Заключение (комиссия) б/н Заключение об обстоятельствах дела от 16 ноября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Ответчики:

Администрация Столовского

сельсовета Тамбовского района

Тамбовской области

392516, Тамбовская область,

Тамбовский район,

с. Столовое, ул.М. Горького, д.3

 

 

ООО «ПрофМонтаж»

392516, Тамбовская область,

Тамбовский район,  с. Столовое,

ул. М.Горького, д. 3, помещ. 9,10

 

Заявитель:

 Прокуратура Тамбовского района

Тамбовской области

392000, г.Тамбов,

ул. Лермонтовская, 1

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ОБ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ ДЕЛА № 068/01/16-597/2023

 

16 ноября 2023 года                                                                                                 г.Тамбов

 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (далее - Тамбовское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

председатель: Гречишникова Е.А. - руководитель управления;

члены:

Мазаева С.В. – заместитель руководителя- начальник отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов;

            Вислобокова Е.М. – заместитель начальника отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов;

            Дедова Е.Н. – главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов,

            рассмотрев дело № 068/01/16-597/2023 по признакам нарушения администрацией Столовского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области (392516, Тамбовская область, Тамбовский район, с. Столовое, ул. М. Горького, д.3, ИНН 6820022041) и ООО «ПрофМонтаж» (392516, Тамбовская область, Тамбовский район,  с. Столовое, ул. М.Горького, д. 3, помещ. 9,10, ИНН 6829052467) пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,  

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области  поступило обращение прокуратуры Тамбовского района Тамбовской области на предмет соблюдения антимонопольного законодательства администрацией Столовского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области при заключении в 2021 году трех договоров на ремонт системы водоснабжения с ООО «ПрофМонтаж» без проведения конкурентных процедур (вх. от 23.05.2023 № 3038).

Договоры заключены с единственным поставщиком в порядке пункта 4 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе).

По мнению прокуратуры Тамбовского района Тамбовской области, заключенные договоры фактически образуют единую сделку, оформленную самостоятельными договорами на общую сумму, превышающую размер, установленный пунктом 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, что привело к необоснованному ограничению конкуренции и запрещено статьей 16 Закона о защите конкуренции.

  В связи с наличием признаков  нарушения пункта 4   статьи 16 Закона о защите конкуренции  приказом Тамбовского УФАС России от 17.08.2023 № 37/23  в отношении  администрации  Столовского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области и ООО «Профмонтаж» возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства № 082/01/16-597/2023  и создана комиссия для его рассмотрения.

 В ходе рассмотрения дела   администрация Столовского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области письменно пояснила (исх. от 27.06.2023 № 338, вх. от 28.06.2023 № 4043-ЭП/23), что  данные договоры  на ремонт системы водоснабжения  были заключены на основании анализа коммерческих предложений, предоставленных  от нескольких организаций. Наиболее выгодные условия поступили  от ООО «Профмонтаж», поэтому договоры были заключены именно с этой организацией.

 Представитель ООО «Профмонтаж» на рассмотрениях дела  сообщил, что после того, как направил в адрес администрации Столовского сельсовета коммерческое предложение о стоимости ремонта системы водоснабжения по ул. Урицкого, от администрации Столовского сельсовета поступило предложение о заключении договоров. Так как работы предполагалось вести в несколько этапов, было подписано три договора. 

Представитель прокуратуры Тамбовского района Тамбовской области на рассмотрении дела поддержал свою позицию, пояснил, что подобное поведение нарушает антимонопольное законодательство, поскольку направлено на уход от конкурентных процедур.

Рассмотрев материалы дела, выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, Комиссия Тамбовского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства установила следующие фактические обстоятельства и пришла к следующим выводам.

Планом - графиком закупок товаров, работ, услуг администрации Столовского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области на 2021 финансовый год были предусмотрены  работы по ремонту системы водоснабжения по коду бюджетной классификации 93105020700189220244 в размере 866 174 рублей.

Планом-графиком закупок  товаров, работ, услуг  на 2022 год были запланированы работы по коду бюджетной классификации 93105020300358560244 денежные средства в размере 675 675 рублей.

В рамках  программы «Городская среда»   регионального проекта   «Народная инициатива 2021-2022» между ООО «Профмонтаж» и администрацией Столовского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области  как с единственным поставщиком, то есть без проведения конкурентных процедур, заключены следующие договоры:

- договор  б/н от 18.08.2021 на сумму 391 083 руб. на выполнение работ по монтажу  колодцев на сетях водоснабжения, расположенных по адресу: Тамбовская область, Тамбовский район, с.Столовое, ул. Урицкого;

- договор  б/н от 18.08.2021 на сумму 284 592 руб. на выполнение работ по монтажу  запорной арматуры врезок на сетях водоснабжения, расположенных по адресу: Тамбовская область, Тамбовский район, с.Столовое, ул.Урицкого;

- договор  б/н от 18.08.2021 на сумму 169 148 руб. на выполнение работ по  замене труб водоснабжения полиэтиленовых диаметром 110 мм, расположенных по адресу: Тамбовская область, Тамбовский район, с.Столовое, ул. Урицкого.

Общая сумма заключенных договоров составила 844 823 руб.

   Статьей 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон о местном самоуправлении) определено, что решение вопросов местного значения осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно. Круг вопросов местного значения определен в статьях 15,16 Закона о местном самоуправлении.

            Статьей 16 Закона о местном самоуправлении к вопросам местного значения отнесена организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 2 статьи 18 Закона о местном самоуправлении финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов.

При этом органы местного самоуправления в целях решения вопросов местного значения на основании пункта 3 части 1 статьи 17 Закона о местном самоуправлении обладают, в частности, полномочиями по формированию и размещению муниципального заказа.

Действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов, а также гражданско-правовых договоров бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд соответствующих заказчиков регулируются Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе).

Так, согласно статье 3 Закона о контрактной системе, под закупкой товара, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд понимается совокупность действий, осуществляемых в установленном названным Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд.

К целям контрактной системы в силу статей 1, 6 и 8 Закона о контрактной системе отнесены повышение эффективности, результативность осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращение коррупции и других злоупотреблений, создание равных условий для участников.

В соответствии со статьей 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.

Согласно частям 1, 2 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

В силу части 5 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями главы 3 указанного Федерального закона. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.

Статьей 93 Закона о контрактной системе определены случаи осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

            В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае осуществление закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую шестисот тысяч рублей, либо закупки товара на сумму, предусмотренную частью 12 настоящей статьи, если такая закупка осуществляется в электронной форме. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать два миллиона рублей или не должен превышать десять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем пятьдесят миллионов рублей.

             Указанные ограничения годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не применяются в отношении закупок, осуществляемых заказчиками для обеспечения муниципальных нужд сельских поселений (в редакции № 124-ФЗ от 24.04.2020, действующий в период заключения договоров  от 18.08.2021).

 Действительно, пункт 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе не содержит каких-либо ограничений в количестве договоров, не превышающих  600 000 руб., в том числе по одному и тому же товару у одного и того же поставщика, которые могут быть заключены в течение какого-либо календарного периода времени (квартал, месяц, день).

Вместе с тем, по своему содержанию пункт 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе предусматривает для заказчика возможность заключения закупок «малого объема» в случаях, когда проведение процедур конкурентного отбора нецелесообразно ввиду несоответствия организационных затрат на проведение закупки и стоимости закупки или каких-либо спешных обстоятельств.

При этом муниципальный заказчик данных работ – администрация Столовского сельсовета не представило никаких обоснований и (или) доказательств тому, что торги или иные конкурентные процедуры по публичному отбору поставщика работ не могли быть проведены, тем более отсутствуют какие-либо организационные затраты на проведение конкурентных закупок по Закону о контрактной системе.

Очевидно искусственное «дробление» единой закупки на несколько закупок до 600 000 руб. каждая, то есть исключительно в целях ухода от публичных процедур,  не соответствует целям и назначению установленной Законом о контрактной системе возможности заключения контракта без проведения конкурентных процедур, а также смыслу и принципам осуществления бюджетных закупок.

Согласно пункту 13 статьи 22 Закона о контрактной системе идентичными товарами, работами, услугами признаются товары, работы, услуги, имеющие одинаковые характерные для них основные признаки. При определении идентичности работ, услуг учитываются характеристики подрядчика, исполнителя, их деловая репутация на рынке. Определение идентичности товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд, сопоставимости коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг осуществляется в соответствии с методическими рекомендациями (пункт 17 статьи 22).

   В силу пункта 20 статьи 22 Закона о контрактной системе методические рекомендации по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), устанавливаются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.

В соответствии с пунктами 3.5.1, 3.5.2 Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденных приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 № 567 (далее - Методические рекомендации), идентичными признаются:

- товары, имеющие одинаковые характерные для них основные признаки (функциональные, технические, качественные, а также эксплуатационные характеристики). При определении идентичности товаров могут учитываться, в частности, страна происхождения и производитель. Незначительные различия во внешнем виде товаров могут не учитываться;

- работы, услуги, имеющие одинаковые характерные для них основные признаки (качественные характеристики), в том числе реализуемые с использованием одинаковых методик, технологий, подходов, выполняемые (оказываемые) подрядчиками, исполнителями с сопоставимой квалификацией.

            Согласно  Общероссийскому  классификатору продукции по видам экономической деятельности (классификатор ОК 029-2914 (КДЕС Ред.2) - «Производство санитарно-технических работ, монтаж отопительных систем и систем кондиционирования воздуха» - код 43.22. Эта группировка включает в себя монтаж водопроводных систем включая их реконструкцию, обслуживание и ремонт.   

В соответствии с Методическими рекомендациями определение начальной максимальной цены контракта (НМЦК) осуществляется, в том числе, методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка).

Пунктом 3.7 Методических рекомендаций предусмотрено, что в целях получения ценовой информации в отношении товара, работы, услуги для определения НМЦК рекомендуется осуществить несколько следующих процедур, в том числе:

- направить запросы о предоставлении ценовой информации не менее пяти поставщикам (подрядчикам, исполнителям), обладающим опытом поставок соответствующих товаров, работ, услуг, информация о которых имеется в свободном доступе (в частности, опубликована в печати, размещена на сайтах в сети "Интернет");

- разместить запрос о предоставлении ценовой информации в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее - ЕИС) (до ввода в эксплуатацию ЕИС на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт);

- осуществить поиск ценовой информации в реестре контрактов, заключенных заказчиками. При этом целесообразно принимать в расчет информацию о ценах товаров, работ, услуг, содержащуюся в контрактах, которые исполнены и по которым не взыскивались неустойки (штрафы, пени) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных этими контрактами, в течение последних трех лет. Рекомендации по поиску общедоступной ценовой информации, содержащейся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, приведены в приложении N 2 к настоящим Рекомендациям;

- осуществить сбор и анализ общедоступной ценовой информации, (пункты 3.7.1, 3.7.2, 3.7.3, 3.7.4).

Также, в письме Минэкономразвития России от 29.03.2017 № Д28и-1353 разъяснено, что осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании статьи 93 Закона о контрактной системе носит исключительный характер. Данная норма применяется в случаях отсутствия конкурентного рынка, невозможности либо нецелесообразности применения конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) для удовлетворения нужд заказчика.

В силу указанных выше норм права заключение 3 договоров подряда с единственным поставщиком без проведения конкурентных процедур не соответствует принципу обеспечения конкуренции, поскольку такое заключение договоров не обусловлено технологическими и организационными особенностями исполнения контрактов, а являются исключительно намерением избежать необходимость проведения конкурентных процедур.

Содержание указанных договоров и их назначение показывают, что выполнение работ по рассматриваемым объектам представляют собой один предмет – ремонт системы водоснабжения и являются единой сделкой.

            Кроме того, администрация Столовского сельсовета не применила подпункт 3.7.1 пункта 3.7 Методических рекомендаций по определению начальной (максимальной) цена контракта, из которого следует, что заказчику для определения НМЦК рекомендуется направить запросы о предоставлении ценовой информации не менее пяти поставщикам (подрядчикам, исполнителям), обладающим опытом поставок соответствующих товаров, работ, услуг, информация о которых имеется в свободном доступе (в частности, опубликована в печати, размещена на сайтах в сети "Интернет").

            Однако, как указано выше, администрация Столовского сельсовета направило только три запроса о предоставлении ценовой информации.

            Таким образом, выполнение работ по ремонту системы водоснабжения было умышленно разделено на 3 договора для формального соблюдения требований пункта 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.

            Фактически спорные договоры образуют единую сделку, искусственно раздробленную по каждому виду работ:  монтаж   колодцев на сетях водоснабжения, монтаж   запорной арматуры врезок на сетях водоснабжения,  замена труб водоснабжения полиэтиленовых диаметром 110 мм  и оформленную несколькими самостоятельными договорами для формального соблюдения ограничения, предусмотренного специальным законом.

В целях уклонения от соблюдения установленной законом конкурентной процедуры размещения заказа, подрядчиком и заказчиком произведено искусственное дробление указанной единой сделки на выполнение ремонтных работ системы водоснабжения, расположенной по адресу: Тамбовская область, Тамбовский район, с.Столовое, ул.Урицкого.

Правовая позиция, изложенная в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.07.2011 № 2518/11, сформулирована применительно к пункту 14 части 2 статьи 55 утратившего силу Закона № 94-ФЗ и сохраняет актуальность в период действия Закона № 44-ФЗ,   поскольку подпункты 4 и 5 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ связывают возможность осуществления одной закупки товара, работы, услуги без проведения конкурентных процедур (у единственного контрагента) с установленными в этих нормах суммовыми ограничениями, фактическое превышение которых в результате искусственного дробления одного объекта закупки также может рассматриваться как уклонение от проведения конкурентных процедур.

Согласно пункту 1 статьи 763 Гражданского кодекса Российской Федерации, подрядные строительные работы (статья 740), проектные и изыскательские работы (статья 758), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.

Выполнение работ по каждому из трех договоров не направлено на достижение какой-либо цели и удовлетворение муниципальных нужд, а образует неотъемлемую часть одного объекта закупки. Следовательно, закупка требуемых работ искусственно разделена на отдельные договоры.

   Заключение ряда связанных между собой гражданско-правовых договоров, фактически образующих единую сделку, искусственно раздробленную для формального соблюдения специальных ограничений, предусмотренных названными Законами, с целью уйти от необходимости проведения конкурентных процедур вступления в правоотношения с муниципальным заказчиком, по сути, дезавуирует его применение и открывает возможность для приобретения незаконных имущественных выгод.

   Заключение рассматриваемых договоров между администрацией Столовского сельсовета Тамбовского района и ООО «ПрофМонтаж» свидетельствует о заключении антиконкурентного соглашения между сторонами, что подтверждается следующими обстоятельствами:

1. Содержание указанных договоров и их назначение показывают, что выполнение работ представляют собой один предмет –  ремонт системы водоснабжения.

При этом муниципальный заказчик данных работ – администрация Столовского сельсовета Тамбовского района не представила никаких обоснований и (или) доказательств тому, что торги или иные конкурентные процедуры по публичному отбору поставщика работ не могли быть проведены, тем более отсутствуют какие-либо организационные затраты на проведение конкурентных закупок по Закону о контрактной системе. Временные затраты также минимальны для рассматриваемых случаев.

Таким образом, выполнение работ по ремонт системы водоснабжения по ул.Урицского с.Столовое было умышленно разделено на 3 договора в 2021 году для формального соблюдения требований пункта 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.

2. Об искусственном дроблении закупки свидетельствует также то, что договоры по предмету работ заключены, в один день (18.08.2021).

Анализ и сопоставление сумм, на которые заключены договоры, предметов каждого из договоров, а также одна дата заключения указанных договоров указывают на   искусственность дробления предмета закупки в целях ухода от проведения конкурентных процедур и заключения контракта в приоритетном порядке с ООО «ПрофМонтаж».

3. В договорах от 18.08.2021 срок выполнения работ  - до 31 декабря 2021 года, что дополнительно свидетельствует об отсутствии какой-либо экстренности (срочности) закупаемых администрацией работ.

 Так, в пункте 3 договоров  от 18.08.2021 указано: «Срок выполнения работ может быть скорректирован сторонами в следующих случаях:

- отсутствие необходимой документации у Подрядчика по вине Заказчика вследствие несоблюдения последним условий настоящего договора;

- нарушение иных, предусмотренных договором, обязанностей Заказчика».

4. Анализ коммерческих предложений одного из конкурентов – ООО «Ляда-Сервис» показал, что Общество предлагало приблизительную стоимость на выполнение аналогичных работ:

- замену п/э труб водоснабжения диаметром 110 мм, в с. Столовое Тамбовского района по ул. Урицкого  - 185 000 руб.;

- установку задвижек  на системе водоснабжения – 310 000 руб.;

- установку колодцев на системе  водоснабжения – 415 000 руб.

Фактически  цена, предложенная ООО «ПрофМонтаж», действительно ниже той, которую предлагало в коммерческих предложения ООО «Ляда-Сервис». Однако, при проведении конкурентных процедур цена  ООО «Ляда-Сервис» и иных потенциальных исполнителей контракта могла бы быть иной.

5. Согласно информации, представленной Администрацией Столовского сельсовета  (исх. от 28.06.2023 № 341),   в период 2021-2023 годы с ООО «Профмонтаж»  были заключены  другие договоры на осуществление ремонтных работ, что свидетельствует о  постоянных связях  между администрацией Столовского сельсовета и ООО «Профмонтаж»:  

- договор от 16.08.2021 на ремонт водонапорной башни, расположенной по адресу: Тамбовская область, Тамбовский район, п. Заря, ул. Центральная на сумму 450 450 руб.;

- договор от 16.08.2021 на монтаж фундамента водонапорной башни, расположенной по адресу: Тамбовская область, Тамбовский район, п. Заря, ул.Центральная на сумму 130 852;

- договор  от 18.07.2022 на  установку  железобетонных колодцев на магистральном водопроводе, расположенном  по адресу:  Тамбовская область, Тамбовский район, с.Столовое, ул. Урицкого на сумму 130 007 руб.;

- договор от 18.07.2022 на замену труб водоотведения с восстановлением асфальтового покрытия, расположенного по адресу: Тамбовская область, Тамбовский район, с. Столовое, ул. М. Горького, р-н д.60 на сумму 152 137 руб.;

- договор от 30.11.2022 на восстановление  асфальтового покрытия с основанием для теплотрассы, расположенной по адресу: Тамбовская область, Тамбовский район, с. Столовое, ул.Чапаева, 23А на сумму 244 973 руб.;

- договор от 01.12.2022 на замену плит перекрытия  теплотрассы,  расположенной по адресу: Тамбовская область, Тамбовский район, с.Столовое ул. Чапаева, 23А на сумму 70 000 руб.;

- договор от 13.04.2023 на содержание грунтовой дороги к башне, расположенной по адресу: Тамбовская область, Тамбовский район, с. Столовое, ул. Кирова, рн д. 18 на сумму 599 465 руб.;

- договор   от 03.05.2023 на ремонт  подающих труб и замена насоса скважины, расположенной  по адресу: Тамбовская область, Тамбовский район,  с.Столовое на сумму 315 803 руб.;

- договор   от 04.05.2023 на текущий ремонт запорной арматуры водоснабжения ВЗУ с заменой автоматики глубинных насосов по адресу: Тамбовская область, Тамбовский район, с. Столовое на сумму 238 260 руб.

6. Как следует из  пункта 3.1 рассматриваемых трех  договоров от 18.08.2021, работы, предусмотренные договором, осуществляются подрядчиком до 31 декабря 2021 года.

Далее, дополнительными соглашениями   от 25.08.2021 в данные договоры от 18.08.2021 были  внесены изменения в части порядка оплаты. Пункт 4.2.1  договора изложен в следующей редакции: заказчик перечисляет денежные средства на расчетный счет подрядчика в размере 20% от сметной стоимости работ, указанной в пункте 4.1 договора, за выполненные  работы на основании счета на оплату, и оставшиеся 80 % после подписания акта о приемке выполненных работ (по форме КС-2) и справки о стоимости работ (КС-3) в срок до 01 февраля 2022 года.

Обществу  был перечислен аванс в размере 20% (платежные поручения № 274146 от 24.08.2021 на сумму 78 216,60 руб.,  № 271658 от 23.08.2021 на сумму 56 918,40 руб., № 272180  от 23.08.2021 на сумму 3829,60 руб.). 

Затем, Общество и администрация Столовского сельсовета заключили дополнительные соглашения: от 20.09.2021 и от 21.09.2021, которыми внесли изменения в договоры от 18.08.2021 в части  продления срока выполнения работ по договорам  на замену труб водоснабжения и монтаж колодцев в сетях водоснабжения  до 10 мая 2022 года, а также изменило срок окончательных расчетов по договору, определив его  после выполнения всех видов работ. Согласно акту  о приемке выполненных работ, работы завешены  только 12.05.2022. 

Акты выполненных работ ООО «Профмонтаж» были предоставлены  в администрацию Столовского сельсовета 19.05.2022. Оплата  работ произведена  01.06.2022 в сумме 448 184,80 руб., 02.06.2022 в сумме 227 490, 20 руб.

Указанные действия невозможно реализовать без заключения предварительного устного соглашения между администрацией и Обществом, что свидетельствует о намерении сторон избежать проведения конкурентных процедур, заключив контракт с единственным поставщиком. В результате, ООО «ПрофМонтаж» получило единоличный доступ к выполнению  работ по максимально возможной цене без участия в конкурентной борьбе, в то время как в географических границах Тамбовской области имеется сформировавшийся конкурентный рынок выполнения работ по  ремонту систем водоснабжения.

Заключение администрацией Столовского сельсовета Тамбовского района вышеуказанных договоров с ООО «ПрофМонтаж» без проведения торгов и в нарушение принципа обеспечения конкуренции  способствует созданию преимущественных условий деятельности отдельному хозяйствующему субъекту, что приводит или может привести к необоснованному сокращению числа подрядчиков, которые могли бы участвовать в торгах и конкурировать за получение контракта, в том числе снизить цену закупки.

Отсутствие публичных процедур приводит к неэффективному использованию бюджетных средств. При составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) (статья 34 Бюджетного кодекса РФ).

Заключение договоров в обход публичных процедур предполагает наличие вины обеих сторон соглашения, поскольку оно заключено в целях ограничения, недопущения конкуренции.

В соответствии со статьей 420 Гражданского кодекса Российской Федерации договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.

В силу статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом или иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

Таким образом, обязанность проверять соответствие положений договора и правовых оснований для его заключения действующему законодательству, в том числе Закону о защите конкуренции, возложена на обе стороны договора.

Заключение договора, являющегося согласованием воли сторон о всех существенных условиях, в том числе противоречащих антимонопольному законодательству, свидетельствуют о наличии признаков антиконкурентного соглашения.

В ходе рассмотрения дела в соответствии с частью 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции Тамбовским УФАС России проведен анализ состояния конкуренции на рынке выполнения ремонтных работ систем водоснабжения в объеме, необходимом для принятия решения о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства.

Согласно сайту zakupki.gov.ru на рынке выполнения  ремонтных  работ систем водоснабжения в Тамбовской области осуществляют деятельность следующие хозяйствующие субъекты: ООО «Развитие» (ИНН 6829133589), ООО «Спецмонтажник» (ИНН 6831021113) и другие хозяйствующие субъекты.

Географические границы рассматриваемого товарного рынка - Тамбовская область. В указанных географических границах рассматриваемого товарного рынка имеется сформировавшийся конкурентный рынок выполнения ремонтных работ систем водоснабжения.

ООО «ПрофМонтаж» работает на рынке выполнения  ремонтных  работ систем водоснабжения, участвует в торгах, т.е. является профессиональным участником данного рынка.

ООО «ПрофМонтаж», зная, что закупка для муниципальных нужд осуществляется путем проведения конкурентных процедур, игнорируя требования действующего законодательства, заключило рассматриваемые договоры, в результате получило право на выполнение работ в приоритетном порядке, по максимально возможной цене, без участия в конкурентной борьбе, лишив других хозяйствующих субъектов возможности претендовать на заключение контракта.

Подобный порядок заключения договоров оказывает негативное влияние на деятельность конкурентов рассматриваемого рынка, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рассматриваемом рынке.

В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

 Признаки ограничения конкуренции сформулированы в пункте 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции: сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации. Данный перечень не является исчерпывающим.

В соответствии с пунктом 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции под соглашением понимается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме, при этом факт наличия антиконкурентного соглашения не ставится в зависимость от его заключености в виде договора по правилам, установленным гражданским законодательством (статьи 154, 160, 432, 434 ГК РФ).

Рассматриваемые действия администрации Столовского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области  и ООО «Профмонтаж» отвечают признакам ограничения конкуренции, установленным пунктом 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции, и являются нарушением запрета, установленного пунктом 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции.

Статьей 16 Закона о защите конкуренции запрещается соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в том числе, ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов (пункт 4).

Вышеуказанные действия администрации Столовcкого сельсовета Тамбовского района Тамбовской области и ООО «ПрофМонтаж» указывают на факт заключения  антиконкурентного соглашения, направленного на получение контрактов на выполнение работ по ремонту систем водоснабжения  без проведения торгов путем дробления в 2021 году указанной закупки на три  договора на общую  сумму 844 823 руб.

В связи с изложенным,   Комиссия Тамбовского УФАС России приходит к выводу о  заключении и реализации антиконкурентного соглашения администрацией Столовского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области   и ООО «ПрофМонтаж», результатом которого явилось заключение и исполнение 3 договоров от 18.08.2021  на ремонт систем  водоснабжения в с.Столовое Тамбовского района по ул. Урицкого  без проведения торгов путем дробления единого предмета закупки и заключения договоров с единственным поставщиком, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на    рынке  водоснабжения  Тамбовской области и запрещено пунктом 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции.

Комиссия доводит до Вашего сведения, что в соответствии с частью 5 статьи 48.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» лица, участвующие в деле, вправе представить комиссии пояснения, доказательства и приводить доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, до окончания рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства и оглашения резолютивной части решения по нему на заседании комиссии.

 

 

Председатель Комиссии                                                                                   Е.А. Гречишникова

 

Члены Комиссии:                                                                                                         С.В. Мазаева

Е.М. Вислобокова

Е.Н. Дедова                                                                                                       

Связанные организации

Связанные организации не указаны