Решение №068/05/28-680/2020 Р Е Ш Е Н И Е № 068/05/28-680/2020 от 22 декабря 2020 г.
Текст документа
Сохранить как PDFООО «Белые Ворота»
392000, г. Тамбов, ул. Карла Маркса, 176 А
Р Е Ш Е Н И Е № 068/05/28-680/2020
Резолютивная часть решения объявлена 8 декабря 2020 года.
Решение изготовлено в полном объеме 22 декабря 2020 года.
г. Тамбов
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области по рассмотрению дела по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии – руководитель Гречишникова Е.А.,
члены Комиссии – начальник отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Мурзин К.И., ведущий специалист-эксперт отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Мясникова А.Н.,
рассмотрев дело № 068/05/28-680/2020 по признакам нарушения части 1 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) по факту распространения рекламы финансовых услуг, в которой отсутствует наименование лица, предоставляющего данные услуги,
У С Т А Н О В И Л А:
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области в ходе осуществления государственного контроля за соблюдением участниками рекламной деятельности законодательства Российской Федерации о рекламе 14.10.2020 года установлено, что на рекламной конструкции, расположенной вблизи дома по адресу: г. Тамбов, ул. Мичуринская, д. 142 размещается информация следующего содержания: «Автоматические ворота, рольставни и шлагбаумы. Въездные группы «под ключ», откатные ворота, секционные ворота 77-88-99. www.белыеворота.рф Белые ворота. Кредит, рассрочка. г. Тамбов, ул. К. Маркса, д. 176 А (ТД Гранд)».
Хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность в указанном магазине, является ООО «Белые Ворота» (392000, г. Тамбов, ул. К. Маркса, д. 176 А, ОГРН: 1146829002748, дата присвоения ОГРН: 27.03.2014, ИНН: 6829100015, КПП: 682901001).
20.10.2020 в отношении ООО «Белые Ворота» возбуждено дело № 068/05/28-680/2020 по признакам нарушения части 1 статьи 28 Закона о рекламе.
ООО «Белые Ворота» предоставило письменные пояснения от 09.11.2020 (вх. № 6913), в которых указало, что в рассматриваемой рекламе присутствует информация о лице, предоставляющем финансовую услугу (кредит). При этом, ООО «Белые Ворота» не заключало договоры с покупателями на приобретение товаров в кредит.
Согласно пояснениям ООО «Белые Ворота» от 02.12.2020 (вх. от 04.12.2020 № 7509) с кредитной организацией сотрудничает ИП <…>. Размещение рассматриваемой рекламы осуществляло ООО «Аэлита» по поручению ИП <…>.
Изучив материалы и представленные доказательства, Комиссия Тамбовского УФАС России пришла к следующим выводам.
Согласно пункту 1 статьи 3 Закона о рекламе, реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Вышеуказанная рекламная информация формирует и поддерживает интерес потребителей к приобретению товаров в кредит, следовательно, является рекламой финансовых услуг по предоставлению кредита.
В соответствии с частью 1 статьи 28 Закона о рекламе реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).
Согласно статье 819 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных кредитным договором, предоставляет банк или иная кредитная организация.
Установлено, что кредит покупателям предоставляет ООО «ОТП Банк» (договор № ПК-Т 3469-19 от 17.04.2019).
В рассматриваемой рекламе отсутствовало наименование кредитной организации (ООО «ОТП Банк») или иных кредитных организаций, предоставляющих услуги кредитования, следовательно, вышеуказанная реклама распространялась в нарушение части 1 статьи 28 Закона о рекламе.
Согласно статье 38 Закона о рекламе, ответственность за нарушение требований, установленных статьей 28 Закона о рекламе, несет как рекламодатель, так и рекламораспространитель.
Рекламные материалы были размещены ООО «Аэлита» по поручению ИП <…> (генерального директора ООО «Белые ворота») согласно письму от 01.07.2020. В соответствии с указанным письмом ИП <…> просит ООО «Аэлита» заключить договор с ООО «МОСТ», разместить рекламные материалы с текстом представленным предпринимателем и оплатить услуги в счет погашения задолженности перед ИП <…>.
Реклама размещалась с июля по октябрь 2020 года на рекламных конструкциях ООО «МОСТ». ООО «Аэлита» в интересах ИП <…> обратилось в ООО «МОСТ» за размещением предоставленных рекламных материалов, его монтажа и демонтажа по адресу: г. Тамбов, ул. Мичуринская, въезд в город, 2/Б на период с 01.08.2020 по 31.10.2020 (договор № 19 от 01.07.2020).
Согласно акту выполненных работ вышеперечисленные услуги выполнены полностью и в срок, заказчик претензий не имеет.
Таким образом, ИП <…> является рекламодателем, ООО «МОСТ» рекламораспространителем рассматриваемой рекламы.
В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе ненадлежащая реклама — реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
Таким образом, указанная реклама является ненадлежащей.
Реклама в настоящее время не размещается, период распространения рекламы (с 01.08.2020 по 31.10.2020).
Довод ООО «Белые Ворота», что в рассматриваемой рекламе присутствует информация о лице, предоставляющем финансовую услугу (кредит), которая является читаемой, отклоняется Комиссией.
Согласно разъяснениям, данным в п.8 постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N 58, рекламодатель вправе выбрать форму, способ и средства рекламирования своего товара. Однако, при этом он должен соблюдать обязательные требования, предъявляемые Законом о рекламе к рекламе, в частности о включении в рекламу предупреждающих надписей, обязательных сведений или условий оказания услуг.
Поэтому если информация изображена таким образом, что она не воспринимается или плохо воспринимается потребителем (шрифт (кегль), цветовая гамма и тому подобное), и это обстоятельство приводит к искажению ее смысла и вводит в заблуждение потребителей рекламы, то данная информация считается отсутствующей, а соответствующая реклама ненадлежащей в силу того, что она не содержит части существенной информации о рекламируемом товаре, условиях его приобретения или использования.
ООО «Белые Ворота» указывает, что прочитать рекламный материал возможно, приблизившись к рекламной конструкции.
Комиссия полагает, что даже если считать, что наименование кредитной организации было указано в рекламе, оно выполнено таким образом (тонкость шрифта, цвет (белыми буквами на темно-синем фоне), что находясь на незначительно удалении, его невозможно увидеть и прочитать, то такое указание финансовой организации следует считать отсутствующим.
Следовательно, в данном случае нарушены требования ч.1 ст.28 Закона о рекламе.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о рекламе, пунктами 37-45 «Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе», утверждённых постановлением Правительства РФ от 17 августа 2006 № 508, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
- Признать ненадлежащей рекламу финансовых услуг следующего содержания: «Автоматические ворота, рольставни и шлагбаумы. Въездные группы «под ключ», откатные ворота, секционные ворота 77-88-99. www.белыеворота.рф Белые ворота. Кредит, рассрочка. г. Тамбов, ул. К. Маркса, д. 176 А (ТД Гранд)», распространявшуюся с 01.08.2020 по 31.10.2020 на рекламной конструкции по адресу: г. Тамбов, ул. Мичуринская, въезд в город, 2/Б, поскольку в ней нарушены требования части 1 статьи 28 Закона о рекламе.
- Предписание не выдавать.
- Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тамбовского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении по части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии Е.А. Гречишникова
Члены Комиссии: К.И. Мурзин
А.Н. Мясникова
Исп.: Мясникова Алена Николаевна,
(4752) 72-93-54