Решение №71 Решение по делу №71 в отношении ОАО "Областное телевидение",... от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 71

 

22 сентября 2011 г.                                                                                     г. Екатеринбург

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по рассмотрению дел о нарушениях законодательства о рекламе, рассмотрев дело № 71, возбужденное в отношении ОАО «Областное телевидение» на основании проверки эфира телеканала «Областное телевидение» от 04.07.2011 в период трансляции с 14 час. 00 мин. до 16 час. 00 мин., специалистами Свердловского УФАС России было выявлено распространение рекламы, содержащей признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

 

 

 

УСТАНОВИЛА:

 

Дело № 71 по признакам нарушения законодательства о рекламе было возбуждено в отношении ОАО «Областное телевидение» Определением от 16.08.2011 на основании проверки эфира телеканала «Областное телевидение» от 04.07.2011 в период трансляции с 14 час. 00 мин. до 16 час. 00 мин., в ходе которой специалистами Свердловского УФАС России было выявлено распространение ненадлежащей рекламы.

Рассмотрение дела было назначено на 22.09.2011 (исх. № 7790 от 18.08.2011).

В ходе проверки эфира телеканала «Областное телевидение» от 04.07.2011 в период трансляции с 14 час. 00 мин. до 16 час. 00 мин. (по итогам которой составлена Справка от 11.08.2011) сотрудниками Свердловского УФАС России было выявлено распространение рекламы с признаками нарушения ч.3, ч.5 ст.14 ФЗ «О рекламе»:

Согласно ч.3 ст.14 ФЗ «О рекламе» общая продолжительность распространяемой в телепрограмме рекламы (в том числе такой рекламы, как телемагазины), прерывания телепрограммы рекламой (в том числе спонсорской рекламой) и совмещения рекламы с телепрограммой способом «бегущей строки» или иным способом ее наложения на кадр телепрограммы не может превышать 15% (9 мин.) времени вещания в течение часа.

В течение первого анализируемого часа (14 час. 00 мин. – 15 час. 00 мин.) транслировалась следующая реклама:

  • спонсорская реклама банка «Кольцо Урала»: 14час. 09мин. 51сек. – 14час. 9мин. 55сек. (продолжительность 4 сек.);
  • телепередача «Рецепт здоровья», представляющая собой рекламный материал: 14час. 30мин. 23сек. – 14час. 59мин. 30сек. (продолжительность 29 мин. 07 сек.).

В нарушение требований ч.3 ст.14 ФЗ «О рекламе» весь эфир телепрограммы «Рецепт здоровья», транслируемой с 14 час. 30 мин. до 15 час. 00 мин. (в соответствии с программой телепередач), построен таким образом, что привлекает внимание, а также поддерживает интерес и продвигает на рынке услуг ООО «Екатеринбургский медицинский центр», представители которого находились в студии во время прямой трансляции телепрограммы «Рецепт здоровья». В эфире телепередачи обсуждались вопросы, связанные с заболеваниями желудочно-кишечного тракта, задаваемые телезрителями по телефону либо присылаемые по электронной почте. Специалисты медицинского центра, а также ведущая телепрограммы, отвечали на вопросы телезрителей, выстраивая свой ответ так, что в нем фигурировало упоминание о предоставляемых услугах либо удобствах ООО «Екатеринбургский медицинский центр». Например: «Специалисты вашего центра…», «…работают врачи, которые знают наши болезни, знают, как их лечить», «…медицинский центр в шаговой доступности», «…провести данное обследование именно в этом центре», «…возможно ЕМЦ Вам тоже пригодится», «С какими заболеваниями, диагнозами можно к вам прийти?», «Пришел к вам больной…» и т.п.

Также в течение всей трансляции вышеупомянутой телепередачи, программа прерывалась на рекламу следующего содержания:

  • реклама ООО «Екатеринбургский медицинский центр»: 14час. 36мин. 21сек. – 14час. 39мин. 59сек.;
  • реклама ООО «Екатеринбургский медицинский центр»: 14час. 50мин. 27сек. – 14час. 50мин. 47сек.;
  • реклама медицинского центра «Медистим»: 14час. 50мин. 48сек. – 14час. 51мин. 03сек.;
  • реклама «Центр флебологии»: 14час. 51мин. 04сек. – 14час. 51мин. 17сек.;
  • реклама ООО «Екатеринбургский медицинский центр»: 14час. 55мин. 31сек. – 14час. 56мин. 31сек. (путем наложения текста на кадр в правом нижнем углу экрана).

Общая продолжительность рекламы составила в течение первого анализируемого часа (14 час. 00 мин. – 15 час. 00 мин.) более 15% времени вещания – 29 мин. 11 сек.

В соответствии с ч.5 ст.14 ФЗ «О рекламе» телепередачи продолжительностью менее чем 15 минут могут прерываться спонсорской рекламой непосредственно в начале и непосредственно перед окончанием таких телепередач при условии, что общая продолжительность такой рекламы не превышает тридцать секунд.

Общая продолжительность спонсорской рекламы телепередачи «Прогноз погоды», которая транслировалась на телеканале «ОТВ» с 15 час. 55 мин. до 16 час. 00 мин. (в соответствии с программой телепередач), превысила на 00 мин. 16 сек. установленное ограничение в 30 секунд для телепередачи продолжительностью менее чем 15 минут. Спонсорская реклама составила 00 мин. 29 сек. непосредственно перед началом телепередачи и 00 мин. 17 сек. перед окончанием передачи. Спонсором телепередачи «Прогноз погоды» выступала птицефабрика «Среднеуральская».

Согласно представленным сведениям, а также в ходе рассмотрения дела ОАО «Областное телевидение» нарушение рекламного законодательства признало.

Представителями ОАО «Областное телевидение» в письменном виде (вх. № 01-13638 от 14.09.2011 и вх. № 01-14028 от 21.09.2011), а также на заседании Комиссии даны следующие пояснения:

В указанный временной период, а именно с 14 час. 00 мин. до 16 час. 00 мин. 04 июля 2011 года в эфире телеканала «Областное телевидение» выходили только следующие программы:

14:00 «События. Каждый час».

14:05 «Документальный фильм «Георгий Жуков. Охота на маршала».

15:00 «События. Каждый час».

15:05 «Прямая линия. ЖКХ».

15:35 «Кому отличный ремонт?!».

Данный факт подтверждается программой телепередач за 04 июля 2011 года, а также журналом регистрации программ. Таким образом, Общество не смогло найти подтверждения фактам, изложенным в Определении о возбуждении дела № 71 от 18 августа 2011 года, и, соответственно, дать какие – либо пояснения по поводу изложенных фактов.

Вместе с тем, в письменных объяснениях (вх. № 01-14028 от 21.09.2011) ОАО «Областное телевидение» добавляет:

Поскольку в указанный в Определении от 18 августа 2011 года временной промежуток не выходила в эфир программа «Рецепт здоровья», Обществом был проведен мониторинг всего эфира за 04 июля 2011 года. В ходе мониторинга была выявлена программа, соответствующая по содержанию той, что указана в Определении от 18.08.2011 о возбуждении дела № 71 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, однако данная телепередача транслировалась с 17 час. 30 мин. до 18 час. 00 мин.

