Решение б/н Решение от 12 декабря 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Ответчики:

Администрация Столовского

сельсовета Тамбовского района

Тамбовской области

392516, Тамбовская область,

Тамбовский район,

с. Столовое, ул.М. Горького, д.3

 

ООО «ПрофМонтаж»

392516, Тамбовская область,

Тамбовский район,  с. Столовое,

ул. М.Горького, д. 3, помещ. 9,10

 

Заявитель:

 Прокуратура Тамбовского района

Тамбовской области

392000, г.Тамбов,

ул. Лермонтовская, 1

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 068/01/16-597/2023

о нарушении антимонопольного законодательства

                                                                       

Резолютивная часть решения объявлена «7» декабря 2023 года                                                                                  

Решение в полном объёме изготовлено «12» декабря 2023 года                              г. Тамбов

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства № 068/01/16-597/2023 в составе:

председатель - Гречишникова Е.А. - руководитель управления,

члены:

Мазаева С.В. - заместитель руководителя - начальник отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов;

Вислобокова Е.М. – заместитель начальника отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов;

Дедова Е.Н. - главный специалист - эксперт отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов,

в  отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежаще извещены,

            рассмотрев дело № 068/01/16-597/2023 от 17.08.2023 по признакам нарушения   администрацией Столовского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области (392516, Тамбовская область, Тамбовский район, с. Столовое, ул. М. Горького, д.3, ИНН 6820022041) и ООО «ПрофМонтаж» (392516, Тамбовская область, Тамбовский район,  с. Столовое, ул. М.Горького, д. 3, помещ. 9,10, ИНН 6829052467) пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,  

            руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, статьей 41, статьей 49Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее  - Закон о защите конкуренции),   

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области  поступило обращение прокуратуры Тамбовского района Тамбовской области о рассмотрении на предмет соблюдения антимонопольного законодательства действий администрации Столовского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области по заключению в 2021 году трех договоров на ремонт системы водоснабжения с ООО «ПрофМонтаж» без проведения конкурентных процедур (вх. от 23.05.2023 № 3038).

Договоры заключены с единственным поставщиком в порядке пункта 4 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе).

По мнению прокуратуры Тамбовского района Тамбовской области, заключенные договоры фактически образуют единую сделку, оформленную самостоятельными договорами на общую сумму, превышающую размер, установленный пунктом 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, что привело к необоснованному ограничению конкуренции и запрещено статьей 16 Закона о защите конкуренции.

  В связи с наличием признаков  нарушения пункта 4   статьи 16 Закона о защите конкуренции  приказом Тамбовского УФАС России от 17.08.2023 № 37/23  в отношении  администрации  Столовского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области и ООО «Профмонтаж» возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства № 082/01/16-597/2023  и создана комиссия для его рассмотрения.

Рассмотрение дела неоднократно откладывалось с целью получения дополнительных доказательств, необходимых для рассмотрения данного дела.

В ходе рассмотрения дела   администрация Столовского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области письменно пояснила (исх. от 27.06.2023 № 338, вх. от 28.06.2023 № 4043-ЭП/23), что  данные договоры  на ремонт системы водоснабжения  были заключены на основании анализа коммерческих предложений, предоставленных  от нескольких организаций. Наиболее выгодные условия поступили от ООО «Профмонтаж», поэтому договоры были заключены именно с этой организацией.

Представитель ООО «Профмонтаж» на рассмотрениях дела  сообщил, что после того, как направил в адрес администрации Столовского сельсовета коммерческое предложение о стоимости ремонта системы водоснабжения по ул. Урицкого, от администрации Столовского сельсовета поступило предложение о заключении договоров. Так как работы предполагалось вести в несколько этапов, было подписано три договора, которые исполнены. 

Представитель прокуратуры Тамбовского района Тамбовской области на рассмотрении дела поддержал свою позицию, пояснил, что подобное поведение нарушает антимонопольное законодательство, поскольку направлено на уход от конкурентных процедур.

Рассмотрев материалы дела, выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, Комиссия Тамбовского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства установила следующие фактические обстоятельства и пришла к следующим выводам.

Администрация Столовского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области является органом местного самоуправления и действует в соответствии с Уставом  Столовского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области, принятого решением Столовского сельского Совета народных депутатов Тамбовского района Тамбовской области от 26 апреля 2016 года № 136.

Статьей 8 Устава  определено, что  к вопросам местного значения сельсовета относится,  в том числе организация в границах сельсовета электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Планом - графиком закупок товаров, работ, услуг администрации Столовского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области на 2021 финансовый год были предусмотрены  закупки по ремонту системы водоснабжения по коду бюджетной классификации 93105020700189220244 на сумму 866 174 рублей.

Планом-графиком закупок  товаров, работ, услуг  на 2022 год были запланированы закупки по коду бюджетной классификации 93105020300358560244 денежные средства на сумму 675 675 рублей.

В рамках  программы «Городская среда»   регионального проекта   «Народная инициатива 2021-2022» между ООО «Профмонтаж» и администрацией Столовского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области  как с единственным поставщиком, то есть без проведения конкурентных процедур, заключены следующие договоры:

- договор  б/н от 18.08.2021 на сумму 391 083 руб. на выполнение работ по монтажу  колодцев на сетях водоснабжения, расположенных по адресу: Тамбовская область, Тамбовский район, с.Столовое, ул. Урицкого;

- договор  б/н от 18.08.2021 на сумму 284 592 руб. на выполнение работ по монтажу  запорной арматуры врезок на сетях водоснабжения, расположенных по адресу: Тамбовская область, Тамбовский район, с.Столовое, ул.Урицкого;

- договор  б/н от 18.08.2021 на сумму 169 148 руб. на выполнение работ по  замене труб водоснабжения полиэтиленовых диаметром 110 мм, расположенных по адресу: Тамбовская область, Тамбовский район, с.Столовое, ул. Урицкого.

              Общая сумма заключенных договоров составила 844 823 руб.

ООО «Профмонтаж» (ИНН 6829052467, Тамбовская область, Тамбовский район, с. Столовое, ул. М.Горького, д.3), основной вид деятельности - деятельность в области архитектуры, связанная с созданием архитектурного объекта (ОКВЭД 71.11.1), дополнительный вид деятельности - деятельность по предоставлению прочих вспомогательных услуг для бизнеса, не включенная в другие группировки (ОВЭД 82.99). Выручка Общества от оказания  услуг по ремонту  систем водоснабжения за 2022 год составила – 597 117 руб.

   Статьей 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон о местном самоуправлении) определено, что решение вопросов местного значения осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно. Круг вопросов местного значения определен в статьях 15,16 Закона о местном самоуправлении.

            Статьей 16 Закона о местном самоуправлении к вопросам местного значения отнесена организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 2 статьи 18 Закона о местном самоуправлении финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов.

При этом органы местного самоуправления в целях решения вопросов местного значения на основании пункта 3 части 1 статьи 17 Закона о местном самоуправлении обладают, в частности, полномочиями по формированию и размещению муниципального заказа.

Действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов, а также гражданско-правовых договоров бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд соответствующих заказчиков регулируются Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе).

Так, согласно статье 3 Закона о контрактной системе, под закупкой товара, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд понимается совокупность действий, осуществляемых в установленном названным Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд.

К целям контрактной системы в силу статей 1, 6 и 8 Закона о контрактной системе отнесены повышение эффективности, результативность осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращение коррупции и других злоупотреблений, создание равных условий для участников.

В соответствии со статьей 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.

Согласно частям 1, 2 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

В силу части 5 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями главы 3 указанного Федерального закона. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.

Статьей 93 Закона о контрактной системе определены случаи осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

            В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае осуществление закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую шестисот тысяч рублей, либо закупки товара на сумму, предусмотренную частью 12 настоящей статьи, если такая закупка осуществляется в электронной форме. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать два миллиона рублей или не должен превышать десять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем пятьдесят миллионов рублей.

             Указанные ограничения годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не применяются в отношении закупок, осуществляемых заказчиками для обеспечения муниципальных нужд сельских поселений (в редакции № 124-ФЗ от 24.04.2020, действующий в период заключения договоров  от 18.08.2021).

 Действительно, пункт 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе не содержит каких-либо ограничений в количестве договоров, не превышающих  600 000 руб., в том числе по одному и тому же товару у одного и того же поставщика, которые могут быть заключены в течение какого-либо календарного периода времени (квартал, месяц, день).

   Вместе с тем, по своему содержанию пункт 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе предусматривает для заказчика возможность заключения закупок «малого объема» в случаях, когда проведение процедур конкурентного отбора нецелесообразно ввиду несоответствия организационных затрат на проведение закупки и стоимости закупки или каких-либо спешных обстоятельств.

При этом муниципальный заказчик данных работ – администрация Столовского сельсовета не представило никаких обоснований и (или) доказательств тому, что торги или иные конкурентные процедуры по публичному отбору поставщика работ не могли быть проведены, тем более отсутствуют какие-либо организационные затраты на проведение конкурентных закупок по Закону о контрактной системе.

Очевидно искусственное «дробление» единой закупки на несколько закупок до 600 000 руб. каждая, то есть исключительно в целях ухода от публичных процедур,  не соответствует целям и назначению установленной Законом о контрактной системе возможности заключения контракта без проведения конкурентных процедур, а также смыслу и принципам осуществления бюджетных закупок.

Согласно пункту 13 статьи 22 Закона о контрактной системе идентичными товарами, работами, услугами признаются товары, работы, услуги, имеющие одинаковые характерные для них основные признаки. При определении идентичности работ, услуг учитываются характеристики подрядчика, исполнителя, их деловая репутация на рынке. Определение идентичности товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд, сопоставимости коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг осуществляется в соответствии с методическими рекомендациями (пункт 17 статьи 22).

   В силу пункта 20 статьи 22 Закона о контрактной системе методические рекомендации по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), устанавливаются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.

В соответствии с пунктами 3.5.1, 3.5.2 Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденных приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 № 567 (далее - Методические рекомендации), идентичными признаются:

- товары, имеющие одинаковые характерные для них основные признаки (функциональные, технические, качественные, а также эксплуатационные характеристики). При определении идентичности товаров могут учитываться, в частности, страна происхождения и производитель. Незначительные различия во внешнем виде товаров могут не учитываться;

- работы, услуги, имеющие одинаковые характерные для них основные признаки (качественные характеристики), в том числе реализуемые с использованием одинаковых методик, технологий, подходов, выполняемые (оказываемые) подрядчиками, исполнителями с сопоставимой квалификацией.

 

  • Согласно  Общероссийскому  классификатору продукции по видам экономической деятельности (классификатор ОК 029-2914 (КДЕС Ред.2) - «Производство санитарно-технических работ, монтаж отопительных систем и систем кондиционирования воздуха» - код 43.22. Эта группировка включает в себя монтаж водопроводных систем включая их реконструкцию, обслуживание и ремонт. 

 Содержание указанных договоров и их назначение показывают, что выполнение работ по рассматриваемым объектам представляют собой один предмет – ремонт системы водоснабжения и являются единой сделкой.

В соответствии с Методическими рекомендациями определение начальной максимальной цены контракта (НМЦК) осуществляется, в том числе, методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка).

Пунктом 3.7 Методических рекомендаций предусмотрено, что в целях получения ценовой информации в отношении товара, работы, услуги для определения НМЦК рекомендуется осуществить несколько следующих процедур, в том числе:

- направить запросы о предоставлении ценовой информации не менее пяти поставщикам (подрядчикам, исполнителям), обладающим опытом поставок соответствующих товаров, работ, услуг, информация о которых имеется в свободном доступе (в частности, опубликована в печати, размещена на сайтах в сети "Интернет") (пункт 3.7.1) ;

- разместить запрос о предоставлении ценовой информации в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее - ЕИС) (до ввода в эксплуатацию ЕИС на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) (пункт 3.7.2);

- осуществить поиск ценовой информации в реестре контрактов, заключенных заказчиками. При этом целесообразно принимать в расчет информацию о ценах товаров, работ, услуг, содержащуюся в контрактах, которые исполнены и по которым не взыскивались неустойки (штрафы, пени) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных этими контрактами, в течение последних трех лет. Рекомендации по поиску общедоступной ценовой информации, содержащейся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, приведены в приложении N 2 к настоящим Рекомендациям (пункт 3.7.3);

- осуществить сбор и анализ общедоступной ценовой информации (пункт  3 3.7.4).

Также, в письме Минэкономразвития России от 29.03.2017 № Д28и-1353 разъяснено, что осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании статьи 93 Закона о контрактной системе носит исключительный характер. Данная норма применяется в случаях отсутствия конкурентного рынка, невозможности либо нецелесообразности применения конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) для удовлетворения нужд заказчика.

В силу указанных  норм права заключение 3 договоров подряда с единственным поставщиком без проведения конкурентных процедур не соответствует принципу обеспечения конкуренции, поскольку такое заключение договоров не обусловлено технологическими и организационными особенностями исполнения контрактов, а являются исключительно намерением избежать необходимость проведения конкурентных процедур.

Установлено, что  администрация Столовского сельсовета с целью определения начальной максимальной цены контракта направило в адрес трех хозяйствующих субъектов  запросы  коммерческих предложений: ООО «ПБ-Энергосервис»  (исх. от 26.07.2022 № 492),  ООО «Ляда – сервис» (исх. от 26.07.2022 № 493), ООО «Профмонтаж» (исх. от 26.07.2022 № 491).

В указанных запросах администрация Столовского сельсовета приглашает юридических лиц и индивидуальных  предпринимателей  подать свои коммерческие предложения по следующим видам работ:

- замена труб водоснабжения полиэтиленовых диаметром 110 мм, расположенных по адресу: Тамбовская область, Тамбовский район, с.Столовое. ул. Урицкого;

-  монтаж запорной арматуры  врезок на сетях  водоснабжения, расположенных по адресу: Тамбовская область, Тамбовский район, с.Столовое, ул.Урицкого;

- монтаж колодцев на сетях водоснабжения, расположенных по адресу: Тамбовская область, Тамбовский район, с.Столовое, ул.Урицкого.

ООО «ПБ-Энергосервис» направило в адрес администрации Столовского сельсовета три ответа (исх. от 09.08.2021 № 15, № 16, № 17), в которых выразило готовность  осуществить  вышеуказанные работы, предложило сметную стоимость работ.

ООО  «Ляда – сервис»  направило в адрес  администрации Столовского сельсовета  три ответа (исх. от 05.08.2021 б/н), в которых выразило  готовность и возможность осуществить указанные виды работ, указало их стоимость.

ООО «Профмонтаж» предоставило администрации Столовского сельсовета три коммерческих предложения от 02.08.2021, в которых  сообщило, что имеет возможность осуществить монтаж  вышеуказанных работ, предложило стоимость выполнения работ.

Комиссия отмечает, что в указанных запросах коммерческих предложений не отражена существенная информация об объеме работ, который был необходим муниципальному заказчику, что не могло позволить поставщикам объективно рассчитать   начальную максимальную цену контракта.

                Администрация Столовского сельсовета не применила подпункты 3.7.1, 3.7.2, 3.7.3, 3.7.4 пункта 3.7 Методических рекомендаций по определению начальной (максимальной) цены контракта, а именно не направило запросы о предоставлении ценовой информации не менее пяти поставщикам (подрядчикам, исполнителям), обладающим опытом поставок соответствующих товаров, работ, услуг, информация о которых имеется в свободном доступе (в частности, опубликована в печати, размещена на сайтах в сети "Интернет"). А также осуществить иные необходимые действия, предусмотренные пунктами  3.7.1, 3.7.2. 3.7.3, 3.7.4 Методическими рекомендациями.

             В целях уклонения от соблюдения установленной законом конкурентной процедуры размещения заказа, подрядчиком и заказчиком произведено искусственное дробление указанной единой сделки на выполнение ремонтных работ системы водоснабжения, расположенной по адресу: Тамбовская область, Тамбовский район, с.Столовое, ул.Урицкого: монтаж   колодцев на сетях водоснабжения, монтаж   запорной арматуры врезок на сетях водоснабжения,  замена труб водоснабжения полиэтиленовых диаметром 110 мм  и оформленную несколькими самостоятельными договорами.  

            Заключение рассматриваемых договоров между администрацией Столовского сельсовета Тамбовского района и ООО «ПрофМонтаж» свидетельствует о заключении антиконкурентного соглашения между сторонами, что подтверждается следующими обстоятельствами:

   1. Содержание указанных договоров и их назначение показывают, что выполнение работ представляют собой один предмет – ремонт системы водоснабжения.

   При этом муниципальный заказчик данных работ – администрация Столовского сельсовета Тамбовского района не представила никаких обоснований и (или) доказательств тому, что торги или иные конкурентные процедуры по публичному отбору поставщика работ не могли быть проведены, тем более отсутствуют какие-либо организационные затраты на проведение конкурентных закупок по Закону о контрактной системе. Временные затраты также минимальны для рассматриваемых случаев.

   Таким образом, выполнение работ по ремонт системы водоснабжения по ул.Урицского с.Столовое было умышленно разделено на 3 договора в 2021 году для формального соблюдения требований пункта 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.

2. Об искусственном дроблении закупки свидетельствует также то, что договоры по предмету работ заключены, в один день (18.08.2021).

Анализ и сопоставление сумм, на которые заключены договоры, предметов каждого из договоров, а также одна дата заключения указанных договоров указывают на   искусственность дробления предмета закупки в целях ухода от проведения конкурентных процедур и заключения контракта в приоритетном порядке с ООО «ПрофМонтаж».

3. В договорах от 18.08.2021 срок выполнения работ  - до 31 декабря 2021 года, что дополнительно свидетельствует об отсутствии какой-либо экстренности (срочности) закупаемых администрацией работ.

 Так, в пункте 3 договоров  от 18.08.2021 указано: «Срок выполнения работ может быть скорректирован сторонами в следующих случаях:

- отсутствие необходимой документации у Подрядчика по вине Заказчика вследствие несоблюдения последним условий настоящего договора;

- нарушение иных, предусмотренных договором, обязанностей Заказчика».

4. Анализ коммерческих предложений одного из конкурентов – ООО «Ляда-Сервис» показал, что Общество предлагало приблизительную стоимость на выполнение аналогичных работ:

- замену п/э труб водоснабжения диаметром 110 мм, в с. Столовое Тамбовского района по ул. Урицкого  - 185 000 руб.;

- установку задвижек  на системе водоснабжения – 310 000 руб.;

- установку колодцев на системе  водоснабжения – 415 000 руб.

Фактически  цена, предложенная ООО «ПрофМонтаж», действительно ниже той, которую предлагало в коммерческих предложения ООО «Ляда-Сервис». Однако, при проведении конкурентных процедур цена  ООО «Ляда-Сервис» и иных потенциальных исполнителей контракта могла бы быть иной.

Кроме того,  информация, указанная в запросах коммерческих предложений, направленных администрацией Столовского сельсовета поставщикам с целью формирования НМКЦ, не позволяет  однозначно определить фактический объем  работ, необходимых  муниципальному заказчику.

5. Согласно информации, представленной Администрацией Столовского сельсовета  (исх. от 28.06.2023 № 341),   в период 2021-2023 годы с ООО «Профмонтаж»  были заключены  другие договоры на осуществление ремонтных работ, что свидетельствует о  постоянных связях  между администрацией Столовского сельсовета и ООО «Профмонтаж»: 

- договор от 16.08.2021 на ремонт водонапорной башни, расположенной по адресу: Тамбовская область, Тамбовский район, п. Заря, ул. Центральная на сумму 450 450 руб.;

- договор от 16.08.2021 на монтаж фундамента водонапорной башни, расположенной по адресу: Тамбовская область, Тамбовский район, п. Заря, ул.Центральная на сумму 130 852;

- договор  от 18.07.2022 на  установку  железобетонных колодцев на магистральном водопроводе, расположенном  по адресу:  Тамбовская область, Тамбовский район, с.Столовое, ул. Урицкого на сумму 130 007 руб.;

- договор от 18.07.2022 на замену труб водоотведения с восстановлением асфальтового покрытия, расположенного по адресу: Тамбовская область, Тамбовский район, с. Столовое, ул. М. Горького, р-н д.60 на сумму 152 137 руб.;

- договор от 30.11.2022 на восстановление  асфальтового покрытия с основанием для теплотрассы, расположенной по адресу: Тамбовская область, Тамбовский район, с. Столовое, ул.Чапаева, 23А на сумму 244 973 руб.;

- договор от 01.12.2022 на замену плит перекрытия  теплотрассы,  расположенной по адресу: Тамбовская область, Тамбовский район, с.Столовое ул. Чапаева, 23А на сумму 70 000 руб.;

- договор от 13.04.2023 на содержание грунтовой дороги к башне, расположенной по адресу: Тамбовская область, Тамбовский район, с. Столовое, ул. Кирова, рн д. 18 на сумму 599 465 руб.;

- договор   от 03.05.2023 на ремонт  подающих труб и замена насоса скважины, расположенной  по адресу: Тамбовская область, Тамбовский район,  с.Столовое на сумму 315 803 руб.;

- договор   от 04.05.2023 на текущий ремонт запорной арматуры водоснабжения ВЗУ с заменой автоматики глубинных насосов по адресу: Тамбовская область, Тамбовский район, с. Столовое на сумму 238 260 руб.

6. Как следует из  пункта 3.1 рассматриваемых трех  договоров от 18.08.2021, работы, предусмотренные договором, осуществляются подрядчиком до 31 декабря 2021 года.

Далее, дополнительными соглашениями   от 25.08.2021 в данные договоры от 18.08.2021 были  внесены изменения в части порядка оплаты. Пункт 4.2.1  договора изложен в следующей редакции: заказчик перечисляет денежные средства на расчетный счет подрядчика в размере 20% от сметной стоимости работ, указанной в пункте 4.1 договора, за выполненные  работы на основании счета на оплату, и оставшиеся 80 % после подписания акта о приемке выполненных работ (по форме КС-2) и справки о стоимости работ (КС-3) в срок до 01 февраля 2022 года.

Обществу  был перечислен аванс в размере 20% (платежные поручения № 274146 от 24.08.2021 на сумму 78 216,60 руб.,  № 271658 от 23.08.2021 на сумму 56 918,40 руб., № 272180  от 23.08.2021 на сумму 3829,60 руб.). 

Затем, Общество и администрация Столовского сельсовета заключили дополнительные соглашения: от 20.09.2021 и от 21.09.2021, которыми внесли изменения в договоры от 18.08.2021 в части  продления срока выполнения работ по договорам  на замену труб водоснабжения и монтаж колодцев в сетях водоснабжения  до 10 мая 2022 года, а также изменило срок окончательных расчетов по договору, определив его  после выполнения всех видов работ. Согласно акту  о приемке выполненных работ, работы завешены  только 12.05.2022. 

Акты выполненных работ ООО «Профмонтаж» были предоставлены  в администрацию Столовского сельсовета 19.05.2022. Оплата  работ произведена  01.06.2022 в сумме 448 184,80 руб., 02.06.2022 в сумме 227 490, 20 руб.

Указанные действия невозможно реализовать без заключения предварительного устного соглашения между администрацией и Обществом, что свидетельствует о намерении сторон избежать проведения конкурентных процедур, заключив контракт с единственным поставщиком. В результате, ООО «ПрофМонтаж» получило единоличный доступ к выполнению  работ по максимально возможной цене без участия в конкурентной борьбе, в то время как в географических границах Тамбовской области имеется сформировавшийся конкурентный рынок выполнения работ по  ремонту систем водоснабжения.

Заключение администрацией Столовского сельсовета Тамбовского района вышеуказанных договоров с ООО «ПрофМонтаж» без проведения торгов и в нарушение принципа обеспечения конкуренции  способствует созданию преимущественных условий деятельности отдельному хозяйствующему субъекту, что приводит или может привести к необоснованному сокращению числа подрядчиков, которые могли бы участвовать в торгах и конкурировать за получение контракта, в том числе снизить цену закупки.

Отсутствие публичных процедур приводит к неэффективному использованию бюджетных средств. При составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) (статья 34 Бюджетного кодекса РФ).

Заключение договоров в обход публичных процедур предполагает наличие вины обеих сторон соглашения, поскольку оно заключено в целях ограничения, недопущения конкуренции.

В соответствии со статьей 420 Гражданского кодекса Российской Федерации договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.

В силу статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом или иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

Таким образом, обязанность проверять соответствие положений договора и правовых оснований для его заключения действующему законодательству, в том числе Закону о защите конкуренции, возложена на обе стороны договора.

Заключение договора, являющегося согласованием воли сторон о всех существенных условиях, в том числе противоречащих антимонопольному законодательству, свидетельствуют о наличии признаков антиконкурентного соглашения.

 В ходе рассмотрения дела в соответствии с частью 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции Тамбовским УФАС России проведен анализ состояния конкуренции на рынке выполнения ремонтных работ систем водоснабжения в объеме, необходимом для принятия решения о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства.

Согласно сайту zakupki.gov.ru на рынке выполнения ремонтных работ систем водоснабжения в Тамбовской области осуществляют деятельность следующие хозяйствующие субъекты: ООО «Развитие» (ИНН 6829133589), ООО «Спецмонтажник» (ИНН 6831021113) и другие хозяйствующие субъекты.

Географические границы рассматриваемого товарного рынка - Тамбовская область. В указанных географических границах рассматриваемого товарного рынка имеется сформировавшийся конкурентный рынок выполнения ремонтных работ систем водоснабжения.

ООО «ПрофМонтаж» работает на рынке выполнения  ремонтных  работ систем водоснабжения, участвует в торгах, т.е. является профессиональным участником данного рынка.

ООО «ПрофМонтаж», зная, что закупка для муниципальных нужд осуществляется путем проведения конкурентных процедур, игнорируя требования действующего законодательства, заключило рассматриваемые договоры, в результате получило право на выполнение работ в приоритетном порядке, по максимально возможной цене, без участия в конкурентной борьбе, лишив других хозяйствующих субъектов возможности претендовать на заключение контракта.

Подобный порядок заключения договоров оказывает негативное влияние на деятельность конкурентов рассматриваемого рынка, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рассматриваемом рынке.

В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

 Признаки ограничения конкуренции сформулированы в пункте 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции: сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации. Данный перечень не является исчерпывающим.

В соответствии с пунктом 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции под соглашением понимается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме, при этом факт наличия антиконкурентного соглашения не ставится в зависимость от его заключености в виде договора по правилам, установленным гражданским законодательством (статьи 154, 160, 432, 434 ГК РФ).

Рассматриваемые действия администрации Столовского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области  и ООО «Профмонтаж» отвечают признакам ограничения конкуренции, установленным пунктом 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции, и являются нарушением запрета, установленного пунктом 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции.

Статьей 16 Закона о защите конкуренции запрещается соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в том числе, ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов (пункт 4).

            Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства», Закон о защите конкуренции определяет организационные и правовые основы предупреждения и пресечения недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации (пункт 2 части 1 статьи 1 Закона).

   В связи с этим судам необходимо иметь в виду, что антимонопольному контролю в соответствии со статьями 15 и 16 Закона подлежат нормативные и индивидуальные правовые акты, иные решения лиц, перечисленных в пункте 2 части 1 статьи 1 Закона, их действия (бездействие), соглашения и (или) согласованные действия, способные влиять на конкуренцию на товарных рынках, в том числе принятые (совершенные) в связи с реализацией властных полномочий.

16 ноября 2023 года Комиссией Тамбовского УФАС России было вынесено заключение об обстоятельствах дела № 068/01/16-597/2023 (исх. от 20.11.2023 № ЕГ/4743/23), в котором действия администрации Столовского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области  и ООО «Профмонтаж»  квалифицированы как нарушение пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции - заключение антиконкурентного соглашения.

Возражения от ответчиков по делу  в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела № 068/01/16-597/2023, не поступали.

По результатам рассмотрения дела Комиссия Тамбовского УФАС России приходит к выводу, что вышеуказанные действия администрации Столовcкого сельсовета Тамбовского района Тамбовской области и ООО «ПрофМонтаж» подтверждают факт заключения  антиконкурентного соглашения, направленного на получение контрактов на выполнение работ по ремонту систем водоснабжения  без проведения торгов путем дробления в 2021 году указанной закупки на три  договора на общую  сумму 844 823 руб.

Оснований для прекращения рассмотрения дела, предусмотренных ст. 48 Закона о защите конкуренции, не имеется.

Комиссия считает, что основания для выдачи ответчикам предписания об устранении нарушения антимонопольного законодательства по факту заключения антиконкурентного соглашения и участия в нем отсутствуют в связи с завершением реализации соглашения.

 Комиссия Тамбовского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, руководствуясь пунктом 4 статьи 16, статьей 23, частью 1 статьи 39, статьей 41, статьей 49 Закона о защите конкуренции, 

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать  администрацию Столовского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области и ООО «ПрофМонтаж»  нарушившими пункт 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» путем заключения и реализации антиконкурентного соглашения, результатом  которого явилось заключение и исполнение 3 договоров от 18.08.2021  на ремонт систем  водоснабжения по ул. Урицкого  в с.Столовое Тамбовского района без проведения торгов путем дробления единого предмета закупки и заключения договоров с единственным поставщиком, что могло  привести к недопущению, ограничению конкуренции на рынке  водоснабжения  Тамбовской области.

2. Предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства по факту заключения запрещенного соглашения ответчикам не выдавать в связи с завершением его реализации.

Днем принятия решения считается дата его изготовления в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня принятия решения в Арбитражный суд Тамбовской области, находящийся по адресу: 392000 г. Тамбов, ул. Пензенская, 67/12.

 

Председатель Комиссии                                                                               Е.А. Гречишникова

 

Члены Комиссии:                                                                                                     С.В. Мазаева

 

Е.М. Вислобокова

 

Е.Н. Дедова

 

            Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня принятия решения и выдачи предписания в Арбитражный суд Тамбовской области, находящийся по адресу: 392000 г. Тамбов, ул. Пензенская, 67/12.

Связанные организации

Связанные организации не указаны