Решение б/н Решение о нарушении антимонопольного законодательства № А4-9... от 7 января 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

                                                                 Ответчики:                                                                                                                                

                                                             Администрация Заворонежского

                                                               сельсовета Мичуринского района                      

                                       Тамбовской области

                                                       393749,  Тамбовская область,

                                                                          Мичуринский район,

                                                                        с. Заворонежское, ул. Советская, д. 136

 

                                                                 Индивидуальный предприниматель

<...>     

                                                                 Ответчики:                                                                                                                                

                                                             Администрация Заворонежского

                                                               сельсовета Мичуринского района                      

                                       Тамбовской области

                                                       393749,  Тамбовская область,

                                                                          Мичуринский район,

                                                                        с. Заворонежское, ул. Советская, д. 136

 

                                                                 Индивидуальный предприниматель

                           <...> 

                                                     393749, Тамбовская область,

                                       Мичуринский район,

                                                                    с. Заворонежское, ул. Советская, д. 56

 

                                                                 Заявитель:

                                                                <...> 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № А4-9/18 о нарушении антимонопольного законодательства

 

Резолютивная часть решения объявлена «21» февраля 2019 года                                                                                  

Решение в полном объёме изготовлено «7» марта 2019 года                         г. Тамбов

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

председатель: Гречишникова Е.А. - руководитель управления;

члены:

Мазаева С.В. - заместитель руководителя - начальник отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов;

Колодина Н.Н. - заместитель руководителя  - начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;

Вислобокова Е.М. - заместитель начальника отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов,

рассмотрев дело по признакам нарушения администрацией Заворонежского сельсовета Мичуринского района Тамбовской области (393749,                                                                        Мичуринский район, с. Заворонежское, ул. Советская, д. 136) и ИП <...>  (ИНН 682702086120, адрес регистрации: Тамбовская область, г. Мичуринск, ул. Покровского, д. 70, кв.1, адрес места осуществления деятельности: 393749, Мичуринский район, с. Заворонежское, ул. Советская, д. 56) статьи 16 Федерального закона  от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции,

в присутствии на заседании комиссии:

представителей администрации Заворонежского сельсовета Мичуринского района - <...>  , действующего на основании доверенности от 22.10.2018, и  <...>  ., действующей на основании доверенности от 22.10.2018;

представителя ИП <...>  ;

<...>  ,<...>  ,<...>  ,

 

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области  (далее - Тамбовское УФАС России) поступило обращение гр. <...>  с жалобой на неправомерные действия индивидуальных предпринимателей <...>  , осуществляющих деятельность по оказанию населению города Мичуринска и Мичуринского района Тамбовской области ритуальных услуг по адресу: Мичуринский район, с. Заворонежское, ул. Советская, д. 56. 

В своем обращении заявитель указал, что индивидуальные предприниматели <...>  по своему усмотрению выделяют земельные участки для погребения умерших граждан на муниципальном кладбище в с. Заворонежское Мичуринского района.

Также, в обращении гр. <...>  указано, что в случае не приобретения родственниками покойного в помещении «Ритуальные услуги Память», расположенном по ул. Советской д. 56, где ИП <...>  осуществляет деятельность по предоставлению ритуальных услуг населению ритуальных принадлежностей, им отказывали в выделении земельного участка на муниципальном кладбище в селе Заворонежское.

Заявитель также указал, что на муниципальном кладбище с. Заворонежское Мичуринского района данные индивидуальные предприниматели самовольно установили информационный стенд следующего содержания: «В соответствии с договором № 1 от 09.01.2014 по вопросам захоронения и отведения участка земли под захоронение обращаться по адресу с. Заворонежское, ул. Советская, д. 56 «Ритуальные услуги».

В связи с наличием признаков заключения администрацией Заворонежского сельсовета Мичуринского района и ИП <...>  антиконкурентного соглашения, результатом которого являлось заключение двух договоров безвозмездной аренды помещения и размещение информации на стенде при входе на муниципальное кладбище с. Заворонежское, направленного на устранение, недопущение, ограничение конкуренции на рынке похоронных и ритуальных услуг, было возбуждено настоящее дело.

Рассмотрение дела неоднократно откладывалось с целью получения дополнительных доказательств, необходимых для рассмотрения данного дела.

На рассмотрении дела представители администрации Заворонежского сельсовета Мичуринского района сообщили, что администрация Заворонежского сельсовета Мичуринского района и ИП <...>  не заключали никакого соглашения.  Установление стенда при входе на муниципальное кладбище, в том числе и заключение договоров, было сделано для удобств родственников умершего, не проживающего на территории села. Договоры были заключены с целью размещения общественника, выполняющего от имени администрации сельсовета отведение земельного участка под захоронение умерших.

На рассмотрении дела ИП <...>  и ее представитель сообщили, что не согласны с вменяемым нарушением антимонопольного законодательства. Никаких взаимоотношений  с администрацией Заворонежского сельсовета Мичуринского района не было. Отведением земельных участков на территории муниципального кладбища с. Заворонежское ИП <...>  не занималась, так же как и не принимала никаких мер по размещению стенда при входе на муниципальное кладбище и заключению договоров  безвозмездной аренды помещения.

 Заявитель на рассмотрении дела сообщил, что поддерживает заявленные требования. Считает, что действия по заключению договоров безвозмездной аренды помещения и установление информационного стенда при входе на муниципальное кладбище ставят ИП <...>  в преимущественное положение по отношению к другим хозяйствующим субъектам, осуществляющим деятельность по предоставлению ритуальных услуг населению города Мичуринска и Мичуринского района.

Рассмотрев материалы дела, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, Комиссия Тамбовского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства установила следующие фактические обстоятельства и пришла к следующим выводам.

 

На фотографиях, представленных заявителем в материалы дела, зафиксировано, что при входе на муниципальное кладбище с. Заворонежское Мичуринского района установлен информационный стенд, на котором размещена информация следующего содержания: «В соответствии с договором № 1 от 09.01.2014 по вопросам захоронения и отведения участка земли под захоронение обращаться по адресу с. Заворонежское, ул. Советская, д. 56 «Ритуальные услуги», а также размещено фото здания с вывеской «Ритуальные услуги» и указан номер телефона: 5-89-17.

Согласно информации, представленной администрацией Заворонежского сельсовета Мичуринского района (исх. от 09.06.2018 № 713, вх. от 09.06.2018 № 3515э) на запрос Тамбовского УФАС России (исх. от 25.05.2018 № 58-4-07/2185), стенд установлен на кладбище в селе Заворонежское при закладке кладбища в 1993 году. Информация на стенде размещена по поручению администрации Заворонежского сельсовета на пожертвования жителей сельсовета.

По данным администрации Заворонежского сельсовета, администрация не имеет возможности содержать какой-либо штатной единицы (смотрителя и т.п.). Чтобы как-то отрегулировать вопрос захоронения, администрацией сельсовета было принято решение в 2014 году разместить в помещении ритуальных услуг <...>  общественника, выполняющего от имени  администрации сельсовета отведение земельного участка под захоронение умерших жителей села. Данное решение было продиктовано еще и тем, что на территории кладбища нет помещения для размещения смотрителя - общественника.

Администрация Заворонежского сельсовета в письменных пояснениях (исх. от 09.06.2018 № 713, вх. от 09.06.2018 № 3515э) указала, что положение о похоронном деле не разрабатывала и не принимала, при выдаче свидетельства о смерти родственникам умерших разъясняется порядок захоронения.

На определение об отложении дела (исх. от 24.09.2018 № 58-4-09/4032)  администрация Заворонежского сельсовета в письменном ответе (исх. от 12.10.2018 № 1066, вх. от 15.10.2018 № 6165э) также указала, что  при  выдаче свидетельства о смерти  главой сельсовета или заместителями главы в устной форме разъясняется родственникам умершего порядок захоронения. Разъяснение такого порядка осуществляется согласно Правилам содержания мест захоронения и порядка деятельности общественных кладбищ на территории Заворонежского сельсовета Мичуринского района Тамбовской области, утвержденным постановлением администрации Заворонежского сельсовета Мичуринского района от 28.06.2017 № 223.

В ходе рассмотрения дела представитель администрации Заворонежского сельсовета <...>  сообщил, что данный акт не применялся на практике, специалистами сельсовета порядок захоронения не разъяснялся, а 21.02.2019 на рассмотрении дела сообщил, что указанные Правила применялись с 2017 года.

Позже администрация Заворонежского сельсовета сообщила, что постановление администрации Заворонежского сельсовета Мичуринского района от 28.06.2017 № 223 «Об утверждении Правил содержания мест захоронения и порядка деятельности общественных кладбищ на территории Заворонежского сельсовета Мичуринского района Тамбовской области» применялось не в полном объеме.

Между администрацией Заворонежского сельсовета и <...>  заключен договор № 1 безвозмездной аренды помещения от 9 января 2014 года (далее - Договор).

Пунктом 1 данного Договора установлено, что <...>  обязуется на безвозмездной основе предоставить администрации Заворонежского сельсовета  помещение площадью 4 м2, расположенное по адресу: с. Заворонежское, ул. Советская, д. 56, со столом и стулом для размещения представителя от общественности, выполняющего работу по отведению земельного участка земли для захоронения.

Пунктом 3.2 данного договора установлено: «Настоящий Договор вступает в силу с момента его заключения и действует до полного исполнения обязательств Сторонами».

В материалах дела имеется еще один договор безвозмездного пользования нежилым помещением  № 1 от 9 января 2014 года, заключенный с <...>  ., с другим содержанием (далее - Договор 1), представленный ранее (исх. от 30.11.2015 № 1027) администрацией Заворонежского сельсовета в рамках рассмотрения Тамбовским УФАС России обращения АО «Военно-мемориальная компания» по вопросам захоронения и отведения участка на том же кладбище.

Пунктом 1.1 Договора 1 определено, что <...>  передает в безвозмездное временное пользование администрации Заворонежского сельсовета часть нежилого помещения, площадью 6,0 кв. м., расположенное по адресу: Тамбовская область, Мичуринский район, с. Заворонежское, ул. Советская, д.56, для размещения лица, отвечающего за отведение участка земли на кладбище под место захоронения тел умерших, в состоянии, пригодном для его использования по назначению (пункт 1.1 Договора 1).  

В преамбуле Договора 1 указано, что помещение, расположенное по адресу: Тамбовская область, Мичуринский район, с. Заворонежское, ул. Советская, д.56 - это «Ритуальные услуги».

По факту заключения администрацией Заворонежского сельсовета и <...>  двух рассматриваемых договоров администрация Заворонежского сельсовета письменно указала, что при смене общественника был составлен новый договор, при этом ошибочно указан год заключения (исх. от 13.09.2018 № 1000, вх. от 17.09.2018 № 5596э).

Также администрация письменно указала: «Договор от 2014 года с <...>  утратил силу в 2016 году, в связи с заключением нового договора. Договор от 2016 года утратил силу фактически ориентировочно в 2018 году в связи с устным соглашением сторон» (исх. от 29.12.2018 № 1248, вх. от 29.12.2018 № 8585п). 

На запрос Тамбовского УФАС России от 18.06.2018 № 58-4-07/2523 о причинах заключения Договора с <...>  администрация Заворонежского сельсовета Мичуринского района сообщила: «Несмотря на то, что в административном здании сельсовета расположены территориальное обособленное структурное  подразделение ТОГУК «МФЦ», участковый пункт полиции, отделение почтовой связи, найти место в здании можно было бы, но с точки зрения удобства для родственников умерших, которые обращаются в «Ритуал» за похоронными принадлежностями, целесообразно получать одновременную информацию и о месте захоронения от общественника, который не находится постоянно на месте, а приглашается по мере необходимости работниками «Ритуал»…

Общественники определяются жителями поселений и не назначаются. Последним общественником в с. Заворонежское определен <...>  » (исх. от 25.06.2018 № 731, вх. от 25.06.2018 № 3820э).

На рассмотрении дела представитель администрации сельсовета <...>   пояснил, что <...>  . постоянно в помещении «Ритуальные услуги» не находится, он звонил в магазин Ритуал и узнавал о случаях обращения граждан. Иногда глава сельсовета просил <...>  позвонить общественнику. Администрация сельсовета договаривалась с <...>  о том, что в случае обращения родственников умершего по указанному номеру телефона на стенде будет сообщать общественнику о поступивших обращениях, в связи с чем, <...>  был дан номер телефона общественника.

Документальных доказательств, подтверждающих избрание жителями с. Завронежское либо назначение сельским советом, его администрацией общественника <...>  для выделения мест под захоронение, администрацией Заворонежского сельсовета не представлено. На рассмотрении дела представителем администрации Заворонежского сельсовета устно сообщено, что общественник назначен бывшим главой сельсовета <...> 

ИП <...>  на рассмотрении дела сообщила, что с общественником редко пересекалась. Звонила ему только тогда, когда обращались клиенты и то в праздничные дни. У общественника узнавала только то, когда он может подойти для переговоров с ними. Иногда общественник сам звонил по номеру, указанному на стенде. В последующем в ходе рассмотрения дела ИП <...>  сообщила, что общественнику не звонила. 

<...>  на рассмотрении дела сообщил, что по звонку главы администрации сельсовета <...>  приходил в помещение, выделенное для общественника, где дожидался клиентов, которым показывал места для захоронения.

В объяснениях <...>  , данных должностному лицу Тамбовского УФАС России 23.10.2018, сообщено, что звонок от <...>  поступал только один раз, в течение года места под захоронение выделял не более 2-3 раз.  

Помещение, расположенное по адресу: Мичуринской район, с. Заворонежское, ул. Советская, д. 56, где оказывает ИП <...>  ритуальные услуги, и где размещен общественник, принадлежит <...>  , согласно свидетельству о государственной регистрации права от 07.09.2005 № 68-68-08/0002/2005-872.

Согласно договору об оказании услуг телефонной связи от 24.01.2000, заключенному с ОАО «ТЭСВ», номер телефона, указанный на стенде, принадлежит <...> 

Согласно пункту 7 статьи 9 Закона о защите конкуренции группой лиц признается физическое лицо, его супруг, родители (в том числе усыновители), дети (в том числе усыновленные), полнородные и неполнородные братья и сестры.

ИП <...>  и <...>   состоят в браке (свидетельство о заключении брака от 14.12.2007 № 598556).

Следовательно, в силу пункта 7 части 1 статьи 9 Закона о защите конкуренции образуют одну группу лиц.

В части 1 статьи 1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ) определено, что местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации.

В соответствии частью 1 статьи 2 Закона № 131-ФЗ под вопросами местного значения понимаются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и названным Законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

К вопросам местного значения органа местного самоуправления относятся организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения (пункт 22 части 1 статьи 14  Закона № 131-ФЗ). При этом, из положений части 3 статьи 17 и части 1 статьи 2 Закона № 131-ФЗ следует, что решение вопросов местного значения осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно, при этом полномочия органа местного самоуправления осуществляются ими также самостоятельно.

В пунктах 1 и 4 статьи 18 Федерального закона от 12.01.1996 №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее - Закон о погребении) установлено, что общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления, которые также определяют порядок деятельности общественных кладбищ. Деятельность общественных кладбищ на территориях сельских поселений может осуществляться гражданами самостоятельно.

На общественных кладбищах для погребения умершего предоставляется участок земли в соответствии с пунктом 5 статьи 16 названного Закона о погребении.

В ходе рассмотрения дела установлено, что на территории с. Заворонежское Мичуринского района действует нормативный правой акт - постановление администрации Заворонежского сельсовета от 28.06.2017 № 223, которым утверждены Правила содержания мест захоронения и порядок деятельности общественных кладбищ на территории Заворонежского сельсовета Мичуринского района Тамбовской области (далее - Правила).

Данные Правила определяют общий порядок содержания мест захоронения на территории Заворонежского сельсовета Мичуринского района Тамбовской области (пункт 1.1 раздела 1).

Правилами установлено, что общественные кладбища предназначены для погребения умерших с учетом их волеизъявления и требований действующего законодательства. Общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления (пункт 1.4 раздела 1), а также деятельность общественных кладбищ на территориях Заворонежского сельсовета Мичуринского района Тамбовской области осуществляется органами местного самоуправления с участием граждан (пункт 1.6 раздела 1). 

Пунктом 2.1 раздела 2 Правил установлено, что отвод земельного участка для размещения места захоронения осуществляется администрацией Заворонежского сельсовета Мичуринского района в соответствии с земельным законодательством а также в соответствии с проектной документацией. 

Пунктом 2.5 раздела 2 Правил также установлено, что предоставление места под погребение  осуществляется  в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, в течение 2 рабочих дней.  По результатам рассмотрения заявления администрация сельсовета осуществляет предоставление мест под захоронение. Информация о предоставлении места захоронения  заносится в книгу захоронений сельсовета.

Данные Правила запрещают производить захоронения без разрешения администрации Заворонежского сельсовета Мичуринского района Тамбовской области (пункт 3.6 раздела 3).

Согласно пункту 1.11 указанных Правил на муниципальных кладбищах предусматриваются, в том числе:

- стенд с планом кладбища. На плане  должны быть обозначены основные зоны кладбища, здания и сооружения, кварталы и секторы захоронений и дана их нумерация. Стенд с планом кладбища устанавливается на территории кладбища у главного входа;

- стенд для размещения объявлений, правил посещения кладбищ, прав и обязанностей граждан.

Пунктом 2.5 Правил определено, что «информация  о предоставлении места для захоронения заносится в книгу захоронений сельсовета и делается отметка о месте захоронения на разбивочном чертеже квартала кладбища. Вместе с документом о предоставлении места для захоронения супругу, близкому родственнику, иному родственнику, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанности по осуществлению погребения умершего, выдается справка о захоронении с указанием фамилии, имени и отчества захороненного, номера квартала, сектора, могилы и даты захоронения». 

Таким образом, согласно действующему законодательству, а также вышеуказанному постановлению администрации Заворонежского сельсовета по вопросам выделения мест под захоронение на кладбище с. Заворонежского  Мичуринского района необходимо обращаться в администрацию Заворонежского сельсовета Мичуринского района.

Полномочия иных лиц по указанному вопросу, в том числе общественников, указанные Правила не определяют.

Также администрация Заворонежского сельсовета не представила правовых актов, действующих на территории муниципального поселения и регламентирующих статус общественника, его избрание либо назначение, порядок его деятельности и полномочия.

Согласно представленным администрацией сельсовета спискам выданных администрацией Заворонежского сельсовета  справок о смерти за 2016-2018 годы, за 2016 год администрацией выдано <...>  справок о смерти, в 2017 году - <...>  , за январь-сентябрь 2018 года - <...> 

В ходе рассмотрения дела ИП <...>  указала, что администрация Заворонежского сельсовета Мичуринского района не выдает справки о смерти, а выдает свидетельства о смерти.

Представитель администрации Заворонежского сельсовета Мичуринского района также подтвердил, что администрацией сельсовета выдаются свидетельства о смерти, а в письме неверно указано, что выдаются справки.

По данным администрации Заворонежского сельсовета Мичуринского района журнал регистрации заявлений о предоставлении места для погребения, журнал захоронений тел умерших в администрации сельсовета не ведется (исх. от 16.01.2018, № 1152/1, вх. от 20.11.2018 № 7466), справки о захоронении не выдаются.

Комиссия Тамбовского УФАС России на основании установленных фактических обстоятельств приходит к выводу, что указание администрацией Заворонежского сельсовета Мичуринского района на стенде при входе на муниципальное кладбище с. Заворонежское Мичуринского района информации: «В соответствии с договором № 1 от 09.01.2014 по вопросам захоронения и отведения участка земли под захоронение обращаться по адресу с. Заворонежское, ул. Советская, д. 56 «Ритуальные услуги», по сути является делегированием своих полномочий по выделению мест под захоронение на кладбище с. Заворонежское ИП <...>  и направлено на продвижение и способствование деятельности магазина «Ритуальные услуги» по сравнению с иными хозяйствующими субъектами, осуществляющими организацию похорон и предоставление связанных с ними услуг.

При рассмотрении дела Тамбовское УФАС России в соответствии с частью 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции провело анализ состояния конкуренции на рынке организации похорон и предоставления связанных с ними услуг, в объеме, необходимом для принятия решения о наличии нарушения антимонопольного законодательства.

Исследование рынка организации похорон и предоставление связанных с ними услуг проводилось в соответствии с пунктом 10.8 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220.

Временным интервалом исследования рынка являются 2014-2018 годы, поскольку дело о нарушении антимонопольного законодательства  рассматривается по обстоятельствам заключения и реализации соглашения между администрацией Заворонежского сельсовета Мичуринского района и ИП <...> 

Продуктовыми границами рассматриваемого товарного рынка является «организация похорон и предоставление связанных с ними услуг» (ОКВЭД - 96.03).

Согласно пункту 10.8 Порядка проведения анализа, по делам, возбужденным по признакам нарушения статьи 16 Закона о защите конкуренции, при определении географических границ могут приниматься во внимание, в частности:

- предмет соглашения, заключенного между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами, в котором усматриваются признаки нарушения антимонопольного законодательства;

- границы территории, на которой осуществляют свои полномочия участвующие в соглашении федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации;

- границы территорий, на которых действуют хозяйствующие субъекты - участники рассматриваемого соглашения;

- границы территорий, на которых действуют хозяйствующие субъекты, на деятельность которых рассматриваемое соглашение оказало или могло оказать негативное влияние.

Администрация Заворонежского сельсовета Мичуринского района осуществляет свои полномочия в границах сельского совета. Границы Заворонежского сельсовета установлены Законом Тамбовской области от 17.09.2004 №232-З «Об установлении границ и определении места нахождения представительных органов муниципальных образований в Тамбовской области». Заворонежский сельсовет является административно-территориальным образованием, входящим в состав Мичуринского района Тамбовской области.

ИП <...>  оказывает услуги по организации похорон и предоставлению связанных с ними услуг на территории Мичуринского района и г. Мичуринска.

Таким образом, географическими границами рынка организации похорон и предоставления связанных с ними услуг является Мичуринский район и город Мичуринск. 

В границах Мичуринского района и г. Мичуринска помимо <...>  на данном рынке работают, в том числе: ООО «Военно-ритуальная компания», МУП «Ритуал», ИП <...>  , то есть имеется сформировавшийся рынок организации похорон и предоставления связанных с ними услуг.

Комиссия Тамбовского УФАС России на основании собранных по делу фактов и доказательств приходит к выводу, что заключение администрацией Заворонежского сельсовета и <...>  двух договоров от 09.01.2014 № 1 безвозмездной аренды помещения, на основании которого размещено лицо, отвечающее  за отведение участка земли на кладбище под место захоронения тел умерших в данном помещении, который там практически не находился, а также размещение при входе на муниципальное кладбище с. Заворонежское Мичуринского района стенда с информацией: «В соответствии с договором № 1 от 09.01.2014 по вопросам захоронения и отведения участка земли под захоронение обращаться по адресу с. Заворонежское, ул. Советская, д. 56 «Ритуальные услуги», фотографией указанного магазина и указанием номера его телефона свидетельствует о достижении сторонами соглашения, направленного на создание преимущества ИП <...>  . на рынке организации похорон и предоставления связанных с ними услуг. Вероятность приобретения родственниками умерших как ритуальных принадлежностей, так и услуг по захоронению значительно возрастает при их обращении в магазин «Ритуальные услуги» по вопросам захоронения и отведения участка земли под захоронение.

Кроме того, рассматриваемый стенд и информация на нем по сути является рекламой магазин, так как адресована неопределенному кругу лиц и в том числе направлена на привлечение внимания к деятельности магазина «Ритуальные услуги, что способствовало формированию и поддержанию интереса к нему и его продвижению на рынке.

Формальное размещение общественника от администрации Заворонежского сельсовета в помещении магазина ИП <...>  обеспечивало предпринимателю потенциальных покупателей ритуальных товаров (услуг).

В соответствии со статьей 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

При этом, из анализа положений статьи 16 Закона о защите конкуренции следует, что достаточным основанием для вывода о нарушении названной статьи Закона о защите конкуренции является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения  либо устранения конкуренции.

Под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (пункт 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

Признаки ограничения конкуренции сформулированы в пункте 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции: сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации. Данный перечень не является исчерпывающим.

В соответствии с пунктом 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции под соглашением понимается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме, при этом факт наличия антиконкурентного соглашения не ставится в зависимость от его заключенности в виде договора по правилам, установленным гражданским законодательством (статьи 154, 160, 432, 434 ГК РФ).

Рассматриваемые действия администрации Завронежского сельсовета и ИП <...>  отвечают всем признакам ограничения конкуренции, установленным пунктом 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции, и являются нарушением запрета, установленного статьей 16 Закона о защите конкуренции.

9 января 2019 года Комиссия Тамбовского УФАС России в связи с установленным в действиях администрации Заворонежского сельсовета Мичуринского района и ИП <...>  нарушением антимонопольного законодательства, руководствуясь частью 1 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции, вынесла заключение об обстоятельствах дела № А4-9/18.

Администрация Заворонежского сельсовета Мичуринского района и ИП <...>  на заключение об обстоятельствах дела № А4-9/18 от 09.01.2019 представили письменные возражения, замечания (исх. от 26.01.2019, вх. от 29.01.2019 № 50/п, исх. от 30.01.2019 № 998н).

Рассмотрев доводы администрации Заворонежского сельсовета Мичуринского района и ИП <...>  ., Комиссия Тамбовского УФАС России считает, что всем указанным в представленных письменных возражениях замечаниям Комиссией дана надлежащая правовая оценка.

Изложенные ответчиками по делу доводы не свидетельствуют об отсутствии факта заключения антиконкурентного соглашения и опровергаются совокупностью полученных по делу письменных пояснений и доказательств.

Таким образом, Комиссия Тамбовского УФАС России приходит к выводу о нарушении администрацией Заворонежского сельсовета Мичуринского района и ИП <...>  статьи 16 Закона о защите конкуренции путем заключения и реализации антиконкурентного соглашения, результатом которого являлось заключение двух договоров безвозмездной аренды помещения № 1 от 9 января 2014 года и размещение информации на стенде при входе на муниципальное кладбище с. Заворонежское Мичуринского района о деятельности и местоположении магазина «Ритуальные услуги», что могло привести к устранению, недопущению и ограничению конкуренции на рынке организации похорон и предоставления связанных с ними услуг.

Оснований для прекращения рассмотрения дела, предусмотренных статьей 48 Закона о защите конкуренции, не имеется.

Из представленных администрацией Заворонежского сельсовета Мичуринского района фотографий следует, что на измененном в 2018 году стенде при входе на муниципальное кладбище с. Заворонежское отсутствует какая-либо информация (вх. от 07.06.2018 № 3442э). По данным администрации Заворонежского сельсовета баннер с рассматриваемой в деле информацией снят в мае 2018 года по инициативе администрации (исх. от 29.12.2018 №1248, вх. от 09.01.2019 №16).

26 декабря 2018 года <...>  письменно уведомил администрацию Заворонежского сельсовета о расторжении договора № 1 от 09.01.2014 о безвозмездной аренде помещения по адресу: с. Заворонежское, ул. Советская, д. 56.

На основании изложенного, Комиссия считает, что основания для выдачи ответчикам предписания об устранении нарушения антимонопольного законодательства по факту заключения антиконкурентного соглашения отсутствуют в связи с завершением реализации соглашения.

Комиссия Тамбовского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 11, частью 1 статьи 39, частями 1- 3 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», 

 

РЕШИЛА:

1. Признать администрацию Заворонежского сельсовета Мичуринского района Тамбовской области и ИП <...>   (ИНН 682702086120) нарушившими статью 16 Закона о защите конкуренции путем заключения антиконкурентного соглашения, результатом которого явилось заключение двух договоров безвозмездной аренды помещения № 1 от 9 января 2014 года и размещение на стенде при входе на муниципальное кладбище с. Заворонежское Мичуринского района информации о том, что по вопросам захоронения и отведения участка земли под захоронение обращаться по адресу: с. Заворонежское, ул. Советская, д. 56 «Ритуальные услуги» и изображения магазина «Ритуальные услуги», его  номер телефона, а также дальнейшая реализация соглашения, что могло привести к устранению, недопущению и ограничению конкуренции на рынке организации похорон и предоставления связанных с ними услуг.

2. Предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства по факту запрещенного соглашения ответчикам не выдавать в связи с завершением его реализации.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня принятия решения и выдачи предписания в Арбитражный суд Тамбовской области, находящийся по адресу: 392000 г. Тамбов, ул. Пензенская, 67/12.

 

 

Председатель комиссии                                                                         Е.А. Гречишникова

 

Члены комиссии:                                                                                                С.В. Мазаева

                         

                                                                     Н.Н. Колодина

 

Е.М. Вислобокова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                    

                                                        

Связанные организации

Связанные организации не указаны