Решение №ЕГ/217/23 решение от 24 января 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

Муниципальное унитарное предприятие

«Гостиница «Мичуринск»

393768, г. Мичуринск, ул. Советская, д. 292, А

 

 

ООО «Бонумстрой»

392000, г. Тамбов, ул. Московская, д. 1 А

 

 

ООО «РТС-тендер»

121151, г. Москва, наб. Тараса Шевченко,

Д. 23А, 25 этаж, пом. 1

 

 

 

РЕШЕНИЕ

о нарушении процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров

по делу № 068/07/3-5/2023

 

Резолютивная часть решения оглашена «19» января 2023 года.

В полном объеме решение изготовлено «23» января 2023 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области по осуществлению контроля за проведением торгов и порядком заключения договоров в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в составе:

председатель Комиссии - руководитель управления Гречишникова Е.А.,

члены:

заместитель руководителя - начальник отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов Мазаева С.В.,

заместитель начальника отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов Вислобокова Е.М.,

главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов Пономарева И.А.,

в присутствии представителей заказчика - Муниципальное унитарное предприятия «Гостиница «Мичуринск» (далее – МУП «Гостиница «Мичуринск») - <...> (доверенность от 16.01.2023),

в присутствии заявителя – ООО «Бонумстрой» - <...> (доверенность от 17.01.2023),

рассмотрев в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» жалобу ООО «Бонумстрой» на действия МУП «Гостиница «Мичуринск» при проведении открытого аукциона в электронной форме № 32212011414 на выполнение работ по текущему ремонту МУП «Гостиница «Мичуринск», участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Тамбовское УФАС России поступила жалоба ООО «Бонумстрой» (вх. от 10.01.2023 № 50-ЭП/23) на действия МУП «Гостиница «Мичуринск» при проведении открытого аукциона в электронной форме № 32212011414 на выполнение работ по текущему ремонту МУП «Гостиница «Мичуринск», участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства.

В качестве доводов жалобы указано следующее:

- Заказчик неправомерно сократил срок окончания подачи заявок на участие в аукционе (довод № 1);

- Заказчик в аукционной документации установил незаконные требования к товарам, а также в инструкции по заполнению заявок не дал пояснений по некоторым обозначениям (довод № 2).

Заказчик представил возражения, в которых указал, что с доводами жалобы не согласен, считает её необоснованной.

 

Изучив материалы дела, заслушав пояснения сторон, Комиссия Тамбовского УФАС России пришла к следующим выводам.

 

1. В силу части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В силу части 11 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг, отдельными видами юридических лиц» в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.

Жалоба ООО «Бонумстрой» поступила в Тамбовское УФАС России 10.01.2023 в 09:03, то есть до окончания подачи заявок на участие в аукционе.

Таким образом, Заявителем правомерно подана жалоба на положения закупочной документации в антимонопольный орган.

 

2. МУП «Гостиница «Мичуринск» (далее - Заказчик) 30.12.2022 опубликовало в единой информационной системе в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru) извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме на выполнение работ по текущему ремонту муниципального унитарного предприятия «Гостиница «Мичуринск», участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства

В соответствии с извещением о проведении закупки, документацией о проведении закупки:

- начальная (максимальная) цена - 12 553 900 руб.

- дата окончания срока подачи заявок - 10.01.2023 10:00.

Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок от 11.01.2023 на участие в закупке было подано 6 заявок, из которых 5 заявок, в том числе заявка ООО «Бонумстрой», не соответствовали требованиям аукционной документации.

Рассматриваемая закупка осуществлена в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках).

Частью 1 статьи 2 Закона о закупках предусмотрено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 вышеуказанной статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Во исполнение указанных норм Заказчиком утверждено Положение о закупке товаров, работ, услуг МУП «Гостиница «Мичуринск» (далее - Положение о закупках) (утверждено директором МУП «Гостиница «Мичуринск» 05.06.2022).

В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона о закупках целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Согласно Закону о закупках достижение этих целей обеспечивается принципами, которым заказчики обязаны руководствоваться при осуществлении закупки товаров, работ услуг, в том числе принципом информационной открытости закупками (пункту 1 части 1 статьи 3), а также требованиями к информационному обеспечению закупки (статья 4).

Пунктом 11 статьи 4 Закона о закупках установлено, что изменения, вносимые в извещение об осуществлении конкурентной закупки, документацию о конкурентной закупке, разъяснения положений документации о конкурентной закупке размещаются заказчиком в единой информационной системе, на официальном сайте не позднее чем в течение трех дней со дня принятия решения о внесении указанных изменений, предоставления указанных разъяснений. В случае внесения изменений в извещение об осуществлении конкурентной закупки, документацию о конкурентной закупке срок подачи заявок на участие в такой закупке должен быть продлен таким образом, чтобы с даты размещения в единой информационной системе указанных изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке оставалось не менее половины срока подачи заявок на участие в такой закупке, установленного положением о закупке для данного способа закупки.

Согласно подпункту «а» пункта 2 части 3 статьи 3.4 Закона о закупках при осуществлении конкурентной закупки с участием субъектом малого и среднего предпринимательства размещает в единой информационной системе информационной системе извещение о проведении аукциона в электронной форме не мене чем за семь дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе в случае, если начальная (максимальная) цена договора не превышает тридцать миллионов рублей.

На заседании Комиссии установлено, что 30.12.2023 в 16 часов 9 минут Заказчик разместил на официальном сайте www.zakupki.gov.ru извещение о проведении аукциона и документацию об аукционе, согласно которым дата окончания подачи заявок на участие в аукционе установлена на 10.01.2022 в 10-00 часов.

В соответствии со статьей 191 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) течение срока, определенного период времени, начинается на следующий день после календарной даты и наступления события, которым определено на начало. Согласно статьи 193 ГК РФ если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

При этом, согласно статье 112 Трудового кодекса Российской Федерации, официальные нерабочие праздничные дни установлены с 01.01.2023 по 08.01.2023.

Согласно части 3 статьи 3.2 Закона о закупках в течение трех рабочих дней с даты поступления запроса, указанного в части 2 настоящей статьи, заказчик осуществляет разъяснение положений документации о конкурентной закупке и размещает их в единой информационной системе с указанием предмета запроса, но без указания участника такой закупки, от которого поступил указанный запрос. При этом заказчик вправе не осуществлять такое разъяснение в случае, если указанный запрос поступил позднее чем за три рабочих дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке.

В рассматриваемом случае срок для дачи Заказчиком разъяснений составлял один рабочий день (9.01.2023), что в силу части 3 статьи 3.2 Закона о закупках не являлось обязанностью Заказчика по даче разъяснений (Определение Верховного суда Российской Федерации от 01.04.2022 № 309-ЭС21-23588).

Комиссия считает, что поскольку установление срока начала и окончания подачи заявок направлено на обеспечение реальной возможности доступа к торгам для всех потенциальных желающих в них участвовать, заказчик не должен допускать наложения таких сроков на особые периоды времени в году (новогодние праздники), влекущие уменьшение количества рабочих дней, входящих в отведенный для подачи заявок срок.

К тому же, оценка соблюдения этого срока должна производиться исходя из цели его установления, направленной, в том числе на защиту конкуренции, и с учетом того, что данный срок является гарантией участия в аукционе всех желающих, обеспечиваемой заказчиком в качестве публичной обязанности в соответствии с законодательством.

Как установлено Комиссией, срок, попадающий в вышеуказанные нерабочие (праздничные) дни, не обеспечивает гарантированный законом разумный и достаточный период времени для подачи заявок на участие в открытом (публичном) аукционе.

Таком образом, Заказчиком неправомерно был сокращен срок подачи заявок на участие в аукционе. В связи с чем довод жалобы Заявителя является обоснованным.

 

2. Относительно довода Заявителя о требованиях к товарам и инструкции по заполнению заявок Комиссия сообщает следующее.

Согласно пункту 3 части 3 статьи 3 Закона о закупках конкурентной закупкой является закупка, описание предмета которой осуществляется с соблюдением требований части 6.1 статьи 3 Закона о закупках.

Частью 6.1 статьи 3 Закона о закупках установлены правила описания заказчиком предмета закупки в документации о конкурентной закупке.

Таким образом, описание предмета конкурентной закупки определяется заказчиком самостоятельно в документации (извещении) о конкурентной закупке в соответствии с Положением о закупке и требованиями Закона о закупках.

Аукционная документация Заказчика содержала инструкцию по заполнению заявки на участие в аукционе (раздел № 5).

На рассмотрении жалобы Заявитель не представил доказательства, подтверждающие нарушение его прав установленными требованиями к товарам, а также содержанием инструкции по заполнению заявки.

Согласно части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

Исходя из установленных обстоятельств дела, Комиссия Тамбовского УФАС России признает жалобу ООО «Бонумстрой» обоснованной в части довода № 1, а в действиях МУП «Гостиница «Мичуринск» нарушение пункта 2 части 3 статьи 3.4 Федерального закона от 18.07.2021 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

В целях устранения допущенного нарушения Комиссия считает необходимым выдать Заказчику предписание об устранении выявленного нарушения.

В соответствии с частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «Бонумстрой» на действия МУП «Гостиница «Мичуринск» при проведении открытого аукциона в электронной форме на выполнение работ по текущему ремонту МУП «Гостиница «Мичуринск» обоснованной в части довода 1.

2. Признать МУП «Гостиница «Мичуринск» нарушившим пункт 2 части 3 статьи 3.4 Федерального закона от 18.07.2021 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

3. Выдать МУП «Гостиница «Мичуринск» предписание об устранении нарушения.

4. Передать материалы дела уполномоченному лицу Тамбовского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по ч. 7 ст. 7.32.3КоАП РФ.

 

Председатель комиссии Е.А. Гречишникова

 

Члены комиссии С.В. Мазаева

 

Е.М. Вислобокова

 

И.А. Пономарева

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исп. Пономарева И.А.,

Тел. (4752) 71-34-29

 

 

 

 

2023-243

 

 

Связанные организации

МУП "Гостиница "Мичуринск"
ИНН 6827003376, ОГРН 1026801059053
Общество с ограниченной ответственностью "Бонумстрой"
ИНН 6829163791, ОГРН 1226800002868
ООО "РТС-Tендер"
ИНН 7710357167, ОГРН 1027739521666