Определение №ВИ/3854/23 Определение по делу 068/05/18-442/2023 от 26 сентября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

По списку рассылки

 

 

 

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

об отложении рассмотрения дела № 068/05/18-442/2023

 

25 сентября 2023 года г. Тамбов

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области по рассмотрению дела по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии – врио руководителя управления Иванов В.В.,

члены Комиссии: заместитель начальника отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Попова Н.В.,

специалист 1 разряда организационно-финансового отдела Рябова К.С.,

рассмотрев дело № 068/05/18-442/2023 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения рекламы посредством направления аудиосообщения без предварительного согласия,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Тамбовское УФАС России подано обращение гражданина <...> (вх. от 13.06.2023 № 3605-ИП/23) о поступлении на его номер телефона аудиосообщения без его согласия.

10.06.2023 в 14:08 с номера телефона (<...>) на мобильный телефон заявителя (номер <...>) поступило аудиосообщение следующего содержания: «На связи Отличные Наличные. Для Вас все займы без страховки, первый и повторные. А первый заём бесплатно на 7 дней. Чтобы получить выгодные условия на займы Вам нужно обязательно перейти по ссылке на сайт. Нажмите «один», чтобы получить смс ссылкой для участия» без его согласия.

Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) рекламой признается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона о рекламе объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Согласно пункту 3 статьи 3 Закона о рекламе товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот. Таким образом, рассматриваемая информация подпадает под понятие "реклама", поскольку обладает всеми ее признаками - распространена по сетям электросвязи, направлена на привлечение внимания и формирование интереса со стороны потребителей кредитному продукту (финансовым услугам).

Таким образом, рассматриваемая информация попадает под понятие «реклама», поскольку обладает всеми ее признаками – распространена по сетям электросвязи, направлена на привлечение внимания и формирование интереса со стороны потребителей к кредитному продукту (финансовым услугам).

В соответствии с частью 1 статьи 18 Закона о рекламе, распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы.

При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено.

Заявитель указывает, что согласие на получение рассматриваемой рекламы не давал, следовательно, усматриваются признаки того, что при распространении вышеуказанной рекламы были нарушены требования части 1 статьи 18 Закона о рекламе.

Исходя из содержания рассматриваемой рекламной информации: «Для Вас все займы без страховки, первый и повторные. А первый заём бесплатно на 7 дней», объектом рекламирования является финансовая услуга.

Согласно части 1 статьи 28 Закона о рекламе реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица – наименование, для индивидуального предпринимателя – фамилию, имя, отчество).

В соответствии с пунктом 1 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации наименование юридического лица в обязательном порядке должно содержать указание на его организационно-правовую форму.

Таким образом, в рассматриваемой рекламе отсутствует наименование лица, оказывающего финансовые услуги, следовательно, усматриваются признаки нарушения части 1 статьи 28 Закона о рекламе.

В соответствии с частью 3 статьи 28 Закона о рекламе, если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом "О потребительском кредите (займе)" для заемщика и влияющие на нее.

Согласно пункту 25 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе" к условиям, влияющим на стоимость кредита, в частности, могут относиться условия о размере процентной ставки, сумме и сроке кредита, платежах и комиссиях по кредитным операциям, а также о дополнительных расходах заемщика, связанных с получением кредита (по страхованию рисков, в том числе жизни, здоровья потенциального заемщика, нотариальному заверению документов, предоставлению обеспечения по кредитному договору, оценке имущества, передаваемого в залог, и др.).

Таким образом, к условиям, определяющим полную стоимость кредита (займа), могут быть отнесены: сумма потребительского кредита (займа); срок действия договора потребительского кредита (займа) и срок возврата потребительского кредита (займа); валюта, в которой предоставляется потребительский кредит (заем); процентная ставка в процентах годовых, а при применении беспроцентной ставки - порядок ее получения.

Рассматриваемая реклама не содержит информации о сроках, предоставляемого кредита, об условиях при которых предусмотрена беспроцентная ставка, а также о дополнительных расходах заемщика, связанных с получением кредита.

Таким образом, усматриваются признаки нарушения части 3 статьи 28 Закона о рекламе.

Установлено, что на номер телефона заявителя (номер <...>) вышеуказанное рекламное аудиосообщение поступило с номера телефона <...>, относящегося к номерной емкости ПАО «Вымпел-Коммуникации», а номер телефона заявителя (<...>) относится к оператору сотовой связи ООО «Т2 Мобайл».

26.06.2023 в отношении ПАО «Вымпел-Коммуникации» возбуждено настоящее дело.

Письмом (исх. от 26.06.2023, вх. от 19.07.2023 № 4488/23) ПАО «Вымпел-Коммуникации» сообщило, абонентский номер с 22.03.2023 по настоящее время зарегистрирован по договору № 769153811 на ООО «Смарт-Центр» (ИНН:1435252703). Абонентский номер <...> согласно данных НИИ Радио принадлежит номерной емкости ООО «Т2 Мобайл».

Определением по делу 068/05/18-442/2023 (исх. от 28.07.2023 № КМ/3007/23) ООО «Смарт-центр» привлечено к участию в рассмотрении дела в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения рекламного законодательства, ООО «Т2 Мобайл» и ПАО «Вымпел-Коммуникации» в качестве заинтересованных лиц.

ООО «Смарт-Центр» письмом (вх. № 5121-ЭП/23 от 18.08.2023) сообщило, что между обществом и ООО МКК «Авантаж» (ИНН: 5402001331, ОГРН: 1155476000855, 630102, Новосибирская область, г. Новосибирск, ул. Шевченко, д. 15/1, этаж/офис 3/7) заключен договор об оказании услуг центра обработки вызовов от 01.04.2019 года.

В соответствии с данным договором ООО «Смарт-Центр» был осуществлен звонок на номер телефона <...> с абонентского номера <...> 10.06.2023 в 14 часов 08 минут.

Согласие абонента <...> было получено от ООО МКК «Авантаж». ООО МКК «Авантаж» получило согласие от ООО «Апипрофит», на основании договора оказания рекламных услуг № 8 от 01.10.2021 г. ООО «Апипрофит» получило указанное согласие от ИП <...> в рамках договора об оказании рекламных услуг № 2-2006 от 20.06.2022 г.

Вместе с тем, установлено, что согласно договору № НСК-04.19 от 01.04.2019 ООО «Смарт-Центр», обязуется по поручению ООО МКК «Авантаж» оказать услуги центра обработки вызовов.

Пунктом 3.2.1. договора предусмотрено, что ООО «Смарт-Центр» запрашивает у ООО МКК «Авантаж» информацию, необходимую для оказания услуг в целях своевременного и эффективного выполнения поручений.

Пунктом 3.3.3 договора установлено, что Заказчик - ООО МКК «Авантаж» обеспечивает исполнителя - ООО «Смарт Центр» необходимой информацией для качественного оказания услуг клиентам. Перечень и полнота предоставления такой информации определяется Заказчиком.

Определением по делу № 068/05/18-442/2023 (исх. № СМ/3398/23 от 25.08.2023) ООО МКК «Авантаж» (ИНН 5402001331, ОГРН 1155476000855, 630102, Новосибирская область, г Новосибирск, ул. Шевченко, д. 15/1, этаж/офис 3/7) привлечен к участию в рассмотрении дела в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения рекламного законодательства. У Общества были запрошены документы и сведения, связанные с распространением рассматриваемой рекламы. Рассмотрение дела было назначено на 25.09.2023.

Письмом (вх. от 08.09.2023 № 5601-ЭП/23) ООО МКК «Авантаж» сообщило, что требования статьи 18 ФЗ «О рекламе» Общество надлежащим образом соблюдает, согласие на распространение рекламы было получено от ООО «Апипрофит» на основании договора оказания рекламных услуг от 01.10.2021.

ООО «Апипрофит» получило согласие от ИП <...> в рамках договора об оказании рекламных услуг № 2-2006 от 20.06.2022.

Согласие абонента <...> предоставлено <...> при регистрации 15.12.2022 в 23:31:51 на сайте https://mikrozaymi24.ru/.

В целях получения займа пользователи сайта https://mikrozaymi24.ru/ заполняют онлайн-заявку на получение займа, переходя по ссылке https://mikrozaymi24.ru/, при этом самостоятельно, добровольно предоставляют свои персональные и контактные данные.

Успешная регистрация на сайте https://mikrozaymi24.ru/ с целью получения услуги по подбору кредитных продуктов невозможна без ознакомления с условиями публичной оферты и предоставления согласия на обработку персональных данных и согласия в том числе на получение рекламных рассылок по сетям связи. Согласие было подписано путем проставления знака “V” в соответствующем разделе при регистрации на сайте.

Таким образом, абонент (<...>) разрешила осуществлять ей звонки для получения информации об услугах и в рекламных целях.

25.09.2023 в ходе рассмотрения дела выяснилось, что ООО «Смарт-Центр» надлежащим образом не уведомлено, в материалах дела отсутствуют данные извещения общества о дате, времени и месте рассмотрения дела.

В соответствии с пунктом 31 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2020 г. № 1922, рассмотрение дела в отсутствие сторон возможно лишь в случаях, если имеются данные об их своевременном извещении о дате, времени и месте рассмотрения дела и, если от них не поступило мотивированное ходатайство об отложении рассмотрения дела или это ходатайство не удовлетворено антимонопольным органом.

С учётом изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе», пунктами 31, 38, 41 Правил, Комиссия,

 

ОПРЕДЕЛИЛА:

 

1. Рассмотрение дела № 068/05/18-442/2023 отложить.

2. Назначить дело № 068/05/18-442/2023 к рассмотрению на 30 октября 2023 года в 15 часов 00 минут по адресу: г. Тамбов, ул. Державинская, 1 (3-й этаж, левое крыло).

 

Лицам, участвующим в деле, предлагается принять участие в заседании Комиссии посредством видео-конференц- связи либо направить ходатайство о его рассмотрении без участия своих представителей.

Для участия в заседании посредством видео-конференц-связи лицам необходимо заблаговременно направить в Тамбовское УФАС России соответствующее ходатайство (в нем, в т.ч. указать контактное лицо и его телефон) и доверенность на представителя. Доверенность должна быть представлена в оригинале или в форме электронного документа, заверенного усиленной квалифицированной электронной подписью (на адрес to68@fas.gov.ru). При себе необходимо иметь документ удостоверяющего личность представителя.

Обязанность предоставления в антимонопольный орган информации, в том числе составляющей коммерческую, служебную и иную охраняемую законом тайну, установлена статьей 34 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе».

Дополнительно сообщаем, что непредставление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных законодательством о рекламе, а равно представление таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде либо представление недостоверных сведений (информации), влечет ответственность, предусмотренную частью 6 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

 

Председатель Комиссии В.В. Иванов

 

Члены Комиссии Н.В. Попова

 

К.С. Рябова

 

 

 

 

Исп.Рябова К.С.

тел.8-4752-72-93-54, 068-112

 

 

2023-4170

 

 

Связанные организации

ООО "Т2 Мобайл"
ИНН 7743895280, ОГРН 1137746610430
ООО МКК «Авантаж»
ИНН 5402001331, ОГРН 1155476000855
ПАО "Вымпел-Коммуникации"
ИНН 7713076301, ОГРН 1027700166636
ООО "Смарт Центр"
ИНН 1435252703, ОГРН 1121435004481