Заключение б/н ЗАКЛЮЧЕНИЕ ОБ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ ДЕЛА № 068/01/10-274/2020 от 25 сентября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

     

Ответчику по делу: АО "Тамбовские коммунальные системы"

392000, г. Тамбов, ул. Тулиновская, д.5

Заявителям:

<…>

     

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ОБ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ ДЕЛА № 068/01/10-274/2020

22

сентября

 

2020

г.

г. Тамбов

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

председатель – руководитель управления Гречишникова Е.А.,

члены:

начальник отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Мурзин К.И.,

заместитель начальника отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Моисеева Е.Л.,

главный специалист-эксперт отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Заботнова Т.В.,

рассмотрев дело № 068/01/10-274/2020 по признакам нарушения "Тамбовские коммунальные системы" (ОГРН 1036888185916, дата присвоения ОГРН: 01.07.2003, ИНН 6832041909, КПП 631701001, адрес: 392000, Тамбовская область, г. Тамбов, ул. Тулиновская, д. 5)

части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее – Закон о защите конкуренции)

в присутствии на заседании

представителей АО "Тамбовские коммунальные системы": <…>,

в отсутствие заявителей по делу, извещенных надлежащим образом,

Руководствуясь статьей 48.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ “О защите конкуренции”,

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (далее – Тамбовское УФАС России) поступили заявления граждан с жалобой на действия АО «Тамбовские коммунальные системы» по необоснованному завышению начислений в квитанциях по оплате за услуги по водоснабжению/водоотведению холодной воды в период с января по апрель 2020 года. Указанные действия Общества, по мнению заявителей, ущемляют их права и законные интересы.

<…> является собственником жилого дома по адресу: <…>. Счетчик на воду у данного потребителя не установлен, оплата услуги осуществляется согласно нормативам потребления. В феврале 2020 года за услуги холодного водоснабжения ему было начислено 1 049,63 руб., за водоотведение - 517,10 руб. (итого – 1 566,73 руб.), указанная сумма была оплачена потребителем в срок. Однако, в квитанции за март 2020 года, выставленной АО «Тамбовские коммунальные системы», появилась следующая строка: «перерасчет в текущем месяце, основание перерасчета – загрузка сальдо, сумма - 1566,73 руб.», при этом, количество куб.м. увеличилось до 67,707, а плата за месяц составила 3 133,46 руб.

<…> является собственником жилого дома по адресу: <…> Счетчик на воду у данного потребителя отсутствует, потребление коммунального ресурса определяется на основании норматива потребления. В феврале 2020 года за услуги холодного водоснабжения данному потребителю было начислено 262,41 руб., за водоотведение - 129,28 руб. (итого с учетом льгот - 391,69 руб.), указанные суммы были оплачены потребителем полностью и в срок. Между тем, в квитанции за март 2020 года сумма в размере - 391,69 руб. была дополнительно начислена потребителю в следующей строке: «перерасчет в текущем месяце, основание перерасчета – загрузка сальдо, сумма - 391,69 руб.», при этом, количество куб.м. увеличилось до 8,463, а плата за месяц составила 587,49 руб., без указания льгот, на которые данная гражданка имеет право. Аналогичная ситуация произошла и с другими потребителями, обратившимися в Тамбовское УФАС России, а именно: с <…>, являющейся собственником жилого дома по адресу: <…>; <…>, являющимся собственником жилого помещения по адресу: <…>. Информация о положенных льготах в квитанциях данных потребителей также не была отражена.

Кроме того, <…> сообщает, что неоднократно обращался в адрес водоснабжающей организации с требованием осуществить перерасчет, однако ответ получен не был.

Потребители указали, что не могут связаться с представителями АО «Тамбовские коммунальные системы» по телефону, указанному в квитанциях, поскольку номер постоянно занят. Кроме того, потребители обращают внимание на то, что в связи с эпидемиологической ситуацией в регионе они лишены возможности обратиться в офис Общества лично, и у данных потребителей отсутствует доступ к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Также, из сообщений средств массовой информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» следует, что данная проблема носит массовый характер, возникла у широкого круга потребителей.

Кроме того, пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 N 424 приостановлено до 1 января 2021 г. действие положений подпункта "а" пункта 32 в части права исполнителя коммунальной услуги требовать уплаты неустоек (штрафов, пеней), подпункта "д" пункта 81(12), подпункта "а" пункта 117, пункта 119, положений подпункта "а" пункта 148(23) в части права исполнителя коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами требовать уплаты неустоек (штрафов, пеней), пункта 159 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов. Пунктом 5 указанного постановления приостановлено до 1 января 2021 г. взыскание неустойки (штрафа, пени) в случае несвоевременных и (или) внесенных не в полном размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги и взносов на капитальный ремонт.

Согласно сообщениям средств массовой информации, АО «ТКС» в квитанциях выставляло требование об оплате пеней за образовавшуюся задолженность.

По признакам нарушения ч.1 ст.10 Закона о защите конкуренции Тамбовское УФАС России возбудило в отношении АО «ТКС» дело о нарушении антимонопольного законодательства.

АО «ТКС» сообщило, что до февраля 2020 года квитанции на оплату услуг холодного водоснабжения и водоотведения печатались через ТОГУП «ЕРЦ» согласно договору от 18.06.2012 № 155-05-12, заключенному между АО «ТКС» и ТОГУП «ЕРЦ».

В период с января по февраль 2020 года включительно, информацией о начислении и оплате за услуги водоснабжения и водоотведения, оказываемых АО "ТКС", располагал ТОГУП «ЕРЦ».

С 01.03.2020 в вышеуказанный договор были внесены изменения, в соответствии с которыми АО «ТКС» с марта 2020 года начало самостоятельно формировать и выпускать квитанции на оплату холодного водоснабжения и водоотведения для потребителей частного сектора. С 17 марта 2020 года ТОГУП «ЕРЦ» закрыло доступ к базе данных по потребителям частного сектора. С учетом изложенного, у Общества отсутствовала информация о фактически произведенной оплате за коммунальный ресурс, поступавшей от потребителей в январе и феврале 2020 года через ТОГУП «ЕРЦ».

Платежно-расчетный документ (далее - ПРД) за услуги «холодное водоснабжение» и «водоотведение» в марте 2020 года АО «ТКС» сформирован на основании имеющейся информации, размещенной на официальном портале ГИС ЖКХ. Данный портал содержал информацию о сумме и количестве периодов задолженности вышеуказанных граждан. Так, сумма задолженности <…> (согласно данных ТИС ЖКХ и данных ТОГУП «ЕРЦ») по состоянию на 01.03.2020 равна 1 566,63 руб. и составляет 2 периода. При этом, АО «ТКС» не обладало информацией о произведенных оплатах в кассах ТОГУП «ЕРЦ».

Учитывая положения Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» об обязательности установки индивидуальных приборов учета (далее - ИПУ) абонентом, а также принимая во внимание факт отсутствия информации у АО «ТКС» о показаниях ИПУ за март 2020 года, был произведен расчет, согласно действующему законодательству РФ, исходя из средних начислений за соответствующий период при отсутствии показаний по ИПУ.

Объем потребленной коммунальной услуги, а также расчет размера платы за коммунальные услуги, производится в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» следующим образом:

- размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии формулой 1 приложения N 2, исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период (абз. 1 п. 42 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354);

- при отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа и отсутствии технической возможности установки такого прибора учета размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 4 и 5 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, (абз. 2 п. 42 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354);

- в случае непредставления потребителем сведений о показаниях приборов учета информации, расчет платы производится по среднемесячному потреблению за отчетный период, но не более 3 расчетных периодов подряд (подп. «б» п. 59 Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354). По истечению указанного трехмесячного периода начисление абоненту производится исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (п. 60 Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354).

В марте 2020 года АО «ТКС» в соответствии с подп. «б» п. 59 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 №354 были произведены начисления по среднемесячному потреблению за отчетный период, что составило в отношении <…> - 783,32 руб., <…> - 391,67 руб., <…>- 195,83 руб., <…> - 1566,73 руб.

В апреле 2020 года АО «ТКС» в соответствии с абз. 1 п. 42 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 №354 были произведены начисления по действующему нормативу в соответствии со степенью благоустройства и количества проживающих, что составило в отношении <…> - 1 216,85 руб., <…> - 608,43 руб., <…>- 304,22 руб., <…> - 1216,85 руб.

Указанные выше граждане не передавали показания ИПУ в АО «ТКС», и, с учетом отсутствия данной информации, АО «ТКС» воспользовалось правом начислить плату за коммунальную услугу водоснабжение, имея в наличии задолженность за 2 платежных периода.

13 мая 2020 года с вышеуказанными потребителями была проведена сверка количества проживающих и степени благоустройства домовладений. На основании полученной информации, платежные документы были откорректированы, сторнирована сумма загруженного сальдо, проведено начисление по нормативам с учетом количества проживающих граждан за март и апрель 2020 года.

Что касается не применения льгот, то АО «ТКС» не производит расчет и выплату льгот абонентам. В рамках информационного взаимодействия, Общество предоставляет информацию о текущих начислениях абонентам в орган социальной защиты, где и происходит начисление льгот, а также их последующая выплата. Предоставление информации осуществляется путем «дозаполнения» столбцов начисления в файлах-списках граждан, имеющих право на предоставление льготы. Файлы - списки предоставляются в Общество со стороны органов социальной защиты.

В соответствии с пунктом 42 постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с формулой 1 приложения № 2 к настоящим Правилам исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период.

При отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа и отсутствии технической возможности установки такого прибора учета размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 4 и 5 приложения № 2 к настоящим Правилам исходя из нормативов потребления коммунальной услуги.

Поскольку у вышеуказанных потребителей отсутствуют ИПУ, объем (количество) потребленного коммунального ресурса, применяемый АО «ТКС», рассчитывается исходя из норматива потребления коммунальных услуг.

Размер платы определяется как тариф (цена) на коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации, умноженный на объем (количество) потребленного за расчетный период в жилом помещении коммунального ресурса.

Договоры на предоставление коммунальных услуг с потребителями <…> в простой письменной форме не заключались.

ТОГУП «ЕРЦ» сообщило, что в рамках договора от 18.06.2012 № 155-05-12, заключенного между ТОГУП «ЕРЦ» и АО «ТКС», последнее имело круглосуточный полный онлайн доступ к информации, обрабатываемой на основании данного договора, в информационно- вычислительной системе ТОГУП «ЕРЦ», в том числе к информации об объемах по водоснабжению и водоотведению, потребленных гражданами.

Кроме того, АО «ТКС» по собственной инициативе 17.03.2020 года направило в адрес ТОГУП «ЕРЦ» дополнительное соглашение об исключении с 1 марта 2020 года из договора более 20 тысяч лицевых счетов потребителей и в настоящее время отстаивает правомерность своих действий в досудебном порядке. Несмотря на это, в рамках договора от 18.06.2012 № 155-05-12 АО «ТКС» по 28 марта 2020 года включительно имело круглосуточный полный онлайн доступ к информации, обрабатываемой на основании данного договора, в информационно-вычислительной системе ТОГУП «ЕРЦ», в том числе к информации о лицевых счетах потребителей, которые после 28 марта 2020 года были исключены из договора по требованию АО «ТКС».

Также, согласно нормам Федерального Закона от 21.07.2014 N 209-ФЗ "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства", изложенным в пунктах 18 и 19 статьи 7 Федерального Закона, обязанность по размещению в системе информации, предусмотренной пунктами 1, 2, 6, 7, 11, 21- 25, 27, 28 - 33, 35 - 40 части 1 статьи 6 Федерального Закона от 21.07.2017 № 209-ФЗ, возложена на поставщика коммунального ресурса (исполнителя коммунальных услуг) АО «ТКС», в связи с чем, ТОГУП «ЕРЦ» не располагает сведениями о причинах отсутствия информации о показаниях приборов учета потребителей, о фактически произведенной потребителями оплате за коммунальный ресурс и другой информации за январь и февраль 2020 года на официальном портале ГИС ЖКХ.

Таким образом, ТОГУП «ЕРЦ» считает, что АО «ТКС», являясь исполнителем коммунальных услуг и субъектом естественной монополии, ненадлежащим образом отнеслось к выполнению своих обязанностей исполнителя коммунальных услуг, а именно не предприняло необходимые и достаточные действия перед осуществлением самостоятельного выпуска платежных документов, по формированию собственной актуальной базы данных потребителей, тарифов и объемов коммунальных услуг, на основании данных, содержащихся в информационно-вычислительной системе ТОГУП «ЕРЦ», к которой у АО «ТКС» был круглосуточный и полный онлайн доступ через клиентские приложения в период действия договора в отношении домов частного сектора, а также собственной информации о заключенных договорах, актах приема индивидуальных приборов учета граждан к коммерческой эксплуатации и т.д.

Комиссия Тамбовского УФАС России, изучив материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, приходит к следующему.

АО «ТКС» оказывает заявителям и другим жителям города Тамбова услуги холодного водоснабжения.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ "О естественных монополиях" водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры относятся к естественно монопольным видам деятельности.

В соответствии с часть 5 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ "О защите конкуренции" доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Антимонопольным органом в порядке, утвержденном приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее – Порядок № 220), осуществлены анализы состояния конкурентной среды на товарных рынках водоснабжения и водоотведения.

С учетом естественно монопольного характера рассматриваемых рынков, результаты их изучения вне зависимости от выбранного временного интервала не будут иметь никаких отличий.

В соответствии с пунктом 2.1 Порядка временным интервалом исследования рынка оказания услуг по водоснабжению и водоотведению определен период с февраля 2019 по февраль 2020 года.

В соответствии с пунктом 4.7 Порядка в сфере услуг субъектов естественных монополий географические границы товарных рынков определяются с учетом особенностей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, предоставления этих услуг на соответствующих товарных рынках, в том числе на основании одного или нескольких критериев:

- административно-территориального критерия (территория Российской Федерации, территория федерального округа Российской Федерации, территория экономических районов Российской Федерации, территория субъекта Российской Федерации, территория (района, города, пгт, иное) субъекта Российской Федерации);

- организационного критерия (территория деятельности хозяйствующего субъекта, территория деятельности филиала хозяйствующего субъекта);

- технологического критерия (наличие и расположение технологической инфраструктуры (сетей), включая доступ к инфраструктуре и ее использованию (подключение к сетям).

Для рассматриваемого рынка в силу нормативных требований законодательства возможно оказание услуг по водоснабжению и водоотведению только в пределах расположения сетей находящихся в пользовании организации на законном основании.

В границах Тамбовской области АО «ТКС» осуществляет деятельность по снабжению населения коммунальными ресурсами исключительно на территории г. Тамбова. Общество зарегистрировано по адресу: г. Тамбов, ул. Тулиновская, д. 5.

С учетом того, что действия общества затрагивают интересы неопределенного круга лиц, оснований для обособления частей сетевого хозяйства общества по отдельным товарным рынкам на основании технологического критерия не имеется.

Таким образом, АО "ТКС" осуществляет деятельность по водоснабжению и водоотведению по находящимся у него во владении сетям водоснабжения и водоотведения в границах г. Тамбова Тамбовской области (товарный рынок находится в состоянии естественной монополии) и занимает доминирующее положение на рынке оказания данных услуг с долей 100%.

Комиссия Тамбовского УФАС России полагает, что в своих взаимоотношениях с потребителями АО «ТКС» злоупотребила доминирующим положением, что выразилось в следующем.

Частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции установлен запрет на действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Оценивая такие действия (бездействие) как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения статьи 10 ГК РФ, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Закона о защите конкуренции, и, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.

В данном случае Комиссия Тамбовского УФАС России приходит к выводу, что общество допустило нарушение антимонопольного законодательства, что подтверждается следующим.

В соответствии с пунктом 2 статьи 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.

В соответствии с пунктом 1 статьи 541 ГК РФ количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.

Согласно пункту 1 статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Таким образом, гражданское законодательство возлагает на АО "ТКС" обязанность вести учет фактического потребления ресурса потребителями. Выставление абоненту платы за потребление ресурса допускается только в пределах фактически оказанного объема услуг.

В силу ч. 2 ст.20 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" коммерческий учет воды и сточных вод осуществляется в соответствии с правилами организации коммерческого учета воды и сточных вод, утвержденными постановлением Правительством Российской Федерации от 04.09.2013 N 776 (далее – Правила учета).

В соответствии с пунктом 6 Правил учета коммерческий учет воды, в отношении которой проведены мероприятия водоподготовки, осуществляется организацией, эксплуатирующей отдельные объекты централизованных систем водоснабжения, если иное не предусмотрено договором по водоподготовке, договором по транспортировке холодной воды и (или) договором по транспортировке горячей воды.

В соответствии с пунктом 7 Правил учета коммерческий учет сточных вод, в отношении которых произведена очистка, осуществляется организацией, эксплуатирующей отдельные объекты централизованных систем водоотведения, если иное не предусмотрено договором по очистке сточных вод, договором по транспортировке сточных вод и (или) договором по обращению с осадком сточных вод.

Из указанных положений Правил учета следует, что обязанность осуществления коммерческого учета услуг водоснабжения и водоотведения лежит на АО «ТКС».

Согласно пункту 10 Правил учета на абонента возлагается обязанность по снятию показаний приборов учета и их последующей передаче исполнителю коммунальных услуг.

В соответствии с пунктом 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в "порядке", установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемой воды и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Из приведенных положений законодательства следует, что с обязанностями абонента своевременно передавать показания прибора учета и оплачивать фактически потребленный объем коммунального ресурса корреспондируется обязанность поставщика ресурса определять размер платы исходя из фактических объемов потребления.

В данном случае из материалов дела следует, что АО «ТКС» названные обязанности умышленно не выполнило.

Установлено, что между АО «ТКС» и ТОГУП «ЕРЦ» заключен договор №155/05-12 на выполнение информационно-вычислительных работ и расчетно-кассового обслуживания (далее – Агентский договор).

В соответствии с пунктом 1.1 Агентского договора Заказчик поручает, а Исполнитель принимает на себя обязательства за счет средств Заказчика осуществлять начисления, перерасчеты, сбор и учет платежей граждан, проживающих на территории г. Тамбова в домах частного сектора и в многоквартирных домах с непосредственным управлением за водоснабжение и водоотведение, осуществляемые Заказчиком. Начисления и другая необходимая информация отражаются самостоятельной строкой платежно-расчетном документе.

Также договор предусматривает обязанности права АО «ТКС» на получение от ТОГУП «ЕРЦ» требующейся информации о поступивших платежах и осуществленных начислениях. В том числе, предусмотрена возможность круглосуточного онлайн доступа к информации, обрабатываемой на основании данного договора, в информационно-вычислительной системе ТОГУП «ЕРЦ», в том числе к информации о лицевых счетах потребителей.

17.03.2020 АО «ТКС» направило в адрес ТОГУП «ЕРЦ» дополнительное соглашение об исключении с 1 марта 2020 года из договора более 20 тысяч лицевых счетов потребителей (частный сектор) (далее – Потребители).

С марта 2020 года АО «ТКС» перешло на самостоятельное ведение расчетов со своими потребителями, проживающими в частном секторе г. Тамбова.

Комиссия Тамбовского УФАС России по результатам исследования собранных по делу доказательств приходит к выводу, что АО «ТКС» при смене порядка расчета со своими гражданами не проявило должной заботливости и осмотрительности в части обеспечения надлежащего ведения расчетов с потребителями, чем ущемило права и законные интересы неопределенного круга лиц.

Так, в выпущенных АО «ТКС» квитанциях за март 2020 года, обществом не были учтены платежи, осуществленные Потребителями за февраль 2020 года, данные суммы были выставлены в квитанциях как задолженность.

Довод АО «ТКС» о том, что это осуществлено по причине отсутствия у общества информации об оплате данными потребителями, т.к. они ее осуществляли через кассы ТОГУП «ЕРЦ», не может служить оправданием осуществления заведомо неверных расчетов значительному количеству потребителей (оплатившим коммунальные услуги за февраль). Потребители оплачивали коммунальные услуги через агента, который на тот момент имел право принимать такие платежи, а потому ответственность за отсутствие у общества информации о платежах не может быть переложена на его абонентов.

Комиссии не представлено доказательств того, что АО «ТКС» добросовестно предприняло исчерпывающие меры по выяснению реального наличия задолженности абонентов по оплате за оказание коммунальных услуг.

Также установлено, что АО «ТКС» необоснованно включило своим потребителям в квитанцию оплату коммунальных услуг, рассчитанных по нормативу.

Общество в пояснениях сообщило, что нормативный метод расчета объема потребления применен по причине непредставления ему Потребителями сведений о показаниях приборов учета.

Комиссия отклоняет данный довод в силу следующего.

Как указывалось выше, до марта 2020 года коммерческий учет в отношении Потребителей вело ТОГУП «ЕРЦ», которое и принимало показания приборов учета.

С учетом того, что уведомление об исключении Потребителей из Агентского договора направлено обществом лишь в середине марта, а также отсутствия надлежащего информирования потребителей об изменении способа предоставления показаний приборов учета, Комиссия полагает, что АО «ТКС» неправомерно применило нормативный метод расчета потребления к той группе потребителей, которые предоставили показания приборов учета по состоянию на март в ТОГУП «ЕРЦ».

Помимо изложенного, Комиссией Тамбовского УФАС России установлено, что в рамках процедуры изменения порядка ведения коммерческого учета обществом были ущемлены права и законные интересы граждан, проживающих в индивидуальных домах, не имеющих подключения к централизованной системе водоотведения.

Как следует из материалов дела, в квитанции за март 2020 года АО «ТКС» включило оплату услуги водоотведения гражданам, которым такая услуга не могла быть оказана в принципе (ввиду отсутствия подключения к централизованной системе водоотведения).

В данном случае, АО «ТКС» должно было выставлять счет за оплату данных услуг только лицам, которым они были оказаны. Включение платы за водоотведения в квитанции всем Потребителям привело к необоснованному выставлению данной услуги к оплате 1 064 потребителям услуги водоснабжения.

Как указывалось выше, обязанность надлежащего осуществления коммерческого учета лежит на АО «ТКС».

Общество фактически переложило свои обязанности в данной части на своих потребителей.

У общества имелась возможность выяснить сумму размера платежей либо у своего агента – ТОГУП «ЕРЦ» либо у каждого из потребителей в частном порядке. Однако был выбран иной вариант решения проблемы нехватки информации, необходимой для выставления корректных платежных документов – вынудить своих потребителей добиваться устранения необоснованных начислений.

Комиссия отмечает, что общество не только выпустило квитанции на оплату с заведомо недостоверными суммами задолженности, но и после поступления огромного числа обращений о таких ошибках не предпринимало в инициативном порядке достаточных действий для устранения данного нарушения.

Комиссия отмечает, что при избранном АО «ТКС» подходе формирования квитанций Потребителям не ущемлены интересы лишь лиц, соответствующим одновременно следующим критериям: отсутствие приборов учета, наличие по состоянию на конец марта задолженности за февраль 2020 года и получение услуг водоотведения.

АО «ТКС» - субъект естественной монополии, основным видом деятельности которого является оказание услуг по водоснабжению и водоотведению. Таким образом, общество является профессиональным участником рынка и не могло не понимать, что под названные критерии подпадают далеко не все Потребители, а напротив, таких меньшинство.

Следовательно, АО «ТКС» преднамеренно осуществило массовый выпуск квитанций, содержащих несоответствующие действительности сведения о задолженностях потребителей.

Комиссия также отмечает, что названные противоправные действия АО «ТКС» привели в апреле 2020 года к массовому обращению граждан за пересчетом оказанных услуг, в основном путем непосредственного обращения в офис компании, поскольку необходимые мощности для дистанционного обслуживания абонентов обществом также не были обеспечены.

С учетом того, что в апреле 2020 года на территории Российской Федерации наблюдалась массовая вспышка COVID-19, своими действиями АО «ТКС», в т.ч. создало угрозу безопасности жизнедеятельности граждан, в основном пожилого возраста, вынужденных простаивать многочасовые очереди в офис компании для корректировки показаний приборов учетов.

Кроме того, пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 N 424 приостановлено до 1 января 2021 г. действие положений подпункта "а" пункта 32 в части права исполнителя коммунальной услуги требовать уплаты неустоек (штрафов, пеней), подпункта "д" пункта 81(12), подпункта "а" пункта 117, пункта 119, положений подпункта "а" пункта 148(23) в части права исполнителя коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами требовать уплаты неустоек (штрафов, пеней), пункта 159 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов. Пунктом 5 указанного постановления приостановлено до 1 января 2021 г. взыскание неустойки (штрафа, пени) в случае несвоевременных и (или) внесенных не в полном размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги и взносов на капитальный ремонт.

Комиссией установлено, что в нарушение указанного ограничения АО «ТКС» в квитанциях за март, апрель указывало к оплате сумму пеней, образовавшихся до издания названного нормативного акта.

Такие действия общества также нельзя признать законными, поскольку Постановление Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 N 424 установило временным мораторий не на начисление пеней, а на их истребование. Указаний на то, что данный запрет не распространяется на ранее образовавшуюся задолженность постановление не содержит.

Таким образом, пользуясь своим доминирующим положением на товарном рынке и невозможностью для абонентов сменить поставщика услуг, общество осуществило намеренное ущемление прав и законных интересов своих абонентов.

С учетом изложенного, Комиссия приходит к выводу, что своими действиями АО «ТКС» ущемило права неопределенного круга лиц, чем нарушило запрет ч.1 ст.10 Закона о защите конкуренции.

Председатель комиссии

Е.А. Гречишникова

   

Члены комиссии

К.И. Мурзин

   
 

Е.Л. Моисеева

   
 

Т.В. Заботнова

   

исп. Мурзин К.И. (4752) 72-93-54

Связанные организации

Связанные организации не указаны