Решение б/н Решение по делу от 22 октября 2020 г.
Текст документа
Сохранить как PDF<...>
Р Е Ш Е Н И Е
по делу № 068/05/7-580/2020 о нарушении законодательства РФ о рекламе
Резолютивная часть решения объявлена 8 октября 2020 года.
Решение изготовлено в полном объеме 22 октября 2020 года.
г. Тамбов
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области по рассмотрению дела по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии – заместитель руководителя – начальник отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов Мазаева С.В.,
члены Комиссии – заместитель начальника отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Моисеева Е.Л., главный специалист-эксперт отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Заботнова Т.В.,
рассмотрев дело № 068/05/7-580/2020 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения рекламы курительных принадлежностей, содержащей словосочетание на иностранном языке без перевода на государственный язык РФ, по признакам нарушения части 11 статьи 5, пункта 8 статьи 7 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе),
УСТАНОВИЛА:
Тамбовским УФАС России в ходе мониторинга средств наружной рекламы на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации о рекламе установлено, что на здании по адресу: г. Тамбов, ул. Киквидзе, д.102 размещается баннер с информацией следующего содержания: «Hookah shop. Уголь, чаши, колбы, шахты. 18+».
Лицом, в чьих интересах распространяется рассматриваемая реклама, является ИП <...> (ОГРНИП: 319682000007826, ИНН: 682971989546, дата присвоения ОГРНИП: 28.02.2019).
По факту распространения рекламы курительных принадлежностей с использованием иностранного языка без перевода на государственный язык Российской Федерации 16.09.2020 в отношении ИП <...> возбуждено дело № 068/05/7-580/2020 по признакам нарушения части 11 статьи 5, пункта 8 статьи 7 Закона о рекламе.
ИП <...> в письменных пояснениях от 05.10.2020 сообщил, что рекламные баннеры были изготовлены и размещены на жилом доме по адресу: г. Тамбов, ул. Киквидзе, д. 102 самостоятельно без привлечения третьих лиц. Нарушение норм рекламного законодательства произошло по незнанию требований Закона о рекламе. Реклама размещалась в период с 15 сентября по 16 сентября 2020 года. Нарушения были замечены предпринимателем самостоятельно и устранены 16 сентября 2020 года.
Проанализировав материалы дела, выслушав пояснения лица, участвующего в деле, Комиссия Тамбовского УФАС России пришла к следующим выводам.
С 15.09.2020 года на фасаде жилого дома по адресу: г. Тамбов, ул. Киквидзе, д.102 размещается рекламная конструкция с информацией следующего содержания: «Hookah shop. Уголь, чаши, колбы, шахты. 18+».
Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе) под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Вышеуказанная информация распространяется для неопределенного круга лиц, направлена на привлечение и поддержание внимания к товарам магазина «Hookah shop», в том числе к кальянам и сопутствующим товарам, с целью продвижения их на рынке.
Таким образом, указанная информация является рекламной.
В соответствии с частью 11 статьи 5 Закона о рекламе при производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации, в том числе требования гражданского законодательства, законодательства о государственном языке Российской Федерации.
Согласно Конституции Российской Федерации государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык (часть 1 статьи 1 Федерального закона от 01.06.2005 № 53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации»).
В силу пункта 10 части 1 статьи 3 Федерального закона от 01.06.2005 № 53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации» государственный язык Российской Федерации подлежит обязательному использованию в рекламе.
В вышеуказанной рекламе использовано словосочетание на иностранном языке «Hookah shop» без перевода на государственный язык Российской Федерации.
В переводе с английского языка hookah [ˈhʊkə] существительное - кальян — прибор для курения, позволяющий фильтровать и охлаждать вдыхаемый дым.
Shop [ʃɒp] существительное - магазин, лавка, магазинчик, бутик. Словосочетание «Hookah shop» переводится как магазин кальянов.
Поскольку в вышеуказанной рекламе отсутствовал перевод на государственный язык РФ, реклама распространялась в нарушение части 11 статьи 5 Закона о рекламе.
В соответствии с частью 1 статьи 16 Федерального закона от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака», установлен запрет рекламы и стимулирования продажи табака, спонсорства табака, в целях сокращения спроса на табак и табачные изделия.
Согласно Федеральному закону от 24.04.2008 № 51-ФЗ «О присоединении Российской Федерации к Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака» Российская Федерация присоединилась к Рамочной конвенции ВОЗ но борьбе против табака от 21.05.2003, в которой определено, что под стимулированием продажи табака, табачной продукции или табачных изделий и (или) потребления табака подразумевается любой вид передачи коммерческой информации, рекомендации или действие с целью, результатом или вероятным результатом которых является стимулирование продажи табачного изделия или употребления табака, прямо или косвенно.
В силу пункта 8 статьи 7 Закона о рекламе, не допускается реклама табака, табачной продукции, табачных изделий и курительных принадлежностей, в том числе трубок, кальянов, сигаретной бумаги, зажигалок.
Калья́н — прибор для курения, отличительной особенностью которого является длинный путь прохождения дыма от его источника до рта курильщика, и наличие ёмкости с водой, через которую этот дым проходит.
Указанная информация в совокупности со словосочетанием на иностранном языке «Hookah shop» привлекает интерес потребителей к деятельности торговой точки по продаже курительных принадлежностей, дает явное представление о реализации прибора для курения – кальяна, принадлежностей к нему и по своему содержанию и формату размещения направлена на привлечение внимания всех посетителей данной торговой точки, и поддержание интереса, как к продавцу, так и к ассортименту реализуемой им продукции.
С учетом изложенного, поскольку рекламирование курительных принадлежностей, в том числе кальянов, действующим законодательством запрещено, рассматриваемая реклама нарушает требования пункта 8 статьи 7 Закона о рекламе.
В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе ненадлежащая реклама — реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
Таким образом, указанная реклама в соответствии со статьей 3 Закона о рекламе является ненадлежащей.
Согласно статье 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований, установленных частью 6 статьи 5 Закона о рекламе, несет рекламодатель, за нарушение требований пункта 8 статьи 7 Закона о рекламе как рекламодатель, так и рекламораспространитель.
ИП <...> в письменных пояснениях от 05.10.2020 сообщил, что рекламные баннеры были изготовлены и размещены на жилом доме по адресу: г. Тамбов, ул. Киквидзе, д. 102 самостоятельно без привлечения третьих лиц. Нарушение норм рекламного законодательства произошло по незнанию требований Закона о рекламе.
Таким образом, рекламодателем и рекламораспространителем рекламы является ИП <...>.
Согласно пояснениям ИП <...> от 05.10.2020, нарушения были замечены предпринимателем самостоятельно и устранены 16 сентября 2020 года. Однако, рассмотрев фотоматериал представленной рекламной конструкции, установлено, что изображение прибора для курения-кальяна заклеено, а остальные принадлежаности для курения (чаши, угли, шахты) оставлены в рекламе, что противоречит п.8 ст.7 Закона о рекламе.
С учетом изложенного, Комиссия приходит к выводу о необходимости выдачи предписания об устранении нарушений требований рекламного законодательства.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона «О рекламе», пунктами 37-45 «Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе», утверждённых постановлением Правительства РФ от 17 августа 2006 № 508, Комиссия
РЕШИЛА:
- Признать ненадлежащей рекламу следующего содержания: «Hookah shop. Уголь, чаши, колбы, шахты. 18+», размещавшуюся с 15.09.2020 по 16.09.2020 года на фасаде жилого дома по адресу: г. Тамбов, ул. Киквидзе, д.102, поскольку в ней нарушены требования части 11 статьи 5, пункта 8 статьи 7 Закона о рекламе.
- Выдать ИП <...> предписание об устранении нарушений требований рекламного законодательства и представить доказательства в двухнедельный срок со дня получения предписания.
- Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тамбовского УФАС России для возбуждения дел об административных правонарушениях по части 4 статьи 14.3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в течение трех месяцев.
Председатель Комиссии С.В. Мазаева
Члены Комиссии: Е.Л. Моисеева
Т.В. Заботнова