Решение №068/05/5-346/2019 Р Е Ш Е Н И Е по делу № 068/05/5-346/2019 о нарушении закон... от 28 июня 2019 г.
Текст документа
Сохранить как PDFИП <….>
Р Е Ш Е Н И Е
по делу № 068/05/5-346/2019
о нарушении законодательства о рекламе
Резолютивная часть решения объявлена 20 июня 2019 года.
Решение изготовлено в полном объеме 28 июня 2019 года.
г. Тамбов
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области по рассмотрению дела по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии – заместитель руководителя – начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Колодина Н.Н.,
члены Комиссии – начальник отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Мурзин К.И., заместитель начальника отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Попова Н.В., ведущий специалист-эксперт отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Мясникова А.Н.,
рассмотрев дело № 068/05/5-346/2019 по признакам нарушения пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) по факту распространения рекламы, содержащей недостоверные сведения,
в присутствии представителя ИП <…> по доверенности б/н от 01.06.2019 <…>,
У С Т А Н О В И Л А:
Тамбовским УФАС России в ходе осуществления государственного контроля за соблюдением участниками рекламной деятельности законодательства Российской Федерации о рекламе в мае 2019 года установлено, что на здании магазина «Мир Мебели&Мастер», расположенного по адресу: Тамбовская обл., г. Котовск, ул. Красногвардейская, д. 24, размещается информация следующего содержания: «Мир Мебели» сеть мебельных магазинов. Огромный выбор-лучшие цены! Мастер. Центр стройматериалов».
Хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность, в указанном магазине, является ИП <…>.
23.05.2019 в отношении ИП<…> возбуждено дело № 068/05/5-346/2019 по признакам нарушения пункта 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе.
ИП <…> предоставила письменные пояснения от 14.06.2019 (вх. № 3745), в которых указала, что рекламный баннер размещен с января 2017 года по настоящее время. Макет рекламы разработан ИП <…> Сотрудниками магазина в период с 01.12.2016 по 30.12.2016 был проведен опрос посетителей магазина с заполнением соответствующей анкеты, в котором все посетители единогласно указали, что в магазине «Мир мебели» лучшие цены. Предприниматель не указал данное подтверждение в рекламе по незнанию требований рекламного законодательства.
Изучив материалы и представленные доказательства, выслушав пояснения лица, участвующего в деле, Комиссия Тамбовского УФАС России пришла к следующим выводам.
С января 2017 года по 14 июня 2019 года на здании магазина «Мир Мебели&Мастер», расположенного по адресу: Тамбовская обл., г. Котовск, ул. Красногвардейская, д. 24, размещалась информация следующего содержания: «Мир Мебели» сеть мебельных магазинов. Огромный выбор-лучшие цены! Мастер. Центр стройматериалов».
Исходя из статьи 3 Закона о рекламе под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Объект рекламирования – товар, средства его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Рассматриваемая реклама адресована неопределенному кругу лиц, направлена, прежде всего, на продвижение реализуемых товаров магазина «Мир Мебели&Мастер» и привлечение клиентов, указанное в рекламе словосочетание воспринимается не просто как информация о торговой точке, а именно как реклама, поскольку формирует интерес потребителей к приобретению указанной в рекламе продукции и способствуют возникновению желания купить рекламируемые товары в магазине по лучшим ценам.
Рекламируемые таким образом товары, определяющие сравнительные характеристики предлагаемого ассортимента, посредством использования такого словосочетания как «лучшие цены» несут смысловую нагрузку, связанную с выражением превосходной степени в ценовом сравнении с иными торговыми точками, представленными на рынке. Форма выражения рекламной информации исключает двусмысленность ее восприятия, использование в рекламе данного словосочетания предполагает, что рекламируемая таким образом продукция, предлагаемая в торговой точке, является самой востребованной с точки зрения цены со стороны потребителей, ориентирует клиентов на обращение в указанный магазин для покупки товаров только в данной точке в связи с тем, что только в рассматриваемом месте лучшие цены на все товары.
В соответствии со статьей 5 Закона о рекламе реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.
В соответствии с пунктом 29 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона о рекламе», информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.
В связи с этим использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например, путем употребления слов "лучший", "первый", "номер один", должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение.
Таким образом, для утверждения в рекламе «самый», «лучший», «первый» перед другими продавцами необходимо наличие оснований, позволяющих судить о данном превосходстве.
Указанная реклама создает впечатление, что продавец, указавший в рекламе сравнительную характеристику путем употребления слова «лучший», является «первым», обладает более высокими достоинствами и преимуществами по отношению к другим продавцам. Таким образом, рекламируемые товары представляются потребителю наиболее востребованными с точки зрения цены по сравнению с другими торговыми точками.
Представитель ИП <…> указал, что в рекламе магазина «Мир Мебели&Мастер» указание «лучшие цены» сделано на основании опроса посетителей за период с 01.12.2016 по 30.12.2016.
Поскольку в вышеуказанной рекламе данное подтверждение отсутствовало, она распространялась в нарушение требований пункта 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе.
В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе ненадлежащая реклама — реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
Таким образом, указанная реклама в соответствии со статьей 3 Закона о рекламе является ненадлежащей.
Статьей 38 Закона о рекламе установлено, что за нарушение требований части 3 статьи 5 Закона о рекламе ответственность несет рекламодатель.
ИП <…> письмом от 14.06.2019 (вх. № 3745) сообщила, что рекламный баннер размещен с января 2017 года по настоящее время, макет был разработан предпринимателем лично. В настоящее время внесены изменения в рекламный баннер, добавлена надпись о проведенном опросе в декабре 2016 года.
Таким образом, ИП <…> является рекламодателем указанной рекламы.
Нарушение устранено, в настоящее время в рекламу добавлены основания и критерии, которые позволяют утверждать, что в магазине «Мир мебели» лучшие цены.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о рекламе, пунктами 37-45 «Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе», утверждённых постановлением Правительства РФ от 17 августа 2006 № 508, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
- Признать ненадлежащей рекламу следующего содержания: «Мир Мебели» сеть мебельных магазинов. Огромный выбор-лучшие цены! Мастер. Центр стройматериалов», размещавшуюся в период с января 2017 года по 14 июня 2019 года на здании магазина «Мир Мебели&Мастер», расположенного по адресу: Тамбовская обл., г. Котовск, ул. Красногвардейская, д. 24, поскольку в ней нарушены требования пункта 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе.
- В связи с тем, что распространение указанной ненадлежащей рекламы добровольно устранено, предписание не выдавать.
- Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тамбовского УФАС России для возбуждения дел об административных правонарушениях по части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в течение трех месяцев.
Председатель Комиссии Н.Н. Колодина
Члены Комиссии К.И. Мурзин
Н.В. Попова
А.Н. Мясникова
Исп. Мясникова Алена Николаевна,
8(4752) 72-93-54