Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № 150 от 5 октября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 150

 

Резолютивная часть решения оглашена 17 декабря 2015 года

В полном объеме решение изготовлено 25 декабря 2015 года                   г. Екатеринбург

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по рассмотрению дел о нарушении рекламного законодательства в составе:

М.А. Анисимовой – заместителя руководителя управления, председателя комиссии,

С.В. Абрамовой – начальника отдела контроля за соблюдением законодательства о рекламе и недобросовестной конкуренцией, члена комиссии,

М.А. Куликовой – специалиста-эксперта отдела контроля за соблюдением законодательства о рекламе и недобросовестной конкуренцией, члена комиссии,

в присутствии:

- от лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе – ООО «Ломбард Мета-Финанс»: <…………..> – директора Общества, <…………..> – представителя по доверенности от 10.12.2015$

от заявителя – Уральского главного управления Центрального банка РФ (далее – Уральское ГУ Банка России): <…………..> по доверенности от 30.11.2015, <…………..> по доверенности от 07.04.2015, <…………..> по доверенности от 22.09.2014,

рассмотрев в рамках «Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе» (далее – Правила), утв. Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 № 508, дело № 150, возбужденное по признакам нарушения рекламного законодательства,

УСТАНОВИЛА:

 

Дело № 150 по признакам нарушения рекламного законодательства было возбуждено в отношении ООО «Ломбард Мета-Финанс» Определением от 11.11.2015 по заявлению Уральского ГУ Банка России с жалобой на недостоверный характер рекламы ООО «Ломбард Мета-Финанс». Рассмотрение дела было назначено на 17.12.2015.

При  рассмотрении дела установлено:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области поступило обращение Уральского ГУ Банка России с жалобой на недостоверный характер рекламы, размещенной на визитках ООО «Ломбард Мета-Финанс».

Согласно информации заявителя, при проведении уполномоченным представителем Уральского ГУ Банка России осмотра местонахождения поднадзорной организации ООО «Ломбард Мета-Финанс» 07.08.2015 в помещении ломбарда по адресу: г. Екатеринбург, ул. Ак.Бардина, 48, на стойке администратора находились визитки, содержащие информацию: «Ломбард «МЕТА» Берем все!!! 24 часа Займа от 0,3% в сутки Наша цель – ваше благосостояние ул. Ак. Бардина, 48 тел. 219-33-33».

Вместе с тем согласно ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 19.07.2007 № 196-ФЗ «О ломбардах» (далее – ФЗ «О ломбардах») ломбард вправе осуществлять свою деятельность  с 8 до 20 часов по местному времени. В связи с этим информация, указанная в рекламе на визитках Общества является недостоверной.

16.12.2015 сотрудником Уральского ГУ Банка России был проведен повторный осмотр помещения ломбарда, при этом указанных визиток обнаружено не было.

В письменных пояснениях, а также в заседании комиссии ООО «Ломбард Мета-Финанс» пояснило, что с 09.01.2014 по 31.03.2015 ООО «Ломбард Мета-Финанс» осуществляло деятельность круглосуточно, с 01.04.2015 Общество перешло на режим работы с 8-00 до 20-00, при этом до 01.04.2014 ломбардом распространялись визитки с надписью «24 часа». В связи с вступлением в силу изменений ФЗ «О Ломбардах» с 01 апреля 2014 года Общество распространяло визитки нового образца без надписи «24 часа». В начале августа 2015 года закончилась партия визиток нового образца, поэтому товаровед ломбарда выложил на стойку администратора визитки старого образца («24 часа»), которые не были ранее утилизированы. Содержание визиток было определено непосредственно директором Общества. Визитки старого образца распространялись с начала и до середины августа 2015 года. На данный момент вся партия визиток старого образца уничтожена.

Представитель ООО «Ломбард Мета-Финанс» нарушение  п. 20 ч. 3 ст. 5 ФЗ «О рекламе» признал, вместе с тем указал, что надпись «24 часа» на визитках может относиться к чему угодно и не обязательно относится ко времени работы заведения, поскольку на это прямо нигде не указано, однако пояснить, к чему именно относится указанная надпись, представитель Общества не смог.

 

Рассмотрев представленные материалы, Комиссия Свердловского УФАС России приходит к следующим выводам:

Целями Федерального закона «О рекламе» являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.

Реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке (п. 1 ст. 3 Федерального закона «О рекламе»).

В августе 2015 года в помещении ломбарда по адресу: г. Екатеринбург, ул. Ак.Бардина, 48 на визитных карточках ООО «Ломбард Мета-Финанс» размещалась реклама ломбарда «МЕТА» (ООО «Ломбард Мета-Финанс») следующего содержания: «Ломбард «МЕТА» Берем все!!! 24 часа Займа от 0,3% в сутки Наша цель – ваше благосостояние ул. Ак. Бардина, 48 тел. 219-33-33».

Из определения понятия реклама следует, что для признания информации рекламой должно одновременно выполняться несколько условий, а именно: информация должна быть распространена любым способом, в любой форме, должна быть адресована неопределенному кругу лиц, а также должна быть направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Чтобы информация могла считаться рекламой, она должна предоставить вниманию потребителей объект рекламы. Одним из признаков рекламы является ее способность стимулировать интерес к объекту рекламирования для продвижения его на рынке, формирования к нему положительного отношения. Реклама должна влиять на мотивацию потребителя при выборе товара и побуждать его совершить определенные действия в отношении объекта рекламирования.

Объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама (п. 2 ст. 3 ФЗ «О рекламе»).

Целью распространения представленной информации является привлечение внимания потребителя к объекту рекламирования – товару (услуги предоставляемые ООО «Ломбард Мета-Финанс»).

Исходя из вышеуказанного представленная информация является рекламой.

Резолютивная часть решения антимонопольного органа должна содержать: выводы о признании рекламы ненадлежащей, а также указание на положения законодательства Российской Федерации о рекламе, нарушение которых было установлено в результате рассмотрения дела (п.п. «а», п.п. «б» п. 42 Правил).

Реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются (ч. 1 ст. 5 ФЗ «О рекламе»).

Недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об изготовителе или о продавце рекламируемого товара (п. 20 ч. 3 ст. 5 ФЗ «О рекламе»).

Информация об изготовителе/продавце товара включает в себя и информацию  о режиме работы изготовителя/продавца.

В данном случае на визитной карточке размещается реклама ломбарда «МЕТА» (ООО «Ломбард Мета-Финанс»), в том числе в рекламе присутствует информация о режиме работы организации («24 часа»).

В соответствии с ч. 3 ст. 2 ФЗ «О ломбардах» ломбард вправе ежедневно с 8 до 20 часов по местному времени принимать в залог и на хранение движимые вещи (движимое имущество), принадлежащие заемщику или поклажедателю и предназначенные для личного потребления, за исключением вещей, изъятых из оборота, а также вещей, на оборот которых законодательством Российской Федерации установлены соответствующие ограничения.

То есть ломбард в праве осуществлять свою деятельность лишь с 8 до 20 часов по местному времени.

С 01.04.2015 ООО «Ломбард Мета-Финанс» фактически осуществляет свою деятельность с 8-00 до 20-00.

Довод представителя ООО «Ломбард Мета-Финанс» относительно того, что надпись «24 часа» на визитках может относиться к чему угодно и не обязательно относится ко времени работы заведения, не может быть принят, поскольку при визуальном восприятии указанной рекламы у потенциального потребителя создается впечатление о том, что фраза «24 часа» относится непосредственно к режиму работы Общества.

В связи с этим информация, указанная в рекламе на визитках Общества является недостоверной.

Резолютивная часть решения антимонопольного органа должна содержать сведения о выдаче предписания (предписаний) с указанием лица (лиц), которому оно выдается (п.п. «г» п. 42).

По сведениям ООО «Ломбард Мета-Финанс», а также заявителя на данный момент указанная реклама не распространяется, материалы подтверждающие продолжение распространения рекламы, в Управлении отсутствуют, следовательно, необходимость в выдаче предписания о прекращении распространения ненадлежащей рекламы, отсутствует.

Резолютивная часть решения также должна содержать  указание на необходимость применения мер ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях (п.п. «в» п. 42).

Ответственность за нарушение п. 20 ч. 3 ст. 5 ФЗ «О рекламе» несет рекламодатель (ч. 6 ст. 38 ФЗ «О рекламе»).

Рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Рекламодателем указанной рекламы является ООО «Ломбард «Мета-Финанс».

Согласно п. 43 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе (утвержденных Постановлением Правительства РФ № 508 от 17.08.2006) дата изготовления решения в полном объеме считается датой принятия решения.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 28.1.КоАП РФ поводом к возбуждению дела об административном правонарушении является, в том числе, непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

При наличии предусмотренного п. 1 ч.  ст. 28.1 КоАП РФ повода к возбуждению дела об административном правонарушении в случае, если достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, обнаружены должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, в ходе проведения проверки при осуществлении государственного контроля (надзора) или муниципального контроля, дело об административном правонарушении может быть возбуждено после оформления акта о проведении такой проверки.

Лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату (ч.1 ст. 25.15 КоАП РФ).

Место нахождения юридического лица, его филиала или представительства определяется на основании выписки из единого государственного реестра юридических лиц. Если юридическое лицо, участвующее в производстве по делу об административном правонарушении, ведет дело через представителя, извещение также направляется по месту нахождения (месту жительства) представителя (ч.3 ст. 25.15 КоАП РФ).

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 33 – 36 ФЗ «О рекламе», в соответствии с п. 37 – 43 «Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе», утв. Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006г. № 508, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать рекламу («Ломбард «МЕТА» Берем все!!! 24 часа Займа от 0,3% в сутки Наша цель – ваше благосостояние ул. Ак. Бардина, 48 тел. 219-33-33»), распространенную в августе 2015 года на визитках ООО «Ломбард Мета-Финанс» ненадлежащей, поскольку были нарушены требования п. 20 ч. 3 ст. 5 ФЗ «О рекламе» - реклама содержала не соответствующие действительности сведения о режиме работы ООО «Ломбард Мета-Финанс».
  2.  Предписание о прекращении распространения ненадлежащей рекламы не выдавать.
  3. Законному представителю ООО «Ломбард Мета-Финанс» (ст. 25.4 КоАП РФ - законными представителями юридического лица в соответствии с настоящим Кодексом являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение) надлежит явиться в Свердловское УФАС России (620014, г. Екатеринбург, ул. Московская, 11, каб. 318) 27 января 2016 года в  10 час. 00 мин. для составления протокола об административном правонарушении по ч.1 ст.14.3 КоАП РФ с документами, удостоверяющими личность и служебное положение.
  4. Передать материалы дела должностному лицу Свердловского УФАС России, уполномоченному составлять протоколы об административных правонарушениях, для дальнейшего осуществления производства по делу об административном правонарушении по ст. 14.3 КоАП РФ по факту действия/бездействия директора ООО «Ломбард Мета-Финанс» <…………..>.

 

Решение антимонопольного органа может быть оспорено в суде или арбитражном суде в течение трех месяцев со дня вынесения решения, выдачи предписания.

 

 

Председатель комиссии                                                                                

 

 

Члены комиссии                                                                                          

Связанные организации

Связанные организации не указаны