Заключение №026/01/10-1358/2020 пункт 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г... от 17 июля 2020 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ОБ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ ДЕЛА № 026/01/10-1358/2020

 

 

17 июля 2020 года                                                                                 город Ставрополь

 

 

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председателя комиссии:

Никитина С.И., руководителя управления;

Членов Комиссии:

Гритчина И.Н. - начальника отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Ставропольского УФАС России;

Акининой И.Б. – главного специалиста-эксперта информационно-аналитического отдела;

рассмотрев материалы дела № 026/01/10-1358/2020, возбужденного в отношении ООО «Старомарьевский хлебоприемный пункт» (356261, Ставропольский край, Грачевский р-н, с. Старомарьевка, ул. Вокзальная, 2А, ИНН 2606008386) по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-Ф3 «О защите конкуренции», выраженного в установлении монопольно высокой цены на услуги по хранению и отгрузке зерна, приобретенного из федерального интервенционного фонда сельскохозяйственной продукции в рамках товарных инвестиций,

в присутствии представителей ООО «Старомарьевский хлебоприемный пункт»  по доверенности <…..>

Руководствуясь статьей 48.1 Федерального закона Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю во исполнение поручения ФАС России от 21.05.2020 № ПЗ/42746/20 о проведении проверки действий элеваторов, расположенных на территории Ставропольского края, на предмет соблюдения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, в части установления монопольно высокой цены предоставляемых услуг по хранению и отгрузке зерна, а также навязывания условий договора, невыгодных для контрагента либо не относящихся к предмету договора; необоснованного установления различных тарифов; создания дискриминационных условий и т.д., при заключении договоров хранения зерна с хозяйствующими субъектами  - покупателями зерна из интервенционного фонда сельскохозяйственной продукции (далее – ЗФИФ).

В рамках проводимой проверки было установлено, что наряду с еще четырьмя хозяйствующими субъектами, на территории Ставропольского края хранение ЗФИФ осуществляет ООО «Старомарьевский хлебоприемный пункт» (далее – ООО «Старомарьевский ХПП», ответчик).

В ходе изучения документов, полученных в отношении ООО «Старомарьевский хлебоприемный пункт», установлено следующее.

В соответствии с представленными письменными пояснениями тарифы на услуги общества формируются исходя из экономических расчетов, спроса и для устойчивой конкурентоспособности, формирования клиентской базы допускается дифференциация ставок на услуги, гибкое ценообразование.

Обществом был представлен договор с АО «Объединенная зерновая компания», в соответствии с которым предметом является оказание услуг отгрузки зерна федерального интервенционного фонда. Стоимость услуг установлена в размере 460 руб./тонна.

Также обществом представлены договоры хранения зерна интервенционного фонда, заключенные с ООО «КФХ «Агат» и ООО Торговый дом «Царица». Согласно условий указанных договоров, стоимость услуг по отгрузке зерна составляет 650 рублей за 1 тонну. В выходные, праздничные, нерабочие дни взимается надбавка к стоимости услуги по отгрузке зерна в размере 300 рублей за 1 тонну.

Следовательно, в действиях ООО «Старомарьевский хлебоприемный пункт» усматриваются признаки установления различных цен на один и тот же товар (что запрещено пунктом 6 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции).

При этом согласно данных мониторинга цен на отгрузку 1 тонны зерна, применяемых на территории края наиболее крупными элеваторами, стоимость данной услуги находится в пределах от 214 до 386 рублей за 1 тонну (средняя цена по краю составляет 320 рублей за 1 тонну).

Таким образом, как максимальная (650 рублей), так и минимальная (460 рублей) цена за услугу по отгрузке зерна, применяемая СПК «Владимировский», имеют признаки монопольно высокой цены, поскольку значительно превышают расценки на аналогичные услуги, сформировавшиеся в условиях конкуренции на сопоставимых товарных рынках, что свидетельствует о признаках нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции (установление и поддержание монопольно высокой цены на товар).

В связи с этим квалификация действий ООО «Старомарьевский хлебоприемный пункт» в качестве установления различных цен на один и тот же товар (пункт 6 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции) не приведет к устранению нарушения, поскольку даже в случае устранения нарушения и установления единых расценок на минимальном уровне (460 рублей) такая цена будет иметь все признаки монопольно высокой цены, что также является нарушением антимонопольного законодательства.

По результатам проведенной проверки в действиях ООО «Старомарьевский ХПП» были установлены признаки нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции (установление и поддержание монопольно высокой цены на товар).

         В связи с изложенным был проведен анализ рынка услуг хранения и отгрузки зерна, приобретенного из федерального интервенционного фонда сельскохозяйственной продукции в рамках товарных инвестиций.

Установление доли ООО «Старомарьевский хлебоприемный пункт» (Далее ООО «Старомарьевский ХПП») на рынке услуг по хранению и отгрузке зерна государственного интервенционного фонда сельскохозяйственной продукции, в рамках товарных интервенций  проведено Ставропольским УФАС России в соответствии с регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государ­ственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении заявлений, материалов, дел о нарушении антимоно­польного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утверждённым приказом ФАС России от  25.05.2012 № 345 (далее – Регламент).

   Согласно п. 3.3. Регламента руководством для проведения анализа рынка услуг по отгрузке зерна государственного интервенционного фонда на территории Ставропольского края  яв­ляется Порядок проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 №220 и за­регистрированным в Минюсте РФ 2 августа 2010 г. N 18026 (далее – Порядок проведения анализа).

Для анализа и оценки состояния конкурентной среды на рынке услуг  по хранению и отгрузке  зерна, приобретенного из федерального интервенционного фонда сельскохозяйственной продукции, в рамках товарных интервенций, в качестве исходной информации антимонопольным управлением ис­пользованы следующие нормативные правовые акты, материалы и документы:

- Федеральный Закон  № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции»;

 - Федеральный закон № 264- ФЗ от 29.12.2006 « О развитии сельского хозяйства»;

- постановление Правительства РФ от 05.10.2016 № 1003 (ред. от 25.09.2018) «Об утверждении Правил приобретения сельскохозяйственной продукции у сельскохозяйственных товаропроизводителей и (или) организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции, произведенной сельскохозяйственными товаропроизводителями на территории Российской Федерации, в процессе проведения государственных закупочных интервенций и ее реализации»;

- распоряжение Правительства РФ от 04.10.2018 № 2134-р «О реализации на внутреннем российском рынке и (или) на экспорт в 2018-2019 годах пшеницы, ржи и ячменя фуражного из запасов федерального интервенционного фонда сельскохозяйственной продукции»;

- правила организованных торгов АО НТБ по реализации сельскохозяйственной продукции из федерального интервенционного фонда сельскохозяйственной продукции от 11.04.2018 г.;

- Общероссийский классификатор видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС Ред.2), утвержденный приказом Росстандарта от 31.01.2004 № 14-ст (ред. от 10.07.2018);

 - поручение  ФАС России от 21.05.2020 № ПС/44110/20;

 - информация, полученная от  ООО «Старомарьевский хлебоприемный пункт» письмом от 01.06.2020 №68;

- итоги проведенного анализа состояния конкурентной среды на товарном рынке услуг по хранению и отгрузке зерна государственного интервенционного фонда на территории Ставропольского края (По жалобе ООО «Кубань-Агро-Сервис», на действия ООО «Старомарьевский ХПП» по вопросу установления монопольно высокой цены на услугу по отгрузке зерна государственного интервенционного фонда);

- материалы, собранные в рамках деятельности по реализации специализации Ставропольского УФАС России (тема специализации: «Рынок услуг по хранению зерна»);

- иная информация.

Временной интервал исследования товарного рынка.

В соответствии с информацией, представленной письмом  ФАС России от 21.05.2020 № ПС/44110/20 о результатах проведенных АО «Национальная товарная биржа» (далее АО «НТБ») с 05 апреля по 14 мая 2020 года торгов по реализации зерна из федерального интервенционного фонда сельскохозяйственной продукции победителями торгов на зерно, находящееся на хранении ООО «Старомарьевский хлебоприемный пункт»,   признано ООО «КФХ Агат» и ООО ТД «Царица», с предприятиями были заключены договоры: договор комплексной услуги по отгрузке зерна с обособленного хранения от 17 апреля 2020 год №4, заключенный между ООО «Старомарьевский хлебоприемный пункт» и ООО ТД «Царица» и   дополнительное соглашение от 17 апреля 2020 года № 2 к договору хранения зерна от 31 мая 2019 года №3, заключенного ООО «Старомарьевский хлебоприемный пункт» и ООО «КФХ Агат» .

Принимая во внимание, что отгрузка приобретенного зерна интервенционного фонда элеватором может в настоящее время продолжаться, то временной интервал исследования товарного рынка охватывает период с 17 апреля 2020 года по настоящее время.

Временным интервалом исследования является период с 17.04.2020 года по настоящее время (дату написания анализа).

Продуктовые границы товарного рынка.

Продукция, приобретенная в рамках государственных закупочных интервенций, составляет запасы федерального интервенционного фонда сельскохозяйственной продукции (далее – федеральный интервенционный фонд).

Размещение запасов интервенционного фонда и организация их количественной и качественной сохранности, на основании пункта 16 Правил, осуществляется государственным агентом, отобранным Министерством сельского хозяйства Российской Федерации (далее —  Агент).

Для закупки на оказание агентских услуг по приобретению сельскохозяйственной продукции в процессе проведения государственных закупочных интервенций, реализации сельскохозяйственной продукции из федерального интервенционного фонда, организации хранения и страхования запасов  федерального интервенционного фонда, обеспечения количественной и качественной сохранности продукции, а также иных юридически значимых действий, Минсельхозом России  Агентом признано Акционерное общество «Объединенная зерновая компания (далее - АО «ОЗК»), с которым заключен государственный контракт от 30.11.2016 № 625/18-ГК.

В соответствии с пунктом 16 Правил в целях организации хранения запасов федерального интервенционного фонда Агент проводит конкурсный отбор юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хранение запасов федерального интервенционного фонда (далее – Хранители), с которыми заключает договоры хранения на срок до 3 лет.

Таким образом, следуя установленной законодательством схеме приобретения ЗГИФ, каждый отобранный Минсельхозом России хранитель обладает исключительными полномочиями на хранение и отгрузку ЗГИФ. Дополнительно следует учесть, что ни агент (АО «ОЗК») ни покупатель ЗГИФ после оформления договора купли-продажи, в котором определено, что зерно передается покупателю именно на складе конкретного хранителя, не могут выбрать иного хранителя ЗГИФ.

Товаров (услуг) взаимозаменяемых услугам по хранению и отгрузке ЗГИФ не существует.

Услугу по хранению и отгрузке ЗГИФ, приобретенного на биржевых торгах, осуществляет непосредственно ООО «Старомарьевский ХПП» на основании заключенных договоров купли-продажи между АО «ОЗК» и победителями торгов.

В соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС Ред.2), утвержденным Приказом Росстандарта от 31.01.2004 № 14-ст (ред. от 10.07.2018) деятельность по хранению и отгрузке зерна классифицируется в разделе Н Транспортировка и хранение, классом 52. Складское хозяйство и вспомогательная транспортная деятельность.

Рассматриваемый вид услуг представляет самостоятельную группировку, которая включает услуги по приемке, хранению, подработке, сушке и отгрузке зерна.

Услугу по хранению и отгрузке зерна, приобретенного из федерального интервенционного фонда в рамках товарных интервенций, осуществляет непосредственно Ответственный хранитель, у которого зерно находится на хранении на основе договоров, заключенных между ним и хозяйствующими субъектами, приобретавшими зерно из запасов интервенционного фонда.

Без отгрузки зерна потребитель не сможет вывезти зерно с элеватора.  

С учетом особенностей регулирования отношений, связанных с формированием, размещением, использованием зерна федерального интервенционного фонда, продуктовыми границами анализируемого товарного рынка являются услуги по хранению и отгрузке зерна, приобретенного из федерального интервенционного фонда в рамках товарных интервенций, и размещенного у ответственного хранителя на  элеваторе ООО «Старомарьевский ХПП».

Географические границы товарного рынка.

Покупатели зерна на бирже из федерального интервенционного фонда в рамках товарных интервенций: ООО «КФХ Агат» и ООО ТД «Царица», в силу заключенных с Агентом  договоров купли-продажи зерна, имеют возможность получить свой товар только у Ответственного хранителя, определенного в договоре - ООО «Старомарьевский ХПП», географическими границами товарного рынка является территория, ограниченная границами элеватора ООО «Старомарьевский ХПП».

Состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке.

Продавцами услуг на данном рынке являются хранители ЗГИФ, отобранные Минсельхозом России на конкурсной основе. В установленных географических границах в пределах определенного временного интервала исследования товарного рынка в качестве продавца действует единственный хозяйствующий субъект - ООО «Старомарьевский ХПП».  Управлением установлено, что ООО «Старомарьевский ХПП» состоит в группе лиц с ООО «Александровский элеватор».

Покупателями интервенционного фонда зерна, хранящегося на элеваторе ООО «Старомарьевский ХПП», по данным,  предоставленным обществом и ФАС России, являются: ООО «КФХ Агат» и ООО ТД «Царица».

Уровень концентрации товарного рынка.

В силу отсутствия конкуренции на рынке услуг по хранению и отгрузке  зерна, приобретенного из федерального интервенционного фонда сельскохозяйственной продукции, в рамках товарных интервенций индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана HHI = 10000.

Рынок относится к высококонцентрированному типу.

Барьеры входа на товарный рынок.

Вход на исследуемый рынок новых хозяйствующих субъектов невозможен, так как услуга по хранению и отгрузке зерна, приобретенного из федерального интервенционного фонда в рамках товарных интервенций, и размещенного у ответственного хранителя в силу законодательно установленных особенностей регулирования отношений на рассматриваемом товарном рынке может быть оказана только ООО «Старомарьевский ХПП».

Определение хозяйствующих субъектов (за исключением финансовых организаций), занимающих доминирующее положение на товарном рынке

В соответствии со ст. 5 п. 2.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»  ООО «Старомарьевский ХПП» занимает доминирующее положение на исследуемом товарном рынке.

 

Оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке

ООО «КФХ Агат» и ООО ТД «Царица», являясь победителями торгов, не могут сменить хранителя после  оформления договора купли-продажи, в котором определено, что зерно передается покупателю именно на складе конкретного хранителя, не могут выбрать иного хранителя ЗГИФ, в рассматриваемом анализе это- ООО «Старомарьевский ХПП».

Проведенный анализ рынка показал, что в установленный временной интервал исследования в установленных продуктовых и географических границах товарного рынка ООО «Старомарьевский ХПП» занимает доминирующее положение на рынке услуг по хранению и отгрузке зерна, приобретенного из федерального интервенционного фонда в рамках товарных интервенций и размещенного у ответственного хранителя.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе следующие действия (бездействие):

установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара.

На основании изложенного издан приказ Ставропольского УФАС России от 11 июня 2020 года № 1062 о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ООО «Старомарьевский хлебоприемный пункт» (356261, Ставропольский край, Грачевский р-н, с. Старомарьевка, ул. Вокзальная, 2А, ИНН 2606008386) по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-Ф3 «О защите конкуренции», выраженного в установлении монопольно высокой цены на услуги по хранению и отгрузке зерна, приобретенного из федерального интервенционного фонда сельскохозяйственной продукции в рамках товарных инвестиций.

Определением от 25.06.2020 к участию в рассмотрении дела № 026/01/10-1358/2020 в качестве заинтересованного лица было привлечено ОАО «Объединенная зерновая компания» (далее – ОАО «ОЗК», общество, заинтересованное лицо).

Сторонами по делу были представлены письменные пояснения по факту возбужденного дела, которые были приобщены к материалам дела 026/01/10-1358/2020.

В письменных пояснениях, представленных ООО «Старомарьевский ХПП», общество нарушение не признало, указав на правомерность своих действий ввиду следующего.

ООО «Старомарьевский ХПП» осуществляет хранение ЗФИФ на основании договоров хранения от 02.06.2015 № 0000000008220РАА0002/167/14 и от 30.12.2014 № 0000000008220РАА0002/761/14, заключенных с ОАО «ОЗК».

Обществом, по результатам торгов по реализации сельскохозяйственной продукции из федерального интервенционного фонда сельскохозяйственной продукции заключено 2 договора на оказание услуг по хранению, а именно: ООО ТД «Царица», ООО КФХ «Агат». Кроме того заключен договор с ООО Компания «Март» на оказание услуг хранения давальческой продукции.

С ООО ТД «Царица» заключен договор комплексной услуги № 4 по отгрузке с обособленного хранения от 17.04.2020, стоимость комплексной услуги составила 650 руб/тонна, с ООО КФХ «Агат» заключен договор № 3 на оказание услуг по хранению давальческой продукции от 31.05.2019, однако в связи с приобретением им ЗФИФ к указанному договору было заключено дополнительное соглашение от 17.04.2020, в соответствии с которым стоимость комплексной услуги составила 650 руб/тонна. Кроме того, между ООО «Старомарьевский хлебоприемный пункт» и АО «ОЗК» заключено два договора на отгрузку сельхозпродукции железнодорожным транспортом. По договору от 03.07.2014 № 103/19 стоимость отгрузки составила 340 рублей за тонну товара без НДС, по договору от 24.04.2020 № 17708075454190003280/62/10 стоимость отгрузки составила 460 рублей за тонну товара без НДС.

В соответствии с условиями договора и дополнительного соглашения ООО «Старомарьевский хлебоприемный пункт», заключенных с  ООО КФХ «Агат»  и ООО ТД «Царица» оказывается комплексная услуга элеватора по отгрузке зерна с обособленного хранения (авто/ж/д траспортом).

Комплексная услуга элеватора по отгрузке зерна с обособленного хранения включает в себя раскредитацию: переоформление зерна федерального интервенционного фонда в обычную продукцию, снятие всех пломбировочных устройств, получение от ПАО Россельхозбанк отраслевой формы ЗПП - 13, расконсервирование зерна, проведение работ по перемещению и принудительному активному вентилированию через сушилку, подготовку формирования отгрузочной партии, отгрузка в авто или железнодорожный транспорт.

Обособленное хранение - это отдельное хранение сельскохозяйственной продукции, которая не может быть обезличена. Данная продукция занимает полностью один склад, который пломбируется Поклажедателем. По комплексной услуге не представляется возможным выделить или исключить какие-либо работы, так как необходимость во всем перечисленном выше и рассчитывать все по отдельности нецелесообразно.

В связи с тем, что зерно интервенционного фонда хранится длительный срок, а именно с 2015 года, то для его переоформления или отгрузки необходимо провести комплекс оздоровительных технологических мероприятий. Это должно быть сделано для того, чтобы привести сельскохозяйственную продукцию к стандартам и качеству ГОСТ. При хранении зерна коммерческого фонда обезличено такие мероприятия проводятся своевременно при поступлении и в течение всего срока хранения.

ОАО «ОЗК» в письменных пояснениях указало следующее.

По состоянию на 01.01.2020 на ответственном хранении в ООО «Старомарьевский хлебоприемный пункт» (356261, Ставропольский край, Грачевский район, с. Старомарьевка, ул. Вокзальная, д. 2 «А») находилось 23 760 тонн зерна федерального интервенционного фонда сельскохозяйственной продукции (далее - ЗФИФ).

По распоряжению Минсельхоза России от 27.03.2020 № 28-р в рамках товарных интервенций в 2020 году с ООО «Старомарьевский хлебоприемный пункт» по состоянию на 25.06.2020 реализована 6 261 тонна ЗФИФ. В рамках исполнения контракта по оказанию гуманитарной помощи отгружено 7 575,35 тонны ЗФИФ. В настоящее время на ответственном хранении в ООО «Старомарьевский хлебоприемный пункт» находится 9 923,65 тонны ЗФИФ.

АО «ОЗК» осуществляет контроль за исполнением условий договора хранения путем проведения плановых и внеплановых проверок количественно-качественной сохранности ЗФИФ. В частности, за период с 01.01.2019 по 26.06.2020 в ООО «Старомарьевский хлебоприемный пункт» было проведено 5 (пять) плановых проверок, в ходе которых фактов утраты или порчи ЗФИФ не выявлено.

Комиссия Ставропольского УФАС России, рассмотрев материалы дела и доводы сторон, отмечает следующие обстоятельства по рассматриваемому делу.

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю во исполнение поручения ФАС России от 21.05.2020 № ПЗ/42746/20 о проведении проверки действий элеваторов, расположенных на территории Ставропольского края, на предмет соблюдения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, в части установления монопольно высокой цены предоставляемых услуг по хранению и отгрузке зерна, а также навязывания условий договора, невыгодных для контрагента либо не относящихся к предмету договора; необоснованного установления различных тарифов; создания дискриминационных условий и т.д., при заключении договоров хранения зерна с хозяйствующими субъектами - покупателями зерна из интервенционного фонда сельскохозяйственной продукции (далее – ЗФИФ).

В рамках проводимой проверки было установлено, что наряду с еще четырьмя хозяйствующими субъектами, на территории Ставропольского края хранение ЗФИФ осуществляет ООО «Старомарьевский хлебоприемный пункт» (далее – ООО «Старомарьевский ХПП», элеватор, общество, ответчик).

В ходе изучения документов, полученных в отношении ООО «Старомарьевский хлебоприемный пункт», установлено следующее.

С ООО ТД «Царица» заключен договор комплексной услуги № 4 по отгрузке с обособленного хранения от 17.04.2020, стоимость комплексной услуги составила 650 руб/тонна, с ООО КФХ «Агат» заключен договор № 3 на оказание услуг по хранению давальческой продукции от 31.05.2019, однако в связи с приобретением им ЗФИФ к указанному договору было заключено дополнительное соглашение от 17.04.2020, в соответствии с которым стоимость комплексной услуги составила 650 руб/тонна. Кроме того, между ООО «Старомарьевский хлебоприемный пункт» и АО «ОЗК» заключено два договора на отгрузку сельхозпродукции железнодорожным транспортом. По договору от 03.07.2014 № 103/19 стоимость отгрузки составила 340 рублей за тонну товара без НДС, по договору от 24.04.2020 № 17708075454190003280/62/10 стоимость отгрузки составила 460 рублей за тонну товара без НДС.

Исходя из представленных письменных пояснений, тарифы на услуги общества формируются исходя из экономических расчетов, спроса и для устойчивой конкурентоспособности, формирования клиентской базы допускается дифференциация ставок на услуги, гибкое ценообразование. Расчет тарифов на оказание комплексной услуги представлен не был.

В соответствии с приказом № 36 от 06.04.2020 действующие тарифы на услуги элеватора дополнены комплексной услугой элеватора по отгрузке зерна с обособленного хранения автотранспортом/железнодорожным транспортом в размере 650 руб/тонна и надбавкой за оказание комплексной услуги элеватора по отгрузке зерна с обособленного хранения автотранспортом/железнодорожным транспортом в выходные, праздничные и нерабочие дни в размере 300 руб/тонна.

В то же время приказом № 41 от 03.06.2019 утверждены тарифы на оказание элеваторных услуг, в соответствии с которым установлены разграничения: отдельно утверждены тарифы для коммерческих организаций и отдельно для сельхозтоваропроизводителей. Так услуга по хранению для коммерческих организаций составляет 90 руб/тонна в месяц, для сельхозтоваропроизводителей 70 руб/тонна в месяц, услуга по отгрузке (авто/ж/д траспорт) для коммерческих организаций составила 460 руб/тонна, для сельхозтоваропроизводителей - 430 руб/тонна.

В соответствие с частью 1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 24.04.2020) "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе следующие действия (бездействие):

6) экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом.

В связи с этим квалификация действий ООО «Старомарьевский хлебоприемный пункт» в качестве установления различных цен на один и тот же товар (пункт 6 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции) не приведет к устранению нарушения, поскольку даже в случае устранения нарушения и установления единых расценок на минимальном уровне (460 рублей) такая цена будет иметь все признаки монопольно высокой цены, что также является нарушением антимонопольного законодательства.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6 Закона о защите конкуренции монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (далее - сопоставимый товарный рынок), при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами, в том числе установленная:

1) путем повышения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:

а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, остались неизменными или их изменение не соответствует изменению цены товара;

б) состав продавцов или покупателей товара остался неизменным либо изменение состава продавцов или покупателей товара является незначительным;

в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, остались неизменными или их изменение несоразмерно изменению цены товара.

В антимонопольном законодательстве используются два метода определения монопольно высокой или монопольно низкой цены товара:

1) затратный метод;

2) метод сопоставимых рынков.

Согласно части 4 статьи 6 Закона о защите конкуренции цена товара не признается монопольно высокой в случае непревышения цены, которая сформировалась в условиях конкуренции на сопоставимом товарном рынке.

Согласно данных мониторинга цен на отгрузку 1 тонны зерна, применяемых на территории края наиболее крупными элеваторами, стоимость данной услуги находится в пределах от 214 до 386 рублей за 1 тонну (средняя цена по краю составляет 320 рублей за 1 тонну) (таблица 1).

 

наименование/дата

25.02.20

25.03.20

25.04.20

25.05.20

ОАО «Дивенский элеватор»

347,8

347,8

347,8

347,8

ОАО «Новопавловский элеватор»

320

320

320

320

АО «Элеватор» г.Буденновск

370

370

370

370

ОАО «Элеватор» с.Красногвардейское»

214

214

214

214

ОАО «Грачевский элеватор»

370

370

370

370

ООО МКХП «Минераловодский элеватор»

281,9

281,9

281,9

281,9

ОАО "Изобильныйхлебопродукт"

273

273

273

273

ОАО "Зерно" г. Георгиевск

348

348

348

348

ООО "АПХ Курсавский"

290

290

290

290

ООО "Агромаркет""

386,44

386,44

386,44

386,44

средняя цена

320,1

320,1

320,1

320,1

 

 

Таким образом, как максимальная (650 рублей), так и минимальная (430 рублей) цена за услугу по отгрузке зерна, применяемая ООО «Старомарьевский ХПП», имеют признаки монопольно высокой цены, поскольку значительно превышают расценки на аналогичные услуги, сформировавшиеся в условиях конкуренции на сопоставимых товарных рынках, что свидетельствует о признаках нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции (установление и поддержание монопольно высокой цены на товар).

Исходя из условий договора и дополнительного соглашения, заключенных с ООО ТД «Царица» и ООО КФХ «Агат», что услуга по отгрузке зерна представлена элеватором как комплексная услуга.

Комплексная услуга элеватора по отгрузке зерна включает в себя переоформление зерна федерального интервенционного фонда в обычную продукцию, снятие всех пломбировочных устройств получение от ПАО Россельхозбанк отраслевой формы ЗПП-13, проведение работ по перемещению и принудительному активному вентилированию через сушилку, подготовку формирования отгрузочной партии, отгрузка в автотранспорт. Обосновывая расчет отгрузки зерна в качестве комплексной услуги, кооператив указывает на то, что указанный комплекс услуг необходим при обособленном хранении ЗФИФ. Обособленное хранение это отдельное хранение сельскохозяйственной продукции, которая не может быть обезличена. Данная продукция занимает полностью один склад, который пломбируется поклажедателем.

В тоже время в материалы настоящего дела были представлены письменные пояснения АО «Изобильныйхлебопродукт», АО «Элеватор», осуществлявшим обособленное хранение зерна, в соответствии с которыми услуги элеваторов по отгрузке зерна представляет собой перемещение зерна из склада в элеватор для формирования отгрузочной партии и, при необходимости проводятся оздоровительные мероприятия.

Таким образом, технология отгрузки зерна не зависит от метода хранения, будь то обособленное или обезличенное хранение, что доказывает необоснованность включения дополнительных услуг в услугу по отгрузке зерна интервенционного фонда.

Таким образом, применение комплексной услуги, как таковой, при отгрузке зерна из интервенционного фонда, является нецелесообразной. Данное обстоятельство подтверждаются условиями договоров отгрузки от 03.07.2014 № 103/19 и от 24.04.2020 № 17708075454190003280/62/10, заключенными с ОАО «ОЗК».

В соответствии с пунктом 1.1. указанных договоров элеватор обязуется оказать услугу по отгрузке пшеницы. Исходя из условий пункта 3.2 договоров в стоимость услуг ООО «Старомарьевский ХПП» включаются все расходы по выполнению обязательств. Никакие иные суммы сверх стоимости услуг не оплачиваются и дополнительно не возмещаются.

Данное обстоятельство подтверждает, что необходимость в оказании комплексной услуги при отгрузке зерна из интервенционного фонда, находящегося на обособленном хранении, отсутствует и не подтверждается какими-либо нормативно-правовыми актами.  

В соответствии со статьей 891 Гражданского Кодекса РФ хранитель обязан принять все предусмотренные договором хранения меры для того, чтобы обеспечить сохранность переданной на хранение вещи. При отсутствии в договоре условий о таких мерах или неполноте этих условий хранитель должен принять для сохранения вещи также меры, соответствующие обычаям делового оборота и существу обязательства, в том числе свойствам переданной на хранение вещи, если только необходимость принятия этих мер не исключена договором.

Хранитель во всяком случае должен принять для сохранения переданной ему вещи меры, обязательность которых предусмотрена законом, иными правовыми актами или в установленном ими порядке (противопожарные, санитарные, охранные и т.п.).

Таким образом, гражданским законодательством предусмотрена прямая обязанность хранителя обеспечить сохранность вещи, переданной ему на хранение. Кроме того, вещь должна быть передана поклажедателю в том виде, в которой была оставлена на хранение. Указанные нормы права не предусматривают возложение обязанности по обеспечению сохранности переданной вещи в том же виде и форме, в которой была передана на хранение, на поклажедателя. В рассматриваемом случае ООО «Старомарьевский ХПП» возлагает на поклажедателя, при передаче вещи – отгрузке зерна – обязанность по обеспечению ее сохранности, что является прямой его обязанностью и нарушением гражданского законодательства.

Пунктом 2.5 договора комплексной услуги по отгрузке зерна с обособленного хранения на хранителя возложена обязанность обеспечить количественную и качественную сохранность продукции в соответствии с требованиями нормативно-технической документации.

Согласно пункту 3 Порядка учета зерна и продуктов его переработки, утвержденного приказом Росгосхлебинспекции от 08.04.2002 N 29 количественно - качественный учет ведется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями по формам учетных документов зерна и продуктов его переработки, предусмотренным настоящим Порядком (приложение 1). Указанные в приложении формы предусматривают учет зерна по массе (количество), влажности и сорной примеси (качественные показатели).

При таких обстоятельствах, на хранителе, в силу статьи 891 Гражданского кодекса Российской Федерации, лежит обязанность обеспечить сохранность переданного на хранение зерна, как по массовым показателям, так и по качественным характеристикам.

         Резюмируя вышеуказанное, услуга по отгрузке зерна интервенционного фонда является самостоятельным видом услуги и для ее оказания отсутствует необходимость в предоставлении каких-либо дополнительных, необоснованных услуг.

         Комиссия Ставропольского УФАС России считает необходимым отметить то обстоятельство, что порядок хранения ЗФИФ был определен договорами хранения от от 02.06.2015 № 0000000008220РАА0002/167/14 и от 30.12.2014 № 0000000008220РАА0002/761/14, заключенными с ОАО «ОЗК». В соответствии с пунктом 1.2 указанных договоров, принятое Хранителем на хранение зерно интервенционного фонда должно в течение срока его хранения храниться и учитываться отдельно от зерна других фондов и/или других собственников зерна.

         В соответствии с пунктом 2.2.3. хранитель обязуется осуществлять прием и обеспечить количественно качественную сохранность зерна интервенционного фонда в соответствии с нормативно-технической документацией и Порядком учета зерна и продуктов его переработки, утвержденным приказом Государственной хлебной инспекции при правительстве Российской Федерации от 08.04.2002 № 29.

         Проводить, в том числе по требованию Агента, инвентаризацию зерна интервенционного фонда в порядке, установленном требованиями нормативных актов Российской Федерации.

         Пунктом 3.5 договоров предусмотрено, что в случае реализации Агентом зерна интервенционного фонда на условиях «франко-элеватор», объем реализованного зерна списывается с лицевого счета Агента и переписывается на лицевой счет нового собственника после подписания трехстороннего акта. Дата подписания данного акта сдачи-приемки зерна новому собственнику является датой прекращения обязанности Агента оплаты услуг Хранителя по договору.

         Пунктом 3.6 предусмотрено, что Хранитель обеспечивает выполнение требований нормативно-технической документации, определяющей порядок приема, закладки и хранения зерна.

         Пункт 4.1 договоров хранения предусматривает, что цена услуг по хранению устанавливается в размере 70 рублей за тонну хранимого зерна. Цена хранения включает в себя все расходы Хранителя по обособленному хранению (контроль качества, составление и выдача документов, перевес), расходы на обеспечение обособленного хранения (проверка количественно-качественной сохранности, подработка, сушка, перемещение и обеззараживание зерна), чрезвычайные расходы и вознаграждение Хранителя.

         Пункт 4.5 гласит, что возмещение затрат Хранителю, связанных с отгрузкой зерна интервенционного фонда, переданного Агентом новому собственнику, осуществляется за счет нового собственника. Стоимость услуг, предоставляемых Хранителем по отгрузке зерна новым собственником интервенционного зерна, должна соответствовать стоимости услуг по отгрузке другим получателям.

         В связи с изложенным в стоимость услуг по хранению включаются все услуги и затраты на них, включенные ООО «Старомарьевский ХПП» в состав комплексной услуги по обособленному хранению. Учитывая, что отгрузка зерна происходит в большинстве случаев в момент составления трехстороннего акта сдачи-приемки, то в этот момент зерно интервенционного фонда по условиям договора должно соответствовать всем техническим регламентам и ГОСТам и, как следствие, не подлежит какому-либо дополнительному вмешательству или подработке.

         Таким образом, Комиссия Ставропольского УФАС России приходит к выводу, что завышение стоимости услуг по отгрузке зерна, вызвано, в том числе за счет включения в нее услуг прямо не предусмотренных, экономически не обоснованных и не влияющих на ее оказание.

  Кроме того, Комиссией Ставропольского УФАС установлено, что условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, остались неизменными или их изменение несоразмерно изменению цены товара. Так налогообложение, в частности ставка НДС в 2020 году по сравнению с 2019 годом осталась неизменной в размере 20%, рост тарифов на коммунальные услуги  не превысил 5%.

         Исходя из изложенного, Комиссия Ставропольского УФАС России пришла к следующим выводам.

         Во-первых, все затраты ООО «Старомарьевский ХПП», связанные с хранением зерна по договору с ОАО «ОЗК», а именно контроль качества, составление и выдача документов, перевес, расходы на обеспечение обособленного хранения, проверка количественно-качественной сохранности, подработка, сушка, перемещение и обеззараживание зерна, чрезвычайные расходы и вознаграждение Хранителя, за весь период хранения возмещаются элеватору в рамках указанных договоров. Что, в свою очередь, указывает на необоснованность включения данных расходов в состав комплексной услуги по отгрузке зерна из обособленного хранения.

         Во-вторых, пунктом 4.5 договоров хранения, заключенных с ОАО «ОЗК» предусмотрено условие, что возмещение затрат Хранителю, связанных с отгрузкой зерна интервенционного фонда, переданного Агентом новому собственнику, осуществляется за счет нового собственника. Стоимость услуг, предоставляемых Хранителем по отгрузке зерна новым собственником интервенционного зерна, должна соответствовать стоимости услуг по отгрузке другим получателям. Таким образом, на кооператив возложена обязанность по обеспечению единой цены отгрузки для всех получателей зерна. Данный пункт договора был принят ответчиком без разногласий, что подтверждает его согласие с ним, однако им данное условие было проигнорировано.

Кроме того, элеватор экономически, технологически необоснованно установил многократно завышенную стоимость на отгрузку зерна, поставив ее в зависимость от формы хранения – обособленное, хотя технология отгрузки никаким образом от этого не зависит. Доказательств обратного ООО «Старомарьевский ХПП» представлено не было.

         В-третьих, установленный приказом № 36 от 06.04.2020 действующий тариф на комплексную услугу элеватора по отгрузке зерна с обособленного хранения автотранспортом и железнодорожным транспортом в размере 650 руб/тонна, а также тарифы на отгрузку, утвержденные приказом № 41 от 03.06.2019 в размере 460 руб/тонна (для коммерческих организаций) и 430 руб/тонна (для сельхозтоваропроизводителей) являются экономически необоснованными, так как значительно превышают расценки на аналогичные услуги, сформировавшиеся в условиях конкуренции на сопоставимых товарных рынках, условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, несоразмерны установленным тарифам на соответствующие услуги. Кроме того, ответчик экономически, технологически необоснованно установил многократно завышенную стоимость на отгрузку зерна, поставив его в зависимость от формы хранения – обособленное, хотя технология отгрузки никаким образом от этого не зависит. Доказательств обратного ООО «Старомарьевский ХПП» не представило.

         Кроме того, условиями договора по отгрузке, заключенного с ОАО «ОЗК» не предусмотрено оказание комплексной услуги для отгрузки зерна из интервенционного фонда. Договором предусмотрена исключительно отгрузка зерна, что подтверждает отсутствие необходимости предоставление каких-либо дополнительных и необоснованных услуг помимо, самой отгрузки как таковой.

Указанные действия ООО «Старомарьевский ХПП» свидетельствуют о злоупотреблении им доминирующим положением путем установления монопольно высокой стоимости на услугу по отгрузке зерна приобретенного из федерального интервенционного фонда сельскохозяйственной продукции в рамках товарных инвестиций в размере 650, 460 и 430 руб/тонна.

  Согласно пункта 1 части 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе следующие действия (бездействие): установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара.

Таким образом, действия ООО «Старомарьевский ХПП» являются нарушением пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».

На основании вышеизложенного, комиссия Ставропольского УФАС России, руководствуясь статьями 23, 39, 40, 41, 48.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», приходит к выводу, что в действиях  ООО «Старомарьевский ХПП» имеет место  нарушение пункта 1 статьи 10  Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

 

Председатель Комиссии:                                                                                С.И. Никитин

Члены комиссии:                                                                                          И.Н. Гритчин

И.Б. Акинина

Связанные организации

Связанные организации не указаны