Решение №068/05/5-867/2020 Р Е Ш Е Н И Е № 068/05/5-867/2020 от 11 марта 2021 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
ООО «З-лайн»
393251, Тамбовская область, г. Рассказово,
ул. Шмаковская, 88
e-mail: zorin619@bk.ru
ИП <…>
Р Е Ш Е Н И Е № 068/05/5-867/2020
Резолютивная часть решения объявлена 24 февраля 2021 года.
Решение изготовлено в полном объеме 11 марта 2021 года.
г. Тамбов
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области по рассмотрению дела по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии – руководитель Гречишникова Е.А.,
члены Комиссии – начальник отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Мурзин К.И., заместитель начальника отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Моисеева Е.Л., ведущий специалист-эксперт отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Мясникова А.Н.,
рассмотрев дело № 068/05/5-867/2020 по признакам нарушения Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) по факту распространения рекламы, содержащей недостоверные сведения,
в присутствии генерального директора ООО «З-лайн» <…>,
У С Т А Н О В И Л А:
Тамбовским УФАС России в ходе осуществления государственного контроля за соблюдением участниками рекламной деятельности законодательства Российской Федерации о рекламе в декабре 2020 года установлено, что на рекламной конструкции, размещенной на ограждении по адресу: г. Рассказово, ул. Куйбышева, 6 (близ ТЦ «Гранд») распространяется информация следующего содержания: «Автозапчасти для иномарок. Самые низкие цены. <…>. В наличии и под заказ. Доставка от 1 дня».
В рассматриваемой рекламе содержится утверждение «Самые низкие цены», однако, указаний на основании каких данных сделан такой вывод, в рекламе не содержится.
23.12.2020 в отношении ИП <…> возбуждено дело № 068/05/5-867/2020 по признакам нарушения пункта 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе.
ИП <…> письмом (вх. от 12.01.2021 № 82) сообщила, что является собственником нежилого здания по адресу: Тамбовская область, г. Рассказово, ул. Куйбышева, д. 6 (ТЦ «Гранд»). Здание используется под сдачу площадей под торговлю и оказание услуг. Администрацией г. Рассказово выдано разрешение на размещение рекламных конструкций на фасаде здания и на заборе автостоянки. Однако, согласно договорам аренды, арендаторы сами разрабатывают и изготавливают рекламные и информационные баннеры.
Согласно договору аренды нежилого помещения от 01.02.2020 № 4/6 место под рекламную конструкции на заборе ТЦ «Гранд», ограждающем автостоянку по адресу: г. Рассказово, ул. Куйбышева, д. 6, передано ООО «З-лайн» (ОГРН: 1116828000134, дата присвоения ОГРН: 26.05.2011, ИНН: 6828007091, КПП: 682801001, адрес: 393251, Тамбовская область, город Рассказово, улица Шмаковская 88).
ООО «З-лайн» привлечено к участию в рассмотрении дела в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения рекламного законодательства.
ООО «З-лайн» в письменных пояснениях от 18.02.2021 (вх. № 1025) сообщило, что больше года назад представители рекламной компании предложили услуги по продвижению деятельности Общества. Впоследствии на ограждении была размещена вывеска без согласования ее содержания с информацией о магазине автозапчастей для иномарок с ООО «З-лайн». После получения определения о возбуждении дела вывеска была демонтировна.
Изучив материалы и представленные доказательства, выслушав пояснения лица, участвующего в деле, Комиссия Тамбовского УФАС России пришла к следующим выводам.
Установлено, что с февраля 2020 года на рекламной конструкции, размещенной на ограждении по адресу: г. Рассказово, ул. Куйбышева, 6 (близ ТЦ «Гранд») распространяется информация следующего содержания: «Автозапчасти для иномарок. Самые низкие цены. <…>. В наличии и под заказ. Доставка от 1 дня».
Исходя из статьи 3 Закона о рекламе под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Объект рекламирования – товар, средства его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Рассматриваемая реклама адресована неопределенному кругу лиц, направлена, прежде всего, на продвижение реализуемых товаров торговой точки и привлечение клиентов, указанное в рекламе словосочетание воспринимается не просто как информация о торговой точке, а именно как реклама, поскольку формирует интерес потребителей к приобретению указанной в рекламе продукции и способствуют возникновению желания купить рекламируемые товары.
Рекламируемые таким образом товары, определяющие сравнительные характеристики предлагаемого ассортимента, посредством использования такого слова как «Самый» несет смысловую нагрузку, связанную с выражением превосходной степени в ценовой категории в сравнении с иными торговыми точками, представленными на рынке. Форма выражения рекламной информации исключает двусмысленность ее восприятия, использование в рекламе данного словосочетания предполагает, что рекламируемая таким образом продукция, предлагаемая в торговой точке, является самой востребованной с точки зрения цены со стороны потребителей, ориентирует клиентов на обращение в указанную торговую точку для покупки товаров только в данной месте в связи с тем, что по номеру телефона, указанному в рекламе, можно купить автозапчасти для иномарок по самой низкой стоимости по отношении к другим продавцам.
Однако, объективных подтверждений, свидетельствующих о достоверности сведений, размещенных в вышеуказанной рекламе, не представлено.
В материалы дела не представлены документы, подтверждающие, что указанная торговая точка соответствует указанному в рекламе показателю и что, по сравнению с конкурентами, в данном месте продаются автозапчасти для иномарок по самой низкой цене.
В соответствии со статьей 5 Закона о рекламе реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.
В соответствии с пунктом 29 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона о рекламе, информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.
В связи с этим использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например, путем употребления слов "лучший", "первый", "номер один", должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение.
Таким образом, для утверждения в рекламе «самый», «лучший», «первый» перед другими продавцами необходимо наличие оснований, позволяющих судить о данном превосходстве.
Указанная реклама создает впечатление, что продавец, указавший в рекламе сравнительную характеристику, путем употребления слова «самый» является «первым», обладает более высокими достоинствами и преимуществами по отношению к другим продавцам. Таким образом, рекламируемые товары представляются потребителю наиболее востребованными с точки зрения цены по сравнению с другими торговыми точками.
С учетом изложенного, указанная реклама в силу пункта 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе является недостоверной.
В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе ненадлежащая реклама — реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
Таким образом, указанная реклама в соответствии со статьей 3 Закона о рекламе является ненадлежащей.
Статьей 38 Закона о рекламе установлено, что за нарушение требований части 3 статьи 5 Закона о рекламе ответственность несет рекламодатель.
ООО «З-лайн» на рассмотрении дела 24.02.2021 сообщил, что не предполагал о нарушении рекламного законодательства, поскольку не видел материал, размещенный на рекламной конструкции. Реклама была изготовлена и размещена по инициативе рекламного агентства в феврале 2020 года и в настоящее время демонтирована.
Администрацией г. Рассказово 18.11.2016 № 308 выдано разрешение на размещение рекламных конструкций ИП <…> на ограждении здания по адресу: г. Рассказово, ул. Куйбышева, д. 6.
Согласно договору аренды нежилого помещения от 01.02.2020 № 4/6 место под рекламную конструкции на заборе ТЦ «Гранд», ограждающем автостоянку по адресу: г. Рассказово, ул. Куйбышева, д. 6, передано ИП <…> - ООО «З-лайн» (ОГРН: 1116828000134, дата присвоения ОГРН: 26.05.2011, ИНН: 6828007091, КПП: 682801001, адрес: 393251, Тамбовская область, город Рассказово, улица Шмаковская 88) (п. 1.1).
Кроме того, согласно пояснениям ИП <…> от 12.01.2021 № 82 магазин с автозапчастями расположен на втором этаже ТЦ «Гранд» и передан по договору аренды ООО «З-лайн».
В соответствии с пп. 1 п. 2.1 договора Арендатор обязуется, получив в аренду Помещения использовать их по прямому назначению.
С учетом изложенного, ответственность за надлежащее состояние рекламной конструкции возложена на ООО «З-лайн» и именно Общество должно поддерживать состояние внешнего вида данной конструкции на протяжении всего действия договорных отношений.
Таким образом, ООО «З-лайн» является рекламодателем и рекламораспространителем указанной рекламы, поскольку в интересах именно данного Общества была размещена рассматриваемая реклама.
Доказательств (фотоотчет), подтверждающих устранение нарушения в материалах дела нет.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о рекламе, пунктами 42-48 «Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2020 г. № 1922, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать ненадлежащей рекламу следующего содержания: «Автозапчасти для иномарок. Самые низкие цены. <…>. В наличии и под заказ. Доставка от 1 дня», размещаемую с февраля 2020 года на рекламной конструкции на ограждении по адресу: г. Рассказово, ул. Куйбышева, 6 (близ ТЦ «Гранд»), поскольку в ней нарушены требования пункта 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе.
2. Выдать ООО «З-лайн» предписание об устранении нарушения требований рекламного законодательства и представить доказательства в 2-х недельных срок со дня получения предписания.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тамбовского УФАС России для возбуждения дел об административных правонарушениях по части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении виновного лица.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в течение трех месяцев.
Председатель Комиссии Е.А. Гречишникова
Члены Комиссии: К.И. Мурзин
Е.Л. Моисеева
А.Н. Мясникова
Исп.: Мясникова А.Н., (4752) 72-93-54