Решение №068/05/5-554/2020 Р Е Ш Е Н И Е по делу № 068/05/5-554/2020 о нарушении закон... от 1 декабря 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ООО «Тойота Мотор»

 

141031, Московская обл.

Мытищинский район

территория МКАД 84-й км

ТПЗ «Алтуфьево», владение 5, строение 1

 

ООО «Медиана Би Эйч»

 

121596, г. Москва, ул. Горбунова, д. 2

строение 3, эт 8, пом  II, ком 38 Д, оф. 48

 

ООО «Денцу Икс»

 

121609, город Москва, Бульвар Осенний, дом 23,

эт 4 пом I ком 6

 

 

 

 

 

 

Р Е Ш Е Н И Е

по делу 068/05/5-554/2020 о нарушении законодательства РФ о рекламе

 

Резолютивная часть решения объявлена "17" ноября 2020 года.                                                                            

Решение изготовлено в полном объеме "1" декабря 2020 года.

                                                                                                                                                   г. Тамбов

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области по рассмотрению дела по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии –  заместитель руководителя – начальник отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов Мазаева С.В.,

члены Комиссии – заместитель начальника отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Моисеева Е.Л., ведущий специалист-эксперт отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Мясникова А.Н.,

рассмотрев дело № 068/05/5-554/2020 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения рекламы услуг автосалона «Тойота», содержащей недобросовестные и недостоверные сведения,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Тамбовским УФАС России в ходе осуществления государственного контроля за соблюдением участниками рекламной деятельности законодательства Российской Федерации о рекламе в сети Интернет в июне 2020 года установлено следующее.

В новостной ленте социальной сети «Вконтакте» размещалась реклама компании «Тойота» группы «Toyota Russia» с рекламной записью (https://vk.com/wall-58488678_98361): «Надежность и длительный срок службы автомобиля могут обеспечить только оригинальные запчасти, соответствующие высочайшим стандартам качества и безопасности Toyota. Паразитам не место в Вашем автомобиле. Неоригинальные запчасти вредят автомобилю и подвергают Вашу жизнь опасности. Покупая неоригинальные запчасти, вы подвергаете опасности себя и автомобиль. www.toyota.ru».

Лицом, в чьих интересах распространяется вышеуказанная реклама является ООО «Тойота Мотор» (141031, Московская обл., Мытищинский район, территория МКАД 84-й км ТПЗ «Алтуфьево», владение 5, строение 1, ОГРН: 1027739386400, дата присвоения ОГРН: 15.10.2002).

Согласно данным, представленным  ООО «В Контакте» (вх. от 04.09.2020 № 5463), лицом разместившем рассматриваемое рекламное объявление, является ООО «Медиана Би Эйч» (121596, г. Москва, ул. Горбунова, д. 2, строение 3, эт. 8, пом.  II, ком. 38 Д, оф. 48, ОГРН: 1117746097677, дата присвоения ОГРН: 14.02.2011, ИНН: 7701906766, КПП: 773101001).

В рекламе усмотрены признаки использования некорректного сравнения рекламируемых оригинальных автозапчастей  Toyota с аналогичными автозапчастями других производителей, в том числе неоригинальными, путем указания на соответствие первых высочайшим стандартам качества и безопасности, а также надежность и длительный срок эксплуатации автомобиля. Также, в рекламе усмотрена негативная оценка использования потребителями автозапчастей других производителей.

08.09.2020 в отношении ООО «Тойота Мотор» и ООО «Медиана Би Эйч» возбуждено дело № 068/05/5-554/2020 по признакам нарушения пункта 1 части 2 статьи 5, пунктов 1,2 части 4 статьи 5 Закона о рекламе. 

ООО «Тойота Мотор» в письме от 01.10.2020 (вх. от 06.10.2020 № 6151) указало, что рекламные материалы были разработаны ООО «Эдвайс» по заданию ООО «Тойота Мотор» по договору от 28.03.2016 № 6584, макет рекламных материалов был утвержден руководителем отдела маркетинговых коммуникаций.  Рекламные материалы размещались в периоды с 01.06.2020 по 30.06.2020 и с 01.08.2020 по 18.08.2020.

На рассмотрении дела №068/05/5-554/2020 08.10.2020 представители ООО «Тойота Мотор» указали, что в рекламе подчеркивается именно оригинальность запчастей Toyota, которые в действительности соответствуют стандартам качества Toyota, произведены под контролем Toyota и правомерно содержат товарный знак Toyota, подтверждая принадлежность таких запасных частей к товарам Toyota, качество и безопасность которых гарантирует ООО  «Тойота Мотор» и иные компании группы Toyota.

По мнению ООО «Тойота Мотор», производители контрафактной продукции, на которые неправомерно нанесен товарный знак Toyota в отсутствие соответствующего договора с правообладателем, не могут считаться конкурентами ООО «Тойота Мотор».

Целью данной рекламы было повышение осведомленности клиентов о возможном вреде для клиента и его автомобиля от использования контрафактных запасных частей, а не сравнение продукции Toyota с продукцией других производителей-конкурентов, правомерно выпускающих аналогичную продукцию под своими товарными знаками. При разработке и утверждении рекламного материала не было принято во внимание, что они могут потенциально иметь иное толкование.

Также ООО "Тойота Мотор" сообщило, что данная реклама распространялась с участием ООО «Денцу Икс». Между ООО «Тойота Мотор» и ООО «Денцу-Смарт» (в настоящее время ООО «Денцу Икс» (121609, город Москва, Бульвар Осенний, дом 23, эт 4 пом I ком 6, ОГРН: 1087746757944, дата присвоения ОГРН: 19.06.2008, ИНН: 7731596504, КПП: 773101001) заключен договор от 29.01.2016 № DS010116-002 оказания медиа-услуг, связанных с размещением рекламных материалов.

ООО «Денцу Икс» также привлечено к участию в рассмотрении дела в качестве заинтересованного лица.

ООО «Денцу Икс» в письменных пояснениях от 29.10.2020 (вх. от 09.11.2020 № 6907) указало, что в рамках договора с ООО «Тойота Мотор» осуществило размещение рассматриваемой рекламы в период с 01.05.2020 по 30.06.2020. Для дальнейшего размещения рекламы ООО «Денцу Икс» привлекло ООО «Ай Проспект».

ООО «Медиана Би Эйч» в письме от 05.10.2020 № 021020 сообщило, что между ООО «Медиана Би Эйч» и ООО «Ай Проспект» заключен договор на размещение рекламы в сети Интернет. В соответствии с приложениями к договору ООО «Медиана Би Эйч» в период с 01.06.2020 по 30.06.2020 и с 01.08.2020 по 18.08.2020 разместило на ресурсах Вконтакте/VKontakte, Target.Mail предоставленную ООО «Ай Проспект» рекламу «Тойота» группы «Toyota Russia».

 

Проанализировав материалы дела, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, Комиссия Тамбовского УФАС России пришла к следующим выводам.

Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе) под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В период с 01.06.2020 по 30.06.2020 и с 01.08.2020 по 18.08.2020 в новостной ленте социальной сети «Вконтакте» группы «Toyota Russia» размещалась рекламная запись (https://vk.com/wall-58488678_98361) следующего содержания: «Надежность и длительный срок службы автомобиля могут обеспечить только оригинальные запчасти, соответствующие высочайшим стандартам качества и безопасности Toyota. Паразитам не место в Вашем автомобиле. Неоригинальные запчасти вредят автомобилю и подвергают Вашу жизнь опасности. Покупая неоригинальные запчасти, вы подвергаете опасности себя и автомобиль. www.toyota.ru».

Письмом от 15.07.2020 № АК/59852/20 (вх. от 15.07.2020 № 521 ФАС э) Тамбовское УФАС России Федеральной антимонопольной службой наделено полномочиями на рассмотрение данного дела в отношении распространения рекламы на всей территории Российской Федерации.

Вышеуказанная информация распространялась для неопределенного круга лиц, направлена на привлечение и поддержание внимания к товарам бренда Toyota, в том числе к автозапчастям, с целью продвижения их на рынке.

Таким образом, указанная информация является рекламой.

Согласно части 1 статьи 5 Закона о рекламе, реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 5 Закона о рекламе, недобросовестной признается реклама, которая содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

Согласно пункту 9 Постановление Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N 58 при анализе информации, содержащейся в рекламе, судам необходимо иметь в виду, что рекламодатель несет ответственность за достоверность не только тех сведений, которые относятся к его собственной деятельности (товару), являющейся объектом рекламирования, но и тех сведений, которые относятся к деятельности (товару) его конкурентов, объектом рекламирования не являющейся. Суды должны учитывать, что при сравнении в рекламе собственных товаров с товарами конкурентов не допускаются сравнение, основанное на несопоставимых критериях, или неполное сравнение товаров, поскольку это искажает представление о рекламируемом товаре и не позволяет объективно оценить его свойства. Поэтому реклама может быть признана недостоверной и в том случае, когда сведения, не соответствующие фактическим обстоятельствам, касаются деятельности (товара) конкурентов.

В своей правовой позиции по делу рекламодатель и рекламораспространитель утверждают, что реклама содержит негативные оценки исключительно в отношении контрафактной продукции.

Комиссия Тамбовского УФАС России отклоняет данные доводы.

Целевым потребителем данной рекламы являются владельцы автомобилей фирмы TOYOTA.

При этом, среди автомобилистов общеупотребительным значением термина "неоригинальная запасная часть" является не контрафактная запасная часть, как утверждает ООО "Тойота Моторс", а запасная часть, отличная (по производителю, а возможно и отдельным потребительским свойствам) от устанавливаемой на автомобиль производителем. При этом, неоригинальные запчасти с качественной точки зрения не хуже оригинальных запасных частей.

ООО "Тойота Моторс" не представило в материалы дела доказательств того, что неоригинальные запасные части не могут быть надлежащего качества, что "надежность и длительный срок службы автомобиля могут обеспечить только оригинальные запчасти", и что "неоригинальные запчасти вредят автомобилю и подвергают Вашу жизнь опасности. Покупая неоригинальные запчасти, вы подвергаете опасности себя и автомобиль".

С учетом того, что в рассматриваемой рекламы без видимых оснований и в отсутствие соответствующих доказательств  аналогичные товары (услуги) иных продавцов (исполнителей, производителей) снабжаются эпитетами, принижающими их качественные характеристики, такая реклама несомненно содержит не только недостоверные тезисы, но и некорректные сравнения с товарами других производителей.

Из формы подачи и смысла рекламной информации вытекает явная негативная оценка использования потребителями автозапчастей других производителей (неоригинальные запчасти вредят автомобилю и подвергают Вашу жизнь опасности. Покупая неоригинальные запчасти, вы подвергаете опасности себя и автомобиль), и некорректное сравнение его с конкурирующими товарами (паразитам не место в Вашем автомобиле).

С учетом изложенного, рассматриваемая реклама нарушает требования пункта 1 части 2 статьи 5 Закона о рекламе и является недобросовестной.

Кроме того, согласно пункту 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе, недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

Согласно пункту 2 части 3 статьи 5 Закона о рекламе, недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.

В соответствии с пунктом 29 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе», информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.

Содержащиеся в рекламе выражения «неоригинальные запчасти вредят автомобилю», «покупая неоригинальные запчасти, вы подвергаете опасности себя и автомобиль», «паразитам не место на вашем автомобиле» содержат сравнение автозапчастей оригинальных с автозапчастями других производителей и акцентирует превосходство оригинальных автозапчастей «Тойота».

Следовательно, реклама направлена на получение преимущества при осуществлении предпринимательской деятельности. В результате использования в рекламе такой сравнительной характеристики рекламируемый товар может восприниматься потребителями как первый по всем возможным показателям, а реклама может ввести их в заблуждение относительно потребительских свойств и качеств товаров при их выборе.

Как указывалось выше, объективных подтверждений, свидетельствующих о достоверности сведений, размещенных в вышеуказанной рекламе, не представлено.

В материалы дела не представлены документы, подтверждающие, что указанные товары действительно соответствует указанному в рекламе показателю и что, по сравнению с конкурентами, только оригинальные запчасти Toyota соответствуют высочайшим стандартам качества и безопасности.

Таким образом, рассматриваемая реклама нарушает требования пунктов 1, 2 части 3 статьи 5 Закона о рекламе.

В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе ненадлежащая реклама — реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.  

Таким образом, указанная реклама в соответствии со статьей 3 Закона о рекламе является ненадлежащей.

Согласно статье 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований, установленных частями 2-8 статьи 5 Закона о рекламе, несет рекламодатель.

ООО «Тойота Мотор» в письме от 01.10.2020 (вх. от 06.10.2020 № 6151) указало, что рекламные материалы были разработаны ООО «Эдвайс» по заданию ООО «Тойота Мотор» по договору от 28.03.2016 № 6584, заказу № 20 к нему, а также заявки на  производство от 11.12.2017 № 513 и акта приема-передачи от 25.12.2017 № 887. Макет рекламных материалов был утвержден руководителем отдела маркетинговых коммуникаций <…>, действовавшей на основании доверенности от 22.06.2018 № 259-2 в пределах представленных полномочий.  Рекламные материалы размещались на период с 01.06.2020 по 30.06.2020 и с 01.08.2020 по 18.08.2020.

В соответствии с пояснениями от 17.11.2020 (вх. № 7089) ООО «Тойота Мотор» указало, что макет был разработан по инициативе Общества и в соответствии с актом приема-передачи результата выполненных работ от 14.05.2018 № 1 к договору № 6584 от 28.03.2016 был принят Обществом, претензий по результатам работ не выставлялось.

Согласно акту приему-передачи выполненных работ от 25.12.2017 № 887 «Создание фотореалистичной иллюстрации «Преимущество оригинальных частей/Комар…» принято ООО «Тойота Мотор».

ООО «Эдвайс» выставило счет № 893/6584/17 от 25.12.2017 ООО «Тойота Мотор» за создание фотореалистичной иллюстрации «Преимущество оригинальных частей/Комар».

Также, между ООО «Тойота Мотор» и ООО «Денцу-Смарт» (в настоящее время ООО «Денцу Икс» (121609, город Москва, Бульвар Осенний, дом 23, эт 4 пом I ком 6, ОГРН: 1087746757944, дата присвоения ОГРН: 19.06.2008, ИНН: 7731596504, КПП: 773101001) заключен договор от 29.01.2016 № DS010116-002 оказания медиа-услуг, связанных с размещением рекламных материалов.

В соответствии с приложениями № DS2003-00477 от 28.05.2020, № DS2007-01096   к договору от 29.01.2016 № DS010116-002 ООО «Денцу-Смарт» обязуется в течении периода с 01.05.2020 по 30.06.2020, с 01.07.2020 по 30.09.2020, осуществить проведение рекламной компании клиента. Согласно акту от 30.06.2020 № 30.06.2020-000177, от 31.08.2020 № 31.08.20-000107 услуги выполнены полностью и в срок, Заказчик (ООО «Тойота Мотор») претензий не имеет.

Для дальнейшего размещения рекламы ООО «Денцу Икс» привлекло ООО «Ай Проспект». Во исполнении договора № DS010916-0002 от 01.09.2016 между ООО «Денцу Икс» привлекло ООО «Ай Проспект» заключены приложения № 455 от 01.06.2020 № 533 от 01.06.2020, согласно которым услуги по размещению рекламной компании «Тойота» были выполнены и оплачены (УПД № УП30-06/025 от 30.06.2020, п/п № 4677 от 07.08.2020; УП31-08/003 от 31.08.2020 п/п № 6244 от 29.09.2020).

Между ООО «Ай Проспект» и ООО «Медиана Би Эйч» заключен договор на дальнейшее размещение рекламы в сети Интернет. В соответствии с приложениями к договору ООО «Медиана Би Эйч» в период с 01.06.2020 по 30.06.2020 и с 01.08.2020 по 18.08.2020 разместило на ресурсах Вконтакте/VKontakte, Target.Mail предоставленную ООО «Ай Проспект» рекламу «Тойота» группы «Toyota Russia». Для оказания услуг по размещению вышеуказанной рекламы ООО «Медиана Би Эйч» привлекло третьих лиц: ООО «В Контакте», ООО «Мэйл.ру». Вышеуказанная реклама принята к размещению и оплачена в срок, претензии не выставлялись.

Таким образом, рекламодателем рассматриваемой рекламы является ООО «Тойота Мотор», рекламоизготовителем ООО «Эдвайс», рекламораспространителями ООО «Денцу-Смарт», ООО «Ай Проспект», ООО «Медиана Би Эйч».

Нарушение прекращено. Реклама размещалась в период с 01.06.2020 по 30.06.2020 и с 01.08.2020 по 18.08.2020.

 

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона «О рекламе», пунктами 37-45 «Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе», утверждённых постановлением Правительства РФ от 17 августа 2006 № 508, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ненадлежащей рекламу следующего содержания: «Надежность и длительный срок службы автомобиля могут обеспечить только оригинальные запчасти, соответствующие высочайшим стандартам качества и безопасности Toyota. Паразитам не место в Вашем автомобиле. Неоригинальные запчасти вредят автомобилю и подвергают Вашу жизнь опасности. Покупая неоригинальные запчасти, вы подвергаете опасности себя и автомобиль. www.toyota.ru», размещавшуюся в период с 01.06.2020 по 30.06.2020 и с 01.08.2020 по 18.08.2020 в новостной ленте социальной сети «Вконтакте» группы «Toyota Russia» с рекламной записью (https://vk.com/wall-58488678_98361), поскольку в ней нарушены требования пункта 1 части 2 статьи 5, пункта 1, 2 части 3 статьи 5 Закона о рекламе.

2. В связи с прекращением распространения рекламы предписание не выдавать.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тамбовского УФАС России для возбуждения дел об административных правонарушениях по части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении виновного лица.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в течение трех месяцев.

 

Председатель Комиссии                                                                                           С.В. Мазаева

 

Члены Комиссии:                                                                                                     Е.Л. Моисеева

 

А.Н. Мясникова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Исп.: Мясникова А.Н.,

Тел. 8(4752) 72-93-54

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны