Решение б/н решение от 5 июня 2020 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
АО «Газпром газораспределение Тамбов»
392000, г Тамбов, ул. Московская, 19Д
Тел./Факс: 7-4752-724565
e-mail: tog@tmb.ru, maluk_nv@tog.tmb.ru
ООО «Промэкспертиза»
620144, г. Екатеринбург,
ул. Большакова, д. 61, оф. 705
Тел.: 7-343-266-47-33
e-mail: ooo.promexpertiza@list.ru
Электронная торговая площадка
Группы Газпромбанка
117342, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая,
дом 40, подвал, помещение I, ком 25
e-mail: info@etpgpb.ru
Р Е Ш Е Н И Е
по делу № 068/07/3-328/2020 о нарушении процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров
Резолютивная часть решения оглашена «3» мая 2020 года.
В полном объеме решение изготовлено «5» мая 2020 года.
г. Тамбов
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (далее – Тамбовское УФАС России) по осуществлению контроля за проведением торгов и порядком заключения договоров в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в составе:
председатель Комиссии – заместитель руководителя - начальник отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов Мазаева С.В.,
члены:
начальник отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Мурзин К.И.,
главный специалист-эксперт отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Заботнова Т.В.,
в присутствии представителей организатора торгов АО «Газпром газораспределение Тамбов»: <…> (доверенность от 19.11.2019), <…> (доверенность от 01.06.2020), <…> (доверенность от 22.01.2020), <…> (доверенность от 30.01.2020) в рассмотрении жалобы посредством видеоконференцсвязи,
в отсутствие представителя заявителя – ООО «Промэкспертиза», уведомленного о месте и времени рассмотрения жалобы надлежащим образом,
рассмотрев в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» жалобу ООО «Промэкспертиза» на действия организатора торгов – АО «Газпром газораспределение Тамбов»,
УСТАНОВИЛА:
АО «Газпром газораспределение Тамбов» (ранее и далее – Заказчик) 12.05.2020 опубликовало в единой информационной системе в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru) извещение о проведении запроса предложений № 32009142214 на оказание услуг по экспертизе промышленной безопасности и технического диагностирования подземных стальных газопроводов.
Начальная (максимальная) цена договора: 2 856 195,78 российский рубль.
Дата и время окончания подачи заявок 20.05.2020 в 10:00.
В соответствии с протоколом закупки товаров, работ, услуг конкурентный отбор в электронной форме № 32009142214 по окончании срока подачи заявок было подано 3 заявки, 2 заявки допущены.
ООО «Промэкспертиза» (ранее и далее – Заявитель) обратилось в Тамбовское УФАС России с жалобой (вх. от 19.05.2020 № 2992, вх. от 25.05.2020 № 3103) на действия АО «Газпром газораспределение Тамбов» при проведении запроса предложений № 32009142214.
В качестве доводов жалобы Заявитель указал, что Заказчик установил необоснованные и дискриминационные критерии оценки заявок участников в части установления подкритерия «Опыт выполнения аналогичных работ в денежном выражении за последние 5 (пять) лет, предшествующие дате окончания подачи заявок» и подкритерия «Соответствие персонала, привлекаемого участником, требованиям документации» для критерия «Квалификация участника», нарушив этими действиями положения части 1 статьи 3 Закона о закупках и пункта 1 части 4 статьи 11, части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
Так, по мнению Заявителя, показатель «Опыт выполнения аналогичных работ (оказания аналогичных услуг) в денежном выражении за последние 5 (пять) лет, предшествующие дате окончания подачи заявок» является некорректным и несоответствующим законодательству о закупках, поскольку под опытом понимается совокупность практически усвоенных знаний, умений, навыков, которыми могут обладать только физические лица – работники юридического лица. Наличие такого опыта можно требовать только у штатных работников юридического лица. Данный показатель не предусмотрен действующим законодательством и препятствует доступу к участию в закупке хозяйствующих субъектов, опыт работы которых составляет менее пяти лет. Кроме того, по данному показателю оценивается объем выполненных аналогичных работ (оказанных услуг) в денежном выражении по выполненным (исполненным) договорам. Включение в качестве критерия оценки опыта (в рублях) без указания предельного максимального количественного значения может привести к ограничению конкуренции.
Показатель «Соответствие персонала, привлекаемого участником, требованиям документации» Заявитель также считает несоответствующим законодательству о закупках, поскольку в документации о проведении запроса предложений в электронной форме не установлен необходимый верхний предел максимального количества специалистов требуемой квалификации, привлекаемых для выполнения работ, а также неизвестно, каким образом будет проходить оценка трудовых ресурсов.
Учитывая вышеизложенное, Заявитель просит выдать заказчику - АО «Газпром газораспределение Тамбов» обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений.
Заказчик в своих возражениях на жалобу от 01.06.2020 и от 03.06.2020, а также его представители на заседании Комиссии Тамбовского УФАС России сообщили, что Общество нарушений при проведении закупки не допускало, с доводами жалобы не согласно, считает её необоснованной в связи со следующим.
Извещение Общества о проведении закупки № 32009142214 опубликовано в единой информационной системе в сфере закупок 12.05.2020, срок окончания подачи заявок на участие в закупке окончен 20.05.2020 в 10:00, при этом жалоба Заявителя поступила в Тамбовское УФАС России 25.05.2020, то есть в нарушение сроков, установленных частью 11 статьи 3 Закона о закупках.
Заказчик вправе самостоятельно устанавливать критерии, по которым оцениваются участники закупки, в соответствии с собственными потребностями. Подобная оценка участников закупки по критерию «Квалификация участника» обусловлена тем, что предметом закупки является оказание услуг по техническому диагностированию и экспертизе промышленной безопасности опасных производственных объектов, которые являются источниками повышенной опасности. Критерии оценки заявок в равной степени относятся ко всем участникам закупки и служат для определения лучших условий исполнения договора.
Заявитель не имеет права осуществления деятельности по экспертизе промышленной безопасности по причине отсутствия соответствующей лицензии, что подтверждается сведениями из общедоступных источников в сети «Интеренет», в том числе программы «Синапс». Таким образом, Заявитель заведомо понимает, что работы, указанные в закупке, выполнить не сможет, соответственно его права никоим образом не нарушаются.
Комиссия Тамбовского УФАС России в результате рассмотрения жалобы, возражений на них и материалов закупки пришла к следующим выводам.
Частью 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (ранее и далее - Закон о закупках) предусмотрено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 вышеуказанной статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
1. АО «Газпром газораспределение Тамбов» опубликовало в единой информационной системе в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru) действующую редакцию извещения о проведении запроса предложений № 32009142214 на оказание услуг по экспертизе промышленной безопасности и технического диагностирования подземных стальных газопроводов 15.05.2020, дата и время окончания подачи заявок 20.05.2020 в 10:00.
Согласно части 11 статьи 3 Закона о закупках в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.
Жалоба ООО «Промэкспертиза» была направлена в Тамбовское УФАС России посредством Почты России 19.05.2020, поступила 25.05.2020 (вх. № 3103), таким образом, срок подачи жалобы, установленный частью 11 статьи 3 Закона о закупках Заявителем, не нарушен.
2. Заказчик при проведении запроса предложений № 32009142214 на оказание услуг по экспертизе промышленной безопасности и технического диагностирования подземных стальных газопроводов руководствовался Законом о закупках и Положением о закупке товаров, работ, услуг АО «Газпром газораспределение Тамбов» (ранее и далее – Положение о закупке), которое утверждено решением Совета директоров 31.03.2020 № 6 (актуальная версия опубликована в ЕИС 05.04.2020).
Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должно содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 Закона о закупках, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Согласно пункту 13.3.2. Положения о закупках, в составе критериев оценки и сопоставления заявок Заказчик (Организатор) вправе указать как ценовые, в том числе такие подкритерии как цена, расходы связанные с исполнением договора, расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ и прочее, так и неценовые критерии, в том числе подкритерии, определяющие качественные, функциональные, экологические и иные характеристики предмета закупки, квалификацию участников закупки, наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом закупки и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации и прочие подкритерии, оценивающие соответствие участника закупки требованиям Заказчика.
Заказчиком в приложении 3 к документации о закупке установлены следующие критерии оценки заявок:
1) уровень цены заявки;
2) квалификация участника:
2.1) Опыт выполнения аналогичных работ (оказания аналогичных услуг) в денежном выражении за последние 5 лет, предшествующие дате окончания подачи заявок;
2.2) Соответствие персонала, привлекаемого участником, требованиям документации;
2.3) Объем работ, выполняемый собственными силами.
В силу п. 4 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Закона о закупках, утвержденному Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018, использование оценочных критериев не является нарушением, если эти критерии носят измеряемый характер и соответствие участника закупки названным критериям может быть установлено объективно.
В соответствии с пунктом 2 статьи 13 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» экспертизу промышленной безопасности вправе проводить организация, имеющая лицензию на проведение указанной экспертизы.
Учитывая указанную норму, в качестве участника закупки, подавшего Заявку, выступает хозяйствующий субъект. Соответственно, Заказчик оценивает опыт оказания услуг (выполнения работ), аналогичных предмету закупки, именно хозяйствующим субъектом, подавшим Заявку на участие в закупке, а не отдельными физическими лицами, состоящими у этого юридического лица в штате.
В соответствии с пунктом 1 статьи 48 ГК РФ юридическим лицом признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
При этом, в соответствии с п. 11 ст.152 ГК РФ юридическое лицо, также как и гражданин, обладает деловой репутацией. Деловая репутация представляет собой качественную оценку участниками гражданского оборота деятельности организации.
При этом, выполнение любых работ, тем более лицензируемых, предполагает не только непосредственные работы, предусмотренные контрактом, но и комплекс обеспечивающих мероприятий, обеспечение гарантийных обязательств и выполнение прочих производственных процессов.
Таким образом, ошибочны доводы заявителя о том, что оценку квалификации участника допустимо проводить лишь на основании оценки опыта работников такой организации.
3. Порядок оценки заявок по подкритерию "Соответствие персонала, привлекаемого участником, требованиям документации" определен в приложении 3 к документации о закупке.
Так, оценка данного подкритерия осуществлялась по формуле В2.2 = 10 х (Ci / Смах), где: В2.2 - оценка (балл) заявки, i-гo участника;
Сmах - максимальное значение критерия среди заявок всех участников;
Ci - значение критерия по заявке i-го участника
Данный порядок носит объективный характер. Заявитель не обосновал, каким образом, именно такой порядок оценки ущемляет его права и в чем заключается нарушение Закона о закупках.
4. В соответствии с ч.6 ст.18.1 Закона о защите конкуренции жалоба должна содержать указание на обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, акты и (или) действия (бездействие) уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, на нормативный правовой акт, устанавливающий порядок осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, а также соответствующие доводы, перечень прилагаемых к жалобе документов.
Как указывалось выше, участник закупки должен обладать лицензий для осуществления деятельности, являющейся предметом закупки.
Однако, заявитель жалобы в ее рассмотрении участия не принял, подтверждение наличия у него лицензии не представил. При этом, в реестре лицензий, размещенном на официальном сайте Ростехнадзора, сведения о наличии у ООО "Промэкспертиза" лицензии на осуществление деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности отсутствуют.
С учетом вышеизложенного, комиссия Тамбовского УФАС России приходит к выводу о необоснованности доводов жалобы заявителя.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Тамбовского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО «Промэкспертиза» необоснованной.
Днем принятия решения считается дата его изготовления в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Тамбовской области, находящийся по адресу: 392000 г. Тамбов, ул. Пензенская, 67/12.
Председатель комиссии |
С.В. Мазаева |
|
|
Члены комиссии |
К.И. Мурзин
Т.В. Заботнова |
|
|