Решение б/н от 27.04.2021 от 26 апреля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе № 068/07/3-336/2021 о нарушении процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров

 

 

Резолютивная часть решения оглашена «21» апреля 2021 года.

В полном объеме решение изготовлено «26» апреля 2021 года.

г. Тамбов

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (далее – Тамбовское УФАС России) по осуществлению контроля за проведением торгов и порядком заключения договоров в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в составе:

председатель Комиссии – руководитель управления – Гречишникова Е.А.,

члены:

заместитель руководителя - начальник отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов Мазаева С.В.,

начальник отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Мурзин К.И.,

ведущий специалист - эксперт отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Абанкин А.А.,

в присутствии представителей:

Заказчика - ТОГАУ «ХК «Тамбов» – Прозорова В.С. (доверенность № б/н от 19.04.2021), Истоминой М.О. (доверенность № б/н от 19.04.2021),

Заявителя - ООО «Альфа-Спорт» - Акулинина Е.А.,

рассмотрев в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» жалобу ООО «Альфа-Спорт» на ТОГАУ «ХК «Тамбов» при проведении открытого конкурса на поставку спортивно-технологического оборудования для совершенствования спортивной подготовки по хоккею,

 

УСТАНОВИЛА:

 

ТОГАУ «ХК «Тамбов» (далее – Заказчик) 25.03.2021 опубликовало в единой информационной системе в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru) извещение о проведении открытого конкурса № 32110124409  способом открытого сопоставления предложений на поставку спортивно-технологического оборудования для совершенствования спортивной подготовки по хоккею, начальная (максимальная) цена - 25 444 466,67 руб.

Согласно извещению о проведении закупки срок окончания подачи заявок – 13.04.2021 г. в 10:00.

ООО «Альфа-Спорт» (ранее и далее - Заявитель), обратилось в Тамбовское УФАС России с жалобой (вх. от 12.04.2021 № 2770). В качестве доводов жалобы указано, следующее:

- Заказчиком неправомерно объединены в один лот товары, технологически и функционально несвязанные между собой, что приводит к укрупнению лота, тем самым ограничивая круг потенциальных участников закупки;

- Заказчиком неверно определен код ОКПД2 универсального информационного табло при проведении закупки;

- Заказчиком не раскрыто понятие «аналогичные договоры», в связи чем, при оценке и сопоставлении заявок по данному критерию оценки возможно субъективное и не обоснованное присвоение баллов. Кроме того, отсутствие положительных отзывов и благодарственных писем  не свидетельствует о негативной деловой репутации.

Заказчик представил возражения, в которых указал, что с доводами жалобы не согласен, считает её необоснованной.

 

Комиссия Тамбовского УФАС России в результате рассмотрения жалобы, возражений на неё и материалов закупки пришла к следующим выводам.

1. Комиссия Тамбовского УФАС России признает довод Заявителя о  неправомерном объединении в один лот технологически и функционально не связанных между собой товаров и что это ограничивает круг потенциальных участников закупки необоснованным.

Рассматриваемая закупка осуществлена в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Частью 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» предусмотрено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 вышеуказанной статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - Положение о закупке).

Во исполнение указанной нормы Заказчиком утверждено Положение о закупке товаров, работ, услуг Тамбовского областного государственного автономного учреждения «Хоккейный клуб «Тамбов» (далее – Положение о закупках) (утверждено решением наблюдательного совета ТОГАУ «ХК Тамбов» от «26» декабря 2018 года).

Частью 1 статьи 1 Закона о закупках установлено, что целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Пунктом 1 части 2 статьи 3 Закона о закупках установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами равноправия, справедливости, отсутствием дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Частью 2 статьи 2 Закона о закупках установлено, что Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Пунктом 2.3.1 Положения о закупках Заказчика установлено, что конкурсная документация должна содержать сведения, предусмотренные пунктом 1.8.2 Положения.

Пунктом 1.8.2 Положения о закупках Заказчика установлено, что в документации о закупке обязательно указываются требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, их безопасности, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, размерам, упаковке, отгрузке товара, результатам работы, установленные Заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством РФ о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации в соответствии с законодательством РФ о стандартизации, и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара (выполняемой работы, оказываемой услуги) потребностям Заказчика.

Пунктом 3 закупочной документации установлен предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги, а также краткое описание предмета закупки (при необходимости), а именно: «Поставка спортивно-технологического оборудования для совершенствования спортивной подготовки по хоккею:

Наименование

Кол-во

Ед. изм.

1

Ворота хоккейные с сеткой

1

Комплект

2

Комплект интерактивных тренажеров с интегрированной единой системой аналитики: тренажер на технику приема и передачи шайбы, тренажер на технику работы с шайбой, тренажер на скорость реакции, тренажер на развитие точности и скорости броска

1

Комплект

3

Машина для подрезки льда у борта

1

Штука

4

Мишень для отработки ударов по воротам

1

Штука

5

Самоходная ледозаливочная машина

1

Штука

6

Станок для заточки коньков-электронный (профессиональный)

1

Штука

7

Станок универсальный для заточки ножей самоходной ледозаливочной машины

1

Штука

8

Тренажер для тренировки задних дельтовидных мышц груди, а также мышц плеча

1

Штука

9

Тренажер для тренировки всех мышц ног, путем приседаний с нагрузкой

1

Штука

10

Тренажер для тренировки широчайших мышц спины в положении сидя

 

1

Штука

11

Тренажер для жима ногами

 

1

Штука

12

Тренажер для отработки нападений

1

Штука

13

Тренажер для отработки прыжков

1

Штука

14

Тренажер для отработки удара

1

Штука

15

Тренажер для развития икроножных мышц

1

Штука

16

Тренажер для разгибания ног

1

Штука

17

Тренажер для тренировки мышц дельты и трицепса (жима от плеч)

1

Штука

18

Тренажер для тренировки большой грудной и малой грудной мышц, передней дельты, трицепса (жим от груди под наклоном)

1

Штука

19

Тренажер для тренировки бицепсов и мышц предплечья в положении сидя за партой

1

Штука

20

Тренажер для тренировки задней поверхности бедра и икроножных мышц

 

1

Штука

21

Тренажер для проработки прямой (фронтальной), а также латеральной (боковой) мышцы бедра путем разгибания ног сидя

1

Штука

22

Установка для сушки коньков и спортивного инвентаря на 100 пар коньков

1

Штука

23

Хоккейная беговая дорожка

1

Штука

24

Снаряд, предназначенный для страховки спортсмена при выполнении упражнений со штангой на больших весах, состоящий из четырех вертикальных стоек, которые соединены сверху и снизу

1

Штука

25

Тренажер для отработки скольжения

1

Штука

26

Электронный тренажер для отработки комплексного движения по обыгрышу соперника

1

Штука

27

Универсальное информационное табло

1

Штука

 

Таким образом, Заказчиком установлен печень товаров, которые являются единым комплексом оборудования для укрепления и расширения материально-технической базы для занятия хоккеем и формирования целостной системы физкультурных, спортивных и тренировочных мероприятий, способствующих развитию хоккея, а также достижения целей и задач Государственной программы Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года № 302. Перечень закупаемых товаров содержится в Приказе Минспорта России от 27.12.2019 N 1134 «Об утверждении перечня спортивно-технологического оборудования для совершенствования спортивной подготовки по хоккею, перечня спортивно-технологического оборудования для создания малых спортивных площадок, перечня спортивно-технологического оборудования для создания или модернизации физкультурно-оздоровительных комплексов открытого типа и (или) физкультурно-оздоровительных комплексов для центров развития внешкольного спорта, перечня спортивно-технологического оборудования для создания или модернизации футбольных полей с искусственным покрытием».

Согласно пояснениям Заказчика при подготовке к осуществлению закупки, был изучен рынок, направлены запросы коммерческих предложений потенциальным поставщикам. Было выявлено, что большая часть коммерческих предложений поставщиков, предлагают к поставке товары для комплексного оснащения спортивных сооружений, ледовых арен и т.д., а не отдельные единичные позиции.

Заявитель в своей жалобе также не указывает на невозможность поставки всех товаров предусмотренных закупочной документацией, а только лишь указывает на то, что поставкой некоторых товаров из установленного списка он не занимается, что не свидетельствует о невозможности для него их поставки в данном конкретном случае.

Кроме того, Заказчик в своих пояснениях, указывает на тот факт, что закупки с аналогичным предметом поставки (спортивно-технологического оборудования для совершенствования спортивной подготовки по хоккею) и перечнем товаров, включенных в один лот, торги по которым состоялись, контракты заключены, проводились более 30 раз. Победителями указанных закупок являлись разные хозяйствующие субъекты (более 13).

Данные обстоятельства также свидетельствует об отсутствии ограничения количества участников закупки.

2. Довод Заявителя об указании неверного кода ОКПД2 при проведении закупки, признается Комиссией Тамбовского УФАС России необоснованным.

По мнению Заявителя, Заказчик в конкурной документации неправомерно и неверно установил коды ОКПД2 закупаемых товаров, так все 27 наименований товаров, отнесены всего к трем кодам ОКПД2, а именно: ОКПД2 32.30.15.292 Инвентарь, включая тренировочный, для зимних видов спорта прочий, ОКПД2 29.10.52.190 Средства транспортные самоходные аналогичные, ОКПД2 32.99.53.120 Тренажеры для профессионального обучения.

Вместе с тем, Заявитель указывает, что, по позиции № 15 «Универсальное информационное табло» в общероссийском классификаторе продукции по видам экономической деятельности соответствует код ОКПД2 - 27.40.24.120 «Табло световые и аналогичные устройства», следовательно, Заказчиком не применены положения Постановления Правительства РФ от 16.09.2016 N 925 «О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами».

Установлено, что «Универсальное информационное табло», являющееся предметом закупки используется исключительно при игре в хоккей, о чем свидетельствуют установленные в описании объекта закупки требования о необходимых индикаторах: «Табло должно быть оснащено звуковой сиреной. Технические характеристики индикаторов: «Счет» - высота цифр не менее 500 мм, красное свечение; «Период» - высота цифр не менее 350 мл красное свечение; «Время» - высота цифр не менее 350 мм, красное свечение; «Удаление - информация представлена в виде «№ игрока» и «штрафное время» высота цифр не менее 210 мм, красное свечение; «команда» - текстовая строка».

Таким образом, товар «Универсальное информационное табло» является спортивным инвентарем и может быть отнесен к коду ОКПД2 - «Инвентарь для спортивных игр».

Доказательства неприменимости данного кода к названному товару Заявителем не представлены.

Вместе с тем, Комиссия Тамбовского УФАС России не обладает полномочиями по определению правомерности определения конкретного кода ОКПД2 при формировании Заказчиками информации об объекте закупки.

Согласно пункту 20 Порядка формирования информации, а также обмена информацией и документами между заказчиком и Федеральным казначейством в целях ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, утвержденного приказом Минфина России от 24 ноября 2014 г. N 136н, при формировании информации об объекте закупки указываются в том числе наименование объекта закупки (поставляемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг), указанное в контракте, код и наименование позиции Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (далее - ОКПД 2), соответствующий наименованию объекта закупки.

Код позиции по ОКПД 2, соответствующий наименованию объекта закупки, формируется в информационной системе автоматически после указания наименования позиции по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности.

Таким образом, Комиссия Тамбовского УФАС России считает, что данный товар правомерно отнесен к коду ОКПД2 32.30.15.292 как «Инвентарь, включая тренировочный, для зимних видов спорта прочий», поскольку разделение комплекта интерактивных тренажеров на разные товары с разными кодами ОКПД2 не обоснованно, ввиду того, что указанные тренажеры представляют собой комплект с интегрированной единой системой аналитики.

3. Довод Заявителя об установлении незаконных критериев оценки заявок по нестоимостным критериям (Деловая репутация) признается необоснованным.

В силу части 1 статьи 1 Закона о закупках целями его регулирования являются обеспечение необходимого качества и надежности выполняемых работ и услуг с учетом потребностей заказчиков.

Законом о закупках набор критериев и порядок их применения не закреплен, они определяются каждым заказчиком самостоятельно и устанавливаются в документации по конкретной закупке.

Согласно пункту 2.4.2 Положения о закупках критериями оценки заявок на участие в конкурсе могут быть:

1) цена;

2) качественные и (или) функциональные характеристики (потребительские свойства) товара, качество работ, услуг;

3) расходы на эксплуатацию товара;

4) расходы на техническое обслуживание товара;

5) сроки (периоды) поставки товара, выполнения работ, оказания услуг;

6) срок, на который предоставляются гарантии качества товара, работ, услуг;

7) деловая репутация участника закупок;

8) наличие у участника закупок производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и иных ресурсов, необходимых для поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг;

9) квалификация участника закупки;

10) квалификация работников участника закупки.

В соответствии с п. 2.4.3. Положения о закупках в конкурсной документации Заказчик должен указать не менее двух критериев из предусмотренных пунктом 2.4.2 Положения, причем одним из этих критериев должна быть цена. Для каждого критерия оценки в конкурсной документации устанавливается его значимость. Совокупная значимость выбранных критериев должна составлять 100 процентов.

Согласно пункту 2.4.6 Положения о закупках для оценки и сопоставления заявок по критериям, указанным в подпунктах 2, 7 - 10 пункта 2.4.2 Положения, в конкурсной документации устанавливаются:

1) показатели (подкритерии), по которым будет оцениваться каждый критерий;

2) минимальное и максимальное количество баллов, которое может быть присвоено по каждому показателю;

3) правила присвоения баллов по каждому показателю. Такие правила должны исключать возможность субъективного присвоения баллов;

4) значимость каждого из показателей.

В соответствии  с разделом 7 «Критерии и порядок оценки заявок на участие в конкурсе» конкурсной документации установлены следующие критерии оценки заявок.

№ п.п.

Критерий оценки заявок

Бальная оценка (максимальное количество баллов)

1

Цена договора

60

2

Деловая репутация

 

 

2.1. Наличие отзывов, благодарственных писем и иных документов, полученных от заказчиков

Оценивается в случае пред оставления следующих документов:

Копии отзывов, благодарственных писем и иных документов, полученных от заказчиков в течение одного года до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе, подтверждающих положительный опыт поставки аналогичных товаров.

Показатели, количество отзывов

Количество баллов

5 и более

20 баллов

1-4

10 баллов

0

0 баллов

 

40

2.2. Успешное исполнение обязательств по поставке аналогичных товаров

Успешное исполнение обязательств по поставке аналогичных товаров подтверждается следующими документами:

копия одного договора (контракта) на поставку товаров сопоставимого характера, с ценой договора (контракта) не ниже 80% начальной (максимальной) цены договора, копия документа, подтверждающего(их) поставку по договору (контракту) в полном объеме (акты, накладные и т.д.), при этом указанный договор (контракт) должен быть исполнен в течение трех лет до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе.

Копии договоров (контрактов) должны быть представлены в полном объеме со всеми приложениями, являющимися их неотъемлемой частью, в том числе дополнительными соглашениями.

 

Показатели

Количество баллов

Предоставление одного договора (контракта) на поставку товаров сопоставимого характера

20 баллов

Непредоставление одного договора (контракта) на поставку товаров сопоставимого характера

0 баллов

 

ИТОГО:

100

 

Таким образом, в конкурсной документации установлены 2 нестоимостных критерия оценки заявок:

«Наличие отзывов, благодарственных писем и иных документов, полученных от заказчиков» и «Успешное исполнение обязательств по поставке аналогичных товаров».

Установленные критерии оценки заявок соответствуют требованиям п. 2.4.2 Положения о закупках Заказчика.

Комиссия отмечает, что наличие опыта выполнения поставок и положительные отзывы позволяют судить о высоком качестве и надежности того или иного поставщика. Важным свидетельством качественной характеристики поставщика является не только количество набранных заказов, но и количество клиентов, готовых рекомендовать поставщика как добросовестного контрагента, дать положительный отзыв. Данный принцип учета подкритерия нельзя считать незаконным ввиду того, что для заказчика имеет значение не просто наличие опыта выполнения подобных поставок, а его положительный опыт. Так, наличие самого по себе договора с актом не свидетельствует, что претендент выполнил его качественно, надлежащим образом и в установленные по договору сроки.

Обоснованность учета отзывов при оценке опыта подтверждается и нормативно. Согласно ГОСТ Р 66.0.01-2015. Национальный стандарт Российской Федерации. Оценка опыта и деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности. Национальная система стандартов. Общие положения, требования и руководящие принципы (введен в действие Приказом Росстандарта от 10.07.2015 N 895-ст) имидж, характеризующийся восприятием субъекта предпринимательской деятельности клиентами и обществом в целом, определяют в зависимости от количества зафиксированных положительных отзывов клиентов о работе организации. Таким образом, и национальная система стандартов в области оценки опыта субъектов предпринимательской деятельности исходит из необходимости учета наличия благоприятных отзывов и благодарностей от заказчиков организации.

Таким образом, нарушения требований Закона о закупках и Положения о закупках Заказчика по установлению вышеуказанных критериев оценки заявок не установлено.

Комиссия отмечает, что за непредставление сведений, отсутствие отзывов, благодарственных писем и иных документов, полученных от заказчиков, а также за отсутствие успешного исполнения обязательств по поставке аналогичных товаров, отклонение заявки не предусмотрено.

Таким образом, в случае не представления документов характеризующих деловую репутацию участник закупки при оценки его заявки получил бы наименьший балл. Однако данное обстоятельство не препятствует участию в закупке и не ограничивает такое право.

В части довода заявителя о неясности понятия «аналогичные товары» Комиссия отмечает следующее.

С учетом того, что заказчиком действительно не уточнены параметры аналогичности, он обязан был трактовать его максимально широко. Таким образом, отсутствие конкретизации понятия «аналогичные товары» по сути расширяло возможности для участника представлять сведения об имеющемся опыте.

Также, Комиссия Тамбовского УФАС России отмечает, что Заявитель был вправе обратиться за разъяснением того, что подразумевается под поставкой «аналогичных товаров» к Заказчику. Однако, это им сделано не было.

Таким образом, основания считать требования, установленные в конкурсной документации ограничивающими количество участников закупки отсутствуют.

На основании изложенного, Комиссия Тамбовского УФАС России приходит к выводу о необоснованности доводов жалобы Заявителя.

На основании вышеизложенного и руководствуясь статьей 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия Тамбовского УФАС России,

 

РЕШИЛА

 

Признать жалобу ООО «Альфа-Спорт» необоснованной.

 

 

Днем принятия решения считается дата его изготовления в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Тамбовской области, находящийся по адресу: 392000 г. Тамбов, ул. Пензенская, 67/12.

 

Председатель комиссии

Е.А. Гречишникова

 

 

Члены комиссии

С.В. Мазаева

 

К.И. Мурзин

 

А.А. Абанкин

Исп. Абанкин А.А., Тел. (4752) 72-93-54

Связанные организации

Связанные организации не указаны