Решение №068/05/7-934/2019 Р Е Ш Е Н И Е по делу №068/05/7-934/2019 о нарушении законод... от 25 декабря 2020 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
ИП <…>
ООО «Пивная коллекция»
620043, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Репина, д. 105, пом. 7
Р Е Ш Е Н И Е
по делу №068/05/7-934/2019 о нарушении законодательства РФ о рекламе
Резолютивная часть решения объявлена 18 декабря 2020 года.
Решение изготовлено в полном объеме 25 декабря 2020 года.
г. Тамбов
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области по рассмотрению дела по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии – руководитель Гречишникова Е.А.,
члены Комиссии – начальник отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Мурзин К.И., ведущий специалист-эксперт отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Мясникова А.Н.,
рассмотрев дело № 068/05/7-934/2019 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения рекламы табачной продукции, и необоснованном утверждении о преимуществах рекламируемого товара, содержащей признаки нарушения пункта 1 части 3 статьи 5, пункта 8 статьи 7 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе),
УСТАНОВИЛА:
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области в ходе осуществления государственного контроля за соблюдением участниками рекламной деятельности законодательства Российской Федерации о рекламе 18.12.2019 установлено, что на здании, расположенном по адресу: 392000, г. Тамбов, ул. Советская, д. 85 при входе в магазин «Пив&Ко» размещается информация следующего содержания: «Пив&Ко. Самые дешевые. Сами-знаете-что». При этом, информация сопровождается изображением пачки красно-белого цвета с вопросительным знаком, визуально напоминающим пачку сигарет.
Хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность в магазине «Пив&Ко», является ИП <…>.
19.12.2019 в отношении ИП <…> возбуждено дело № 068/05/7-934/2019 по признакам нарушения п. 1 ч. 3 ст. 5, п. 8 ст. 7 Закона о рекламе.
ИП <…>письмом (вх. № 138 от 15.01.2020) представила письменные пояснения и копию заключенного договора коммерческой концессии № ПКЛ-97/2019 от 31.07.2019. Согласно пояснениям и п. 4.1.2 указанного договора ООО «Пивная коллекция» (620043, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Репина, д. 105, пом. 7, ОГРН 1146658003491, ИНН/КПП 6658451910/665801001) обязано было осуществить разработку и изготовление, с привлечением сторонних организаций атрибутов внутреннего и наружного оформления торговой точки. Кроме того, ИП <…>сообщила, что содержание и форму плаката она не согласовывала, не корректировала и не изготавливала, в связи с чем считает, что в её действиях отсутствуют какие – либо нарушения законодательства о рекламе.
Определением от 25.02.2020 ООО «Пивная коллекция» привлечено к участию в деле в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения рекламного законодательства.
Рассмотрение дела неоднократно откладывалось, ввиду ненадлежащего уведомления лиц, участвующих в деле, а также непредставления ими запрашиваемой информации.
Согласно письменным пояснениям ООО «Пивная коллекция» (вх. от 23.03.2020 № 1461) Общество указало, что заключило договор коммерческой концессии с ИП <…>, при этом Обществом не передавались и не привлекались сторонние организации для оформления внешнего и внутреннего помещения торговой точки. В связи с изложенным, у Общества отсутствуют договоры, акты выполненных работ, платежные документы, свидетельствующие об изготовлении и распространении рекламы.
ИП <…> на рассмотрении дела указала, что готовые рекламные материалы были переданы транспортной компанией от ООО «Пивная коллекция» и впоследствии размещены предпринимателем при внешнем оформлении торговой точки.
ИП <…> представила сведения от 03.07.2020 вх. № 4135 (переписку, фото оформления торговой точки), в которых указала, что рекламные материалы предприниматель получила в готовом виде от ООО «Пивная коллекция».
Проанализировав материалы дела, Комиссия Тамбовского УФАС России пришла к следующим выводам.
С 18.12.2019 по 15.01.2020 года на здании, расположенном по адресу: 392000, г. Тамбов, ул. Советская, д. 85 при входе в магазин «Пив&Ко» размещалась информация следующего содержания: «Пив&Ко. Самые дешевые. Сами-знаете-что».
Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе) под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Изображение коробки красно-белого цвета с вопросительным знаком и надписью «самые дешевые сами-знаете-что» визуально напоминает пачку сигарет известной марки, и в совокупности с выбранным способом и местом размещения данной информации при входе в магазин «Пив&Ко», в котором осуществляется розничная продажа табачных изделий и алкогольной продукции, и надписи при входе «Мы не продаем табак и алкоголь лицам моложе 18 лет», относится к рекламе табачной продукции.
С целью изучения независимого мнения потребителей Тамбовским УФАС России был проведен анкетированный опрос потребителей в возрасте от 18 до 75 лет.
В анкете была приведена реклама и поставлен следующий вопрос:
«Считаете ли Вы, что на указанной рекламе изображена пачка сигарет?»
На выбор были предложены следующие варианты ответов:
«-Да.
-Нет».
Результаты следующие: 18 респондентов посчитали, что в рекламе изображена пачка сигарет (в примечании лица указывали причину «схожесть с пачкой сигарет «Мальборо»), 2 респондентов отметили, что изображение не схоже с пачкой сигарет.
Таким образом, значимое количество опрошенных респондентов считают, что в указанной рекламе изображена пачка сигарет.
С учетом изложенного, Комиссия Тамбовского УФАС России приходит к выводу, что рекламируются курительные принадлежности - сигареты.
Данная рекламная информация распространяется для неопределенного круга лиц и направлена на привлечение и поддержание внимания к продаже табачных изделий магазина «Пив&Ко» с целью продвижения их на рынке.
В соответствии с ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака», установлен запрет рекламы и стимулирования продажи табака, спонсорства табака, в целях сокращения спроса на табак и табачные изделия.
Согласно Федеральному закону от 24.04.2008 № 51-ФЗ «О присоединении Российской Федерации к Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака» Российская Федерация присоединилась к Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака от 21.05.2003, в которой определено, что под стимулированием продажи табака, табачной продукции или табачных изделий и (или) потребления табака подразумевается любой вид передачи коммерческой информации, рекомендации или действие с целью, результатом или вероятным результатом которых является стимулирование продажи табачного изделия или употребления табака, прямо или косвенно.
В силу п. 8 ст. 7 Закона о рекламе, не допускается реклама табака, табачной продукции, табачных изделий и курительных принадлежностей, в том числе трубок, кальянов, сигаретной бумаги, зажигалок.
С учетом изложенного, рассматриваемая реклама нарушает требования пункта 8 статьи 7 Закона о рекламе.
Кроме того, в рекламе магазина «Пив&Ко» содержится следующее утверждение: «самые дешевые сами знаете что».
В соответствии с п. 29 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона о рекламе», информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.
Таким образом, для утверждения в рекламе «самый», «лучший», «первый» перед другими продавцами необходимо наличие оснований, позволяющих судить о данном превосходстве.
Указанная реклама создает впечатление, что продавец, указавший в рекламе сравнительную характеристику, путем употребления слова «самый» является «первым», обладает более высокими достоинствами и преимуществами по отношению к другим продавцам.
В рассматриваемой рекламе магазина «Пив&Ко» содержится утверждение «самые дешевые сами знаете что», однако, указаний на основании каких данных сделан такой вывод, в рекламе не содержится.
В материалы дела не представлено доказательств, подтверждающих преимущество товаров магазина относительно низкой цены по сравнению с другими продавцами.
Таким образом, рассматриваемая реклама нарушает п. 1 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе.
В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе ненадлежащая реклама — реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
Таким образом, указанная реклама в соответствии со статьей 3 Закона о рекламе является ненадлежащей.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона «О рекламе», пунктами 37-45 «Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе», утверждённых постановлением Правительства РФ от 17 августа 2006 № 508, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать ненадлежащей рекламу следующего содержания: «Пив&Ко. Самые дешевые. Сами-знаете-что», размещавшуюся с 18.12.2019 по 15.01.2020 года на здании, расположенном по адресу: 392000, г. Тамбов, ул. Советская, д. 85 при входе в магазин «Пив&Ко», поскольку в ней нарушены требования части 11 статьи 5, пункта 8 статьи 7 Закона о рекламе.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в течение трех месяцев.
Председатель Комиссии Е.А. Гречишникова
Члены Комиссии: К.И. Мурзин
А.Н. Мясникова
Исп.: Мясникова А.Н.,
Тел. 8(4752) 72-93-54