Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № 068/01/10-583/2020 о нарушении антимонопо... от 18 марта 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Процедура
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

     

Ответчик: ПАО «МРСК Центра»

119017, город Москва,

улица Малая Ордынка, дом 15

392000, г. Тамбов, Моршанское ш., 23

Заявитель:

ОАО «Тамбовское строительно-монтажное

управление «Волгостальмонтаж»

392030, Тамбовская область,

город Тамбов, улица Урожайная, 2Д

Заинтересованное лицо:

ПАО «Тамбовская

энергосбытовая компания»

392000, г. Тамбов,

ул. Советская, д. 104/14

     

РЕШЕНИЕ

по делу № 068/01/10-583/2020 о нарушении антимонопольного законодательства

Резолютивная часть решения оглашена «4» марта 2021 г.

В полном объеме решение изготовлено «18» марта 2021 г.

г. Тамбов

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

председатель – заместитель руководителя – начальник отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов Мазаева С.В.,

члены:

заместитель руководителя – начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Колодина Н.Н.,

начальник отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Мурзин К.И.,

главный специалист-эксперт отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Заботнова Т.В.,

в присутствии представителя ПАО «МРСК Центра» <…> (доверенность от 14.09.2020 № Д-ТБ/146), представителя ПАО «Тамбовская энергосбытовая компания» <…> (доверенность от 29.01.2021 № ТЭК/Д/47),

рассмотрев дело № 068/01/10-583/2020 по признакам нарушения публичным акционерным обществом «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра» (ОГРН 1046900099498, ИНН 6901067107, КПП 771501001, адрес: 119017, город Москва, улица Малая Ордынка, дом 15) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области поступило обращение ОАО «Тамбовское строительно-монтажное управление «Волгостальмонтаж» (далее – ОАО Тамбовское СМУ «ВСМ») о признаках нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) со стороны ПАО «МРСК Центра», выразившегося в незаконном составлении акта о неучтенном потреблении электроэнергии № 68009124 от 21.03.2019 и некорректном расчете безучетного потребления в отношении потребителя.

Между ПАО «Тамбовская энергосбытовая компания» (гарантирующий поставщик) и ОАО Тамбовское СМУ «ВСМ» (потребитель) заключен договор энергоснабжения № 2923 от 23.06.2014, по условиям которого гарантирующий поставщик принял на себя обязательство осуществлять продажу потребителю электрической энергии (мощности), и через привлеченных третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии и услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, а потребитель обязался оплачивать приобретаемую электрическую энергию (мощность) и оказанные ему услуги в соответствии с требованиями настоящего договора и норм действующего законодательства РФ.

В соответствии с п. 4.1 указанного договора фактически принятое потребителем количество энергии (мощности) определяется на основании показаний средств учета, указанных в Приложении № 2, в порядке, установленном настоящим разделом.

На основании пункта 4.4 договора № 2923 от 23.06.2014 снятие показаний расчетных приборов учета осуществляется потребителем (собственником или лицом, осуществляющим эксплуатацию энергопринимающих устройств) и сетевой организацией на 00-часов первого дня месяца, следующего за расчетным периодом.

Точкой поставки электрической энергии по договору № 2923 от 23.06.2014 энергоснабжения является производственная база, расположенная по адресу: г. Тамбов, ул. Урожайная. В точке учета установлен прибор учета типа Меркурий 230 АМ-03, с заводским № 18762273.

Сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии на объект электроснабжения ОАО Тамбовское СМУ «ВСМ» по заключенному договору энергоснабжения, является ПАО «МРСК Центра» (далее – сетевая организация).

21.03.2019 по результатам проведенной проверки состояния схемы измерения электрической энергии и работы/ замены/ допуска в эксплуатацию прибора учета точки поставки потребителя ОАО Тамбовское СМУ «ВСМ» выявлен срыв пломбы ЭСО № 68055092, установленной на дверцах ТТ и отражен в акте № 68002880 от 30.05.2014. Кроме того, истек срок госповерки ТТ 03.02.2019, что квалифицировано сетевой организация в качестве безучетного потребления электрической энергии, выразившегося в неисполнении требований статьи 13 Федерального закона от 26.06.2008 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений».

По данному факту составлен акт проверки состояния схемы измерения электрической энергии и работы/замены / допуска в эксплуатацию прибора учета от 21.03.2019 № 68042305 (далее – акт проверки от 21.03.2019 № 68042305), согласно которому потребителю предписано произвести замену трансформаторов и поверку, а также акт о неучтенном потреблении электрической энергии юридическим лицом (гражданином), использующим электрическую энергию для осуществления предпринимательской деятельности от 21.03.2019 № 68009124 (далее – акт о неучтенном потреблении от 21.03.2019 № 68009124).

В соответствии со справкой-расчетом к акту о неучтенном потреблении от 21.03.2019 № 68009124, объем безучетного потребления электрической энергии составил 1 356 900 кВТ*ч (за вычетом оплаченного объема – 59 100 кВт*ч).

Данный объем безучетного потребления принят ПАО «Тамбовская энергосбытовая компания» к начислению потребителю, рассчитана стоимость безучетного потребления электрической энергии, составившая 9 101 499, 03 руб., в связи с чем ОАО Тамбовское СМУ «ВСМ» на указанную сумму к оплате выставлен корректировочный счет-фактура от 30.04.2019.

Заявитель считает, что акт о неучтенном потреблении от 21.03.2019 № 68009124 составлен некорректно в связи со следующим. Отсутствие пломбы на дверце щита не может являться причиной неучтенного потребления электрической энергии. Для опломбировки дверцы сетевой организацией самостоятельно были просверлены отверстия на дверце и стойке ящика трансформаторов тока, что нарушает конструкцию, предусмотренную заводом изготовителем КТП и исключает возможность технического обслуживания приборов КТП, что противоречит правилам эксплуатации КТП, установленных заводом изготовителем данной КТП, а также Правилам эксплуатации электроустановок потребителей. Кроме того, заявителем была проведена трасологическая экспертиза на выявление возможного подключения к КТП с целью неучтенного потребления электрической энергии, по результатам которой следов каких-либо подключений не выявлено.

В связи с наличием признаков нарушения ч.1 ст.10 Закона о защите конкуренции Тамбовское УФАС России приказом от 23.09.2020 № 63 возбудило в отношении ПАО «МРСК Центра» дело № 068/01/10-583/2020 о нарушении антимонопольного законодательства.

У ОАО Тамбовское СМУ «ВСМ» установлена комплектная трансформаторная подстанция КТП-ТВВ 400/10/0,4 У1 (шкаф распределительного устройства низкого напряжения – РУНН), которая предназначена для приема электроэнергии, преобразования и распределения электроэнергии трехфазного переменного тока, делится на три отсека: отсек высокого напряжения, отсек низкого напряжения и отсек силового трансформатора.

Спорная пломба № 68055092 на дверце камеры, где размещены трансформаторы тока, установлена сетевой организацией на металлической глухой дверце центральной вводной ячейки. Указанная дверца закрывает трансформаторы тока ТТИ-40 и контактные ножи силового разъединителя (механическая часть рубильника).

В связи с отсутствием на данной дверце предусмотренного заводом-изготовителем специального места или приспособлений для опломбирования (заводских проушин, углублений со сквозным отверстием), установка спорной пломбы № 68055092 ПАО «МРСК Центра» была произведены путем самостоятельного просверливания металлической дверцы и корпуса КТП и их соединения через эти отверстия роторной пломбой посредством пломбировочной проволоки.

В силу пункта 2.2.40 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей при осмотре РУ особое внимание должно быть обращено, в том числе, на состояние контактов, рубильников щита низкого напряжения.

Согласно Правилам технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных Приказом Минэнерго России от 13.01.2003 № 6 (ред. от 13.09.2018) допускается пломбирование решеток и дверец камер, где установлены трансформаторы тока, однако в настоящем случае сами трансформаторы тока № F42476, F42445, F42444 опломбированы отдельно, что исключает необходимость в дополнительном опломбировании дверцы шкафа учета.

Ответчик по настоящему делу в своей позиции по настоящему делу против доводов заявителя возражал как в письменных пояснениях, так и при рассмотрении дела. Свои возражения аргументировал тем, что если конструкцией электроустановки по какой-либо причине не предусмотрена пломбировка камеры с трансформатором тока, то необходимо принять дополнительные меры по установке пломбы. Кроме того, согласно п. 2.11.18 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей энергоснабжающая организация должна пломбировать решетки и дверцы камер, где установлены трансформаторы тока, каким образом это должно быть сделано нормативно не указывается, в данном случае, была установлена роторная пломба на предварительно подготовленные потребителем отверстия. Ответственность за электроустановку при этом возложена на потребителя, который и должен привести ее конструкцию в соответствие с требованиями действующих правил (пояснения от исх. от 21.11.2019 № МР1-ТБ/27-1/8990 (вх. от 21.11.2019 № 8037), исх. от 26.12.2019 № МР1-ТБ/27-1/9984 (вх. от 26.12.2019 № 8761).

Комиссия Тамбовского УФАС России, изучив материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, приходит к следующему.

Частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции установлен запрет на действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Оценивая такие действия (бездействие) как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения статьи 10 ГК РФ, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Закона о защите конкуренции, и, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.

Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ «О естественных монополиях» установлено, что к естественно-монопольным сферам деятельности относится, в том числе, деятельность по передаче электрической энергии.

В соответствии с частью 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Антимонопольным органом в порядке, утвержденном приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее – Порядок № 220), осуществлен анализ состояния конкурентной среды на товарном рынке электроснабжения.

С учетом естественно монопольного характера рассматриваемого рынка результаты его изучения вне зависимости от выбранного временного интервала не будут иметь никаких отличий.

В соответствии с пунктом 2.1 Порядка временным интервалом исследования рынка оказания услуг по передаче электрической энергии определен период с марта 2018 года по март 2019 года.

В соответствии с пунктом 4.7 Порядка в сфере услуг субъектов естественных монополий географические границы товарных рынков определяются с учетом особенностей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, предоставления этих услуг на соответствующих товарных рынках, в том числе на основании одного или нескольких критериев:

- административно-территориального критерия (территория Российской Федерации, территория федерального округа Российской Федерации, территория экономических районов Российской Федерации, территория субъекта Российской Федерации, территория (района, города, пгт, иное) субъекта Российской Федерации);

- организационного критерия (территория деятельности хозяйствующего субъекта, территория деятельности филиала хозяйствующего субъекта);

- технологического критерия (наличие и расположение технологической инфраструктуры (сетей), включая доступ к инфраструктуре и ее использованию (подключение к сетям).

Для рассматриваемого рынка в силу нормативных требований законодательства возможно оказание услуг по передаче электроэнергии сетевыми организациями только в пределах расположения сетей, находящихся в пользовании сетевой организации на законном основании.

На территории Тамбовской области осуществляет деятельность по оказанию услуг по передаче электрической энергии филиал ПАО «МРСК Центра» – «Тамбовэнерго», который действует на всей территории области.

Согласно статье 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон об электроэнергетике):

Единая энергетическая система России - электроэнергетическая система, которая расположена в пределах территории Российской Федерации и централизованное оперативно-диспетчерское управление, которой осуществляется системным оператором Единой энергетической системы России;

электроэнергетическая система - совокупность объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок потребителей электрической энергии, связанных общим режимом работы в едином технологическом процессе производства, передачи и потребления электрической энергии в условиях централизованного оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике;

услуги по передаче электрической энергии - комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, которые обеспечивают передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с обязательными требованиями и совершение которых может осуществляться с учетом особенностей, установленных пунктом 11 статьи 8 настоящего Федерального закона.

На территории Тамбовской области все объекты ПАО «МРСК Центра» входят в единую электроэнергетическую систему.

Передача электроэнергии осуществляется не в конкретном месте, а по всей совокупности сетей от генерации до потребителя.

С учетом этого, географические границы рынка оказания услуг по передаче электрической энергии определяются как границы расположения электрических сетей ПАО «МРСК Центра» на территории Тамбовской области.

В данном случае Комиссия Тамбовского УФАС России приходит к выводу, что общество допустило нарушение антимонопольного законодательства, что подтверждается следующим.

Согласно ч. 1 ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

Как установлено нормами ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Гражданско-правовые отношения, связанные с поставкой и передачей электрической энергии на розничном рынке в спорный период регулируются Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Закон №35-ФЗ), Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 №442 (далее - Основные положения), Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 года № 861 (далее - Правила № 861).

Согласно пункту 145 Основных положений №442 обязанность по обеспечению эксплуатации установленного и допущенного в эксплуатацию прибора учета, сохранности и целостности прибора учета, а также пломб и (или) знаков визуального контроля, снятию и хранению его показаний, своевременной замене возлагается на собственника такого прибора учета.

При этом под эксплуатацией прибора учета понимается выполнение действий, обеспечивающих функционирование прибора учета в соответствии с его назначением на всей стадии его жизненного цикла со дня допуска его в эксплуатацию до его выхода из строя, включающих в том числе осмотры прибора учета, техническое обслуживание (при необходимости) и проведение своевременной поверки.

Достоверность сведений, полученных с помощью приборов учета, обеспечивается путем соблюдения сторонами нормативно установленных требований к техническим характеристикам приборов, порядку их установки и принятию в эксплуатацию, периодичности поверки и сохранению средств маркировки, сохранности в ходе эксплуатации.

На основании пункта 176 Основных положений №442 результаты проверки приборов учета сетевая организация оформляет актом проверки расчетных приборов учета, который подписывается сетевой организацией и лицами, принимавшими участие в проверке. Акт составляется в количестве экземпляров по числу лиц, принимавших участие в проверке, по одному для каждого участника. При отказе лица, принимавшего участие в проверке, от подписания акта, в нем указывается причина такого отказа.

Результатом проверки является заключение о пригодности расчетного прибора учета для осуществления расчетов за потребленную (произведенную) на розничных рынках электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги по передаче электрической энергии, о соответствии (несоответствии) расчетного прибора учета требованиям, предъявляемым к такому прибору учета, а также о наличии (об отсутствии) безучетного потребления или о признании расчетного прибора учета утраченным.

В соответствии с пунктом 192 Основных положений №442 по факту выявленного безучетного или бездоговорного потребления электрической энергии сетевой организацией составляется акт о неучтенном потреблении электрической энергии и не позднее 3 рабочих дней с даты его составления передается в адрес: гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации), обслуживающего потребителя, осуществившего безучетное потребление; лица, осуществившего бездоговорное потребление.

В соответствии с пунктом 1.2.2 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 13.01.2003 №6 (далее – Правила №6), потребитель обязан обеспечивать содержание электроустановок в работоспособном состоянии и их эксплуатацию в соответствии с требованиями названных Правил и других нормативно-технических документов (НТД). Организация эксплуатации средств учета электроэнергии должна вестись в соответствии с требованиями действующих НТД и инструкций заводов-изготовителей (пункт 2.11.4 Правил № 6).

В соответствии с п. 3.5 Правил учета электрической энергии, утвержденных 19.09.1996 Минтопэнерго РФ и 26.09.1996 Минстроем РФ, средства учета электрической энергии и контроля ее качества должны быть защищены от несанкционированного доступа для исключения возможности искажения результатов измерений.

Согласно акт о неучтенном потреблении от 21.03.2019 № 68009124 электрической энергии юридическим лицом, использующим электрическую энергию для осуществления предпринимательской деятельности, при проверке прибора учета Меркурий 230 АМ-03, заводской № 18762273 на точке поставки электроэнергии в производственный цех ОАО Тамбовское СМУ «ВСМ» был зафиксирован факт срыва пломбы ЭСО № 68055092, установленной на дверцах трансформатора тока.

На основании Акта № 68009124 от 21.03.2019 сетевой организацией осуществлен расчет безучетного потребления в размере 1 356 900 кВт.ч. с применением в расчете максимальной мощности 200 кВт. за период с 30.05.2018 по 21.03.2019 на сумму 9 101 499,03 рублей.

Правилами № 6 обеспечение содержания электроустановок в работоспособном состоянии и их соответствующая эксплуатация возложена на потребителя.

Пунктом 2.11.17 Правил № 6 предусмотрено, что потребитель обязан немедленно поставить в известность энергоснабжающую организацию обо всех дефектах или случаях отказов в работе расчетных счетчиков электрической энергии. Персонал энергообъекта несет ответственность за сохранность расчетного средства измерения, его пломб и за соответствие цепей учета электроэнергии установленным требованиям. Нарушение пломбы на расчетном счетчике, если это не вызвано действием непреодолимой силы, лишает законной силы учет электроэнергии, осуществляемый данным расчетным счетчиком.

В соответствии с п. 2.11.18. Правил № 6 энергоснабжающая организация должна пломбировать:

- клеммники трансформаторов тока;

- крышки переходных коробок, где имеются цепи к электросчетчикам;

- токовые цепи расчетных счетчиков в случаях, когда к трансформаторам тока совместно со счетчиками присоединены электроизмерительные приборы и устройства защиты;

- испытательные коробки с зажимами для шунтирования вторичных обмоток трансформаторов тока и места соединения цепей напряжения при отключении расчетных счетчиков для их замены или поверки;

- решетки и дверцы камер, где установлены трансформаторы тока; решетки или дверцы камер, где установлены предохранители на стороне высокого и низкого напряжения трансформаторов напряжения, к которым присоединены расчетные счетчики;

- приспособления на рукоятках приводов разъединителей трансформаторов напряжения, к которым присоединены расчетные счетчики.

Во вторичных цепях трансформаторов напряжения, к которым подсоединены расчетные счетчики, установка предохранителей без контроля за их целостностью с действием на сигнал не допускается.

Поверенные расчетные счетчики должны иметь на креплении кожухов пломбы организации, производившей поверку, а на крышке колодки зажимов счетчика пломбу энергоснабжающей организации.

Для защиты от несанкционированного доступа электроизмерительных приборов, коммутационных аппаратов и разъемных соединений электрических цепей в цепях учета должно производиться их маркирование специальными знаками визуального контроля в соответствии с установленными требованиями.

Комиссия Тамбовского УФАС России установила, что у потребителя ОАО Тамбовское СМУ «ВСМ» установлена комплектная трансформаторная подстанция КТП-ТВВ 400/10/0,4 У1 (шкаф распределительного устройства низкого напряжения – РУНН), которая предназначена для приема электроэнергии, преобразования и распределения электроэнергии трехфазного переменного тока, делится на три отсека: отсек высокого напряжения, отсек низкого напряжения и отсек силового трансформатора.

Отсек распределительного устройства низкого напряжения (РУНН) включает в себя четыре ячейки, оборудованные металлическими запираемыми дверцами. В отсеке низкого напряжения имеются автоматический выключатель, три трансформатора тока ТТИ-40, измерительные приборы, приборы учета, разъединитель силовой РС-6УЗ. Разъединитель силовой РС-6УЗ представляет собой три токопровода, установленных на одной раме с основным (общим) валом и приводным рычагом. При вращении вала разъединителя с помощью привода происходит одновременное включение или отключение трех контактных ножей.

В ходе рассмотрения настоящего дела, ПАО «МРСК Центра» указывает, что спорная пломба № 68055092 установлена на дверце камеры, где установлены трансформаторы тока.

В ходе рассмотрения дела представитель ОАО Тамбовское СМУ «ВСМ» сообщил, что спорная пломба № 68055092 была установлена сетевой организацией на металлической глухой дверце центральной вводной ячейки. Указанная дверца закрывает трансформаторы тока ТТИ-40 и контактные ножи силового разъединителя (механическая часть рубильника). Как считает заявитель, пломба ЭСО № 68055092, повреждение которой было зафиксировано при проведении проверки 21.03.2019, была установлена сетевой компанией ПАО «МРСК Центра» на КТП в месте, не предусмотренном ни действующими нормативными актами, ни заводом-изготовителем КТП. Способ установки пломбы – просверливание дополнительных отверстий в металлических дверцах – не позволял гарантировать сохранность пломбы и пломбировочной проволоки. Установленная в нарушение действующих норм пломба ЭСО № 68055092 препятствовала обеспечению потребителем технического обслуживания КТП в соответствии с Правилами эксплуатации электроустановок от 31.03.1992. Все иные пломбы, установленные на трансформаторах тока и приборе учета, не имеют повреждений. Отсутствует внешнее вмешательство в оборудование подстанции и следы, свидетельствующие о снятии и повторном навешивании фиксирующих устройств (пломб).

ПАО «МРСК Центра» в письменных пояснениях исх. от 12.11.2020 № МР1-ТБ (вх. от 12.11.2020 № 7016) утверждает, что «нарушение потребителем знаков визуального контроля подлежит квалификации в качестве безучетного потребления без доказывания как фактического искажения данных о количестве потребленной электроэнергии, так и возможности такого искажения». ПАО «МРСК Центра» указывает, что «сетевая организация лишена возможности определения мест опломбирования. Пломбирование дверец камер, где установлены трансформаторы тока, входит в обязанность сетевой организации, что предусмотрено Правилами технической эксплуатации электроустановок потребителей, и не может быть определено как необязательное».

Кроме того, на рассмотрении дела и в письменных пояснениях ПАО «МРСК Центра» сообщает, что отсутствие на момент проверки со стороны потребителя своевременных действий, направленных на поверку спорных трансформаторов, сторонами не оспаривается, следовательно, в данном случае имеет факт безучетного потребления, ответственность за событие которого возлагается на потребителя в целях повышения со стороны последнего дисциплины по исполнению обязанности соблюдать сроки поверки и обеспечивать сохранность знаков визуального контроля, то есть потребителем совершено бездействие по приведению системы учета в соответствие с действующим законодательством РФ. В данном случае речь идет об обязанности ОАО Тамбовское СМУ «ВСМ» приведения своей системы учета в соответствие с актом ввода прибора учета в эксплуатацию.

Однако, Комиссия Тамбовского УФАС России не согласна с вышеуказанным доводом сетевой организации по следующим причинам.

Установлено, что глухая металлическая дверца, на которой была установлена спорная пломба № 68055092, закрывает вводную ячейку, в которой конструктивно установлены не только трансформаторы тока, но и ножи силового разъединителя (механическая часть рубильника).

Согласно пункту 2.2.39 Правил № 6, осмотр РУ без отключения должен проводиться: на объектах с постоянным дежурством персонала - не реже 1 раза в 1 сутки; в темное время суток для выявления разрядов, коронирования - не реже 1 раза в месяц; на объектах без постоянного дежурства персонала - не реже 1 раза в месяц, а в трансформаторных и распределительных пунктах - не реже 1 раза в 6 месяцев. При неблагоприятной погоде (сильный туман, мокрый снег, гололед и т.п.) или сильном загрязнении на ОРУ должны быть организованы дополнительные осмотры. Обо всех замеченных неисправностях должны быть произведены записи в журнал дефектов и неполадок на оборудовании и, кроме того, информация о них должна быть сообщена ответственному за электрохозяйство. Замеченные неисправности должны устраняться в кратчайший срок.

В силу пункта 2.2.40 Правил № 6 при осмотре РУ особое внимание должно быть обращено, в том числе, на состояние контактов, рубильников щита низкого напряжения.

Таким образом, устанавливая роторную пломбу № 68055092 на металлической дверце вводной ячейки, закрывающей ножи силового разъединителя (механическую часть рубильника), ПАО «МРСК Центра» фактически ограничило потребителю доступ к механической части рубильника в целях контроля срабатывания рубильника при осуществлении переключений и отключений при возникновении аварийных ситуаций.

При этом конструктивно опломбированная дверца является глухой, смотрового окошка или зарешёченной части для обзора не имеет.

Кроме того, ООО «УПТК Тамбовспецстрой» и ООО «Электрощит», которые являются производителями аналогичных комплектных трансформаторных подстанций, письмами исх. от 07.04.2020 № 63 (вх. от 13.01.2021 № 90), исх. № 157 от 15.04.2020 (вх. от 13.01.2021 № 91), соответственно, указали, что опломбировка двери шкафа вводной ячейки КТП ТВВ 400/10/0,4 УI – не допускается, в связи с конструктивной особенностью данной КТП по причине наличия вводного рубильника в выше указанной ячейке. Согласно Правилам устройства электроустановок, Межотраслевым правилам по охране труда (правила безопасности) при эксплуатации электроустановок, Правилам технической эксплуатации электроустановок потребителей в процессе эксплуатации оборудования, надлежит обеспечивать круглосуточный доступ с елью ежедневного и планового технического визуального осмотра вводного рубильника для безопасного обслуживания и ремонта КТП и электрооборудования.

В ходе рассмотрения дела, ПАО «МРСК Центра» представило в материалы дела документы по корректировке платы за электрическую энергию с ПАО «Тамбовская энергосбытовая компания», а именно: корректировочный акт № Э-001581-К/06 от 31.08.2020 к корректировочному акту № Э-001403-К/06 от 31.07.2020 к акту приема-передачи электрической энергии (мощности) № Э-000309/06 от 28.02.2019 за февраль 2019 года; корректировочный акт № Э-001576-К/06 от 31.08.2020 к корректировочному акту № Э-001139-К/06 от 30.06.2020 к акту приема-передачи электрической энергии (мощности) № Э-000454/06 от 31.03.2019 за март 2019 года; корректировочный акт № Э-001577-К/06 от 31.08.2020 к корректировочному акту № Э-001128-К/06 от 30.06.2020 к акту приема-передачи электрической энергии (мощности) № Э-0002102/06 от 31.12.2019 за декабрь 2019 года.

Комиссия Тамбовского УФАС России по результатам исследования собранных по делу доказательств приходит к выводу, что ввиду установки ПАО «МРСК Центра» спорной пломбы № 68055092 в нарушение действующим нормативным предписаниям и без учета конструктивных особенностей КТП потребителя, у ответчика ОАО Тамбовское СМУ «ВСМ» отсутствовала обязанность по обеспечению сохранности данной пломбы. Иные пломбы, установленные на измерительном комплексе ОАО Тамбовское СМУ «ВСМ», нарушены не были. В данном случае, нарушение пломбы на дверце металлического шкафа, не является фактом неучтенного потребления электрической энергии в отсутствие доказательств вмешательства в работу самого измерительного комплекса.

Таким образом, пользуясь своим доминирующим положением на товарном рынке, общество осуществило намеренное ущемление прав ОАО Тамбовское СМУ «ВСМ», чем нарушило запрет части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

  1. Признать ПАО «МРСК Центра» (ОГРН 1046900099498, ИНН 6901067107, КПП 771501001, адрес: 119017, город Москва, улица Малая Ордынка, дом 15) нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части злоупотребления доминирующим положением на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии в пределах географических границ своих сетей на территории Тамбовской области действиями, выразившимися в необоснованном включении в акт № 68009124 от 21.03.2019 неучтенного потребления электроэнергии по причине срыва пломбы № 68055092, а также в необоснованном завышении объема безучетного потребления в отношении ОАО «Тамбовское строительно-монтажное управление «Волгостальмонтаж».

2. В связи с тем, что нарушение антимонопольного законодательства прекращено, предписание не выдавать.

3. Основания для прекращения рассмотрения дела отсутствуют.

Днем принятия решения считается дата его изготовления в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Тамбовской области, находящийся по адресу: 392000 г. Тамбов, ул. Пензенская, 67/12.

Председатель комиссии

С.В. Мазаева

   

Члены комиссии

Н.Н. Колодина

   
 

К.И. Мурзин

   
 

Т.В. Заботнова

   
   
   
   

Исп. Моисеева Е.Л.,

8(4752) 72-93-54

Связанные организации

Связанные организации не указаны