По факту нарушения требований ч.3 ст.14 ФЗ «О рекламе», допущенного в эфире телепрограммы «Рецепт здоровья», представитель Общества сообщила, что указанная программа является авторской программой, создаваемой в полном объеме под руководством Левиной Галины Васильевны. Поскольку программа «Рецепт здоровья» транслируется в прямом эфире, редакция СМИ «Областное телевидение» не может влиять на содержание программы непосредственно в момент ее выхода в эфир. В соответствии с условиями трудового договора от 24 ноября 1998 г., заключенного с Левиной Г.В., и требованиями к размещению рекламных и информационных материалов на телеканале «Областное телевидение», утвержденным приказом № 1-02/72 от 01.06.2010, редактор и ведущая программы Левина Г.В. отвечает за информационное наполнение программ, а также при создании программы обязана обеспечить соответствие содержания требованиям Федерального закона «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ, в том числе Левина Г.В. обязана во время интервью представителей компаний исключать распространение ими информации об услугах, оказываемых такими организациями, либо товарах, производимых (продаваемых) ими, а также употребление таких слов как: «мы», «у нас», «в нашей компании», «наша продукция». Г.В. Левина лично ответственна за содержание интервью, проводимого ей в прямом эфире, поскольку именно она формулирует вопросы и проводит предварительную беседу с гостями программы. Таким образом, Г.В. Левина не выполнила в полной мере обязательства, возложенные на нее трудовым договором.

Как сообщает Общество, в настоящий момент выявленные нарушения устранены. Введен жесткий контроль за количеством и содержанием рекламы, выходящей в эфире программы «Рецепт здоровья», а также за содержанием непосредственно самой программы.

По факту нарушения ч.5 ст.14 ФЗ «О рекламе», допущенного в эфире программы «Прогноз погоды», представители Общества сообщили, что видеозапись вышеназванной программы для информационной программы «События» и для отдельной программы «Прогноз погоды» производится одновременно. В дальнейшем при монтаже программы видеоинженер должен корректировать количество рекламы, выходящей в «Прогнозе погоды» как в рубрике программы «События», так и выходящей в качестве отдельной программы. Таким образом, выявленное нарушение было вызвано ошибкой в работе видеоинженера. Контроль за работой видеоинженера, ответственного за монтаж рекламных блоков, размещение рекламных баннеров в телепрограммах, возложен на коммерческого директора ОАО «Областное телевидение». Коммерческим директором Общества на момент выявления нарушения являлась Михайлова Ольга Егоровна, и ей не были в полной мере исполнены обязательства, возложенные на нее трудовым договором от 05 апреля 2010 года, а также требованиями к размещению рекламных и информационных материалов на телеканале «Областное телевидение», утвержденными приказом № 1-02/72 от 01.06.2010.

Вместе с тем, в ходе мониторинга, проведенного ОАО «Областное телевидение», было обнаружено, что телепередача «Прогноз погоды» транслировалась не в указанный в Определении от 18.08.2011 промежуток времени, а в период с 18 час. 55 мин. до 19 час. 00 мин.

Выявленное нарушение также было устранено, как сообщает ответчик, в августе 2011 года. Коммерческим директором введен усиленный контроль за работой видеоинженеров, осуществляющих монтаж рекламных блоков и рекламных баннеров в телепрограммах, и установлена ответственность за ненадлежащее выполнение ими должностных обязанностей в данной части.

Кроме того представители Общества сообщили, что в целях недопущения и предупреждения в будущем подобных нарушений действующего законодательства при изготовлении и распространении рекламы с коммерческим директором, а также с редактором и ведущей программы «Рецепт здоровья» проведены разъяснительные работы.

Рассмотрев представленные материалы, заслушав доводы и возражения лица, в отношении которого возбуждено дело по признакам нарушения рекламного законодательства, Комиссия Свердловского УФАС России приходит к следующим выводам:

Целями Федерального закона «О рекламе» являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы (ст. 1 Федерального закона «О рекламе» от 13.03.2006 №38-ФЗ).

Реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке (п. 1 ст. 3 Федерального закона «О рекламе»).

В ходе проверки эфира телеканала «Областное телевидение» от 04.07.2011 в период трансляции с 14 час. 00 мин. до 16 час. 00 мин. сотрудниками Свердловского УФАС России выявлено распространение рекламы, общая продолжительность которой в течение первого анализируемого часа составила более 15% времени вещания, а также общая продолжительность спонсорской рекламы телепередачи «Прогноз погоды» превысила на 00 мин. 16 сек. установленное ограничение в 30 секунд для телепередачи продолжительностью менее чем 15 минут.

Вместе с тем, при рассмотрении дела было обнаружено, что вышеуказанные нарушения, выявленные Свердловским УФАС России в эфире телеканала «Областное телевидение» 04.07.2011 с 14 час. 00 мин. до 16 час. 00 мин., в действительности имели место быть 04.07.2011 в период с 17 час. 00 мин. до 19 час. 00 мин.

Указанная погрешность произошла в связи с техническим сбоем записывающего оборудования.

Данный факт подтверждается материалами дела и не оспаривается ответчиком.

Согласно ч.3 ст.14 ФЗ «О рекламе» общая продолжительность распространяемой в телепрограмме рекламы (в том числе такой рекламы, как телемагазины), прерывания телепрограммы рекламой (в том числе спонсорской рекламой) и совмещения рекламы с телепрограммой способом «бегущей строки» или иным способом ее наложения на кадр телепрограммы не может превышать 15% (9 мин.) времени вещания в течение часа.

В соответствии с ч.5 ст.14 ФЗ «О рекламе» телепередачи продолжительностью менее чем 15 минут могут прерываться спонсорской рекламой непосредственно в начале и непосредственно перед окончанием таких телепередач при условии, что общая продолжительность такой рекламы не превышает тридцать секунд.

В нарушение указанных норм закона реклама, распространяемая в эфире «Областного телевидения» 04.07.2011 с 17 час. 00 мин. до 19 час. 00 мин., составила более 15% времени вещания в течение часа, а продолжительность спонсорской рекламы в эфире телепрограммы «Прогноз погоды» превысила установленное ФЗ «О рекламе» ограничение для телепрограмм продолжительностью менее чем 15 минут.

Ненадлежащая реклама -  реклама, не соответствующая требованиям законодательства РФ (п.4 ст.3 ФЗ от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе»).

Ответственность за нарушение требований ст.14 несет рекламораспространитель (ч.7 ст.38 ФЗ «О рекламе»).

Рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств (п.7 ст.3 ФЗ «О рекламе»).

Как следует из материалов дела, и не оспаривается ответчиком, лицом, ответственным за распространение ненадлежащей рекламы в эфире телеканала «Областное телевидение» 04.07.2011 с 17 час. 00 мин. до 19 час. 00 мин. является ОАО «Областное телевидение» (620075, г. Екатеринбург, ул. Восточная, 56; ИНН 6608006790, ОГРН 1026604941550).

В соответствии с п.7 ч.2 ст.33 ФЗ «О рекламе» Антимонопольный орган вправе применять меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

За нарушение рекламного законодательства ч.1 ст. 14.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.

Согласно п.43 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе (утвержденных Постановлением Правительства РФ №508 от 17.08.2006) дата изготовления решения в полном объеме считается датой принятия решения.

В резолютивной части решения комиссия указывает на необходимость передачи дела должностному лицу Управления для рассмотрения дела об административном правонарушении по ст.14.3 КоАП РФ.

Согласно п.1 ч.1 ст.28.1.КоАП РФ поводом к возбуждению дела об административном правонарушении является, в том числе, непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 33 - 36 ФЗ «О рекламе», в соответствии с п. 37 – 43 «Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе», утв. Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006г. № 508, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать рекламу, распространенную ОАО «Областное телевидение» 04.07.2011 в период с 17 час. 00 мин. до 19 час. 00 мин. в эфире телеканала с идентичным названием ненадлежащей и нарушающей ч.3 и ч.5 ст.14 ФЗ «О рекламе», что выразилось:
    • в распространении рекламы в эфире телепрограммы «Рецепт здоровья», общая продолжительность которой в течение первого анализируемого часа составила более 15% времени вещания;
    • общая продолжительность спонсорской рекламы телепередачи «Прогноз погоды» превысила на 00 мин. 16 сек. установленное ограничение в 30 секунд для телепередачи продолжительностью менее чем 15 минут.

 

  1. Предписание не выдавать в связи с прекращением распространения ненадлежащей рекламы.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны