Решение №54 Решение по делу № 54 в отношении ОАО "Свердловэнергосбыт", О... от 8 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу №54

 

 

09 февраля 2011 года                                                                                                г.Екатеринбург

 

Резолютивная часть оглашена 15 декабря 2010 года

В полном объеме изготовлено 09 февраля 2011 года

 

 

Комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области в составе (Приказ Свердловского УФАС России от 16.07.2010 №314, в редакции Приказа от 06.10.2010 №490/1):

Колотовой Т.Р. – руководитель управления, Председатель Комиссии;

Анисимовой Ю.В. – нач.отдела ограничения монополистической деятельности, члена Комиссии;

Смирнова Ю.Б. – эксперта отдела ограничения монополистической деятельности, члена Комиссии;

Куценко Т.С. – специалиста-эксперта отдела ограничения монополистической деятельности, члена Комиссии,

 

рассматривая дело № 54 по признакам нарушения:

1. ОАО «Свердловэнергосбыт» ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившимся в направлении гарантирующим поставщиком (ОАО «Свердловэнергосбыт») заявок на полное (частичное) ограничение режима потребления электрической энергии потребителей (ООО «Артемовская ТЭЦ» и ЗАО «УралВоенНаладка»), исполнение которых привело к полному ограничению режима потребления электрической энергии иными потребителями (ОАО «Мегафон» и ОАО «Вымпел-Коммуникации»), энергопринимающие устройства которых опосредованно присоединены через объекты электросетевого хозяйства ООО «Артемовская ТЭЦ» и ЗАО «УралВоенНаладка»,

2. ОАО «МРСК Урала» и ЗАО «Горэлектросеть» ч.1 ст.10 Закона о защите конкуренции, выразившихся в совершении при исполнения заявок гарантирующего поставщика фактических действий по ограничению режима потребления электрической энергии потребителей (ОАО «Артемовская ТЭЦ» и ЗАО «УралВоенНаладка»), через энергопринимающие устройства которых опосредованно присоединены к объектам электросетевого хозяйства ОАО «МРСК Урала» и ЗАО «Горэлектросеть» энергопринимающие устройства иных потребителей (ОАО «Мегафон» и ОАО «Вымпел-Коммуникации»), в отсутствие порядка переключений, устанавливаемого в соответствии с п.167 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики (утв. Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 №530, далее – Правила функционирования розничных рынков электрической энергии), что привело к необоснованному ограничению режима потребления электрической энергии потребителями, надлежащим образом исполняющими свои обязанности по договору энергоснабжения,

3. ООО «Артемовская ТЭЦ» и ЗАО «УралВоенНаладка» ч.1 ст.10 Закона о защите конкуренции, выразившихся в бездействии относительно исполнения обязанностей, предусмотренных п.173 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Дело №54 возбуждено Приказом от 16.07.2010 и Определением от 16.07.2010 рассмотрение дела было назначено на 18 августа 2010 года. Определениями от 18.08.2010 и 06.10.2010 рассмотрение дела №54 было отложено соответственно на 06.10.2010 и 06.12.2010. В заседании Комиссии, состоявшемся 06.12.2010, был объявлен перерыв до 15.12.2010, когда и была оглашена резолютивная часть решения.

Основанием для возбуждения дела согласно п. 2 ч. 2 ст. 39 Закона о защите конкуренции послужило обращение ОАО «Мегафон» в рамках деятельности его Уральского филиала (вх.№01-4737 от 25.05.2010) и ОАО «Вымпел-Коммуникации» в рамках деятельности его Екатеринбургского филиала (вх.№01-5372 от 15.06.2010) о нарушении ОАО «Свердловэнергосбыт» антимонопольного законодательства.

Определением от 18.08.2010 к участию в деле в качестве заинтересованного лица было привлечено ОАО «Уралсвязьинформ» в рамках деятельности его Екатеринбургского филиала электросвязи (далее – ОАО «Уралсвязьинформ»).

Заявители и ОАО «Уралсвязьинформ» являются организациями, оказывающими на территории Свердловской области услуги связи с использованием необходимого оборудования – базовых станций сотовой радиотелефонной связи. Часть указанных станций расположена в г.Артемовском (помещения ООО «Артемовская ТЭЦ», ул.Достоевского, 30). Еще одна станция ОАО «Мегафон» находится в г.Первоуральске - п.Новоуткинск (помещения ЗАО «УралВоенНаладка», ул.Партизан, 23).

Энергоснабжение названных объектов осуществлялось:

- ОАО «Мегафон»: через объекты электросетевого хозяйства ООО «Артемовская ТЭЦ» (г.Артемовский) и ЗАО «УралВоенНаладка» (г.Первоуральск, п.Новоуткинск) в рамках договора энергоснабжения с ОАО «Свердловэнергосбыт» от 16.02.2006 №1202;

- ОАО «Вымпел-Коммуникации»: через объекты электросетевого хозяйства ООО «Артемовская ТЭЦ» (г.Артемовский) в рамках договора энергоснабжения с ОАО «Свердловэнергосбыт» от 01.11.2005 №49;

- ОАО «Уралсвязьинформ»: через объекты электросетевого хозяйства ООО «Артемовская ТЭЦ» (г.Артемовский) в рамках договора энергоснабжения с ОАО «Свердловэнергосбыт» от 01.02.2008 №2503/1005-02-08;

 

Далее представлена краткая характеристика схем энергоснабжения указанных объектов заявителей и ОАО «Уралсвязьинформ»:

 

Организация

Реквизиты Акта разграничения балансовой принадлежности сетей и эксплуатационной ответственности сторон

Источник питания

Граница балансовой принадлежности сетей и эксплуатационной ответветственности сторон

ОАО «Мегафон»

Акт с ООО «Артемовская ТЭЦ» от 31.12.2008

ПС 110 кВ «Теплая»:

1.РУСН-1 сек.3Н п.36 Сборка СДТ1;

2.РУСН-2, сек.4Н п.45 Сборка СДТ2

На кабельных зажимах отходящего кабеля автоматического выключателя в сборке СДТ1 и СДТ2. При этом Сборки СДТ1 и СДТ2 находятся на балансе ООО «Артемовская ТЭЦ»

Акт с ЗАО «УралВоенНаладка» (ООО «Свердловские коммунальные системы ГО г.Первоуральск»)

Энергопринимающие устройства котельной ЗАО «УралВоенНаладка»

В помещении электрощитовой 0,4 кВ 2-ого этажа котельной ЗАО «УралВоенНаладка»

ОАО «Вымпелком»

Акт с ООО «Артемовская ТЭЦ» от 31.12.2008

ПС 110 кВ «Теплая»:

РУСН-1 сек. 1Н п.10 Сборка DS01R03, РУСН-1 сек. 2Н п.26 сборка DS02R03

На кабельных зажимах отходящего кабеля автоматического выключателя №1 и №6. Сборка DS01R03 и DS02R03 находятся на балансе ООО «Артемовская ТЭЦ».

ОАО «Уралсвязьинформ

Акт с ООО «Артемовская ТЭЦ» от 31.12.2008

РУСН-1, секция 3Н фид. «СДТФ1»

На кабельных зажимах в контейнере с оборудованием сотовой связи «Ютел» (ОАО «Уралсвязьинформ»). Сборка «СДТФ1, кабельная линия 0,4 кВ фидера «Ютел» на балансе ООО «Артемовская ТЭЦ».

 

В мае 2010 года ОАО «Свердловэнергосбыт» инициировало ограничение режима потребления электрической энергии в отношении ООО «Артемовская ТЭЦ» и ЗАО «УралВоенНаладка», что повлекло за собой прекращение подачи электрической энергии потребителям: ОАО «Мегафон» - 26 и 31 мая 2010, ОАО «Вымпел-Коммуникации» и ОАО «Уралсвязьинформ» - 31 мая 2010 года. Вместе с тем, энергоснабжение объектов заявителей и ОАО «Уралсвязьинформ» было восстановлено:

- на объектах ООО «Артемовская ТЭЦ» - 15 сентября 2010 года;

- на объектах ЗАО «УралВоенНаладка» - 29 сентября 2010 года.

В своих письменных пояснениях (вх.№01-7889 от 12.08.2010, №01-5585 от 21.06.2010), а также в заседании Комиссии ОАО «Свердловэнергосбыт» с вменяемым нарушением не согласилось, сообщив следующее.

Энергоснабжение объектов ООО «Артемовская ТЭЦ» и ЗАО «УралВоенНаладка» осуществляется соответственно на основании:

- договора энергоснабжения от 01.01.2009 №6876, через сети ОАО «МРСК Урала»;

- договора энергоснабжения от 01.07.2009 №45997, через сети ЗАО «Горэлектросеть».

В рамках исполнения указанных договоров образовалась задолженность: у ООО «Артемовская ТЭЦ» - в период с апреля 2009 года по апрель 2010 года в размере 46 975 695 руб. 48 коп., у ЗАО «УралВоенНаладка» - в период с января по март 2010 года в размере 7 604 671 руб. 68 коп.

Руководствуясь п.161 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии ОАО «Свердловэнергосбыт» инициировало введение ограничения режима потребления электрической энергии в отношении ООО «Артемовская ТЭЦ» и ЗАО «УралВоенНаладка», направив в их адрес следующие уведомления (заявки на введение ограничения):

 

 

Уведомления и заявки

Акты

ООО «Артемовская ТЭЦ»

Уведомление от 12.04.2010 №1283 о частичном ограничении поставки электроэнергии (отменено Уведомлением от 04.05.2010 №б/н)

Акт от 28.04.2010 отказа ООО «Артемовская ТЭЦ» от самостоятельного ограничения потребления электрической энергии на внутренних объектах предприятия: ПС 110/6кВ «Теплая» Т-1, 1с 6кВ; ПС 110/35/6кВ «ЕГРЭС»; Насосная ПОК-2 (ввод с КРУН-10кВ); МВ-6кВ «Т2», КРУН «Тепловодоканал», яч.№5 «Печь ПРП» РУ-6кВ, ТСН-5

Уведомление от 04.05.2010 №1316 о частичном ограничении поставки электроэнергии

 

Заявка от 07.05.2010 №27-28/445-э о частичном ограничении с 19.05.2010 на отпайкеа от ВЛ-110 кВ «ЕГРЭС-Писанец» на ПС 110/6кВ «Теплая» Т-1

Акт от 25.05.2010 №269 об ограничении режима потребления электрической энергии: Теплая Т-1 (место создания видимого разрыва – ВЛ-110кВ ЕГРЭС Писанец ПС 110/6 «Теплая» Т-1)

Заявка от 07.05.2010 №27-28/446-з о частичном ограничении с 19.05.2010  на: КЛ-10кВ «Насосная ПОК-2» - источник питания: ПС 110/35/6/3 кВ «ЕГРЭС» КРУН 10 кВ

Акт от 19.05.2010 №267 об ограничении режима потребления электрической энергии: ПОК-2 (место создания видимого разрыва – ПС 110/35/6 кВ «ЕГРЭС» КРУН-10кВ ф-р. 10 кВ насосная ПОК-2 МВ ПОК-2)

Заявка от 07.05.2010 №27-28/447-з о полном ограничении с 19.05.2010 на: КЛ-6кВ «Т-2» - источник питания: ПС 110/35/10/6/3 кВ

Акт от 19.05.2010 №268 об ограничении режима потребления электрической энергии: ввод 6кВ Т-2 (место создания видимого разрыва – ПС 110/35/6 кВ «ЕГРЭС» РУ-110кВ Т-2)

Уведомление от 04.05.2010 №1317 о полном ограничении поставки электроэнергии

 

Заявка от 07.05.2010 №27-28/448-з о полном ограничении с 27.05.2010 (уведомлением от 28.05.2010 №27-28/19/п дата ограничения перенесена на 31.05.2010) на: отпайке от ВЛ-110кВ «ЕГРЭС-Окунево-2» на ПС 110/6 кВ «Теплая» Т-2

Акт от 31.05.2010 №270 об ограничении режима потребления электрической энергии: Теплая Т-2 (место создания видимого разрыва – 1) ВЛ-110кВ ЕГРЭС Окунево-2 ПС 110/6 «Теплая» Т-2; 2) линейный разъединитель ЛР110кВ ВЛ 110кВ ЕГРЭС-Окунево2

 

ЗАО «УралВоенНаладка»

Уведомление от 27.04.2010 №24-7-01 о наличии задолженности по договору от 01.07.2009 №45997

 

Уведомление от 17.05.2010 №24-7-01 о полном ограничении

 

Заявка от 18.05.2010 №1018 о полном ограничении с 26.05.2010 на:

1) ГПП-110/10 фидер №7, фидер №8

2) ТП-6

1.Акт от 26.05.2010 отказа от введения ограничения режима  потребления электрической энергии;

2.Акт от 26.05.2010 недопуска с указанием на то, что отключение будет произведено с питающих центров персоналом энергоснабжающей организации;

3.Акт от 26.05.2010 об ограничении режима потребления электрической энергии (место создания видимого разрыва – МВ яч.№7 ВРУ 10кВ – ГПП 110/10; МВ яч.№8 ВРУ 10кВ – ГПП 110/10; отключен вводный кабель котельной)

 

Согласно п.173 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в случае если ограничение режима потребления может привести к ограничению или прекращению подачи электрической энергии потребителям, надлежащим образом исполняющим свои обязательства по оплате электрической энергии, собственник (владелец) объектов электросетевого хозяйства, к чьим сетям присоединены энергопринимающие устройства указанного потребителя, обязаны:

незамедлительно уведомить об этом инициатора введения ограничения;

разработать в срок, не превышающий 3 рабочих дней, дополнительные организационно-технические меры по обеспечению введения ограничения режима потребления, предусматривающие в том числе соблюдение прав и законных интересов 3-х лиц (других потребителей).

В случае, если такое ограничение режима потребления применяется по отношению к лицам, владеющим объектами электросетевого хозяйства, не являющимся сетевыми организациями, к которым присоединены энергопринимающие устройства потребителей, надлежащим образом исполняющих свои обязательства по оплате электрической энергии, указанные лица обязаны предпринять все необходимые действия для поставки электрической энергии таким потребителям в установленном договором энергоснабжения (договором купли-продажи (поставки) электрической энергии) объеме и нести ответственность за невыполнение таких действий (в том числе за убытки, возникшие вследствие невыполнения таких действий у потребителей, надлежащим образом исполняющих свои обязательства по оплате электрической энергии и услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса снабжения электрической энергией).

По мнению ОАО «Свердловэнергосбыт», соблюдение законных интересов заявителей могло быть осуществлено только в случае:

1.оплаты ООО «Артемовская ТЭЦ» и ЗАО «УралВоенНаладка» существующей задолженности;

2.самостоятельного введения ООО «Артемовская ТЭЦ» и ЗАО «УралВоенНаладка» ограничения режима потребления электрической энергии;

3.допуска представителей сетевой организации к энергетическим установкам и энергопринимающим устройствам ООО «Артемовская ТЭЦ» и ЗАО «УралВоенНаладка» для пофидорного ограничения режима потребления.

ООО «Артемовская ТЭЦ» и ЗАО «УралВоенНаладка» не выполнили указанных действий, что в итоге повлекло прекращение энергоснабжения объектов заявителей.

ОАО «МРСК Урала», привлеченное к участию в деле в качестве ответчика, в своих письменных пояснениях (вх.№01-10902 от 01.10.2010) сообщило, что в Уведомлении от 04.05.2010 №1316 о частичном ограничении поставки электроэнергии заявителю предлагалось осуществить самостоятельное ограничение на следующих объектах:

1) ПС 110/6кВ «Теплая»: Т-1 (ВЛ-1);

2) ПС 110/6кВ «Теплая»: 1с, 6кВ (ВЛ-1);

3) ПС 110/35/10/6 кВ «ЕГРЭС»: Насосная ПОК-2 (ввод с КРУН-10кВ) (ВЛ-2);

4) ПС 110/35/10/6 кВ «ЕГРЭС»: МВ-6кВ «Т-2» (ВЛ-2);

5) ПС 110/35/10/6 кВ «ЕГРЭС»: КРУН «Топливоподачи» (ВЛ-2);

6) ПС 110/35/10/6 кВ «ЕГРЭС»: яч.№5 «Печь ПРП» РУ-6кВ; (ВЛ-2)

7) ПС 110/35/10/6 кВ «ЕГРЭС»: ТСН-5 (ВЛ-2).

В противном случае ограничение будет произведено силами ОАО «МРСК Урала» на объектах:

1) ПС 110/6кВ «Теплая»: линейные спуски ВЛ-110кВ «ЕГРЭС-Писанец» (ВЛ-1);

2) ПС 110/35/10/6 кВ «ЕГРЭС»: Насосная ПОК-2 (ввод с КРУН-10кВ) (ВЛ-2);

3) ПС 110/35/10/6 кВ «ЕГРЭС»: МВ-6кВ «Т-2» (ВЛ-2).

Одновременно в Уведомлении от 04.05.2010 №1317 о полном ограничении поставки электроэнергии заявителю самостоятельно предлагалось осуществить полное ограничение на следующих объектах:

  1. ПС 110/6кВ «Теплая»: Т-2 (ВЛ-2);
  2. ПС 110/6кВ «Теплая»: 2с, 6кВ4 (ВЛ-2);
  3. ПС 110/35/10/6 кВ «ЕГРЭС»: МВ-6кВ «Т-2» (ВЛ-2).

В противном случае ограничение будет произведено силами ОАО «МРСК Урала» на объектах:

1) ПС 110/6кВ «Теплая»: линейные спуски ВЛ-110кВ «ЕГРЭС-Писанец» (ВЛ-1);

2) ПС 110/35/10/6 кВ «ЕГРЭС»: МВ-6кВ «Т-2» (ВЛ-2).

В своих письменных пояснениях ОАО «МРСК Урала» сообщило, что в мае 2010 года им были получены две заявки ОАО «Свердловэнергосбыт» на введение силами сетевой организации ограничения (частичного и полного) режима потребления электрической энергии (мощности) ООО «Артемовская ТЭЦ» - №445 и №448.

Согласно заявке от 07.05.2010 №445 (уведомление №1316) ограничение режима потребления электрической энергии необходимо было осуществить на отпайке от ВЛ-110кВ «ЕГРЭС-Писанец» на ПС 110/6кВ «Теплая» Т-1 (линейные спуски ВЛ-110кВ «ЕГРЭС-Писанец»). При этом заявкой №448 от 07.05.2010 (уведомление №1317) ОАО «МРСК Урала» предлагалось ввести ограничение на отпайке от ВЛ-110кВ «ЕГРЭС – Окунево-2» на ПС 110/6кВ «Теплая» Т-2.

Фактические действия по прекращению подачи электрической энергии по обеим заявкам осуществлялось ООО «Артемовская ТЭЦ» самостоятельно путем производства переключений на собственных объектах (линейных разъединителей ЛР 110кВ ввода «ЕГРЭС-Писанец» и «ЕГРЭС – Окунево-2»), о чем ОАО «МРСК Урала» были составлены Акты об отключении №269 и №270 от 25.05.2010 и 31.05.2010 соответственно.

Вместе с тем, по мнению ОАО «МРСК Урала», подобные Акты фиксируют сам факт отключения, но не указывают, на причастность каких-либо лиц к произведенному отключению.

При этом в силу положений Межотраслевых правил по охране труда (правила безопасности) при эксплуатации электроустановок (утв.Министерством труда и социального развития РФ от 05.01.2001 №3) ОАО «МРСК Урала» не вправе производить переключения на электроустановках, ему не принадлежащих.

В заседании Комиссии ОАО «МРСК Урала» также сообщило, что не знало о наличии присоединенных к сетям ООО «Артемовская ТЭЦ» объектов заявителей, а также ОАО «Уралсвязьинформ». В любом случае надежность энергоснабжения указанных объектов согласно п.173 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии, по мнению ОАО «МРСК Урала» должно было обеспечить именно ООО «Артемовская ТЭЦ».

ЗАО «Горэлектросеть», привлеченное к участию в деле в качестве ответчика, в заседании Комиссии, а также в своих письменных пояснениях сообщило, что не располагало информацией о наличии объектов ОАО «Мегафон», присоединенных к электрическим сетям ЗАО «УралВоенНаладка». При этом фактические действия по прекращению подачи электрической энергии было произведено силами данного ответчика и на его объектах в силу недопуска его специалистов представителями ЗАО «УралВоенНаладка» к энергопринимающим устройствам последнего.

Вместе с тем, ООО «Артемовская ТЭЦ» и ЗАО «УралВоенНаладка», привлеченные к участию в деле в качестве заинтересованных лиц, а впоследствии Определением от 06.10.2010 - в качестве ответчиков, по обстоятельствам ограничения энергоснабжения принадлежащих им объектов сообщили следующее.

Энергоснабжение объектов ООО «Артемовская ТЭЦ» осуществляется от ПС 110/6кВ «Теплая» по второй категории надежности (Акт №СТЭЭ-0119-08 разграничения балансовой принадлежности сетей с ОАО «МРСК Урала» и эксплуатационной ответственности сторон от 31.12.2008):

 

Источник питания

Наименование точки присоединения

Наименование и № питающей ВЛ (КЛ)

Граница балансовой принадлежности сетей и эксплуатационной ответственности сторон

ВЛ-110кВ «ЕГРЭС-Писанец» (далее ВЛ-1)

ПС 110/6кВ «Теплая» Т-1

Отпайка от ВЛ-110кВ «ЕГРЭС-Писанец» на ПС 110/6кВ «Теплая»

На болтовых зажимах ЛР-110кВ и конденсатора связи ввода «ЕГРЭС-Писанец» ПС 110/6 кВ «Теплая» и линейных спусков ВЛ-110кВ «ЕГРЭС-Писанец» к ЛР-110кВ и конденсатору связи ввода «ЕГРЭС-Писанец». ЛР-110кВ, конденсатор связи ввода «ЕГРЭС-Писанец» и ПС 110/6 кВ «Теплая» на балансе ООО «Артемовская ТЭЦ». Линейные спуски ВЛ-110кВ «ЕГРЭС-Писанец» на балансе ОАО «МРСК Урала».

ВЛ-110кВ «ЕГРЭС – Окунево-2» (далее ВЛ-2)

ПС 110/6кВ «Теплая» Т-2

Отпайка от ВЛ-110кВ «ЕГРЭС – Окунево-2» на ПС 110/6 кВ «Теплая»

На болтовых зажимах ЛР-110кВ ввода «ЕГРЭС – Окунево-2» ПС 110/6кВ «Теплая» и линейных спусков ВЛ-110кВ «ЕГРЭС – Окунево-2» к ЛР-110кВ ввода «ЕГРЭС – Окунево-2». ЛР – 110кВ ввода «ЕГРЭС – Окунево-2» и ПС 110/6кВ «Теплая» на балансе ООО «Артемовская ТЭЦ». Линейные спуски ВЛ-110кВ «ЕГРЭС – Окунево-2» на балансе ОАО «МРСК Урала».

 

Получив уведомление ОАО «Свердловэнергосбыт» от 04.05.2010 №1317 «О полном ограничении поставки электрической энергии», ООО «Артемовская ТЭЦ» письмами от 17.05.2010 №№666, 667 и 668 сообщило заявителям и ОАО «Уралсвязьинформ» о предстоящем ограничении режима потребления электрической энергии.

При этом письмом от 19.05.2010 №678 ООО «Артемовская ТЭЦ» сообщило ОАО «Свердловэнергосбыт» о возможных негативных последствиях ограничения энергоснабжения принадлежащих обществу объектов, в том числе: о невозможности ведения работ по подготовке предприятия к осенне-зимнему отопительному периоду, повреждении и выходе из строя оборудования, зданий и сооружений, частичной потери сотовой связи в городе таких операторов связи как ОАО «Уралсвязьинформ», ОАО «Вымпел-Коммуникации», ОАО «Мегафон», создание аварийной ситуации на подстанции 110/35/6кВ ЕГРЭС, находящейся в ведении ОАО «МРСК Урала». В указанном письме ООО «Артемовская ТЭЦ» предлагало ответчику не водить полное ограничение энергоснабжение на объекты Общества, предоставив рассрочку по погашению задолженности.

Вместе с тем, 25 мая 2010 года ОАО «МРСК Урала» осуществило «частичное» ограничение энергоснабжения объектов ОАО «Артемовская ТЭЦ», после чего ПС 110/10 кВ «Теплая», с использованием которой осуществлялось энергоснабжение объектов заявителей, осталась на одном питании от ВЛ 110кВ Окунево2 (Акт от 25.05.2010 №269).

Письмом от 26.05.2010 №689 ООО «Артемовская ТЭЦ» сообщило ответчику о готовности самостоятельно ограничить режим потребления электрической энергии на принадлежащих ему объектах и (в случае восстановления электроснабжения с трансформатора Т2, секции 2 на ПС 110/6кВ «Теплая» по ВЛ 110кВ «ЕГРЭС» - Окунева2») обеспечить техническую возможность поставки электрической энергии на объекты заявителей.

В своем письме от 28.05.2010 №27-12-01/2631 ОАО «Свердловэнергосбыт» подтвердил намерение ввести полное ограничение режима потребления электрической энергии на объекты ООО «Артемовская ТЭЦ», дополнительно указав на возможность Общества самостоятельно обеспечивать электрической энергией объекты заявителей, используя альтернативные источники электроэнергии. При этом, по мнению ОАО «Свердловэнергосбыт», ответственность за понесенные заявителями убытки несет ООО «Артемовская ТЭЦ», как владелец объектов электросетевого хозяйства, не осуществивший самостоятельного ограничения потребления электрической энергии.

В дальнейшем ОАО «МРСК Урала» была подана заявка (разрешенная заявка ПО Артемовские электрические сети №5462 и разрешенная заявка СПМЭС №919 и №920) на отключение в ремонт ВЛ 110кВ Окунево2. ООО «Артемовская ТЭЦ» отказалось от выполнения оперативных переключений по выводу в ремонт ВЛ 110кВ Окунево2, в связи с наличием угрозы полного ограничения режима потребления электрической энергии на промышленной площадке ПОК. Отключение на ПС «Теплая» было произведено силами ОАО «МРСК Урала» с последующим составлением Акта №270 от 31.05.2010 «Об ограничении режима потребления электрической энергии».

После полного ограничения режима потребления электрической энергии 02.06.2010 представителями ОАО «МРСК Урала» совместно с представителями ООО «Артемовская ТЭЦ» были произведены внутренние отключения и опломбирование электрических установок (Акт от 02.06.2010).

ЗАО «УралВоенНаладка» в своих письменных пояснениях (вх.№01-5603 от 22.06.2010), а также в заседании Комиссии сообщило следующее.

Энергоснабжение объектов ЗАО «УралВоенНаладка» осуществляется от ГПП-110/10 кВ (фидеры №7 и №8), ТП-6 (фид.№2 ВЛ-0,4кВ ул.Радищева), ТП-22 (фидеры КЛ-0,4 кВ «Депо»), ТП-11 (фид.№3 и №8).

При этом согласно Акту разграничения балансовой принадлежности сетей и эксплуатационной ответственности сторон, оформленному 30.06.2008 между ЗАО «УралВоенНаладка» и ЗАО «Горэлектросеть», указанная граница расположена:

 

Точка присоединения

Граница балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности

ГПП-110/10

фидеры №7 и №8

ТП-21 (котельная) – на зажимах выводов силовых трансформаторов со стороны вторичной обмотки. Кабеля от силовых трансформаторов №1 и №2 на балансе абонента.

ТП-6 (фид.№2 ВЛ-0,4кВ ул.Радищева)

На наконечниках отходящего кабеля на промежуточной опоре №8 ВЛ-0,4кВ. Кабель 0,4 кВ от опоры №8 ВЛ-0,4кВ до ВРУ-0,4кВ здания котельной на балансе абонента.

ТП-22 (фидеры КЛ-0,4 кВ «Депо»)

На наконечниках отходящего кабеля в РУ-0,4 кВ ТП-22 фид.»Депо». Кабель от РУ-0,4кВ ТП-22 до ВРУ-0,4кВ здания депо на балансе абонента.

ТП-11 (фид.№8)

На наконечниках отходящего кабеля на опоре ВЛ-0,4кВ. Кабель 0,4кВ от опоры ВЛ-0,4кВ до ВРУ-0,4кВ железнодорожного переезда на балансе абонента.

ТП-11 (фид.№3)

На наконечниках отходящего кабеля в ВРУ-0,4кВ дома №68 ул.Партизан. Кабель от ВРУ-0,4кВ дома до ВРУ-0,4 кВ слесарной мастерской на балансе абонента.

 

Получив уведомление ОАО «Свердловэнергосбыт» от 05.05.2010 №б/н «О полном ограничении поставки электрической энергии», ЗАО «УралВоенНаладка» письмом от 15.05.2010 №2-56 сообщило ОАО «Мегафон» о предстоящем ограничении режима потребления электрической энергии.

При этом ЗАО «УралВоенНаладка» не могло самостоятельно ограничить режим потребления электрической энергии на своих объектах, поскольку данное ограничение повлекло бы прекращение выработки тепловой энергии для социально значимых объектов.

Фактические действия по прекращению подачи электрической энергии на объекты ЗАО «УралВоенНаладка» было осуществлено 26.05.2010 силами ЗАО «Горэлектросеть» на объектах электросетевого хозяйства сетевой организации. При этом ЗАО «УралВоенНаладка» сообщило, что не ограничивало допуск представителя ЗАО «Горэлектросеть» на собственные энергопринимающие устройства.

 

 

Оценив в соответствии с п. 1 и п. 2 ч. 1 ст. 49 Закона о защите конкуренции полученные и исследованные в порядке ст.  25, ч. 2 ст. 39, ч. 2 ст. 44, ч. 4 и ч. 5 ст. 45 Закона о защите конкуренции доказательства, а также доводы, представленные лицами, участвующими в деле, заключения и пояснения лиц, располагающих сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах, Комиссия Свердловского УФАС России пришла к следующим выводам.

 

 

Согласно п.1 ч.1 ст.3 Закона о защите конкуренции положения названного закона распространяются на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности, под которой понимается злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью (п.10 ст.4 Закона о защите конкуренции).

Доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам (ч.1 ст.5 Закона о защите конкуренции). Согласно ч.1 ст.5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.

Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии (ч.5 ст.5 Закона о защите конкуренции).

В соответствии со ст.3 Федерального закона  от 26.03.2003 №35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон об электроэнергетике) электроэнергетика - отрасль экономики Российской Федерации, включающая в себя комплекс экономических отношений, возникающих в процессе производства, передачи электрической энергии, оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, сбыта и потребления электрической энергии с использованием производственных и иных имущественных объектов, принадлежащих на праве собственности или на ином предусмотренном федеральными законами основании, субъектам электроэнергетики или иным лицам.

В соответствии с п.2 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии субъектами розничных рынков, в том числе являются:

а) потребители электрической энергии;

б) гарантирующие поставщики;

в) сетевые организации и иные владельцы объектов электросетевого хозяйства, где

гарантирующий поставщик электрической энергии - коммерческая организация, обязанная в соответствии с Законом об электроэнергетике или добровольно принятыми обязательствами заключить договор купли-продажи электрической энергии с любым обратившимся к ней потребителем электрической энергии либо с лицом, действующим от имени и в интересах потребителя электрической энергии и желающим приобрести электрическую энергию;

территориальная сетевая организация - коммерческая организация, оказывающая услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети. При этом под услугами по передаче электрической энергии понимается комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с требованиями технических регламентов (п.2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утв.Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 №861, далее – Правила недискриминационного доступа).

ОАО «Свердловэнергосбыт» является гарантирующим поставщиком на территории Свердловской области, осуществляющим продажу электрической энергии по договорам купли-продажи и (или) энергоснабжения. Приказом Свердловского УФАС России от 05.02.2007 №12 ОАО «Свердловэнергосбыт» включен в реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке.

В силу ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче электрической энергии относятся к естественно-монопольным видам деятельности.

Следовательно, ОАО «Свердловэнергосбыт», ОАО «МРСК Урала», ЗАО «Горэлектросеть» являются хозяйствующими субъектами, занимающими доминирующее положение на соответствующих рынках, и на них в полном объеме распространяются запреты, установленные Законом о защите конкуренции.

Часть 1 ст.10 Закона о защите конкуренции устанавливает запрет для хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке, осуществлять действие (бездействие), результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара (услуги), если на этот товар (услугу) имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также, если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено действующим законодательством (п.4).

В силу п.5 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии гарантирующие поставщики осуществляют поставку электрической энергии покупателям электрической энергии на территории своей зоны деятельности по публичным договорам энергоснабжения или купли-продажи (поставки) электрической энергии.

В соответствии с п.1 ст.313 ГК РФ, ст.783 и ст.706 ГК РФ, п.6 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии по договору энергоснабжения гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии, самостоятельно или через привлеченных третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии и иные услуги, неразрывно связанные с процессом снабжения электрической энергией потребителей, а покупатель обязуется оплачивать приобретаемую электрическую энергию и оказанные услуги. Договоры энергоснабжения заключаются на одинаковых условиях с лицами, энергопринимающие устройства которых присоединены к электрическим сетям сетевых организаций и иных владельцев объектов электросетевого хозяйства. Услуги по передаче электрической энергии по договору энергоснабжения оказываются в соответствии с правилами, установленными законодательством Российской Федерации в отношении договора оказания (об оказании) услуг по передаче электрической энергии.

Для надлежащего исполнения договоров энергоснабжения гарантирующий поставщик урегулирует в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, отношения, связанные с передачей электрической энергии, путем заключения договоров оказания услуг по передаче электрической энергии с сетевыми организациями, к электрическим сетям которых присоединены соответствующие энергопринимающие устройства. Представление в соответствии с договорами энергоснабжения гарантирующим поставщиком интересов обслуживаемых им покупателей электрической энергии в отношениях с территориальными сетевыми организациями, иными собственниками (владельцами) объектов электросетевого хозяйства не требует специальных полномочий.

В соответствии с п.117 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии услуги по передаче электрической энергии предоставляются на основании договоров оказания услуг по передаче электрической энергии, заключаемых потребителями самостоятельно или в их интересах обслуживающими их гарантирующими поставщиками или энергосбытовыми организациями. Гарантирующие поставщики заключают с сетевыми организациями договоры оказания услуг по передаче электрической энергии в отношении точек поставки на розничном рынке обслуживаемых ими потребителей, если условиями договоров, заключенных ими с потребителями, предусмотрено обеспечение оказания услуг по передаче электрической энергии в интересах и за счет потребителя.

Если для сетевой организации, к сетям которой присоединены энергопринимающие устройства потребителя, тариф на услуги по передаче электрической энергии установлен без учета расходов на оплату услуг по передаче электрической энергии между ней и сетевыми организациями, электрические сети которых имеют последовательное взаимное соединение от границ единой национальной (общероссийской) электрической сети и используются для поставки электрической энергии (мощности) соответствующему потребителю, то потребитель либо обслуживающий его гарантирующий поставщик оплачивает услуги по передаче электрической энергии всех указанных сетевых организаций на основании соответствующих договоров по тарифам, установленным для них соответствующими органами исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов (п.119 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии).

Во исполнение указанных положений между ОАО «Свердловэнергосбыт» и ОАО «МРСК Урала» подписан договор №7-ГП оказания услуг по передаче электрической энергии. ЗАО «Горэлектросеть» является смежной сетевой организацией, оказывающей ОАО «МРСК Урала» услуги по передаче электрической энергии в рамках соответствующего договора.

В соответствии с ч.1 ст.38 Закона об электроэнергетике субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями.

В частности запрещается ограничение режима потребления электрической энергии, в том числе его уровня, в отношении потребителей электрической энергии, не имеющих задолженности по оплате электрической энергии и исполняющих иные предусмотренные законодательством Российской Федерации и соглашением сторон обязательства.

Согласно п.112 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии качество электрической энергии обеспечивается совместными действиями субъектов электроэнергетики, обеспечивающих снабжение электрической энергией потребителей, в том числе гарантирующих поставщиков, сетевых организаций, а также производителей (поставщиков) электрической энергии во исполнение своих обязательств по договорам на розничных рынках электрической энергии. Указанные субъекты отвечают перед потребителями за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по соответствующим договорам, в том числе за надежность снабжения их электрической энергией и ее качество в соответствии с техническими регламентами и иными обязательными требованиями.

При этом потребителями электрической энергии являются лица, чьи энергопринимающие устройства имеют как непосредственное, так и опосредованное присоединение к сетям сетевой организации.

Под опосредованным присоединением понимается технологическое присоединение к электрической сети сетевой организации через объекты электросетевого хозяйства лиц, не оказывающих услуги по передаче электрической энергии (п.5 Правил недискриминационного доступа).

В случае опосредованного технологического присоединения точкой присоединения является точка присоединения энергопринимаемого устройства потребителя электроэнергии к объекту электросетевого хозяйства лица, не оказывающего услуг по передаче электрической энергии.

В силу п.2 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии точкой поставки на розничном рынке является место в электрической сети, находящееся на границе балансовой принадлежности энергопринимающих устройств покупателя (продавца) электрической энергии либо лица, в интересах которого он приобретает (продает) электрическую энергию, и являющееся местом исполнения обязательства по поставке электрической энергии и (или) оказанию услуг, используемым для определения объема взаимных обязательств субъектов розничного рынка по договорам купли-продажи (поставки) электрической энергии, энергоснабжения, оказания услуг по передаче электрической энергии и услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса снабжения электрической энергией потребителей.

Из сказанного следует, что обязательства по надежному энергоснабжению возникают у гарантирующего поставщика, в том числе в отношении опосредованно присоединенных потребителей в точке поставки, совпадающей с точкой технологического присоединения к электрической сети.

Заявители и ОАО «Уралсвязьинформ» являются потребителями электрической энергии по договорам энергоснабжения с ОАО «Свердловэнергосбыт»:

- ОАО «Мегафон»: от 16.02.2006 №1202;

- ОАО «Вымпел-Коммуникации»: от 01.11.2005 №49;

- ОАО «Уралсвязьинформ»: от 01.02.2008 №2503/1005-02-08.

Объекты заявителей технологически присоединены к объектам электросетевого хозяйства ООО «Артемовская ТЭЦ» и ЗАО «УралВоенНаладка» в точках:

1. ОАО «Мегафон»:

1.1.на кабельных зажимах отходящего кабеля автоматического выключателя в сборке СДТ1 и СДТ2 (ООО «Артемовская ТЭЦ»);

1.2. в помещении электрощитовой 0,4 кВ 2-ого этажа котельной ЗАО «УралВоенНаладка»;

2. ОАО «Вымпел-Коммуникации»: на кабельных зажимах отходящего кабеля автоматического выключателя №1 и №6 (ООО «Артемовская ТЭЦ»);

3.ОАО «Уралсвязьинформ»: На кабельных зажимах в контейнере с оборудованием сотовой связи (ООО «Артемовская ТЭЦ»).

В свою очередь энергопринимающие устройства ООО «Артемовская ТЭЦ» и ЗАО «УралВоенНаладка» имеют технологическое присоединение к сетям сетевых организациях в точках:

1.ООО «Артемовская ТЭЦ» к ОАО «МРСК Урала» - двумя вводами от ПС 110/6кВ «Теплая»: ВЛ-110кВ «Писанец» и ВЛ-110кВ «Окунево-2»;

2. ЗАО «УралВоенНаладка» к ЗАО «Горэлектросеть» - ГПП-110/10 фидеры №7 и №8, ТП-6 (фид.№2 ВЛ-0,4кВ ул.Радищева), ТП-22 (фидеры КЛ-0,4 кВ «Депо»), ТП-11 (фид.№8), ТП-11 (фид.№3).

Следовательно, энергопринимающие устройства заявителей и ОАО «Уралсвязьинформ» присоединены к сетям ОАО «МРСК Урала» и ЗАО «Горэлектросеть» опосредованно через объекты электросетевого хозяйства соответственно ООО «Артемовская ТЭЦ» и ЗАО «УралВоенНаладка». Местом исполнения обязательств ОАО «Свердловэнергосбыт» по гарантированному энергоснабжению объектов заявителей и ОАО «Уралсвязьинформ» являются точки присоединения их объектов к ООО «Артемовская ТЭЦ» и ЗАО «УралВоенНаладка».

ОАО «Мегафон» - 26 и 31 мая 2010, ОАО «Вымпел-Коммуникации» и ОАО «Уралсвязьинформ» - 31 мая 2010 года были зафиксированы факты прекращения энергоснабжения принадлежащих им объектов.

Названное прекращение энергоснабжения было вызвано действиями ОАО «Свердловэнергосбыт», ОАО «МРСК Урала» и ЗАО «Горэлектросеть» по введению ограничения режима потребления электрической энергии в отношении объектов ООО «Артемовская ТЭЦ» и ЗАО «УралВоенНаладка».

ООО «Артемовская ТЭЦ» и ЗАО «УралВоенНаладка» являются потребителями электрической энергии по договорам энергоснабжения, подписанными с ОАО «Свердловэнергосбыт»:

. – ООО «Артемовская ТЭЦ»: от 01.01.2009 №6876;

- ЗАО «УралВоенНаладка» от 01.07.2009 №45997.

По сведениям ОАО «Свердловэнергосбыт», задолженность указанных потребителей по договорам энергоснабжения составила:

- ООО «Артемовская ТЭЦ» - 46 975 695 руб. 48 коп.

- ЗАО «УралВоенНаладка» - 7 604 671 руб. 68 коп.

Ограничение режима потребления электрической энергии может быть введено не иначе как в порядке и по основаниям, установленным Правилами функционирования розничных рынков электрической энергии.

Исчерпывающий перечень оснований для введения ограничения режима потребления электрической энергии установлен п.161 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии и включает (пп. «а») случай неисполнения или ненадлежащего исполнения потребителем обязательств по оплате электрической энергии и услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса снабжения электрической энергией потребителей, в том числе по предварительной оплате, если такое условие предусмотрено соответствующим договором с потребителем (далее – неисполнение или ненадлежащее исполнение потребителем своих обязательств).

В соответствии с п.170 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии ограничение режима потребления в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения потребителем своих обязательств должно применяться индивидуально в отношении каждого потребителя при условии соблюдения прав и законных интересов иных потребителей, энергопринимающие устройства которых технологически присоединены к одним и тем же распределительным устройствам соответствующей сетевой организации.

Для обеспечения надежности энергоснабжения опосредованно присоединенных потребителей электрической энергии, надлежащим образом исполняющих свои обязательства по договору энергоснабжения, действующим законодательством установлены требования:

1.к порядку ограничения режима потребления электрической энергии,

2.к мероприятиям по обеспечению надежности энергоснабжения потребителей, опосредованно присоединенных к электрической сети, и не имеющих задолженности по договору энергоснабжения;

3. ответственность сторон в случае несоблюдения установленного порядка.

Согласно п.171 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии ограничение режима потребления в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения потребителем своих обязательств или в случае прекращения обязательств сторон по договору вводится по инициативе лиц, перед которыми не исполнены обязательства по договору (инициаторы введения ограничения), при условии согласования в письменной форме такого  ограничения режима потребления с сетевой организацией, к электрическим сетям которой присоединены энергопринимающие устройства указанного потребителя, и которая, в свою очередь, обязана согласовать вводимое ограничение режима потребления со смежной сетевой организацией, если это предусмотрено соглашением между ними.

В силу п.175 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии порядок ограничения режима потребления в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения потребителем своих обязательств в отношении потребителей - юридических лиц определяется в договоре энергоснабжения (договоре купли-продажи (поставки) электрической энергии) и предусматривает:

а) порядок обязательного предварительного письменного уведомления потребителя об ограничении режима потребления;

б) обязательное введение частичного ограничения режима потребления на указанный в уведомлении срок в случае неисполнения потребителем требования о погашении задолженности в установленный в уведомлении срок;

в) полное ограничение режима потребления в случае непогашения (неоплаты) потребителем накопленной задолженности в полном объеме, включая предусмотренную соответствующим договором или законом неустойку (штраф, пени), или в случае невыполнения иного требования, содержащегося в уведомлении о введении частичного ограничения режима потребления, через 3 рабочих дня с даты введения частичного ограничения режима потребления.

В соответствии с п.164 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии частичное ограничение режима потребления влечет за собой:

1. снижение объема электрической энергии, подаваемой потребителю, по сравнению с объемом, определенным в договоре энергоснабжения (договоре купли-продажи (поставки) электрической энергии), либо

2. прекращение подачи электрической энергии потребителю в определенные периоды в течение суток, недели или месяца.

Частичное ограничение режима потребления осуществляется потребителем самостоятельно и под контролем сетевой организации.

При отказе потребителя самостоятельно произвести частичное ограничение режима потребления электрической энергии сетевая организация в соответствии с п.п.165-167 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии вводит частичное ограничение с питающих центров сетевой организации, а при отсутствии такой возможности производит необходимые переключения в энергопринимающих устройствах потребителя в определенном договором оказания услуг по передаче электрической энергии (договором энергоснабжения) порядке и в присутствии представителей потребителя и гарантирующего поставщика.

В рассматриваемом случае указанная возможность отсутствовала, поскольку к питающим центрам сетевой организации опосредовано присоеденены энергопринимающие устройства потребителей, надлежащим образом исполняющих свои обязательства по договорам энергоснабжения (заявители и ОАО «Уралсвязьинформ»).

В соответствии с п.173 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в случае, если ограничение режима потребления может привести к ограничению или прекращению подачи электрической энергии потребителям, надлежащим образом исполняющим свои обязательства по оплате электрической энергии и услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса снабжения электрической энергией потребителей, сетевая организация, к чьим сетям присоединены энергопринимающие устройства указанного в п.171 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии потребителя, обязана:

незамедлительно уведомить об этом инициатора введения ограничения;

разработать в срок, не превышающий 3 рабочих дней, дополнительные организационно-технические меры по обеспечению введения ограничения режима потребления, предусматривающие, в том числе соблюдение прав и законных интересов 3-х лиц (других потребителей).

Абзацем 4 названного пункта также предусмотрено, что в случае если такое ограничение режима потребления применяется по отношению к лицам, владеющим объектами электросетевого хозяйства, не являющимся сетевыми организациями, к которым присоединены энергопринимающие устройства потребителей, надлежащим образом исполняющих свои обязательства по оплате электрической энергии и услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса снабжения электрической энергией потребителей, указанные лица обязаны предпринять все необходимые действия для поставки электрической энергии таким потребителям в установленном договором энергоснабжения (договором купли-продажи (поставки) электрической энергии) объеме и нести ответственность за невыполнение таких действий (в том числе за убытки, возникшие вследствие невыполнения таких действий у потребителей, надлежащим образом исполняющих свои обязательства по оплате электрической энергии и услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса снабжения электрической энергией).

В соответствии со ст.545 ГК РФ абонент может передавать энергию, принятую им от энергоснабжающей организации через присоединенную сеть, другому лицу (субабоненту) только с согласия энергоснабжающей организации. Вместе с тем, в договорах энергоснабжения ОАО «Свердловэнергосбыт» с ООО «Артемовская ТЭЦ» и ЗАО «УралВоенНаладка» отсутствует информация о субабонентах и согласованных с ними объемах поставки электрической энергии.

Пункт 166 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии устанавливает, что потребитель, ненадлежащим образом исполняющий свои обязательства по договору энергоснабжения, в порядке предусмотренном договором энергоснабжения несет ответственность за убытки, возникшие у потребителей, надлежащим образом исполняющим свои обязательства по оплате электрической энергии и  услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса снабжения электрической энергией, только в случае невыполнения действий по самостоятельному ограничению режима потребления путем отключения собственных энергопринимающих устройств, а также за отказ от допуска представителей сетевой организации для осуществления действий по ограничению режима потребления.

Комиссия установила, что в отношении объектов ЗАО «УралВоенНаладка» гарантирующий поставщик направил единственную заявку на полное ограничение режима потребления электрической энергии от 18.05.2010 №1018, указав, что все необходимые переключения осуществляются ЗАО «Горэлектросеть» на принадлежащих ей объектах электросетевого хощяйства. Выполнение 26.05.2010 ЗАО «Горэлектросеть» указанной заявки фактически лишило ЗАО «УралВоенНаладка» возможности самостоятельно произвести ограничение потребления электрической энергии, тем самым, обеспечив надежность энергоснабжения объектов заявителей и ОАО «Уралсвязьинформ».

В свою очередь, в отношении объектов ООО «Артемовская ТЭЦ» 07.05.2010 ОАО «Свердловэнергосбыт» одновременно направило заявки на частичное и полное ограничение режима потребления электрической энергии (№27-28/445-э, №27-28/446-э, №27-28/447-э).

Во исполнение указанных заявок ОАО «МРСК Урала» ограничило энергоснабжение объектов ООО «Артемовская ТЭЦ» от ВЛ-110кВ «Писанец» (Акт об ограничении от 19.05.2010 №267, №268, от 25.05.2010 №269). Поставка электрической энергии на объекты ООО «Артемовская ТЭЦ», в том числе объектов заявителей и ОАО «Уралсвязьинформ» осуществлялась от второго (резервного) источника питания: ВЛ – 110кВ «ЕГРЭС – Окунево-2».

При этом ООО «Артемовская ТЭЦ» письмами от 17.05.2010 №№666, 667 и 668 уведомило заявителей и ОАО «Уралсвязьинформ» о предстоящем отключении электрической энергии.

Письмом от 19.05.2010 №678 ООО «Артемовская ТЭЦ» сообщало гарантирующему поставщику о том, что прекращение энергоснабжения объектов общества в любом случае повлечет за собой прекращение поставки электрической энергии на объекты заявителей. Заявители самостоятельно обращались в адрес гарантирующего поставщика с требованием обеспечить надежность энергоснабжения принадлежащих им объектов (от 19.05.2010 №12-27/1432, от 21.05.2010 №5/2-2-6д-исх-00287/10).

ОАО «Свердловэнергосбыт», уклонившись от разработки мер по обеспечению надежности энергоснабжения объектов заявителей и ОАО «Уралсвязьинформ», тем самым, возложив свои обязательства по гарантированному энергоснабжению названных объектов на ООО «Артемовская ТЭЦ» (от 20.05.2010 №27-12-02/2540, от 21.05.2010 №09-03/4942 (45, 46)), инициировало на основании заявки от 07.05.2010 №448 полное ограничение энергоснабжения объектов Общества (письмо ОАО «Свердловэнергосбыт» от 28.05.2010 №27-28/19/п).

Телефонограммой от 26.05.2010 ОАО «МРСК Урала» уведомило ООО «Артемовская ТЭЦ» об отключении 31.05.2010 ВЛ – 110кВ «ЕГРЭС – Окунево-2».

В соответствии с записями в Оперативном журнале ООО «Артемовская ТЭЦ» между Обществом и ОАО «МРСК Урала» 31.05.2010 в период с 8.20 до 15.00 велись переговоры об отключении ВЛ – 110кВ «ЕГРЭС – Окунево-2». В условиях отказа ООО «Артемовская ТЭЦ» самостоятельно осуществить полное ограничение энергоснабжения своих объектов, переключения были осуществлены ОАО «МРСК Урала» 31.05.2010 в принадлежащих ему объектах электросетевого хозяйства, что повлекло прекращение поставки электрической энергии на ПОК ООО «Артемовская ТЭЦ», а, следовательно, и на опосредованно присоединенные через указанный объект энергопринимающие устройства заявителей и ОАО «Уралсвязьинформ» (Акт об отключении от 31.05.2010 №270).

Следовательно, гарантирующий поставщик (ОАО «Свердловэнергосбыт») и территориальные сетевые организации (ОАО «МРСК Урала» и ЗАО «Горэлектросеть») ввели ограничение режима потребления электрической энергии в ООО «Артемовская ТЭЦ» и ЗАО «Горэлектросеть» с нарушением установленного в соответствии с Правилами функционирования розничных рынков электрической энергии порядка, а также в отсутствие разработанной программы мероприятий по обеспечению надежности электроснабжения заявителей и ОАО «Уралсвязьинформ», что привело к нарушению законных интересов указанных лиц и противоречит ч.1 ст.10 Закона о защите конкуренции.

При принятии решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства Комиссия согласно п.5 ч.1 ст.49 Закона о защите конкуренции разрешает вопрос о выдаче предписаний и об их содержании, а также о необходимости осуществления других действий, направленных на устранение и (или) предотвращение нарушения антимонопольного законодательства, в том числе вопрос о направлении материалов в правоохранительные органы, об обращении в суд, о направлении предложений и рекомендаций в государственные органы или органы местного самоуправления. При этом Комиссия учитывает следующие обстоятельства.

Поскольку имеет место прекращение нарушения, постольку предписание не выдается.

В соответствии с ч.5 ст.39 Закона о защите конкуренции если в ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган выявит обстоятельства, свидетельствующие о наличии административного правонарушения, антимонопольный орган возбуждает дело об административном правонарушении в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно ч. 1 ст. 2.10 КоАП РФ юридические лица несут административную ответственность за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями особенной части КоАП РФ.

За злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке ст. 14.31 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность юридических лиц.

Защиту прав и законных интересов юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении согласно ч. 1 и ч. 2 ст. 25.4 КоАП РФ осуществляют его законные представители. При этом законными представителями юридического лица в соответствии с настоящим Кодексом являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение.

В соответствии с ч. 1.2. ст. 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.9, 14.31, 14.31.1 - 14.33 настоящего Кодекса, является вступление в силу решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.

Закон о защите конкуренции не устанавливает, что датой вступления в силу решения антимонопольного органа является иная дата нежели дата принятия этого решения (то есть дата его изготовления в полном объеме). С учетом этого, следует исходить из того, что с момента изготовления решения антимонопольного органа в полном объеме антимонопольный орган вправе возбудить дело об административном правонарушении независимо от того, обжаловано ли соответствующее решение в судебном порядке (п. 10.1. Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 № 30).

На основании изложенного, в соответствии с пунктом 5 ст.39, ст.ст. 41, 48, 49, 50 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать факт нарушения гарантирующим поставщиком (ОАО «Свердловэнергосбыт») ч.1 ст.10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в инициировании введения ограничения режима потребления электрической энергии с нарушением порядка, установленного п.п.165-167 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии, путем направления заявок на полное (частичное) ограничение режима потребления электрической энергии ООО «Артемовская ТЭЦ» (от 07.05.2010 №27-28/445-э, №27-28/446-э, №27-28/447-э, №27-28/448-э) и ЗАО «УралВоенНаладка» (от 18.05.2010 №1018), в договорах энергоснабжения с которыми отсутствуют условия, обеспечивающие соблюдение прав и законных интересов третьих лиц (иных опосредованно присоединенных через энергопринимающие устройства ООО «Артемовская ТЭЦ» и ЗАО «УралВоенНаладка» потребителей), и исполнение которых привело к прекращению подачи электрической энергии таким потребителям (ОАО «Мегафон» и ОАО «Вымпел-Коммуникации»).

 

2. Признать факт нарушения территориальной сетевой организацией (ОАО «МРСК Урала») ч.1 ст.10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в совершении при исполнения заявок гарантирующего поставщика (ОАО «Свердловэнергосбыт») фактических действий по ограничению режима потребления электрической энергии потребителя (ОАО «Артемовская ТЭЦ»), через энергопринимающие устройства которого опосредованно присоединены к объектам электросетевого хозяйства ОАО «МРСК Урала» энергопринимающие устройства иных надлежащим образом исполняющих свои обязательства по договору энергоснабжения потребителей ОАО «Свердловэнергосбыт» (ОАО «Мегафон» и ОАО «Вымпел-Коммуникации»), в отсутствие порядка переключений в энергопринимающих устройствах ООО «Артемовская ТЭЦ», определяемого в соответствии с п.167 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики (утв. Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006), что привело к прекращению подачи электрической энергии потребителям (ОАО «Мегафон» и ОАО «Вымпел-Коммуникации»), надлежащим образом исполняющим свои обязательства по договорам энергоснабжения.

 

3. Признать факт нарушения территориальной сетевой организации ЗАО «Горэлектросеть» ч.1 ст.10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в совершении при исполнения заявок гарантирующего поставщика (ОАО «Свердловэнергосбыт») фактических действий по ограничению режима потребления электрической энергии потребителя (ЗАО «УралВоенНаладка»), через энергопринимающие устройства которого опосредованно присоединены к объектам электросетевого хозяйства ЗАО «Горэлектросеть» энергопринимающие устройства иного надлежащим образом исполняющего свои обязательства по договору энергоснабжения потребителя ОАО «Свердловэнергосбыт» (ОАО «Мегафон»), в отсутствие порядка переключений в энергопринимающих устройствах ЗАО «УралВоенНаладка», определяемого в соответствии с п.167 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики (утв. Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006), что привело к прекращению подачи электрической энергии потребителю (ОАО «Мегафон»), надлежащим образом исполняющему свои обязательства по договору энергоснабжения.

 

4. Законному представителю ОАО «Свердловэнергосбыт» надлежит явиться 10 марта 2011 года в 10 часов 00 минут в Свердловское УФАС России (620014, г. Екатеринбург, ул. Московская, д. 11, каб. 219) для составления протокола об административном правонарушении по ст. 14.31 КоАП РФ с документами, удостоверяющими личность и служебное положение.

4.1.ОАО «Свердловэнергосбыт» на основании статьи 25 Закона о защите конкуренции надлежит в срок до 01 марта 2011 года представить в Свердловское УФАС России:

-          выписку из учредительных документов ОАО «Свердловэнергосбыт», подтверждающую полномочия законного представителя юридического лица;

-          копию протокола о назначении законного представителя ОАО «Свердловэнергосбыт»;

-          сведения о размере выручки ОАО «Свердловэнергосбыт», полученной с 01.01.2010 по 31.12.2010 на розничном рынке электрической энергии с участием потребителей Свердловской области (указать сумму в рублях в денежном выражении без учета НДС и представить в отдельной справке, заверенной надлежащем образом, с разбивкой по структурным подразделениям Общества);

-          отчет о прибылях и убытках ОАО «Свердловэнергосбыт» за 2010 год по форме № 2 по ОКУД «Отчет о прибылях и убытках», утв. приказом Министерства финансов Российской Федерации от 22.07.2003 года № 67н.

 

5. Законному представителю ОАО «МРСК Урала» надлежит явиться 10 марта 2011 года в 11 часов 00 минут в Свердловское УФАС России (620014, г. Екатеринбург, ул. Московская, д. 11, каб. 219) для составления протокола об административном правонарушении по ст. 14.31 КоАП РФ с документами, удостоверяющими личность и служебное положение.

5.1.ОАО «МРСК Урала» на основании статьи 25 Закона о защите конкуренции надлежит в срок до 01 марта 2011 года представить в Свердловское УФАС России:

-          выписку из учредительных документов ОАО «МРСК Урала», подтверждающую полномочия законного представителя юридического лица;

-          копию протокола о назначении законного представителя ОАО «МРСК Урала»;

-          сведения о размере выручки ОАО «МРСК Урала», полученной с 01.01.2010 по 31.12.2010 от оказания услуг по передаче электрической энергии на территории Свердловской области (указать сумму в рублях в денежном выражении без учета НДС и представить в отдельной справке, заверить надлежащем образом);

-          отчет о прибылях и убытках ОАО «МРСК Урала» за 2010 год по форме № 2 по ОКУД «Отчет о прибылях и убытках», утв. приказом Министерства финансов Российской Федерации от 22.07.2003 года № 67н.

 

6. Законному представителю ЗАО «Горэлектросеть» надлежит явиться 10 марта 2011 года в 12 часов 00 минут в Свердловское УФАС России (620014, г. Екатеринбург, ул. Московская, д. 11, каб. 219) для составления протокола об административном правонарушении по ст. 14.31 КоАП РФ с документами, удостоверяющими личность и служебное положение.

6.1. ЗАО «Горэлектросеть» на основании статьи 25 Закона о защите конкуренции надлежит в срок до 01 марта 2011 года представить в Свердловское УФАС России:

-          выписку из учредительных документов ЗАО «Горэлектросеть», подтверждающую полномочия законного представителя юридического лица;

-          копию протокола о назначении законного представителя ЗАО «Горэлектросеть»;

-          сведения о размере выручки ЗАО «Горэлектросеть», полученной с 01.01.2010 по 31.12.2010 от оказания услуг по передаче электрической энергии на территории Свердловской области (указать сумму в рублях в денежном выражении без учета НДС и представить в отдельной справке, заверить надлежащем образом);

-          отчет о прибылях и убытках ЗАО «Горэлектросеть» за 2010 год по форме № 2 по ОКУД «Отчет о прибылях и убытках», утв. приказом Министерства финансов Российской Федерации от 22.07.2003 года № 67н.

 

 

Председатель Комиссии                                                                                            Т.Р.Колотова

 

 

Члены Комиссии                                                                                                      Ю.В.Анисимова

 

        

         Ю.Б.Смирнов

 

 

          Т.С.Куценко

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трёх месяцев со дня его принятия.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны