Определение №068/05/21-465/2021 О П Р Е Д Е Л Е Н И Е № 068/05/21-465/2021 от 3 июня 2021 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
ИП <….>
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е № 068/05/21-465/2021
о возбуждении производства по делу по признакам нарушения
законодательства Российской Федерации о рекламе
03 июня 2021 года г. Тамбов
Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (Тамбовского УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе – руководитель управления Гречишникова Е.А., рассмотрев материалы о распространении наружной рекламы алкогольной продукции,
У С Т А Н О В И Л А:
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области в ходе мониторинга средств наружной рекламы на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации о рекламе 11 мая 2021 года установлено, что в оконном проеме магазина «za_ПИВ.com. Магазин-бар», расположенном по адресу: Тамбовская обл., пос. Строитель, Северный м-н, 20а/1, размещается информация следующего содержания:
1. «ПИВНОЕ АТЕЛЬЕ. Знатокам вкуса. Немецкий вайсбир. Освежающее пшеничное пиво с ярким пряно-гвоздичным ароматом с банановыми и цветочными нотами. Имеет мягкий и насыщенный слегка сладковатый вкус с зерновыми полутонами и кислинкой в послевкусии. Коллекция разливных сортов. Carlsberg Croup. ПРЕДУПРЕЖДАЕМ О ВРЕДЕ ЧРЕЗМЕРНОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ». Информация сопровождается изображением бокала с пенным напитком.
2. «Прага нефильтрованное. Освежись игристым вкусом с ароматом чешского хмеля! City Brew. Новинка. ПРЕДУПРЕЖДАЕМ О ВРЕДЕ ЧРЕЗМЕРНОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ». Информация сопровождается изображением бокала с пенным напитком и хмеля.
3. «Легенда южного пива. Живое. Южная Бавария 1874. Легенда южного пива». Информация сопровождается изображением бокала с пенным напитком, стоящего на колосьях пшеницы, на заднем фото изображено здание.
Над вышеуказанными плакатами размещено изображение товарного знака «TUBORG».
В соответствии с пунктом 7 статьи 2 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, относятся к алкогольной продукции.
В силу статьи 2 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" алкогольная продукция - это пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка, коньяк), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, сидр, пуаре, медовуха.
Указанная выше информация направлена на привлечение внимания неопределенного круга лиц, формирование интереса, как к продавцу товара, так и к реализуемой продукции, что способствует увеличению объема продаж в данном магазине, следовательно, является рекламной.
Деятельность в магазине «za_ПИВ.com. Магазин-бар» осуществляет ИП <…>
Размещенная на рекламных материалах информация обладает оценочным, ассоциативным эффектом, способным воздействовать на сознание потребителя и подтолкнуть его к выбору соответствующего товара именно в указанном магазине.
Таким образом, учитывая специфику магазина «za_ПИВ.com. Магазин-бар», информация о реализуемых в магазине пенных напитках торговых марок «Немецкий вайсбир», «Carlsberg», является рекламой алкогольной продукции (пива), реализуемых в магазине «za_ПИВ.com. Магазин-бар».
На основании изложенного, учитывая использование в совокупности изображения кружек с пенными напитками, указание вида алкогольной продукции конкретных марок и сортов «TUBORG», «Немецкий вайсбир», «Carlsberg Croup», «Прага нефильтрованное», «Южная Бавария» явно свидетельствует, что внимание потребителей направлено на реализуемую в магазине «za_ПИВ.com. Магазин-бар» алкогольную продукцию (пиво), а также к продавцу рекламируемого товара.
Согласно письму ФАС России N АК/76734/18 от 24.09.2018 г. "О применении статьи 21 Федерального закона "О рекламе", если распространяется реклама продавца (производителя) алкогольной продукции, в которой отсутствует указание на средства индивидуализации продукции (товарные знаки), используемые для обозначения алкогольной продукции, однако, указываются на сведения, формирующие интерес к алкогольной продукции, как напитку, такая реклама должна соответствовать требованиям статьи 21 Закона о рекламе.
Статьей 21 Закона о рекламе установлены специальные требования и ограничения к рекламе алкогольной продукции.
Согласно пункту 5 части 2 статьи 21 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) реклама алкогольной продукции не должна размещаться с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их.
Поскольку рассматриваемые рекламные материалы с рекламой алкогольной продукции – пива размещены снаружи помещения магазина, в данных рекламах содержатся признаки нарушения пункта 5 части 2 статьи 21 Закона о рекламе.
В соответствии с частью 11 статьи 5 Закона о рекламе при производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации, в том числе требования гражданского законодательства, законодательства о государственном языке Российской Федерации.
Согласно Конституции Российской Федерации государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык (часть 1 статьи 1 Федерального закона от 01.06.2005 № 53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации»).
В силу пункта 10 части 1 статьи 3 Федерального закона от 01.06.2005 № 53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации» государственный язык Российской Федерации подлежит обязательному использованию в рекламе.
В вышеуказанной рекламе использовано словосочетание на иностранном языке без перевода на государственный язык Российской Федерации.
Таким образом, в указанной рекламе содержатся признаки нарушения части 11 статьи 5 Закона о рекламе.
С учётом изложенного, на основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 20, 21 «Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе», утвержденных постановлением Правительства РФ от 17 августа 2006 года № 508,
О П Р Е Д Е Л И Л А:
1. Возбудить дело № 068/05/21-465/2021 по признакам нарушения части 11 статьи 5, пункта 5 части 2 статьи 21 Закона о рекламе.
2. Признать лицом, участвующим в деле:
- лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе – ИП <…>.
3. Назначить дело №068/05/21-465/2021 к рассмотрению на 28 июня 2021 года в 10-00 часов по адресу: г. Тамбов, ул. Державинская, 1 (3-й этаж, левое крыло, комната № 355).
4. ИП <…> в срок до 25 июня 2021 года представить в Тамбовское УФАС России следующие документы и информацию (копии должны быть надлежащим образом заверены):
- копии документов и материалов (договоры со всеми приложениями, акты выполненных работ, платежные документы), связанных с изготовлением и распространением рассматриваемых реклам;
- копию договора аренды (свидетельства о праве собственности) на помещение по адресу: Тамбовская обл., Пос. Строитель, Северный м-н, 20а/1;
- информацию о лице, разработавшем макет рекламы;
- период размещения рассматриваемых реклам;
- письменные объяснения о причинах распространения рекламы алкогольной продукции, в то время как реклама подобного содержания не допустима;
- письменные объяснения о причинах распространения рекламы с использованием иностранного языка без перевода на государственный язык РФ.
В связи с эпидемиологической обстановкой лицам, участвующим в деле, предлагается принять участие в заседании Комиссии посредством видео-конференц- связи либо направить ходатайство о его рассмотрении без участия своих представителей.
Для участия в заседании посредством видео-конференц-связи лицам необходимо заблаговременно направить в Тамбовское УФАС России соответствующее ходатайство (в нем, в т.ч. указать контактное лицо и его телефон) и доверенность на представителя. Доверенность должна быть представлена в оригинале или в форме электронного документа, заверенного усиленной квалифицированной электронной подписью (на адрес to68@fas.gov.ru). При себе необходимо иметь документ удостоверяющего личность представителя.
Обязанность предоставления в антимонопольный орган информации, в том числе составляющей коммерческую, служебную и иную охраняемую законом тайну, установлена статьей 34 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе».
Дополнительно сообщаем, что непредставление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных законодательством о рекламе, а равно представление таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде либо представление недостоверных сведений (информации), влечет ответственность, предусмотренную частью 6 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Председатель Комиссии Е.А. Гречишникова
Исп. Мясникова Алена Николаевна, 8(4752) 72-93-54