Постановление б/н Постановление о штрафе от 26 марта 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

  <…>  

Республика Башкортостан, 450015,

г.Уфа, ул. Российская,

д. <…>, кор. <…>, кв. <…>

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                               

 

  

 

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

О НАЗНАЧЕНИИ АДМИНИСТРАТИВНОГО НАКАЗАНИЯ

ПО ДЕЛУ ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ

068/04/14.32-68/2019

 

«26» марта 2019 года                                                                                             г. Тамбов

 

Временно исполняющая обязанности руководителя  Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (далее - Тамбовское УФАС России) Колодина Наталия Николаевна,

рассмотрев протокол и материалы дела об административном правонарушении № 068/04/14.32-68/2019 от 26.03.2019, возбужденного в отношении должностного лица - заместителя  начальника  Управления Федеральной службы исполнения наказаний  России по Тамбовской области (на момент совершения  административного правонарушения) – <…> по части 7 статьи 14.32  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в его присутствии, ходатайствовал о рассмотрении настоящего дела в день составления протокола об административном правонарушении,  которому разъяснены права лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, предусмотренные частью 1 статьи 25.1 КоАП РФ,

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

По результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства № А4-7/18 Комиссия Тамбовского УФАС России признала   УФСИН  России по Тамбовской области   и ФКУ КП-2 УФСИН России по Тамбовской области  нарушившими пункт 4  статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 №  135-ФЗ  «О  защите  конкуренции» - заключение и реализация антиконкурентного соглашения,  результатом которого стало незаконное  заключение государственного контракта № 42 от 16.02.2017 на поставку  масла подсолнечного нерафинированного 1 сорта    без проведения конкурентных процедур, что могло привести к ограничению доступа на  товарный рынок подсолнечного масла и к ограничению, недопущению, устранению конкуренции на нем.

Согласно материалам антимонопольного дела, 10 февраля 2017 года УФСИН России по Тамбовской области разместило в единой информационной системе в сети Интернет http://zakupki.gov.ru информацию о закупке масло подсолнечного нерафинированного 1 сорта у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)  (извещение № 0164100008517000020). 

   16 февраля 2017 года   УФСИН России по Тамбовской области заключило   с единственным поставщиком  - ФКУ КП-2  УФСИН России по Тамбовской области государственный контракт № 42 на поставку продуктов питания  (масла подсолнечного нерафинированного 1 сорта)  на сумму 2 730 000 рублей.            

  Согласно пункту 1.1 данного государственного контракта, Поставщик обязуется  произвести  и  передать грузополучателям Государственного заказчика  качественную  и безопасную пищевую продукцию – масло подсолнечное нерафинированное 1 сорта российского производства в количестве, по цене и в сроки, предусмотренные ведомостью поставки (приложение № 1) и отгрузочной разнарядкой (приложение № 2), а Государственный заказчик обязуется  обеспечить приемку и оплату согласно условиям контракта.

Данный государственный контракт был заключен  на основании пункта 11 части 1 статьи 93 Федерального закона    от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и  муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) - закупка  у единственного поставщика, которая  может осуществляться заказчиком в случае, если производство товара, выполнение работы, оказание услуги осуществляются учреждением и предприятием уголовно-исполнительной системы в соответствии с перечнем товаров, работ, услуг, утвержденным Правительством Российской Федерации от 26.12.2013 № 1292 «Об  утверждении перечня  товаров (работ, услуг), производимых (выполняемых, оказываемых) учреждениями и предприятиями  уголовно-исполнительной системы, закупка которых может осуществляться заказчиком  у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)» (далее – Перечень).

Предметом государственного контракта  от 16.02.2017  № 42  является  поставка масла подсолнечного нерафинированного   первого сорта (код ОКПД-2 10.41.24.000), которое  входит в указанный Перечень.

   Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся, в том числе определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и контроля соблюдения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, регулируются Законом о контрактной системе.

Так, согласно статье 3 Закона о контрактной системе под закупкой товара, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд понимается совокупность действий, осуществляемых в установленном названным Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Участником закупки может быть любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя (часть 5 статьи 3 Закона о контрактной системе).

К целям контрактной системы в силу статей 1, 6 и 8 Закона о контрактной системе отнесены повышение эффективности, результативность осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращение коррупции и других злоупотреблений, создание равных условий для участников.

В соответствии со статьей 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.

В части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе содержится явно выраженный законодательный запрет: запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Согласно статье 13 Закона о контрактной системе заказчиками осуществляются закупки для обеспечения федеральных нужд, нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд, в том числе для достижения целей и реализации мероприятий, предусмотренных государственными программами Российской Федерации (в том числе федеральными целевыми программами, иными документами стратегического и программно-целевого планирования Российской Федерации), государственными программами субъектов Российской Федерации (в том числе региональными целевыми программами, иными документами стратегического и программно-целевого планирования субъектов Российской Федерации), муниципальными программами.

Согласно частям 1, 2 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

В силу части 5 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями главы 3 указанного Федерального закона. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.

Закупка у единственного поставщика не относится к конкурентным способам закупки, а, следовательно, применение такого метода закупок должно осуществляться исключительно в случаях, установленных законом.

Частью 1 статьи 93 Закона о контрактной системе установлен исчерпывающий перечень случаев осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

В силу пункта 11 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе одним из случаев осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) является   производство товара, выполнение работы, оказание услуги, которые  осуществляются учреждением и предприятием уголовно-исполнительной системы в соответствии с Перечнем товаров, работ, услуг, утвержденным Правительством Российской Федерации.       

Согласно материалам дела о нарушении антимонопольного законодательства № А4-7/18   ФКУ КП-2  УФСИН  России по Тамбовской области     не являлось производителем масла подсолнечного, поставленного  по государственному контракту № 42  от 16.02.2017, что подтверждается следующим.

  Согласно информации, представленной в материалы дела о нарушении антимонопольного законодательства УФСИН России по Тамбовской области (исх. от  08.05.2018  № 70/ТО/13/1-5500; исх. от 25.07.2018 № 70/ТО/13/1-9413; вх. от 23.08.2018 № 5050н),  ФКУ КП-2 УФСИН России по Тамбовской области в соответствии с Уставом является учреждением   уголовно-исполнительной системы, исполняющим уголовные наказания  в виде лишения свободы, имеет гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным  в его учредительных документах, и несет связанные  с этой деятельностью обязанности.   Учреждение вправе  производить  и реализовывать пищевые масла и жиры, продукцию выращивания и переработки масличных культур.  

При заключении  государственного контракта на поставку  подсолнечного масла от 16.02.2017 № 42 с  ФКУ КП-2 УФСИН России по Тамбовской области подразумевалось, что Учреждение из собственного сырья на арендованном оборудовании произведет товар, осуществит  розлив и упаковку подсолнечного масла на своих площадях с использованием  труда осужденных.  Учреждением при поставке масла грузополучателям вместе с  товаром были переданы документы, подтверждающие качество товара, в которых   изготовителем масла было указано ФКУ КП-2 УФСИН России  по Тамбовской области.

По данным ФКУ КП-2  УФСИН  России по Тамбовской области    (исх. от 30.05.2018 № 70/ТО/41/2775) при заключении   государственного контракта № 42 от 16.02.2017 на поставку масла подсолнечного нерафинированного 1 сорта Учреждение руководствовалось  уставом,   утвержденным приказом  ФСИН России   от 26.04.2011 № 254, и пунктом 11 части 1 статьи 93 Закона  о контрактной системе.  С целью исполнения государственного контракта № 42 от 16.02.2017, заключенного между УФСИН России по Тамбовской области и  ФКУ КП-2 УФСИН России  по Тамбовской области на поставку 42 тонн масла подсолнечного нерафинированного первого сорта, Учреждением были произведены посевы  подсолнечника, тем самым обеспечено  производство сырья. На основании  п. 12 ч.1 ст. 93 Закона о контрактной системе   Учреждение    заключило  с ООО «ТЗРМ» государственный контракт  № 02/05.17/М от 15.05.2017 на переработку давальческого сырья (семечек подсолнечника) и производство подсолнечного нерафинированного масла первого сорта  в целях исполнения ранее заключенного государственного контракта № 42 с УФСИН России по Тамбовской области.

Также ФКУ КП-2  УФСИН  России по Тамбовской области    (исх. от 24.08.2018 № 70/ТО/41/7/6805) дополнительно представило письменные пояснения, в которых указало следующее: «руководствуясь п. 3.3 государственного контракта  № 02/05.17/М от 15.05.2017  «По соглашению сторон Исполнитель  имеет право на досрочное исполнение своих обязательств, а именно досрочная поставка масла подсолнечного, произведенного из собственного сырья», стороны  заключили дополнительное соглашение № 1 от 18 мая 2017 года о том, что Исполнитель производит отгрузку  масла подсолнечного нерафинированного прессового «Янтарь Тамбова», объем 1 л, первого сорта по ГОСТ 1129-2013 в количестве 25652 бутылки.    21 июня 2017 года   было заключено дополнительное соглашение № 2  на отгрузку, масла подсолнечного нерафинированного прессового «Янтарь Тамбова», объемом 5 л, первого сорта  по ГОСТ 1129-2013  в количестве 4000 бутылок. Передача масла  подсолнечного в адрес ФКУ КП-2 УФСИН России  по Тамбовской области от ООО «ТЗРМ» подтверждается  товарными накладными № 317 от 25.05.2017; № 325 от 01.06.2017; № 401 о 19.06.2017; № 403 от 19.06.2017; № 413 от 21.06.2017; № 418 от 22.06.2017. Исходя из того, что предмет контракта не менялся, а были увеличены объемы товара, 16 августа 2017 года стороны заключили дополнительное соглашение № 3, согласно которому,  оплата за  произведенное масло (услуги)    составила 723 096 руб. (платежные поручения № 585885 от 08.05.2018 и № 621256 от 14.05.2018)».

В целях исполнения данного государственного контракта  ООО «ТЗРМ»   обязательства были выполнены в полном объеме, а ФКУ КП-2 УФСИН России  по Тамбовской области взамен поставленного   масла осуществило поставку Обществу семян подсолнечника в количестве 108 642 кг, что подтверждается  товарно-транспортными накладными от 27.10.2017 № 170;  от 30.10.2017 №  171; от 31.10.2017 № 174; от 31.10.2017 № 175; от 01.11.2017 № 176; от 14.11.2017 № 180, от 16.11.2017 № 182, от 15.11.2017 № 181.

  По данным ООО «ТЗРМ» (вх. от 24.08.2018 № 5078),  Общество на основании государственного контракта № 02/05.17М от 15.05.2017  произвело и поставило в адрес ФКУ КП-2 УФСИН  России по Тамбовской области    подсолнечное нерафинированное  масло  первого сорта. На маркировке в качестве производителя масла    указано  ООО «ТЗРМ».

 ФКУ КП-2 УФСИН  России по Тамбовской области  во исполнение государственного контракта от 16.02.2017 № 42 осуществило отгрузку   подсолнечного нерафинированного масла  1 сорта, произведенного ООО «ТЗРМ»,  учреждениям, подведомственным УФСИН России по Тамбовской области, что подтверждается следующими  сопроводительными документами:

1) акт приема-передачи от 14.06.2017,  товарная накладная  № 00000034 на 900 кг, получатель ФКУ ИК-5 УФСИН России по Тамбовской области;

2) акт приема-передачи от 16.06.2017,  товарная накладная  № 00000036 на  1500,3 кг, получатель  ФКУ ЛИУ-7 УФСИН России по Тамбовской области;

3) акт приема-передачи от 14.06.2017,  товарная накладная  № 00000037, на 1749,6 кг,  получатель ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по Тамбовской области;

4) акт приема-передачи от 19.06.2017, товарная накладная № 00000038 на 5850 кг, получатель  ФКУ ИК-5 УФСИН России по Тамбовской области;

5) акт приема-передачи от   19.06.2017, товарная накладная № 00000039 на 349,2 кг, получатель  ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Тамбовской области;

6) акт приема-передачи от 20.06.2017, товарная накладная № 00000041 на 486 кг, получатель  ФКУ ИК-1 УФСИН России по Тамбовской области;

7) акт приема-передачи от 20.06.2017, товарная накладная № 00000042 на 2 991 кг, получатель  ФКУ ИК-3 УФСИН России по Тамбовской области;

9) акт приема-передачи от 20.06.2017, товарная накладная № 00000047 на 180 кг, получатель  ФКУ ИК-4 УФСИН России по Тамбовской области;

10) акт приема-передачи от 23.06.2017, товарная накладная № 00000048 на 1 398 кг, получатель  ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Тамбовской области;

11) акт приема-передачи от 23.06.2017, товарная накладная № 00000052 на 6 964 кг, получатель  ФКУ ИК-1 УФСИН России по Тамбовской области;

12) акт приема-передачи от 23.06.2017, товарная накладная № 00000049 на 4 808 кг, получатель  ФКУ ИК-3 УФСИН России по Тамбовской области;

13) акт приема-передачи от 23.06.2017, товарная накладная № 00000051 на 150 кг, получатель  ФКУ ИК-5 УФСИН России по Тамбовской области;

14) акт приема-передачи от 23.06.2017, товарная накладная № 00000054 на 2 313,8 кг, получатель    ФКУ ЛИУ-7 УФСИН России по Тамбовской области;

15) акт приема-передачи от 16.06.2017, товарная накладная № 00000044 на 33,340 кг, получатель    ФКУ ЛИУ-7 УФСИН России по Тамбовской области;

16) акт приема-передачи от 19.06.2017, товарная накладная № 00000050    на 7 760 кг, получатель  ФКУ СИЗО-2  УФСИН России по Тамбовской

17) акт приема-передачи от 20.06.2018, товарная накладная № 00000040     на 8 100 кг, получатель  ФКУ ИК-4 УФСИН России по Тамбовской области;

18) акт приема-передачи от 23.06.2017,  товарная накладная № 00000054 на 2 313,8 кг, получатель ФКУ ЛИУ-7 УФСИН России по Тамбовской области;

19) акт приема-передачи от  15.06.2017 товарная накладная № 00000035 на 3 849,3 кг, получатель    ФКУ ИК-8 УФСИН России по Тамбовской области;

20) акт приема-передачи от   15.06.2017 и  акт   приема-передачи от 26.06.2017, товарная накладная № 00000043 на 85 540 кг, получатель ФКУ ИК-8 УФСИН России по Тамбовской области.

При поставке подсолнечного масла к сопроводительным документам   прилагалась  Декларация о соответствии выпускаемой продукции  (масло подсолнечное растительное) от  20.06.2017 (рег № ЕАЭС № RU Д-RU.АД44.В.02815). В указанной Декларации  в качестве изготовителя  масла было  указано ФКУ КП-2  УФСИН  России по Тамбовской области.

ФКУ КП-2  УФСИН  России по Тамбовской области,  не являясь производителем подсолнечного масла, заключило с ООО «Стандарт-Тест-Групп» (г.Псков,  пр-т Рижский, д.16, ком.7) договор на оказание услуг по сертификации продукции № 7 414-06-2017 от 06.06.2017. В заявлении о государственной регистрации продукции  (масло подсолнечное растительное)   Учреждение указало себя в качестве  производителя, несмотря на то, что  масло подсолнечное нерафинированное прессовое «Янтарь Тамбова» было приобретено у ООО «ТЗРМ» (товарные накладные № 317 от 25.05.2017; № 325 от 01.06.2017; № 401 о 19.06.2017; № 403 от 19.06.2017; № 413 от 21.06.2017; № 418 от 22.06.2017).

  УФСИН России по Тамбовской области, получив всю партию подсолнечного масла,  маркированного ООО «ТЗРМ», вместе с сопроводительными документами и Декларацией о соответствии выпускаемой продукции   от   20.06.2017 (рег № ЕАЭС № RU Д-RU.АД44.В.02815), где в качестве производителя   было указано  ФКУ КП-2  УФСИН  России по Тамбовской области,  не предприняло никаких мер по установлению факта выявленных разногласий по производителю масла.

Напротив, в нарушение пункта 2.1.7 государственного контракта № 42 от 16.02.2017, которым определено: «привлекать независимых  экспертов, экспертные организации выбор которых, осуществлять в соответствии с требованиями  законодательства РФ, на основании контрактов, заключенных в соответствии с законодательством Российской Федерации, для оценки (экспертизы) показателей качества и безопасности товара, установленных в  нормативных и технических документах и в настоящем Контракте, в ходе приемки товара»,  а также сроков приемки товара, определенных Законом о контрактной системе, заказало 24.07.2017, т.е. спустя  месяц  после его приемки (23.06.2017),  лабораторные испытания образца поставленного подсолнечного масла в ООО «Центр сертификации» (г.Тамбов).    

            При этом, в заявке УФСИН  России по Тамбовской области  в качестве производителя масла указало ФКУ КП-2  УФСИН  России по Тамбовской области, достоверно располагая информацией о том, что  масло произвело ООО «Тамбовский Завод Растительных Масел».

            Поскольку ФКУ КП-2 УФСИН России по Тамбовской области не являлось производителем  масла   подсолнечного нерафинированного первого сорта ни на дату заключения государственного контракта № 42    от 16.02.2017,  ни на момент   исполнения обязательств по нему,    УФСИН  России по Тамбовской области  и ФКУ КП-2  УФСИН  России по Тамбовской области    не вправе были  заключать государственный контракт  в соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.

            Однако, стороны, зная об отсутствии  правовых оснований для заключения государственного контракта, не только заключили его, но и в дальнейшем предпринимали  меры  по изготовлению (подготовке) документов, в которых  производителем подсолнечного масла  фиктивно фигурировало ФКУ КП-2 УФСИН России по Тамбовской области, при том,  что  производителем поставленного масла являлся  – ООО «Тамбовский Завод Растительных Масел».

            Указанные обстоятельства свидетельствуют о договоренности (соглашении)  сторон, целью которой являлось  заключение государственного контракта  № 42 от 16.02.2017 УФСИН  России по Тамбовской области у единственного поставщика - ФКУ КП-2 УФСИН России по Тамбовской области.

            Также  является неправомерным заключение ФКУ КП-2 УФСИН России по Тамбовской области  государственного контракта № 02/05.17М от 15.05.2017   с ООО «Тамбовский Завод Растительных Масел» на переработку давальческого сырья (семена подсолнечника)  на основании  пункта 12 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, так как суть и предмет данного контракта не соответствуют указанному основанию.

Пунктом 12 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе установлено, что закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может  осуществляться в случае, если учреждением, исполняющим наказания,  при приобретении указанным учреждением сырья, материалов, комплектующих изделий для производства товара, выполнения работы, оказания услуги в целях трудоустройства осужденных на основании договоров, заключенных с юридическими лицами, при условии, что приобретение указанным учреждением таких сырья, материалов, комплектующих изделий осуществляется за счет средств, предусмотренных этими договорами.

            Данным условиям  контракт № 02/05.17М от 15.05.2017   не отвечает. Кроме того,  заключение указанного контракта государственным заказчиком в лице ФКУ КП-2 УФСИН России по Тамбовской области было  недопустимо   в силу  того, что  указанная закупка не была предусмотрена планом закупок, планом-графиком закупок указанного заказчика,  чем нарушено требование  части 11 статьи 21 Закона о контрактной системе, извещение о закупке в ЕИС в нарушение части 2 статьи 93 Закона о контрактной системе  не публиковалось, а условия контракта  не соответствуют обязательным требованиям статьи 34 Закона о контрактной системе. В нарушение статьи 103 Закона о контрактной системе  сведения в реестр  контрактов в установленные сроки  и порядке не вносились.

            Следовательно,   ФКУ КП-2 УФСИН России по Тамбовской области допустило нарушение принципа обеспечения конкуренции (статья 8 Закона о контрактной системе)  и способа закупки (статья 24 Закона о контрактной системе), а также не обеспечило принципы открытости и прозрачности, закрепленные в статье 7 Закона о контрактной системе.

ФКУ КП-2 УФСИН России по Тамбовской области, заключив государственный контракт № 02/05.17М от 15.05.2017  вне конкурентных процедур с единственным поставщиком - ООО «Тамбовский завод Растительных Масел», а также государственный контракт № 42 от 16.02.2017 с УФСИН России по Тамбовской области, ФКУ КП-2 УФСИН России по Тамбовской области и УФСИН России по Тамбовской области должны были осознавать, что тем самым они устраняют конкуренцию на рынке подсолнечного масла Тамбовской области, и что помимо влияния на конкуренцию такие действия заказчиков негативно скажутся также на стоимости товара, приобретаемого за счет средств соответствующего бюджета.

По смыслу Закона о контрактной системе наличие конкурентной среды на товарных рынках предполагается априори, и лишь только в исключительных, специально оговоренных в Законе случаях, заказчики могут заключить договор с единственным поставщиком.

УФСИН России по Тамбовской области в соответствии с Положением о территориальном органе № 70, утв. Приказом ФСИН России от 11.06.2015 № 518,  является федеральным  органом исполнительной власти.

ФКУ КП-2  УФСИН  России по Тамбовской области на основании раздела 1 Устава является некоммерческой организацией и вправе заниматься   деятельностью, приносящей доход, способствующей выполнению   основных целей и задач в соответствии с законодательством Российской Федерации.

            Согласно данным сайта http://zakupki.gov.ru ФКУ КП-2 УФСИН России по Тамбовской области является поставщиком продовольственных товаров, в том числе по заключенным контрактам: № 1683100529518000061, № 1683100529518000059 и др.

Следовательно, Учреждение  в силу положений пункта 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции  является  хозяйствующим субъектом.   

            Таким образом, к действиям ФКУ КП-2 УФСИН России по Тамбовской области и УФСИН России по Тамбовской области применимы требования и запреты, установленные статьей 16 Закона о защите конкуренции.

 В силу статьи 16  Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в том числе к  ограничению доступа на товарный рынок,  выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов (пункт 4).

Из буквального смысла указанной статьи следует, что запрещаются такие соглашения или согласованные действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности, к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов (пункт 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции).

При этом, состав правонарушения, предусмотренного статьей 16 Закона о защите конкуренции, носит формальный характер, то есть  не требует обязательного наступления неблагоприятных последствий, а сам факт их возможного наступления образует оконченное правонарушение.

Конкуренция – соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (пункт 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

Признаки ограничения конкуренции сформулированы в пункте 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции: сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации. Данный перечень не является исчерпывающим.

В соответствии с пунктом 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции под соглашением понимается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме, при этом факт наличия антиконкурентного соглашения не ставится в зависимость от его заключения в виде договора по правилам, установленным гражданским законодательством (статьи 154, 160, 432, 434 ГК РФ).

В тех случаях, когда требуется проведение торгов, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, их непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные участники желающие получить доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем.

Заключив государственный контракт № 42 от 16.02.2017 вне конкурентных процедур, УФСИН  России по Тамбовской области и  ФКУ КП-2 УФСИН России по Тамбовской области должны были предвидеть, что в указанном случае иные хозяйствующие субъекты (производители и поставщики подсолнечного масла) не смогут стать   участниками закупки, претендовать на поставку товаров для государственных нужд, получение оплаты за них, и в результате заключения данного соглашения будет устранена конкуренция на данном товарном рынке.

В свою очередь, Учреждение, как сторона  по государственному контракту № 42 от 16.02.2017, зная, что данная закупка должна осуществляться у производителя подсолнечного  масла либо  путем проведения  конкурентных процедур в соответствии с требованиями действующего законодательства, игнорируя вышеуказанное, заключило указанный государственный контракт,  чем обеспечило  себе внеконкурентное преимущество на рынке подсолнечного масла, не являясь при этом его производителем.

Установлено  решением № А4-7/18 от 29.12.2018, что ФКУ КП-2 УФСИН России по Тамбовской области  в 2017 году  самостоятельно  не производило  подсолнечное масло, а приобрело его у ООО «Тамбовский Завод Растительных Масел»   в целях дальнейшей продажи УФСИН  России по Тамбовской области по государственному контракту № 42 от 16.02.2017. При этом закупка масла  у Общества  также незаконно осуществлена  с нарушением условий конкуренции.

Отсутствие публичных процедур приводит к неэффективному использованию бюджетных средств. При составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных ими бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) (статья 34 Бюджетного кодекса РФ).      

Вместе с тем, заключение договоров в обход публичных процедур предполагает наличие вины обеих сторон соглашения, поскольку оно заключено в целях ограничения конкуренции.

Вышеуказанное свидетельствует о наличии антиконкурентного соглашения, заключенного между УФСИН  России по Тамбовской области    и ФКУ КП-2  УФСИН  России по Тамбовской области, направленного на заключение государственного контракта  № 42 от 16.02.2017, в результате чего не обеспечен равный доступ всем потенциальным участникам  рынка подсолнечного масла, что существенным образом влияет на конкуренцию, а ФКУ КП-2  УФСИН  России по Тамбовской области  неправомерно воспользовалось предоставленным ему преимуществом, дополнительно нарушив при этом условия  конкуренции и порядок заключения государственного контракта № 02/05.17М от 15.05.2017 с  ООО «Тамбовский завод Растительных Масел».

Рассматриваемые действия  сторон антиконкурентного соглашения по заключению государственного контракта № 42 от 16.02.2017 отвечают признакам ограничения конкуренции, установленным пунктом 17 статьи 4 закона о защите конкуренции, и являются нарушением запрета, установленного статьей 16 Закона о защите конкуренции.

При этом, из анализа положений   статьи 16 Закона о защите конкуренции следует, что достаточным основанием для вывода о нарушении названной статьи Закона о защите конкуренции является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции. 

Факт нарушения УФСИН  России по Тамбовской области    и ФКУ КП-2  УФСИН  России по Тамбовской области пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции установлен в решении Комиссии Тамбовского УФАС России № А4-7/18 от 29.12.2018 (исх. от 29.12.2018 № 58-4-09/5504). 

В соответствии со статьей 37 Закона о защите конкуренции, за нарушение антимонопольного законодательства должностные лица федеральных органов исполнительной власти несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

   Частью 7 статьи 14.32 КоАП РФ установлена административная ответственность за заключение  федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органом или организацией либо государственным внебюджетным фондом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения либо осуществление указанными органами или организациями недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации согласованных действий, 

           Данное правонарушение влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет.

В соответствии с примечанием к статье 2.4 КоАП РФ  определено, что совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций несут административную ответственность как должностные лица.

Приказом  ФСИН России от 05.10.2015 № 766-лс <…>  (А-009207)  назначен на должность  заместителя начальника Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Тамбовской области, по контракту  сроком на  пять лет.

Согласно приказу УФСИН России по Тамбовской области  от 09.08.2016 № 424 «О распределении обязанностей  между заместителями начальника Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Тамбовской области»  заместитель начальника УФСИН  полковник внутренней службы <…> осуществлял руководство  деятельностью по обеспечению продовольствием спецконтингента, руководил работой отдела тылового обеспечения, являлся главным  куратором ФКУ КП-2 УФСИН России по Тамбовской области.

К тому же, приказом начальника УФСИН от 18.01.2016 № 10 «Об организации работы  контрактной службы УФСИН  России по Тамбовской области при планировании и осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения  государственных нужд» <…> назначен руководителем  контрактной службы УФСИН по Тамбовской области и исполнял  указанные обязанности на время  совершения административного правонарушения.

Приказом ФСИН России от 23.07.2018 № 588-лс <…> освобожден от должности  заместителя начальника Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Тамбовской области и назначен  на должность заместителя начальника Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Башкортостан.

Таким образом, обязанность по соблюдению требований законодательства Российской Федерации, в том числе антимонопольного законодательства, на дату заключения государственного контракта (16.02.2017) лежала на должностном лице –  заместителе начальника  УФСИН России по Тамбовской области  <…>, который являлся руководителем контрактной службы УФСИН России по тамбовской области

На основании изложенного прихожу к выводу, что в действиях <…> содержится состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 7 статьи 14.32 КоАП РФ.

Вина <…> состоит в том, что он как  руководитель   контрактной службы УФСИН по Тамбовской области  осуществлял общее руководство  деятельностью управления по обеспечению продовольствием спецконтингента, являлся главным  куратором ФКУ КП-2 УФСИН России по Тамбовской области,  в том числе был ответственным лицом за подготовку и заключение государственного контракта от 16.02.2017 № 42.

Время совершения административного правонарушения -  дата заключения государственного  контракта № 42  на поставку  масла подсолнечного нерафинированного 1 сорта - 16.02.2017.

Место совершения административного правонарушения - г. Тамбов.

Объект административного правонарушения: общественные отношения в сфере защиты конкуренции.

Объективная сторона: заключение соглашения, которое привело или могло привести к ограничению, недопущению, устранению конкуренции   на рынке подсолнечного масла

Субъект  административного правонарушения: должностное лицо  - заместитель начальника    УФСИН  России по Тамбовской области – <…>  (на  время совершения административного правонарушения).

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Таким образом,  <…> является виновным в заключении   недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения.

Срок давности  привлечения  <…> к административной ответственности, установленный  частью 6 статьи 4.5 КоАП РФ за нарушение антимонопольного законодательства, на момент вынесения настоящего постановления не истек.

Извещением от 13.02.2019 исх. № 58-4-07/594 <…> вызван для дачи объяснений по факту нарушения, а также для составления и подписания протокола об административном правонарушении на 26.03.2019 на 10 часов 00 минут.

26 марта 2019 года в отношении <…> в его присутствии  был   составлен протокол № 068/04/14.32-68/2019 об административном правонарушении.  

 По письменному ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении № 068/04/14.32-68/2019  (вх. от 26.03.2019 № 1739),  дело было рассмотрено в день составления протокола об  административном правонарушении   (26.03.2019 в 11 часов 30 минут).

На рассмотрении настоящего дела <…>  факт вменяемого административного правонарушения    признал.

 Дело об административном правонарушении № 068/04/14.32-68/2019 в соответствии с частью 3 статьи 4.1 КоАП РФ рассматривалось с учетом характера совершенного <…> административного правонарушения, обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность.

При рассмотрении дела об административном правонарушении № 068/04/14.32-68/2019 учтено следующее.

            Смягчающим обстоятельством в соответствии со статьей 4.2 КоАП РФ  является:

-  оказание лицом, совершившим административное правонарушение, содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении (пункт 4 части 1 статьи 4.2).

   Иных смягчающих ответственность обстоятельств, предусмотренных  КоАП РФ, не установлено.

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не установлено.

Обстоятельств, исключающих производство по делу, не установлено.

Доказательств малозначительности совершенного правонарушения при рассмотрении дела не установлено.

Объективные обстоятельства, делающие невозможным исполнение установленных законом требований, при рассмотрении дела не установлены.

Руководствуясь   статьями 1,7, 14.32, а также статьями 23.48, 29.9  КоАП РФ,

 

П О С Т А Н О В И Л А:

 

Признать должностное лицо – заместителя  начальника  Управления Федеральной службы исполнения наказаний  России по Тамбовской области– <…>  (на время совершения  административного правонарушения), <…> виновным в совершении административного  правонарушения - заключение     недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения, которое привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке подсолнечного масла,  ответственность за которое  предусмотрена  частью 7 статьи 14.32 КоАП РФ и назначить ему наказание в виде   административного штрафа в размере   20 000  (Двадцать тысяч) рублей.

            Лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, разъяснены права, предусмотренные статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

   В соответствии  с пунктом 3 части 1   статьи 30.1 КоАП РФ, а также  частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, может быть обжаловано в вышестоящий орган,  вышестоящему должностному лицу либо в суд в течение  десяти суток со дня вручения или  получения копии постановления.

            В соответствии со статьей 32.2 КоАП РФ административный штраф  должен быть уплачен в полном размере лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 60-ти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу,   либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

Сумма административного штрафа вносится или перечисляется лицом, привлеченным к административной ответственности, в банк или в иную кредитную организацию. Копию документа, свидетельствующего об оплате административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, направляет должностному лицу, вынесшему постановление.

Предлагаю <…>. в 60-дневный срок представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области документы, подтверждающие оплату штрафа.

  Согласно части 5 вышеназванной статьи при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении тридцати дней срока, указанного в части 1 настоящей статьи, должностное лицо, вынесшее постановление, направляет соответствующие материалы судебному – приставу исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законом. 

В соответствии счастью 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный настоящим Кодексом, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа.

  

Реквизиты счета для перечисления штрафа:

УФК по Тамбовской области (Управление Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области)

Банк получателя: отделение Тамбов

ИНН 6831001163 КПП 682901001

Отделение   г. Тамбов

БИК 046850001

Счет: 40101810000000010005

ОКТМО 68701000

Код дохода бюджетной классификации:

16111602010016000140

УИН    16100500000000039111

Назначение платежа – денежные взыскания (штрафы) за нарушение антимонопольного законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках.

  

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении  вступает в законную силу после истечения  срока, установленного  для обжалования  постановления  по делу об административном правонарушении, если указанное   постановление не было обжаловано или опротестовано.

 

Врио руководителя управления                                                                     Н.Н. Колодина

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны