, а именно объемов газа, рассчитанных по мощности газоиспользующего оборудования, в период, не превышающий более 2 и 3 периодов, не может служить основанием для прекращения поставки газа, как частичной, так и полной, в соответствии с Правилами № 1245. Исходя из изложенного, у ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» отсутствовали правовые основания как для направления уведомлений об ограничении поставки газа поставки газа.

         Также, направление указанных уведомлений в адрес ЗАО «Водная компания «Старый источник», в отсутствие правовых оснований для полного и частичного ограничения поставки газа, а именно отсутствие обстоятельств, свидетельстующих о более двух и трех раз неисполнении/ненадлежащем исполнении обязательств по оплате в течение 12 месяцев, является незаконным, необоснованным и прямо противоречит положениям Правил № 1245.

Указанные действия ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» нарушают требования  Постановления Правительства РФ от 25.11.2016 г. № 1245 «Об утверждении Правил ограничения подачи (поставки) и отбора газа», в части  отсутствия правовых оснований для направления уведомлений об ограничении поставки газа ЗАО «Водная компания «Старый источник».

         Согласно пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе следующие действия (бездействие): экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

Таким образом, действия ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь», является нарушением пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».

В связи с наличием в действиях ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» нарушения пункта 4 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции Комиссией Ставропольского УФАС России, на основании статьи 48.1 Федерального закона Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», было вынесено заключение об обстоятельствах дела. Возражений на него сторонами представлено не было.

В то же время в связи с оплатой ЗАО «Водная компания «Старый Источник» платежным поручением от 30.01.2020 на сумму <  > рублей <  > копеек со стороны ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» прекращены действия по предъявлению требований об оплате и об ограничении поставки газа. В связи с чем основания для выдачи предписания отсутствуют.

Руководствуясь  статьей  23, частью  1  статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей  48,  частью 1 статьи 49, 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

 

  1. Признать ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» (ул. Доваторцев, 42 а, г. Ставрополь, 355037, ИНН 2635048440, КПП 263550001, ОГРН 1022601943814) нарушившим пункт 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135 – ФЗ «О защите конкуренции». Нарушение выразилось в  отсутствии правовых оснований для направления уведомлений о введении ограничения поставки газа ЗАО «Водная компания «Старый Источник».
  2. В связи с отсутствием оснований предписание не выдавать.

 

Председатель Комиссии:                                                                              Д. Н. Сапунов

Члены комиссии:                                                                                        И.Н. Гритчин

Ж.В. Колесникова

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание: За невыполнения в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

         Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны