Определение б/н ОПРЕДЕЛЕНИЕ О НАЗНАЧЕНИИ ДЕЛА № 068/01/10-178/2019 О НАРУШЕН... от 24 апреля 2019 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

Ответчик:

АО "Газпром газораспределение Тамбов"

392000, г. Тамбов, ул. Московская, 19д

 

Заявитель:

<…>

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

О НАЗНАЧЕНИИ ДЕЛА № 068/01/10-178/2019 О НАРУШЕНИИ

АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

К РАССМОТРЕНИЮ

 

24 апреля 2019 года                                                                                           г. Тамбов

 

Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства Колодина Н.Н.,

 

УСТАНОВИЛ:

 

в Тамбовское УФАС России поступило обращение гражданина (вх. от 21.01.2019) с дополнением (вх. от 06.02.2019 № 702н) о проведении проверки по факту установления АО «Газпром газораспределение Тамбов» в договоре на техническое обслуживание и ремонтные работы видов услуг: «технический осмотр состояния надземных газопроводов (протяженностью трассы менее 100 м)» и «оформление результатов обхода трассы газопровода» с периодичностью оказания услуг 4 раза в год, а также установления в договоре вида услуги «техническое обслуживание отопительного прибора» с периодичностью оказания услуги 2 раза в год и взимание платы за техническое обслуживание раньше, чем услуга оказывается.

В результате проведенной проверки установлено следующее.

АО "Газпром газораспределение Тамбов" направило в адрес заявителя договор на техническое обслуживание и ремонтные работы № 19-4-3610-05-00383 от 28.12.2018 в отношении объектов газораспределения и газопотребления гаража, расположенного по адресу: Тамбовская область, Кирсановский район, п. Тоновка, ул. Фестивальная.

В приложении № 1 к указанному договору установлены перечень и количество оказываемых услуг:

1) техническое обслуживание отопительного прибора (АОГВ – аппарат отопительный газовый водонагревательный; отопительный котел; накопительный газовый водонагреватель; газовый бойлер) с краном на отпуске перед прибором, с периодичностью оказания услуги 2 раза в год;

2) технический осмотр состояния надземных газопроводов (протяженностью трассы менее 100 м), с периодичностью оказания услуги 4 раза в год;

3) оформление результатов обхода трассы газопровода, с периодичностью оказания услуги 4 раза в год;

4) техническое обслуживание крана на надземном газопроводе диаметром до 50мм, с периодичностью оказания услуги 1 раза в год.

АО "Газпром газораспределение Тамбов" представило пояснения от 19.02.2019 № ДП-0405/1206, от 14.03.2019 № 0105-0405/1800 и от 28.03.2019 № ДП-0405/2106, в которых указало, что технический осмотр состояния надземных газопроводов (протяженностью трассы менее 100 м) осуществляется четыре раза в год с выполнением внешнего осмотра и очистки от загрязнений наружных газопроводов, арматуры, компенсаторов и креплений, проверки их окраски, выявлением утечек газа. Расчет стоимости услуги «Технический осмотр состояния надземных газопроводов (протяженностью трассы менее 100 м)» исчислен для усредненной протяженности газопровода для диапазона от 0 м до 100 м – 50 м. Норма времени по данной позиции рассчитана на основании пункта 3.1.1.1 Обход и осмотр трассы газопроводов «Типовых норм времени на техническое обслуживание и ремонт оборудования газового хозяйства» 1987 года «Обход и осмотр трассы газопроводов на 1 км.» и составляет 0,0485 чел-час (0,97 чел-час / 1000 м. х 50 м.).

Также АО "Газпром газораспределение Тамбов" указало, что согласно пункту 6.2.7 ГОСТ Р 54983-2012 «Системы газораспределительные. Сети газораспределения природного газа. Общие требования к эксплуатации. Эксплуатационная документация» технический осмотр подземных и надземных газопроводов должен проводиться в сроки, обеспечивающие безопасность их эксплуатации, но не реже приведенных в таблице 1. Пунктом 3 примечания таблицы 1 установлено, что сроки проведения технического осмотра газопроводов, указанных в графах 1 – 3 (стальные надземные), при сроке службы газопроводов менее 15 лет устанавливаются эксплуатационной организацией самостоятельно с учетом их технического состояния.

По данным АО "Газпром газораспределение Тамбов" оформление результатов обхода трассы газопровода является самостоятельной операцией, осуществляется четыре раза в год с оформлениями записей в эксплуатационных журналах газопроводов, что соответствует требованиям пункта 6.2.13 ГОСТ Р 54983-2012, а также согласуется с рекомендациями АО «Гипрониигаз». Количество оформленных результатов обхода трассы газопровода должно быть равно количеству проведенных технических осмотров газопроводов. В независимости от протяженности газопровода цена на оформление результатов обхода трассы газопровода является фиксированной.   

Согласно пункту 6.2.7 ГОСТ Р 54983-2012 «Системы газораспределительные. Сети газораспределения природного газа. Общие требования к эксплуатации. Эксплуатационная документация» технический осмотр подземных и надземных газопроводов должен проводиться в сроки, обеспечивающие безопасность их эксплуатации, но не реже приведенных в таблице 1. Согласно пункту 2 таблицы 1 сроки проведения технического осмотра надземного газопровода со сроком службы свыше 15 лет – 1 раз в 6 месяцев (то есть два раза в год).

Пунктом 3 примечания к таблице 1 пункта 6.2.7 ГОСТ Р 54983-2012 установлено, что сроки проведения технического осмотра газопроводов, указанных в графах 1 – 3 (стальные надземные), при сроке службы газопроводов менее 15 лет устанавливаются эксплуатационной организацией самостоятельно с учетом их технического состояния.

Также пунктом 7.1.1 ГОСТа Р 54961-2012 "Системы газораспределительные. Сети газопотребления. Общие требования к эксплуатации. Эксплуатационная документация" установлено, что техническое обслуживание наружных и внутренних газопроводов жилых и многоквартирных домов, общественных и административных зданий должно проводиться не реже одного раза в три года.

Однако, из действий АО "Газпром газораспределение Тамбов" следует, что оно определило проведение технического осмотра состояния надземных газопроводов значительно чаще, чем минимально необходимо по схожим обстоятельствам и более опасным объектам ГОСТа Р 54983-2012, ГОСТа Р 54961-2012, при этом никаких обоснований такой необходимости не приводит. Какая-либо зависимость от технического состояния рассматриваемых объектов Обществом также не установлена.   

Согласно пункту 6.2.13 ГОСТ Р 54983-2012 результаты проверки охранных зон и технического осмотра газопроводов должны оформляться записями в эксплуатационных журналах газопроводов по форме, приведенной в Приложении И.

АО "Газпром газораспределение Тамбов" сообщило, что результаты обхода трасс заносятся в «Эксплуатационный журнал газопроводов по маршруту» службы подземных газопроводов и промышленных предприятий общества и представило эксплуатационный журнал газопроводов филиала АО «Газпром газораспределения Тамбов» в г. Кирсанове.

Таким образом, АО «Газпром газораспределения Тамбов» оформляет результаты обхода трассы в отношении своих газопроводов, а в отношении газопроводов, находящихся во владении заказчиков, результаты обхода трассы не оформляются, заказчику не передаются, но плата за это предусмотрена в безусловном порядке.

Согласно пункту 6.2 договора на техническое обслуживание и ремонтные работы № 19-4-3610-05-00383 от 28.12.2018 по окончании оказания услуги Исполнитель (АО «Газпром газораспределения Тамбов») направляет в адрес Заказчика акт приемки оказанных услуг для подписания, который является основанием для проведения окончательных расчетов между Сторонами.

На запрос Тамбовского УФАС России АО «Газпром газораспределения Тамбов» акты приемки оказанных услуг не представлены, как и сведения об их вручении заказчикам, а направлен эксплуатационный журнал газопроводов филиала АО «Газпром газораспределения Тамбов» в г. Кирсанове, в котором никаких подписей потребителей нет.

АО «Газпром газораспределения Тамбов» не обосновало необходимость оформления результатов обхода трассы газопровода, находящегося во владении заказчика, и потребительской ценности для абонентов этой услуги, которая стоит дороже самого технического осмотра состояния надземных газопроводов.

Согласно пункту 7.2.1 ГОСТа Р 54961-2012 "Системы газораспределительные. Сети газопотребления. Общие требования к эксплуатации. Эксплуатационная документация" техническое обслуживание газоиспользующего оборудования должно производиться с периодичностью, установленной изготовителями, но не реже, чем в сроки, установленные настоящим стандартом.

Пунктом 7.2.2 ГОСТа Р 54961-2012 установлено, что техническое обслуживание бытовых газовых плит, конвекторов и водонагревателей с единичной тепловой мощностью до 30 кВт включительно, теплогенераторов с единичной тепловой мощностью до 50 кВт включительно должно производиться со следующей периодичностью:

- при сроке эксплуатации не более 15 лет - в соответствии с требованиями предприятий-изготовителей, а при отсутствии требований - не реже одного раза в три года;

- при сроке эксплуатации более 15 лет - не реже одного раза в год.

Техническое обслуживание водонагревателей с единичной тепловой мощностью свыше 30 кВт, теплогенераторов с единичной тепловой мощностью свыше 50 до 100 кВт включительно, отопительных водогрейных секционных котлов должно производиться в соответствии с требованиями предприятий-изготовителей, а при отсутствии требований - не реже одного раза в год независимо от срока эксплуатации.

Из действий АО "Газпром газораспределение Тамбов" следует, что оно определило проведение технического обслуживания отопительного прибора значительно чаще, чем минимально необходимо по схожим обстоятельствам и более опасным объектам ГОСТа Р 54961-2012, при этом никаких обоснований такой необходимости не приводит.

Согласно пункту 6.1 договора на техническое обслуживание и ремонтные работы № 19-4-3610-05-00383 от 28.12.2018 Заказчик обязан производить оплату за оказанные услуги в течение 10 дней после подписания акта приемки оказанных услуг.

АО «Газпром газораспределения Тамбов» выставляет счета-фактуры по техническому обслуживанию объектов газораспределения и газопотребления в начале каждого квартала, то есть до начала оказания услуги и подписания акта приемки оказанных услуг, при том, что в дальнейшем никакой контроль потребителем факта и качества оказания услуг невозможен.

На основании изложенного действия АО "Газпром газораспределение Тамбов" при заключении договора на техническое обслуживание и ремонтные работы объектов газораспределения и газопотребления содержат признаки ущемления интересов заявителя и могут привести к ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, так как указанные действия применяются ко всем потребителям услуг по техническому обслуживанию объектов газораспределения и газопотребления. 

Частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006  №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) установлен запрет на действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Согласно части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции, доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.

Как следует из анализа состояния конкурентной среды на рынке оказания услуг по техническому обслуживанию объектов газораспределения и газопотребления доля АО «Газпром газораспределение Тамбов» на рынке составляет 86 %, и общество занимает доминирующее положение на данном рынке.

Следовательно, АО "Газпром газораспределение Тамбов" обязано соблюдать ограничения, установленные антимонопольным законодательством.

Таким образом, в действиях АО "Газпром газораспределение Тамбов" содержатся признаки нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

На основании изложенного издан приказ Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 22.04.2019 № 19 о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения АО «Газпром газораспределение Тамбов» (адрес: 392000, г. Тамбов, ул. Московская, 19д)  части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», руководствуясь частью 13 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

ОПРЕДЕЛИЛ:

 

1. Назначить дело № 068/01/10-178/2019 к рассмотрению на 27.05.2019 в 11-00 часов по адресу: г. Тамбов, ул. Державинская, 1 (3 этаж, левое крыло, комната 360).

2. Привлечь к участию в рассмотрении дела в качестве:

ответчика - АО «Газпром газораспределение Тамбов» (ИНН 6832003117, КПП 682901001, ОГРН 1026801221810, адрес: 392000, г. Тамбов, ул. Московская, 19д);

заявителя - <>.

 

3. АО «Газпром газораспределение Тамбов» представить в срок до 23 мая 2019 года следующие документы и сведения (копии должны быть заверены надлежащим образом):

- письменную позицию по указанным обстоятельствам с приложением копий подтверждающих документов.

 

Явка лиц участвующих в деле или их представителей (с доверенностью на участие в рассмотрении дела) обязательна.

 

 

Председатель Комиссии                                                                            Н.Н. Колодина

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны