Решение №КМ/2178/22 068/05/21-516/2022 от 24 ноября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение Челябинского УФАС России от 03.04.2014 N 25-2014Нарушение: ч. 5 ст. 21 Закона о рекламе.Решение: Выдать предписание об устранении нарушений; передать материалы дела должностному лицу для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.3 КоАП РФ (нарушение законодательства о рекламе).

 

068/05/21-516/2022

 

ИП <...>

 

<...>

 

ООО «Кружка»

 

392019, г. Тамбов, ул. Свободная д 12 А,

пом. 1

 

 

 

 

 

 

Р Е Ш Е Н И Е

по делу № 068/05/21-516/2022 о нарушении законодательства

Российской Федерации о рекламе


 

Резолютивная часть решения объявлена 10 ноября 2022 года.

Решение изготовлено в полном объеме 24 ноября 2022 года.

г. Тамбов


 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области по рассмотрению дела по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии – заместитель руководителя - начальник отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Мурзин К.И.,

члены Комиссии – ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Козлова Е.Л., специалист-эксперт отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Елизарова М.С.,

рассмотрев дело № 068/05/21-516/2022 по признакам нарушения пункта 5 части 2 статьи 21, части 5 статьи 21 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) по факту распространения рекламы о проведении стимулирующего мероприятия, условием участия в котором является приобретение алкогольной продукции с использованием средства стабильного территориального размещения,

в присутствии ИП <...>


 

УСТАНОВИЛА:

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области установлено, что в июне 2022 года по адресу: г. Тамбов, ул. Гастелло, д. 119 А, при в ходе в магазин «Кружка-Рюмка» размещается рекламная конструкция с информацией следующего содержания: «Кружка. Купи на 1000 руб. получи купон на участие в розыгрыше АЛКОТУРА на Волгу. В алкотур входит: кега пива, 5 суток проживания компании из 4-х человек в номере со всеми удобствами и собственной кухней на первой береговой линии. По адресу: Астраханская обл., Енотаевский р-н, п. Промысловый, ул. Нагорная, 34. Rybalka_volga, kruzhka_tmb. Подробности у продавцов магазина».

А также, в наружном оформлении магазина «Кружка-Рюмка» на фасаде здания размещается рекламная информация следующего содержания: «Напитки от 0% до 45%» с изображением деревянных бочек, металлических кег, бокалов с пенными напитками и металлической банки.

Хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность в магазине «Кружка-Рюмка», являются ИП <...>), ООО «Кружка» (ИНН: 6829138001).

06.09.2022 в отношении ИП <...>, ООО «Кружка» возбуждено дело № 068/05/21-516/2022 по признакам нарушения пункта 5 части 2 статьи 21, части 5 статьи 21 Закона о рекламе.

ИП <...>в письменных пояснениях от 03.10.2022 № 1 (вх. от 04.10.2022 № 1985) сообщил, что информационная табличка о розыгрыше «Алкотура», расположенная по адресу: г. Тамбов, ул. Гастелло, д. 119 А, магазин «Кружка-Рюмка» не является рекламой алкогольной продукции, поскольку является стимулирующем мероприятием и было направлено на поднятие среднего чека торговой точки на территории летней веранды.

А также, что ООО «Кружка» к содержанию и размещению информационной таблички отношения не имеет.

Письмом от 03.10.2022 № 1 (вх. от 04.10.2022 № 1986/22) ООО «Кружка» сообщило, что генеральным директором Общества является ИП <...> Информационная табличка о розыгрыше «Алкотура» к Обществу отношения не имеет. Продукция, реализуемая в магазине «Кружка-Рюмка» в указанной акции не участвует. Табличка была изготовлена для ИП <...>

ИП <...>письмом от 10.11.2022 (вх. от 10.11.2022 № 2850/22) сообщил, что листовки "Алкотур" изготовил собственными силами, документы об изготовлении у предпринимателя отсутствуют. Листовка «Алкотур» размещалась по адресу: г. Тамбов, ул. Гастелло, д. 119 А в период с 1 июня 2022 года по 1 августа 2022 года, однако доказательства прекращения нарушения не представлены.

Также, предприниматель сообщил, что в других торговых точках указанная листовка не размещалась. Изображение предметов в наружном оформлении магазина «Кружка-Рюмка» размещается только по вышеуказанному адресу. Условия акции «Алкотур» изложены в рекламной листовке.

10.11.2022 на рассмотрении дела № 068/05/21-516/2022 присутствовал ИП <...>

 

Изучив материалы и представленные доказательства, выслушав пояснения лица, участвующего в деле, Комиссия Тамбовского УФАС России пришла к следующим выводам.

С 1 июня 2022 года по настоящее время при в ходе в магазин «Кружка-Рюмка» по адресу: г. Тамбов, ул. Гастелло, д. 119 А размещается рекламная конструкция с информацией следующего содержания: «Кружка. Купи на 1000 руб. получи купон на участие в розыгрыше АЛКОТУРА на Волгу. В алкотур входит: кега пива, 5 суток проживания компании из 4-х человек в номере со всеми удобствами и собственной кухней на первой береговой линии. По адресу: Астраханская обл., Енотаевский р-н, п. Промысловый, ул. Нагорная, 34. Rybalka_volga, kruzhka_tmb. Подробности у продавцов магазина». Также, в наружном оформлении магазина «Кружка-Рюмка» на фасаде здания размещается рекламная информация следующего содержания: «Напитки от 0% до 45%» с изображением деревянных бочек, металлических кег, бокалов с пенными напитками и металлической банки.

Согласно пункту 1 статьи 3 Закона о рекламе реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Вышеуказанная информация распространяется для неопределенного круга лиц, направлена на привлечение и поддержание внимания к товарам, реализуемым магазином «Кружка-Рюмка» (алкогольная продукция), а также на стимулирующее мероприятие, условием участия в котором является приобретение продукции магазина на 1000 рублей.

Таким образом, указанная информация отвечает признакам рекламы и является рекламной.

22.07.2022 на заседании Экспертного совета по применению законодательства о рекламе при Тамбовском УФАС России члены Экспертного совета выразили мнение, что реклама акции магазина «Кружка – Рюмка» ничто иное, как стимулирующее мероприятие условием участия, в котором является приобретение алкогольной продукции.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ генеральным директором ООО «Кружка» является <...>, одним из видов деятельности Общества является торговля розничная алкогольными напитками, включая пиво в специализированных магазинах.

Согласно выписке из ЕГРИП одним из видов деятельности индивидуального предпринимателя <...>является торговля розничная пивом в специализированных магазинах.

В соответствии с пунктом 7 статьи 2 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, относятся к алкогольной продукции.

В силу статьи 2 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" алкогольная продукция - это пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка, коньяк), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, сидр, пуаре, медовуха.

Согласно письму ФАС России N АК/76734/18 от 24.09.2018 г. "О применении статьи 21 Федерального закона "О рекламе", если распространяется реклама продавца (производителя) алкогольной продукции, в которой отсутствует указание на средства индивидуализации продукции (товарные знаки), используемые для обозначения алкогольной продукции, однако, указываются на сведения, формирующие интерес к алкогольной продукции, как напитку, такая реклама должна соответствовать требованиям статьи 21 Закона о рекламе.

Статьей 21 Закона о рекламе установлены специальные требования и ограничения к рекламе алкогольной продукции.

Согласно пункту 5 части 2 статьи 21 Закона о рекламе реклама алкогольной продукции не должна размещаться с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их.

Поскольку рассматриваемая рекламная конструкция с рекламой алкогольной продукции – пива стационарно размещена снаружи на стене и в дверном проеме занимаемого магазином помещения, данная реклама нарушает требования пункта 5 части 2 статьи 21 Закона о рекламе.

В соответствии с пунктом 27 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N 58 оценка рекламы осуществляется с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями.

Согласно пункту 13.1 статьи 2 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ пиво -

алкогольная продукция с содержанием этилового спирта, образовавшегося в процессе брожения пивного сусла, которая произведена из пивоваренного солода, хмеля и (или) полученных в результате переработки хмеля продуктов (хмелепродуктов), воды с использованием пивных дрожжей, без добавления этилового спирта, ароматических и вкусовых добавок.

Использование в наружном оформлении магазина «Кружка-Рюмка» надписи: «Напитки от 0% до 45%» и изображения деревянных бочек, металлических кег, бокалов с напитками и металлической банки, напоминающей по внешнему облику пиво торговой марки Heineken, способствуют привлечению внимания потребителей к реализуемой в указанном магазине алкогольной продукции, а также к продавцу рекламируемого товара.

В соответствии с частью 5 статьи 21 Закона о рекламе не допускается реклама о проведении стимулирующего мероприятия, условием участия в котором является приобретение алкогольной продукции, за исключением специализированных стимулирующих мероприятий, проводимых в целях реализации алкогольной продукции.

По мнению предпринимателя <...> розыгрыш «Алкорур» не является рекламой, поскольку является стимулирующем мероприятием, направленным на поднятие среднего чека торговой точки, данный довод несостоятелен по следующей причине.

Приведенная норма допускает рекламу только таких стимулирующих мероприятий, условием участия в которых является приобретение алкогольной продукции, если предметом розыгрыша (реализации) в них выступает исключительно алкогольная продукция.

В рассматриваемом случае предметом розыгрыша "Алкотур", условием участия в котором является приобретение алкогольной продукции на 1000 рублей, выступает не только алкогольная продукция в виде кеги пива, но и туристическая путевка в Астраханскую область.

Таким образом, в вышеуказанной рекламе содержатся признаки нарушения пункта 5 части 2, части 5 статьи 21 Закона о рекламе.

Согласно статье 3 Закона о рекламе ненадлежащая реклама — реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

В соответствии с частью 6, 7 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований пункта 5 части 2, части 5 статьи 21 Закона о рекламе несет рекламодатель и рекламораспространитель.

Исходя из письменных пояснений ООО «Кружка» (вх. от 04.10.2022 № 1986/22) и ИП <...> (вх. от 04.10.2022 № 1985) рекламодателем и рекламораспространителем рассматриваемой рекламы является ИП Буркин А.Ю.

Таким образом, ИП Б<...> является и рекламодателем и рекламораспространителем рассматриваемой рекламы.

Сведений о прекращении нарушения в материалах дела не имеется.

 

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о рекламе, пунктами 42-51 «Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе», утверждённых постановлением Правительства РФ от 24 ноября 2020 № 1922, Комиссия

 

РЕШИЛА:


 

1. Признать ненадлежащей рекламу следующего содержания: «Кружка. Купи на 1000 руб. получи купон на участие в розыгрыше АЛКОТУРА на Волгу. В алкотур входит: кега пива, 5 суток проживания компании из 4-х человек в номере со всеми удобствами и собственной кухней на первой береговой линии. По адресу: Астраханская обл., Енотаевский р-н, п. Промысловый, ул. Нагорная, 34. Rybalka_volga, kruzhka_tmb. Подробности у продавцов магазина», изображение металлической банки, размещающуюся по адресу: г. Тамбов, ул. Гастелло, д. 119 А, в период с 1 июня 2022 года по настоящее время, поскольку в ней нарушены требования пункта 5 части 2, части 5 статьи 21 Закона о рекламе.

2. Выдать ИП <...>предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тамбовского УФАС России для возбуждения дела об административных правонарушениях по части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в течение трех месяцев.

 

 

 

Председатель Комиссии

К.И. Мурзин

 

Члены Комиссии Е.Л. Козлова

 

М.С. Елизарова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исп.Елизарова М.С.

тел.(4752) 72-93-54 вн.068-112

 

 

2022-2503

 

 

Связанные организации

ИП Буркину А.Ю.
ИНН 683300296425, ОГРН 317682000026269
ООО «Кружка»
ИНН 6829138001, ОГРН 1176820014821