Решение №СМ/3747/23 Решение по делу 068/05/5-584/2023 от 19 сентября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

<...>

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 068/05/5-584/2023 о нарушении законодательства

Российской Федерации о рекламе

 

Резолютивная часть решения объявлена «11» сентября 2023 года.

Решение изготовлено в полном объеме «19» сентября 2023 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области по рассмотрению дела по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии – врио руководителя управления С.В. Мазаева;

члены Комиссии: заместитель начальника отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Попова Н.В, специалист 1 разряда организационно-финансового отдела Рябова К.С.,

рассмотрев дело № 068/05/5-584/2023 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения недостоверной рекламы,

в отсутствие ИП <...>, извещенного надлежащим образом,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Тамбовским УФАС России в ходе осуществления государственного контроля за соблюдением участниками рекламной деятельности законодательства Российской Федерации о рекламе в августе 2023 года установлено, что при входе в помещение магазина «Тамбовский садовод» по адресу: г. Тамбов, ул. Интернациональная, 36 с боку на внешней стене размещена рекламная конструкция следующего содержания: «Лучшая цена. Обувь, брюки, портфели, пакеты, ремни, кроссовки, масхалаты, трусы, рубашки, майки, кошельки, чехлы для телефонов, шапки, платки».

Установлено, что лицом, в чьих интересах распространяется указанная реклама является ИП <...>.

Определением (исх. от 11.08.2023 № ЕГ/3203/23) от 11.08.2023 ИП <...> привлечен к участию в рассмотрении дела в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения рекламного законодательства Российской Федерации.

ИП <...> письмом от 05.09.2023 (вх. от 06.09.2023 № 5529/23) сообщил, что учитывая простоту технологии нанесения на стекло информации изготовленной из самоклеящейся пленки типа – «ORACAL», в начале июля 2023 года в розницу было приобретено небольшое количество самоклейки, которую ИП <...> самостоятельно разместил, вырезал и наклеил самоклейку на стекло у двери входа в магазин «Тамбовский садовод». После получения определения Тамбовского УФАС России фраза «Лучшая цена» была незамедлительно убрана, что подтверждается прилагаемой фототаблицей. Фраза – «Лучшая цена» была указано ИП <...>, так как магазин предлагает указанный товар по самым низким ценам в регионе, и предприниматель не знал, что данный факт необходимо подтверждать доказательным образом со ссылкой на подтверждающий компетентный источник. То есть, не предполагал наличия в этом признаков недобросовестной рекламы, однако после указания на этот факт, незамедлительно удалил данную фразу.

 

Проанализировав материалы дела, Комиссия Тамбовского УФАС России пришла к следующим выводам.

Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе», (далее – Закон о рекламе) реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Рассматривая информация, размещенная у входа в магазин «Тамбовский садовод» по адресу: г. Тамбов, ул. Интернациональная, 36, с учетом целевой направленности и манеры исполнения является рекламой, поскольку отвечает по всем признакам рекламы, установленным пунктом 1 статьи 3 Закона о рекламе.

Размещенная реклама за счет указания на лучшие цены формирует интерес у потребителей к магазину «Тамбовский садовод», реализуемым им товарам. Цены на товары – один из ведущих факторов конкурентной борьбы, поэтому указание на лучшие цены привлекает внимание потребителей к объекту рекламирования и способно сформировать интерес потребителей к рекламируемому магазину и его ассортименту.

В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе объект рекламирования – товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Согласно пункту 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

В рекламе магазина «Тамбовский садовод» содержится следующее утверждение: «Лучшая цена».

В соответствии с пунктом 29 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе», информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.

В связи с этим использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например, путем употребления слов "лучший", "первый", "номер один", должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение.

Поэтому реклама, не сопровождаемая таким подтверждением, должна считаться недостоверной как содержащая не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, изготовленными другими производителями или реализуемыми другими продавцами.

Таким образом, для утверждения в рекламе «самый», «лучший», «первый» необходимо наличие оснований, позволяющих судить о данном превосходстве.

Рассматриваемая реклама создает впечатление, что указание в рекламе сравнительной характеристики, путем употребления слова «лучшая цена» обладает более высокими достоинствами и преимуществами по отношению к другим ценам конкурентов.

Вместе с тем, указанная реклама не содержит критерия, по которому осуществлялось сравнение и который имеет объективное подтверждение.

Таким образом, рассматриваемая реклама не соответствует требованиям, установленных пунктом 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе.

Согласно пункту 4 статьи 3 Закона о рекламе реклама не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.

Согласно части 6 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований, установленных частью 3 статьей 5 Закона о рекламе несет рекламодатель.

В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Закона о рекламе рекламодатель изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

На основании изложенного, а также имеющихся в материалах дела документов и пояснений, в соответствии со статьей 3 Закона о рекламе рекламодателем рассматриваемой рекламы является ИП <...>.

ИП <...> (вх. от 06.09.2023 № 5529/23) сообщил, что указанная реклама размещалась с начала июля 2023 года и представил фототаблицу об устранении нарушения рекламного законодательства.

Таким образом, нарушение требований законодательства о рекламе прекращено.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о рекламе, пунктами 42-48 «Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2020 г. № 1922, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ненадлежащей рекламу следующего содержания: «Лучшая цена. Обувь, брюки, портфели, пакеты, ремни, кроссовки, масхалаты, трусы, рубашки, майки, кошельки, чехлы для телефонов, шапки, платки» размещавшуюся с начала июля 2023 года по 06.09.2023 года при входе в помещение магазина «Тамбовский садовод» с боку на внешней стене по адресу: г. Тамбов, ул. Интернациональная, 36, поскольку при её распространении нарушены требования пункта 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе.

2. Предписание не выдавать, в связи с прекращением нарушения.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тамбовского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении рекламодателя ИП <...>.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в течение трех месяцев.

 

 

Председатель Комиссии С.В. Мазаева

 

Члены Комиссии Н.В. Попова

 

К.С. Рябова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исп.Рябова К.С.

тел.8-4752-72-93-54, 068-112

 

 

2023-4040

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны