Решение б/н Реш. по делу №9/04, возбужденному по признакам нарушения ООО... от 4 февраля 2009 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

            Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

            председатель –руководитель управления Гречишникова Е.А.;

           члены Комиссии:

            -  начальник отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов Мазаева С.В.;

            - начальник отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного   контроля органов власти Колодина Н.Н.;

            - ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов Вислобокова Е.М.,

            рассмотрев дело № 9/04 от 27.10.2008, возбужденное по признакам нарушения ООО «Управляющая жилищная компания» (392000, г.Тамбов, ул.Базарная, 107), МУП «Единый расчетный центр» (392000, г.Тамбов. ул.Советская, 118), ОАО «РОСНО» (392000, г.Тамбов, ул.Куйбышева, 12а) части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 У С Т А Н О В И Л А:

 

            В Тамбовское УФАС России поступило заявление  <...> на действия ООО «Управляющая жилищная компания» по навязыванию невыгодных условий договора на предоставление коммунальных услуг. ООО «Управляющая жилищная компания» включает в счета за оплату коммунальных услуг населению платежи, не предусмотренные договором управления многоквартирным домом № 351/17 от 3 апреля 2008 года, а именно: оплату за добровольное страхование жилья. Информация о страховой компании,  предмете, сроке, условиях страхования в квитанциях на оплату жилищных и коммунальных услуг отсутствует. В результате жители  города Тамбова введены в заблуждение относительно характера  строки «добровольное страхование жилья» с указанием в ежемесячных квитанциях суммы, подлежащей к оплате.

            В ходе рассмотрения заявления было установлено, что  строка «добровольное страхование жилья» была размещена в платежном документе муниципальным унитарным предприятием «Единый расчетный центр» (далее - МУП «ЕРЦ») на основании договора, заключенного с ОАО «РОСНО».

            По данному факту было возбуждено настоящее дело.

          На рассмотрении дела присутствовали представители:

-  МУП «Единый расчетный центр»: главный инженер <...> (доверенность от 21.11.2008), юрисконсульт <...> (доверенность от 03.03.2009 № 240);

-       ОАО «РОСНО»: начальник агентских продаж <...> (доверенность от 13.11.2008 № 85), юрисконсульт <...> (доверенность от 09.01.2008 № 577);

-       ООО «Управляющая жилищная компания» начальник юридического отдела <...> (доверенность от 15.04.2008 № 254);

-  <...>.

            На рассмотрении дела заявитель сообщил, что на протяжении длительного времени  в квитанцию за оплату жилищно-коммунальных услуг  включена строка «добровольное страхование жилья» с указанием суммы, подлежащей к оплате. Информация  о страховщике, предмете, сроке, условиях страхования,  отсутствует. Заявитель также полагает, что данные условия не относятся к предмету договора предоставления услуг ЖКХ, причем, навязывание условий договора, не относящихся к предмету договора о предоставлении услуг ЖКХ, происходит в навязывании услуг конкретной страховой компании, о которой не содержится никакой информации в платежном документе. Страховая компания не выбрана потребителями, ее навязали, она не была выбрана по конкурсу органами самоуправления, и, тем самым, было создано преимущество исключительно для одной страховой компании - ОАО «РОСНО». Также имеет место недобросовестная конкуренция в части введения потребителей в заблуждение относительно предоставления страховых услуг. При заключении договора имущественного страхования должен выдаваться страховой полис, должны выписываться квитанции установленной формы с содержанием страховой премии, данный факт отсутствует.

            Представитель ООО «Управляющая жилищная компания» (далее — Управляющая компания) на рассмотрении дела пояснил, что Управляющая компания осуществляет управление частью домов, расположенных на территории Октябрьского района г.Тамбова на основании договоров управления многоквартирными домами, заключенных с собственниками, которые приняли об этом решение на общем собрании.  Формирование и выпуск квитанций по оплате жилищно-коммунальных услуг для жителей домов, которые находятся в управлении, осуществляет МУП «ЕРЦ».  Управляющая компания осуществляет свою деятельность с февраля 2008 года. Сотрудничество  с МУП «ЕРЦ» производится на основании договора на информационно-вычислительные услуги от 04.03.2008. Строка «добровольное страхование жилья» была введена в платежную квитанцию МУП «ЕРЦ» согласно договора с  ОАО «РОСНО», на основании которого  страховая компания производит расчеты с МУП «ЕРЦ» за оказание услуг по размещению данной строки в платежных квитанциях, сбору страховых платежей и перечислению их  в ОАО «РОСНО».  19 августа 2008 года между Управляющей  компанией и ОАО «РОСНО» были заключены два договора: № 50-08/1 финансирования работ в пределах средств РМП и № 50-08 О порядке взаимодействия при страховании жилищного фонда. Согласно данным договорам Управляющая компания проводит мероприятия по снижению риска наступления страховых случаев и обеспечение страховой защитой собственников и нанимателей жилых  помещений в домах, находящихся в управлении у  Управляющей компании за счет средств, полученных по договорам страхования жилых помещений. С  предложением о заключении данного договора к Управляющей компании обратилось только ОАО «РОСНО», другие страховые компании с подобным предложением не обращались. 

            Представители МУП «Единый расчетный центр»  сообщили, что при включении строки «добровольное страхование жилья» в единые платежные документы на оплату  жилищных и коммунальных услуг руководствуются Концепцией страхования жилищного фонда города Тамбова (далее - Концепция), утвержденной  постановлением мэра № 6690 от 28.12.2000, а также договором  № 29 на информационно-вычислительные работы от 01.06.2001, заключенным с ОАО «РОСНО».  Пунктом 1.1. данного договора установлено, что в целях реализации Концепции, Заказчик (ОАО «РОСНО») поручает, а Исполнитель (МУП «Единый расчетный центр») выполняет работы по расчету платежей за добровольное страхование жилья, по включению их в единые платежные документы (квитанции) по оплате жилищно-коммунальных услуг, по приему платежей от населения за добровольное страхование жилья, учету поступивших платежей за страхование жилья и перечисление их в ОАО «РОСНО». В рамках указанной Концепции происходит  размещение  строки «добровольное страхование жилья» в квитанциях за оплату жилищно-коммунальных услуг населения.   Кроме ОАО «РОСНО» другие страховые компании не обращались  в МУП «ЕРЦ» по вопросу включения данной строки в квитанции.

            Представители ОАО «РОСНО» пояснили, что в 2001 году, одновременно с включением строки «добровольное страхование жилья» в квитанции за оплату жилищно-коммунальных услуг было разослано предложение жителям г.Тамбова, в котором  указывались все условия страхования, в т.ч.  страховая сумма и страховая премия. На основании этого предложения гражданин делал свой выбор по оплате этой строки, если он ее оплачивал, договор страхования  жилого помещения считался заключенным, ему выдавался страховой полис, в котором прописаны все условия страхования. Если гражданин не оплачивал, то, соответственно, договор страхования  жилого помещения считался не заключенным. При осуществлении страхования жилых  помещений в домах муниципального жилищного фонда города Тамбова ОАО «РОСНО» руководствовалось в своих действиях нормами Гражданского кодекса РФ, Правилами Страхования жилых помещений в домах муниципального жилищного фонда, утвержденными Приказом генерального директора ОАО «РОСНО» № 31 от 08.02.2005 и положениями Концепции Страхования жилищного фонда г.Тамбова, утвержденной постановлением мэра г.Тамбова № 6690 от 28.12.2000, которые предусматривают право заключать вышеуказанные договоры как с нанимателями муниципального жилья, так и с владельцами приватизированного жилья, находящегося на обслуживании городского коммунального хозяйства. Последнее предложение, носящее информацию о данном страховом продукте,  было разослано   жителям города Тамбова в 2006 году.      

            Комиссия Тамбовского УФАС России в результате анализа имеющихся материалов и рассмотрения дела пришла к следующим выводам.

            1. ООО «Управляющая жилищная компания» является управляющей организацией   многоквартирных жилых домов, в том числе дома, расположенного по адресу: г.Тамбов, ул.Ст.Разина, д. 1А  и действует на основании заключенных договоров управления многоквартирными домами, которыми закреплен перечень услуг, оказываемых Управляющей компанией  собственникам и нанимателям жилых помещений. 

            Информацию в квитанциях на оплату жилищных и коммунальных услуг формирует МУП «ЕРЦ» на основании договора на информационно-вычислительные услуги от 04.03.2008 с Управляющей компанией.

            Строка «добровольное страхование жилья» размещается в платежном документе МУП «ЕРЦ» самостоятельно, без указания на это Управляющей компании, на основании договора № 29 на информационно-вычислительные работы от 01.06.2001, заключенного с ОАО «РОСНО». Согласно условиям данного договора, МУП «ЕРЦ» производит расчеты платежей за добровольное страхование жилья и включает их в единые платежные документы (квитанции) по оплате жилищных и коммунальных услуг населению, а также осуществляет  учет поступивших платежей за добровольное страхование жилья и перечисляет их в ОАО «РОСНО».

            МУП «ЕРЦ» и ОАО «РОСНО» при размещении строки «добровольное страхование жилья» в единых платежных документах руководствовались Концепцией Страхования жилищного фонда г.Тамбова, утвержденной постановлением мэра г.Тамбова № 6690 от 28.12.2000. Данная Концепция утверждена с целью обеспечения защиты экономических интересов собственников муниципального жилья, нанимателей муниципального и владельцев приватизированного  жилья, находящегося на обслуживании городского коммунального хозяйства, путем обеспечения своевременной и качественной ликвидации последствий воздействия случайных аварийных ситуаций за счет концентрации и маневра финансовыми средствами, полученными на основе страхования жилья (пункт 2.1).

            Пунктом 5.4.2 Концепции предусмотрено, что уплата страховых взносов осуществляется Страхователем помесячными платежами любым удобным для Страхователя способом, предусмотренным для уплаты квартплаты через МУП «Единый расчетный центр» г.Тамбова.

            Комиссия считает, что МУП «Единый расчетный центр» и ОАО «РОСНО» при размещении в квитанциях на оплату жилищных и коммунальных услуг строки «добровольное страхование жилья» действовали в рамках Концепции и на основании договора № 29 на информационно-вычислительные работы от 01.06.2001, то есть, имели правовые основания для размещения информации о добровольном страховании жилых помещений.

      Таким образом, данные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии факта нарушения ООО «Управляющая жилищная компания» МУП «Единый расчетный центр» и ОАО «РОСНО» пункта 3 части 1 статьи 11 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части совершения согласованных действий, которые приводят или могут привести к разделу товарного рынка страховых услуг Тамбовской области по составу продавцов.

 

            2. Комиссия Тамбовского УФАС России в ходе рассмотрения дела установила, что отдельные положения Концепции Страхования жилищного фонда г.Тамбова, утв. постановлением мэра г.Тамбова № 6690 от 28.12.2000, нарушают статью 15 Закона о защите конкуренции, в том числе:

   1) в 5.2.2 мэрия неправомерно ограничивает страховщиков в участии в Концепции (часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции);

    2) в пункте 5.2.7 определено, что управление Концепцией осуществляет управляющая Компания. Хозяйствующий субъект не вправе управлять деятельностью страховых организаций (часть 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции);

   3) в разделе 5 определены объекты страхования, в частности, в пункте 5.1.2 названы объекты, не подлежащие страхованию жилые помещения. Этим мэрия необоснованно препятствует деятельности страховых организаций (нарушение  пункта 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции). Объекты страхования и рамочные условия страхования определяются  федеральным страховым законодательством, в конкретных условиях они применяются самостоятельно двумя участниками договора страхования — страхователя и страховщика. Вмешательство в их интересы неправомерно.

            Тамбовское УФАС России в процессе рассмотрения дела обратилось в администрацию города Тамбова с запросом о предоставлении информации (исх. от 24.12.2008 № 58-4-07/3209) относительно статуса Концепции  страхования жилищного фонда города Тамбова, утвержденной  постановлением мэра № 6690 от 28.12.2000.

            Администрация города Тамбова представила постановление от 24.02.2009 № 1316 «О признании утратившими силу некоторых постановлений мэра города Тамбова», согласно которому признано утратившим силу постановление мэра г.Тамбова  от 28.12.2000 № 6690 «О страховании жилищного фонда в городе Тамбове».

            Таким образом, администрация города Тамбова в добровольном порядке устранила нарушение антимонопольного законодательства.

           

            3. ОАО «РОСНО» имеет лицензию от 02.03.2006 С№ 029077 на осуществление страхования, в том числе страхования жилых помещений в домах муниципального жилищного фонда, выданную Федеральной службой страхового надзора.

            ОАО «РОСНО» договоры добровольного страхования жилья с собственниками и нанимателями жилья не заключало.

            Глава 48 Гражданского кодекса РФ регулирует порядок заключения договоров страхования. В частности, статьей 927 определено, что страхование осуществляется на основании договоров имущественного или личного страхования, заключаемых гражданином или юридическим лицом (страхователем) со страховой организацией (страховщиком). По договору имущественного страхования одна сторона (страховщик) обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить другой стороне (страхователю) или иному лицу, в пользу которого заключен договор (выгодоприобретателю), причиненные вследствие этого события убытки в застрахованном имуществе либо убытки в связи с иными имущественными интересами страхователя (выплатить страховое возмещение) в пределах определенной договором суммы (страховой суммы) (статья 929).

            Договор страхования должен быть заключен в письменной форме (статья 940). Несоблюдение письменной формы влечет недействительность договора страхования, за исключением договора обязательного государственного страхования (статья 969). Договор страхования может быть заключен путем составления одного документа (пункт 2 статьи 434) либо вручения страховщиком страхователю на основании его письменного или устного заявления страхового полиса (свидетельства, сертификата, квитанции), подписанного страховщиком.

            В соответствии с Правилами страхования жилых помещений в домах муниципального жилищного фонда, утвержденных Приказом генерального директора ОАО «РОСНО» № 31 от 08.02.2005 договор страхования вступает в силу с момента принятия Страхователем страхового полиса (свидетельства, сертификата) (пункт 10.2).

            Исходя из указанных норм следует, что добровольное страхование жилых помещений в домах муниципального жилищного фонда города Тамбова должно осуществляться на основании письменного договора либо другого документа, предусмотренного законодательством,  включающего в себя все существенные условия договора имущественного страхования и подписанного Страховщиком. Данная процедура  при осуществлении добровольного страхования  жилых помещений в домах муниципального жилищного города Тамбова ОАО «РОСНО» не соблюдалась.

            Доводы  ОАО «РОСНО» о том, что в 2006 году были заключены договоры страхования жилых помещений в домах муниципального жилищного фонда с собственниками и нанимателями жилых помещений посредством направления страховых свидетельств по имеющимся адресам, а, следовательно, считались заключенными  с момента первой оплаты страховой суммы, указанной в квитанции, являются несостоятельными, поскольку Гражданским кодексом Российской Федерации  установлен иной порядок заключения договоров имущественного страхования.

            Доказательства надлежащего вручения собственникам и нанимателям  жилых помещений города Тамбова страховых свидетельств у ОАО «РОСНО» отсутствуют.

            Кроме того, с 2006 года ОАО «РОСНО» не направляло указанные выше страховые свидетельства и не информировало жителей города Тамбова  об условиях предлагаемого  страхового продукта «добровольное страхование жилья», в то время  как процесс смены  собственников и нанимателей жилых помещений  оставался непрерывным. Следовательно, новые собственники и наниматели не владели информацией о страховой компании и условиях добровольного страхования жилья, предлагаемого в квитанциях.

            Законом РФ от 7 февраля 1992 года № 2300-I «О защите прав потребителей» установлено, что Изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы (статья 9). Также изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора (статья 10).

            Информация о страховщике, предмете, сроке и условиях страхования в квитанциях на оплату жилищных и коммунальных услуг отсутствует.

            Наниматели либо собственники жилых помещений города Тамбова, получающие квитанции на оплату жилищных и коммунальных услуг, не имеют информации о том, какая страховая компания предоставляет данную услугу, на каких условиях предоставляется услуга «добровольное страхование жилья» и заключается   договор страхования, следовательно, потребители введены в заблуждение относительно продавца страховой услуги и условий страхования.

            ОАО «РОСНО», выступая в качестве  продавца услуги  страхования жилых помещений, не доводило необходимую информацию о страховщике и предлагаемом им страховом продукте  до собственников и нанимателей жилых помещений посредством размещения информационной строки в единых платежных квитанциях за оплату жилищных и коммунальных услуг, что является недобросовестной конкуренцией.

            Частью 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции установлен запрет на недобросовестную конкуренцию. Не допускается недобросовестная конкуренция, в том числе, введение в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей (пункт 2 части 1 статьи 14).

            Учитывая изложенное, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области считает, что ОАО «РОСНО» допустило недобросовестную конкуренцию посредством введения в заблуждение в отношении характера, места, способа осуществления страхования, а также  наименования продавца страховой услуги, его местонахождения, чем  нарушило требования пункта 2 части 1 статьи 14  Закона  о защите конкуренции.

            20 марта 2009 года на рассмотрении   дела № 9/04 ОАО «РОСНО» представило дополнительное соглашение от 13.03.2009 № 7  о расторжении договора № 29 на информационно-вычислительные работы от 01.06.2001, заключенного с МУП «Единый расчетный центр», чем устранило нарушение антимонопольного законодательства в добровольном порядке.

            Комиссия Тамбовского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства,  руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1- 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

Р Е Ш И Л А:

 

 

      1. Дело № 9/04 по признакам нарушения части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции в отношении ООО «Управляющая жилищная компания», МУП «Единый расчетный центр» и ОАО «РОСНО» прекратить в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства.

 

       2. Признать ОАО «РОСНО»  нарушившим пункт 2 части 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции.

          3.  Дело № 9/04 по нарушению ОАО «РОСНО» пункта 2 части 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции прекратить в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства.

    4. Материалы дела № 9/04 передать должностному лицу, уполномоченному составлять протоколы об административных правонарушениях, для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении  по статье 14.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

 

            Решение может быть обжаловано в течение трёх месяцев со дня его принятия.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны