Решение №068/05/5-527/2020 Р Е Ш Е Н И Е по делу №068/05/5-527/2020 о нарушении законод... от 25 декабря 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ИП <…>

 

Отделение по Тамбовской области

ГУ ЦБ РФ по ЦФО

 

392000, г. Тамбов

ул. Октябрьская, 7

 

 

 

 

 

 

Р Е Ш Е Н И Е

по делу068/05/5-527/2020 о нарушении законодательства РФ о рекламе

 

Резолютивная часть решения объявлена 16 декабря 2020 года.                                                                            

Решение изготовлено в полном объеме 25 декабря 2020 года.

                                                                                                                                                   г. Тамбов

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области по рассмотрению дела по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии – руководитель Гречишникова Е.А.,

члены Комиссии – начальник отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Мурзин К.И., ведущий специалист-эксперт отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Мясникова А.Н.,

рассмотрев дело № 068/05/5-527/2020 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения рекламы финансовых услуг, содержащей недостоверные сведения,

 

У  С  Т  А  Н  О В  И  Л  А:

 

В Тамбовское УФАС России поступило заявление Отделения по Тамбовской области Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Центральному федеральному округу (вх. от 18.08.2020 № 5114) о распространении рекламы магазина-скупки «Ломбард», содержащей недостоверные сведения.

Установлено, что 27 августа 2020 года на павильоне, расположенном по адресу: г. Тамбов, Моршанское шоссе, д. 3, к. 1 размещаются баннеры с информацией следующего содержания: «Ломбард. Магазин скупка. Ремонт телефонов, ювелирных изделий. Скупка золота, техники. vk.com/skupka.lom68, т.<…>», «Ломбард. Скупка ноутбуков, компьютеров, телефонов, планшетов, часов, юв. изделий, приставок, телевизоров, инструментов. Магазин скупка».

При входе в магазин-скупку «Ломбард» установлено, что деятельность в указанном помещении осуществляет ИП <…>.

Согласно данным, представленным Главным управлением Центрального банка Российской Федерации по Центральному федеральному округу, рассматриваемый магазин-скупка ломбардом не является, в реестре Банка России не значится. Кроме того, в указанной рекламе отсутствовало наименование лица, предоставляющего финансовые услуги.

28.08.2020 в отношении ИП <…> возбуждено дело № 068/05/5-527/2020 по признакам нарушения пункта 2 части 3 статьи 5, части 1 статьи 28 Закона о рекламе.

Рассмотрение дела неоднократно откладывалось, ввиду ненадлежащего извещения лица, участвующего в деле, а также непредставления им запрашиваемых сведений.  

ИП <…> в письме от 16.12.2020 (вх. № 7524) сообщил, что реклама изготавливалась и размещалась собственными силами без привлечения третьих лиц. Период размещения с ноября 2019 года. О нарушении предприниматель не предполагал.

 

Изучив материалы и представленные доказательства, Комиссия Тамбовского УФАС России пришла к следующим выводам.

Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) реклама - информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержания интереса к нему и его продвижение на рынке.

В соответствии с пунктом 6 статьи 4 Федерального закона от  26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» ломбард является финансовой организацией, поднадзорной Центральному банку Российской Федерации. В соответствии с пунктом 2 статьи 4  данного закона финансовая услуга — банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

Вышеуказанная информация направлена на привлечение внимания к услугам магазина-скупки «Ломбард», следовательно, является рекламой финансовых услуг.

Согласно части 1 статьи 28 Закона о рекламе реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).

В силу статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации, наименование юридического лица, являющегося коммерческой организацией, должно содержать его фирменное наименование и указание на его организационно-правовую форму.

В указанной рекламе отсутствует наименование лица, предоставляющего финансовые услуги, следовательно, указанная реклама нарушает часть 1 статьи 28 Закона о рекламе.

Отношения, возникающие при осуществлении ломбардами кредитования граждан под залог принадлежащих гражданам вещей и деятельности по хранению вещей, урегулированы Федеральным законом от 19.07.2007 №196-ФЗ «О ломбардах» (далее – Закон о ломбардах). В силу частей 1, 1.1 статьи 2 Закона о ломбардах ломбардом является юридическое лицо - специализированная коммерческая организация, основными видами деятельности которой являются предоставление краткосрочных займов гражданам и хранение вещей; ломбарды вправе осуществлять профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в порядке, установленном Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)».

В порядке части 2 статьи 2 Закона о ломбардах ломбард должен иметь полное и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке. Ломбард вправе иметь также полное фирменное и (или) сокращенное фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранных языках. Фирменное наименование ломбарда должно содержать слово «ломбард» и указание на его организационно-правовую форму.

Таким образом, деятельность ломбардов может осуществлять только юридическое лицо, основными видами деятельности которой являются предоставление краткосрочных займов гражданам и хранение вещей. Ломбард является поднадзорной Центральному банку РФ (далее - Банк России) организацией, обязан выполнять предписания и запросы Банка России и представлять в Банк России документы, содержащие отчет о своей деятельности и об органах управления ломбарда в порядке, установленном Банком России.

По смыслу пункта 2 части 3 статьи 2.3 Закона о ломбардах перечень организаций, осуществляющих деятельность ломбардов, содержится в специальном реестре, который ведется Центральным Банком Российской Федерации. Из указанных норм следует, что наименование «ломбард» может использоваться при осуществлении деятельности только ломбардами, зарегистрированными в установленном порядке и осуществляющими деятельность в порядке, установленном Законом о ломбардах.

Согласно данным, представленным Главным управлением Центрального банка Российской Федерации по Центральному федеральному округу, рассматриваемый магазин-скупка ломбардом не является, в реестре Банка России не значится.

Деятельность в указанном помещении осуществляет ИП <…>. ИП <…> данный факт не отрицает.

В соответствии со статьей 5 Закона о рекламе реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

В силу пункта 2 части 3 статьи 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара

Указанная реклама создает впечатление, что в магазине-скупке «Ломбард» оказываются финансовые услуги, в то время как правовые основания для оказания услуг ломбарда у предпринимателя (ИП <…>) отсутствуют.

Таким образом, использование слова «ломбард» в рассматриваемой рекламе вводит потребителей в заблуждение относительно оказываемых предпринимателем услуг, следовательно, вышеуказанная реклама нарушает пункт 2 части 3 статьи 5 Закона о рекламе.

Согласно статье 38 Закона о рекламе, ответственность за нарушение требований, установленных статьей 5 несет рекламодатель, за нарушение требований статьи 28 Закона о рекламе, как рекламодатель, так и рекламораспространитель.

Реклама размещалась ИП <…> в ноябре 2019 года самостоятельно, без привлечения третьих лиц (пояснения от 16.12.2020).

Таким образом, ИП <…> является рекламодателем и  рекламораспространителем рассматриваемой рекламы.  

В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе ненадлежащая реклама — реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.  

Таким образом, указанная реклама является ненадлежащей.

Сведений о прекращении размещения рассматриваемой рекламы в материалах дела нет.

 

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о рекламе, пунктами 37-45 «Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе», утверждённых постановлением Правительства РФ от 17 августа 2006 № 508, Комиссия

 

Р Е Ш И Л А:

 

  1. Признать ненадлежащей рекламу финансовых услуг следующего содержания: «Ломбард. Магазин скупка. Ремонт телефонов, ювелирных изделий. Скупка золота, техники. vk.com/skupka.lom68, т. 8-910-658-70-02», размещающуюся с ноября 2019 года по адресу: г. Тамбов, Моршанское шоссе, д. 3, к. 1, поскольку в ней нарушены требования пункта 2 части 3 статьи 5, части 1 статьи 28 Закона о рекламе.
  2. Признать ненадлежащей рекламу финансовых услуг следующего содержания: «Ломбард. Скупка ноутбуков, компьютеров, телефонов, планшетов, часов, юв. изделий, приставок, телевизоров, инструментов. Магазин скупка», размещающуюся с ноября 2019 года по адресу: г. Тамбов, Моршанское шоссе, д. 3, к. 1, поскольку в ней нарушены требования пункта 2 части 3 статьи 5, части 1 статьи 28 Закона о рекламе.
  3. Выдать ИП <…> предписание об устранении нарушения требований рекламного  законодательства и представить доказательства в 2-х недельных срок со дня получения предписания.
  4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тамбовского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении по части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
  5. Передать материалы дела в Прокуратуру Тамбовской области для рассмотрения вопроса о правомерности ведения ИП <…> деятельности ломбарда.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Председатель Комиссии                                                                                 Е.А. Гречишникова

 

Члены Комиссии:                                                                                                     К.И. Мурзин

 

А.Н. Мясникова

 

 

 

Исп.: Мясникова Алена Николаевна,

(4752) 72-93-54

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны