Решение №СМ/3133/23 Решение по делу № 068/05/18-314/2023 от 8 августа 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

ООО "Стандарт"
394029, г. Воронеж, ул. Циолковского, д. 34/1, офис 304/2<...>


ПАО "Вымпел-Коммуникации"
127083, г. Москва, ул. 8 Марта, д. 10, стр. 14<...>

 

ООО "Т2 Мобайл"
108811, г. Москва, Киевское шоссе 22-й (П Московский) километр, домовладение 6, строение 1, этаж 5, комната 33

<...>

 

Р Е Ш Е Н И Е

по делу № 068/05/18-314/2023 о нарушении законодательства

Российской Федерации о рекламе

 

Резолютивная часть решения объявлена «28» июля 2023 года.

Решение изготовлено в полном объеме «8» августа 2023 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области по рассмотрению дела по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

Председатель Комиссии – заместитель руководителя - начальник отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов Мазаева С.В.

члены Комиссии: главный специалист-эксперт отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Козлова Е.Л., ведущий специалист-эксперт отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Абанкин А.А.,

рассмотрев дело № 068/05/18-314/2023 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации при распространении рекламы посредством направления рекламного аудиосообщения без предварительного согласия,

в отсутствие представителей ООО «Стандарт», ПАО «Вымпел-Коммуникации», ООО «Т2 Мобайл», заявителя <...>.,

УСТАНОВИЛА:

В Тамбовское УФАС России поступило обращение гражданина<...>. (вх. от 17.04.2023 № 2236-ИП/23) с жалобой на получение рекламного аудиосообщения на телефонный номер без его согласия.

Так, 14.04.2023 в 14:47 с номера телефона (<...>) на мобильный телефон заявителя (<...>) поступило аудиосообщение следующего содержания: «Сегодня Вам доступно от 5000 до 250000 рублей с любой кредитной историей, чтобы перейти к оформлению заявки нажмите цифру один, если в данный момент Вам не нужны деньги нажмите ноль».

Установлено, что на номер телефона заявителя (номер <...>) вышеуказанное рекламное аудиосообщение поступило с номера телефона <...>, относящегося к номерной емкости ПАО «Вымпел-Коммуникации», а номер телефона заявителя (<...>) относится к оператору сотовой связи ООО «Т2 Мобайл».

12.05.2023 в отношении ПАО «Вымпел-Коммуникации» (127083, г. Москва, ул. 8 Марта, д. 10, стр. 14, ОГРН: 1027700166636, дата присвоения ОГРН: 28.08.2002, КПП: 771301001, ИНН: 7713076301) возбуждено настоящее дело.

Письмом от 06.06.2023 (вх. от 08.06.2023 № 3565-ЭП/23) ПАО «Вымпел-Коммуникации» сообщило, что абонентский номер +79092954577 выделен ООО «Стандарт» на основании договора от 21.02.2023 № 854053646.

Таким образом, ответчиком по делу является ООО «Стандарт» (ИНН: 3663101295, юр. адрес: 394026, Воронежская обл., г. Воронеж, ул. Циолковского, д. 34, корп. 1 оф. 304).

Проанализировав материалы дела, Комиссия Тамбовского УФАС России пришла к следующим выводам.

Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) рекламой признается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи", абонент - пользователь услугами связи, с которым заключен договор об оказании таких услуг при выделении для этих целей абонентского номера или уникального кода идентификации; электросвязь - любые излучения, передача или прием знаков, сигналов, голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков или сообщений любого рода по радиосистеме, проводной, оптической и другим электромагнитным системам.

Информация, передаваемая посредством использования сетей электросвязи, является индивидуализированной по способу распространения, так как направляется определенным абонентам.

В силу специфики способа распространения по сетям электросвязи, такая индивидуализация, а именно направление рекламы на конкретный номер лица, предполагается диспозицией части 1 статьи 18 Закона о рекламе и не является обстоятельством, исключающим рекламный характер распространенного аудиосообщения.

Кроме того, под неопределенным кругом лиц применительно к Закону о рекламе следует понимать тех лиц, которые не могут быть заранее определены в качестве получателей рекламной информации.

При этом, исходя из буквального толкования упомянутой нормы права, следует, что квалифицирующим признаком информации как рекламной является именно ее адресованность неопределенному кругу лиц, но не факт непосредственного доведения названной информации до ее получателей.

В этой связи при разрешении вопроса относительно рекламного характера той или иной информации необходимо исходить, в том числе, из наличия либо отсутствия в тексте такой информации указания на ее конкретного получателя

Отсутствие в тексте информации какого-либо указания на средства индивидуализации, позволяющие идентифицировать ее получателя, позволяет говорить о том, что названная информация адресована неопределенному кругу лиц, вне зависимости от того, каким количеством лиц она была получена.

В тексте отсутствуют персональные данные лица, на восприятие которого направлена распространенная информация. Информация не содержит в себе указания на конкретного адресата, в связи с чем не имеет ограничений по распространению исходя из ее содержания.

Согласно пункту 2 статьи 3 Закона о рекламе, объектом рекламирования является товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Согласно пункту 3 статьи 3 Закона о рекламе, под товаром понимается продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Рассматриваемая информация подпадает под понятие "реклама", поскольку обладает всеми ее признаками - распространена по сетям электросвязи, направлена на привлечение внимания и формирование интереса со стороны потребителей к финансовым услугам. При этом сведения, указанные в аудиосообщении, носят обобщенный характер.

Таким образом, информация, распространенная посредством аудиосообщения на номер телефона (<...>), отвечает всем признакам рекламы.

В соответствии с частью 1 статьи 18 Закона о рекламе, распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено

Из п. 15 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах применения практики арбитражными судами Федерального закона "О рекламе" следует, что согласно ч. 1 ст. 18 Закона о рекламе распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом необходимо иметь в виду, что в данном случае под абонентом или адресатом надлежит понимать лицо, на чей адрес электронной почты или телефон поступило соответствующее рекламное сообщение. Однако Закон о рекламе не определяет порядок и форму получения предварительного согласия абонента на получение рекламы по сетям электросвязи. Следовательно, согласие абонента может быть выражено в любой форме, достаточной для его идентификации и подтверждения волеизъявления на получение рекламы от конкретного рекламораспространителя.

Согласие абонента на получение рекламы, выраженное любым способом, должно четко содержать волеизъявление конкретного абонента на получение рекламы от конкретного рекламораспространителя и должно быть зафиксировано каким-либо образом. В случае отсутствия таких доказательств реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента.

Поскольку в материалы дела не представлены доказательства наличия у ООО «Стандарт» согласия заявителя на получение рекламных аудиосообщений, рассматриваемая реклама распространялась с нарушением требований рекламного законодательства.

Таким образом, распространение вышеуказанной рекламы посредством использования телефонной связи осуществлено в нарушение части 1 статьи 18 Закона о рекламе.

Исходя из содержания рассматриваемой рекламной информации: «Сегодня Вам доступно от 5000 до 250000 рублей с любой кредитной историей» объектом рекламирования является финансовая услуга.

Согласно части 1 статьи 28 Закона о рекламе реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).

В соответствии с пунктом 1 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации наименование юридического лица в обязательном порядке должно содержать указание на его организационно-правовую форму.

Таким образом, в рассматриваемой рекламе отсутствует наименование лица, оказывающего финансовые услуги, следовательно, она не соответствует требованиям части 1 статьи 28 Закона о рекламе.

В соответствии с частью 3 статьи 28 Закона о рекламе, если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом "О потребительском кредите (займе)" для заемщика и влияющие на нее.

Согласно пункту 25 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе" к условиям, влияющим на стоимость кредита, в частности, могут относиться условия о размере процентной ставки, сумме и сроке кредита, платежах и комиссиях по кредитным операциям, а также о дополнительных расходах заемщика, связанных с получением кредита (по страхованию рисков, в том числе жизни, здоровья потенциального заемщика, нотариальному заверению документов, предоставлению обеспечения по кредитному договору, оценке имущества, передаваемого в залог, и др.).

Таким образом, к условиям, определяющим полную стоимость кредита, могут быть отнесены: сумма потребительского кредита (займа); срок действия договора потребительского кредита (займа) и срок возврата потребительского кредита (займа); валюта, в которой предоставляется потребительский кредит (заем); процентная ставка в процентах годовых, а при применении беспроцентной ставки - порядок ее получения.

Рассматриваемая реклама не содержит информации о сроках, предоставляемого кредита, о размере процентной ставки, а также о дополнительных расходах заемщика, связанных с получением кредита.

Таким образом, рассматриваемая реклама не соответствует требованиям, установленных частью 3 статьи 28 Закона о рекламе.

В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе ненадлежащая реклама — реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации. Следовательно, указанная реклама является ненадлежащей.

Согласно части 4 статьи 38 Закона о рекламе, нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно части 7 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований, установленных частью 1 статьи 18, частью 1 статьи 28 данного закона, несет рекламораспространитель.

Согласно части 6 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований, установленных статьей 28 Закона о рекламе несет рекламодатель.

В соответствии с пунктом 7 статьи 3 Закона о рекламе рекламорасространителем является лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Таким образом, рекламораспространителем является лицо, осуществляющее фактическое доведение объекта рекламирования до сведения потребителей.

Распространение рассматриваемого аудиосообщения осуществлено на основании договора об оказании услуг связи от 21.02.2023 № 854053646, заключенного между ПАО «Вымпел-Коммуникации» и ООО «Стандарт», предметом которого является оказание услуг связи.

В соответствии с п.32 ст.2 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" услуга связи - деятельность по приему, обработке, хранению, передаче, доставке сообщений электросвязи или почтовых отправлений.

Соответственно из содержания названного договора вытекает обязанность ПАО «Вымпел-Коммуникации» осуществлять обработку, передачу и доставку до конечного абонента, в т.ч. аудиосообщений, т.е. осуществление мероприятий, являющихся непосредственным распространением рекламы.

Таким образом, ПАО «Вымпел-Коммуникации», также, как и ООО «Стандарт», является рекламораспространителем спорной рекламы. Отсутствие в этих правоотношениях такого звена, как оператор связи, сделает распространение указанного аудиосообщения невозможным.

Сведений о прекращении распространения рекламного аудиосообщения в адрес заявителя в материалах дела отсутствуют.

С учетом изложенного, Комиссией Тамбовского УФАС России установлена необходимость пресечения распространения ненадлежащей рекламы. Прекратить распространение рекламы способно, в том числе, ПАО «Вымпел-Коммуникации», которое является одним из рекламораспространителей.

При этом, Комиссия отмечает, что несмотря на отсутствие в действиях ПАО «Вымпел-Коммуникации» нарушений требований Закона о рекламе, это не препятствует выдаче предписания данному обществу, поскольку п.1 ч.2 ст.33 Закона о рекламе допускает выдачу предписания любому из рекламораспространителей, а не только тому из них, кто допустил нарушение требований закона.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о рекламе, пунктами 42-48 «Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2020 г. № 1922, Комиссия

РЕШИЛА:

  1. Признать ненадлежащей рекламу следующего содержания: «Сегодня Вам доступно от 5000 до 250000 рублей с любой кредитной историей, чтобы перейти к оформлению заявки нажмите цифру один, если в данный момент Вам не нужны деньги нажмите ноль», поступившую 14.04.2023 в 14:47 с номера телефона (<...>) на мобильный телефон заявителя (<...>), поскольку при её распространении нарушены требования части 1 статьи 18, части 1,3 статьи 28 Закона о рекламе.

  2. Выдать ООО «Стандарт» и ПАО «Вымпел-Коммуникации» предписание об устранении нарушения требований законодательства Российской Федерации о рекламе.

  3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тамбовского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении по части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ООО «Стандарт».

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в течение трех месяцев.

 

Председатель Комиссии С.В. Мазаева

 

Члены Комиссии Е.Л. Козлова

 

А.А. Абанкин

 

 

2023-3396

 

 

Связанные организации

Кренев Д.Н.
ИНН 000000000000, ОГРН
ООО "Т2 Мобайл"
ИНН 7743895280, ОГРН 1137746610430
ПАО "Вымпел-Коммуникации"
ИНН 7713076301, ОГРН 1027700166636
ООО "Стандарт"
ИНН 3663101295, ОГРН 1133668054080